G80.0 Спастическая тетраплегия 2

Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.

Причина любых церебральных параличей — патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга[1]. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей — во времени возникновения и связанном с этим нарушении редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых.

Термин «детский церебральный паралич» не следует смешивать с термином «детский паралич» — устаревшим обозначением последствий эпидемического полиомиелита.

Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1853 году он опубликовал труд под названием «On the nature and treatment of the deformities of the human frame». В 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтл заявил что асфиксия, вызванная патологией в родах, приводит к повреждению нервной системы (он имел ввиду спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Тем самым он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия. В течение длительного времени она называлась болезнью Литтле. В 1889 году не менее выдающийся сэр Ослер опубликовал книгу «The cerebral palsies of children», введя термин церебральный паралич (в его англоязычном варианте — cerebral palsy) и показал, что нарушения касаются полушарий головного мозга, а не повреждений спинного мозга. Вслед за Литтлом, в течение более чем века, основной причиной ДЦП считалась асфиксия в родах. Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода.

Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и некоторыми вариантами умственной отсталости и эпилепсии. В 1893 году им был введён термин «детский церебральный паралич , а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связаны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным постнеонатальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. Классификация ДЦП по Фрейду (из монографии «Детский церебральный паралич») (1897): 1) гемиплегия, 2) церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич): генерализованная ригидность (болезнь Литтла), параплегическая ригидность, двусторонняя гемиплегия, генерализованная хорея и двойной атетоз. На территории России часто применяется классификация детского церебрального паралича по К. А. Семеновой (1973).

6 стр., 2980 слов

Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду

... привыкания условиям содержание детского сада сделан в затрудне отечественной литературе. В последние связи годы среднюю все более ... войти в детский косредней ллектив адаптации. А при условии, что ребенок до 2-3 лет данной практически ... устные сопровождения нормальная адаптации дошкольника к тации условиям детского образовательного данного учреждения именно. Теоретико-методологическое возраста основание ...

В настоящее время, по МКБ-10[2] используется следующая классификация:

(При большей выраженности двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин «двусторонняя гемиплегия»)

G80.0 Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является селективный некроз нейронов и перивентрикулярная лейкомаляция; у доношенных — селективный или диффузный некроз нейронов и парасагиттальное поражение мозга при внутриутробной хронической гипоксии. Клинически диагностируется спастическая квадриплегия (квадрипарез; более подходящий термин[3], по сравнению с тетраплегией, так как заметные нарушения выявляются примерно одинаково во всех четырёх конечностях), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения. У 50 % детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

G80.1 Спастическая диплегия

(«Тетрапарез со спастикой в ногах», по Michaelis)

G80.1 Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов).

При этом, в отличие от спастической квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), с мышечной спастикой заметно преобладающей в ногах. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация).

16 стр., 7808 слов

Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста ...

... для обучения детей, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата .1 Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией ... детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Задачи: 1. Анализ литературных источников по данной теме; . Изучение понятия, причин и форм нарушения двигательной сферы дошкольника диагностика; . Выявление особенностей развития ...

Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

G80.2 Гемиплегическая форма

G80.2 Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети сгемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальныеэпилептические приступы.

G80.3 Дискинетическая форма

(используется и термин «гиперкинетическая форма»)

G80.3 Одной из самых частых причин данной формы является перенесённая гемолитическая болезнь новорождённых, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — дистонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.

G80.4 Атаксическая форма

(раннее использовался и термин «атонически-астатическая форма»)

G80.4 Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врождённой аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).

5 стр., 2125 слов

Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга 2

... поведения, снижения интеллектуальныхспособностей обусловлены дефектами развития головного мозга до рождения. НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГОМОЗГА. Оценка состояния головного мозгаприжизненно может осуществляться при помощи ... в ранние периоды онтогенеза. ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЫРАЖЕННОЕВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА. Факторы, приводящие к уменьшенной ...

При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

G80.8 Смешанные формы

G80.8 Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных).

G80.9 Неуточнённая форма

G80.9

Выделяют, ориентировочно, стадии:

1. Ранняя: до 4-5 месяцев

2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет

3. Поздняя резидуальная: с 3 лет

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).[4]

Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.

Основными причинами являются:

  • нарушение развития головного мозга
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза
  • гипоксически-ишемические поражения головного мозга
  • внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные[5])
  • несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых
  • травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
  • инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде
  • токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)
  • Ятрогенные причины

Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.

Профилактика детского церебрального паралича заключается в профилактике и своевременной терапии вышеописанных основных причин. Важно раннее выявление, наблюдение за группами риска (наличие хронической артериальной гипертензии, ожирения, хронического пиелонефрита у женщины) и адекватная терапия плацентарной недостаточности (с развитием или без развития гестоза) — как одной из самых частых причин, выбор надлежащего способа ведения родов.

Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности. Основной способ коррекции спастических двигательных расстройств при ДЦП: онтогенетически последовательное становление двигательных функций путём последовательной стимуляции цепных установочных выпрямительных рефлексов при ослаблении патологический миелэнцефальной постуральной активности рефлекс-запрещающими позициями.

При современном развитии технологий, детям с ДЦП можно помочь справиться с заболеванием и сделать их жизнь более яркой и полноценной. Метод «Адели» — наиболее эффективное на сегодняшний день средство реабилитации больных (до 98%) с нарушениями позы и двигательной активности церебрального происхождения:

 

Разработанный ООО «АЮРВЕДА» специальный лечебный костюм «Адели», напоминающий одежду космонавтов, позволил определить новое эффективное направление в лечении детского церебрального паралича и других форм двигательных нарушений человека неврологического происхождения. Группа ученых и врачей в течение последних 20 лет осуществляет результативное лечение больных детским церебральным параличом на резидуальной стадии. Курс лечения методом продолжается 3-4 недели (3 — 4 часа ежедневно) и в основном состоит в выполнении больным ряда движений, включающих ходьбу. Лечебный костюм «Адели» способствует нормализации позы и движений пациента, что обеспечивает постепенное ослабление и разрушение патологических синергий скелетной мускулатуры. Следствием этого является становление нового стереотипа работы центрального звена двигательного анализатора.

Эти факты определяют пути перспективных исследований, а также дают веские основания к распространению этого совершенно безопасного метода лечения.

Костюм Адель известен во многих странах мира. Появился он в медицине довольно-таки давно и появился из космоса: костюм «Адели» был сделан на основе костюма «Пингвин», предназначенного для защиты космонавтов от космоса и неблагоприятного воздействия невесомости. Этот костюм Адели перераспределяет нагрузку на суставы и мышцы, образуя «виртуальный» мышечный каркас.

Нервная центральная система устроена очень сложно и в то же время просто. Многие знают, что развитие ДЦП связанно с гибелью некоторой части нервных клеток в районе двигательного центра, но не каждый знают, что функции этих клеток при создании нужных условий могут взять на себя другие клетки, находящиеся в как бы «спящем» состоянии. Лечебный эффект от костюма «Адели» связан с тем, что при создании нагрузки на определенные группы мышц эти мышцы начинают посылать в головной мозг импульсы, активирующие клетки двигательного центра.

В итоге разрушаются цепи патологических рефлексов, создаются цепи рефлексов «правильных». После нескольких курсов реабилитации с использованием костюма «Адели» эти цепи становятся очень прочными, в итоге эффект от реабилитациисохраняется в течение длительного времени. И именно поэтому костюм «Адели» является отличным методом реабилитации ДЦП у детей.

В комплект костюма «Адели» входят: жилет, шорты, налокотники, наколенники, кистевые опоры, петельная система для обуви, шапочка, комплект эластичных тяг, шнуровочная тесьма и инструкция.

Противопоказания к костюму «Адели»: Злокачественные новообразования в активной фазе, Кахексии любого происхождения, Заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации, Вывихи и подвывихи, дисплазия тазобедренных суставов, Острые инфекционные заболевания, Болезнь Дауна с тяжелыми висцеральными нарушениями, ДЦП с грубой задержкой психомоторного развития, Обширные трофические язвы и пролежни, острые и хронические инфекционные заболевания, в т. ч. туберкулез, ВИЧ-инфекция, Олигофрения в степени идиотии, Хронические кожные заболевания, Эпилепсия в приступном периоде.

Основной смысл методики применения костюма «Адели» заключается в активном направленном воздействии на пораженные двигательные центры головного мозга с целью разрушения сложившихся патологических стереотипов движения и их замена нормализованными движениями.

Конструкция костюма «Адели» позволяет:

1. Исправить позу и соотношение частей тела по отношению к друг другу, сохраняя двигательную активность

2.      Создать продольную осевую нагрузку на пациента.

3.      Затруднить или облегчить отдельные виды движения.

4.      Создать эластичный каркас с сохранением функции движения.

5.      Частично компенсировать отсутствующую функцию мышц.

6.      Способствовать общей физической тренировке.

Постепенно занятия в костюме «Адели» приводят к разрушению сложившихся патологических  содружественных движений и формированию новых, более правильных.

Как следствие, двигательное развитие оказывает мощное влияние на формирование речи, психики, интеллекта.

Исходя из вышеизложенного, можно определить круг задач, решение которых возможно с помощью нагрузочного костюма  «Адели»:

1.      Одномоментная коррекция положения частей тела.

2.      Разрушение патологических содружественных движений.

3.      Выработка близкого к физиологическому стереотипу движения.

Курс коррекции состоит из ежедневных занятий в костюме «Адели» в течение трех-четырех недель.

Занятия в костюме «Адели» начинаются с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от сеанса к сеансу в зависимости от состояния пациентов.

Длительность занятий также увеличивается от 20-30 минут в начале курса до 40 минут в конце курса, включая перерывы на отдых.

При применении костюма «Адели» в режиме выраженных физиологических нагрузок необходимо следить за адекватностью этой нагрузки возможностям больного.

Показания к применению лечебного костюма «Адели»:

1. Все формы Детского Церебрального Паралича, за исключением двойной гемиплегии.

2.      Последствия черепно-мозговых травм в виде парезов, мозжечкового и гиперкинетического синдрома, нарушениях речи.

3.      При отсутствии противопоказаний лечебный костюм можно применять в восстановительном периоде после нарушений мозгового кровообращения.

Противопоказаниями являются:

1.      Судорожные приступы в течение последних 6 месяцев, стойкое снижение порога судорожной активности на Электроэнцефалограмме.

2.      Патология поведения и эмоционально-волевых реакций.

3.      Вывих тазобедренных суставов, выраженный подвывих этих суставов.

4.      Грыжи Шморля и другие нарушения позвоночника.

5.      Пороки сердца различной этиологии.

6.      Хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения.

7.      Острые инфекционные заболевания.

8.      Выраженный  гипертензионно-гидроцефальный синдром.

9.      Артериальное давление выше 140/90 мм рт. ст.

Пример из дипломной работы специалиста по воздействию курса занятий в костюме «Адели» на ребенка:

Лена г., 15 лет

Диагноз: ДЦП спастическая диплегия, поза тройного сгибания в суставах нижних конечностей.

Назначение: рефлекторно-нагрузочный костюм «Адели»

Задачи:

1. Коррекция позы

2. Укрепление мышц нижних конечностей и спины

3. Коррекция ходьбы

Нагрузка: ежедневно по 30 минут 15 занятий

Схема коррекции:

Осевые стабилизаторы тела

Дублирование 4-рех главой мышцы бедра

Дублирование тыльных сгибателей стопы

Коррекция избыточного отведения стоп

Растяжение грудных мышц

Реакция на нагрузку:

1.      Астенический тип реакции на нагрузку в начале курса и нормотонический тип реакции на нагрузку в конце курса.

2.      Нормализация показателей пульса в течение курса

3.      Нормализация показателей артериального давления в течение курса

4.      уменьшение времени восстановления пульса и артериального давления

Результаты работы:

1. Увеличение ширины шага по всем направлениям

2. Облегчение походки

3. Увеличение продолжительности ходьбы

4. Улучшение равновесия в ходьбе

5. Незначительное улучшение позы

Рекомендации:

 Повтор курса через 2 месяца для продолжения работы над позой тройного сгибания.

Методика. Перед проведением курса специалист по ЛФК совместно с врачом нервопатологом и ортопедом разрабатывают план курса лечения, учитывая форму ДЦП, степень выраженности патологии, общее состояние больного и т.п.. Все эти показатели определяют максимально возможное время пребывания в лечебном костюме, а суть нашего экспериментального исследования состоит как раз в том, чтобы максимально использовать лечебные свойства костюма «Адели». Для этого нами стали применяться костюм не обособленно, а на всех ступенях занятий ЛФК. Ребенок не просто выполнял упражнения в костюме, а ходил в нем, занимался на тренажере Дикуля, работал с мячом, качалками и т.д..

Этому предшествует тщательный массаж для расслабления спастических групп мышц. Локализация их зависит от формы ДЦП. В широком применении костюма есть один важный методологический момент: определение того, будут ли данные мышцы, которым адресовано воздействие, реагировать нормализацией тонуса — сопротивлением в ответ на приложение силы, оказываемой амортизатором, или же ответят лишь пассивным растяжением. В ходе занятий необходим постоянный визуальный контроль: походка больного, установка его стопы в положении стоя и при ходьбе должны постоянно корректироваться методистом, чтобы не зафиксировался другой, но также патологический вид движения.

Первые сеансы пациенты находятся в костюме15-20 минут, в зависимости от физического состояния. Затем время может быть увеличено без ущерба для сердечно-сосудистой системы до 2-х часов с перерывами по 2-5 минут.

Нами разработан и использовался комплекс упражнений, которые выполняются непосредственно в костюме. Эти комплексы располагаются в порядке возрастающей сложности.

1 Комплекс:

Упражнения

Подходы

Повторения

Подъем плеч сидя

1-3

10-30

Стоя, подъем рук через стороны вверх

1-3

10-30

Стоя наклоны вперед, руки в стороны

1-3

10-30

Подъем ног поочередно сидя на стуле

1-3

10-30

Сгибание туловища из положения лежа

1-3

10-30

Подъем на носки стоя

1-3

10-30

Подъем согнутых ног поочередно из положения стоя

1-3

10-15

Ходьба по лестнице

1-3

1,5-3 мин

2 Комплекс:

Наклоны вперед с отягощением

1

15-20

Из положения лежа на спине, подъемы туловища, руки за головой

1

15-20

Наклоны туловища в стороны с отягощением

1

15-25

Из положения лежа на спине, подъем согнутых ног до вертикали с опусканием не касаясь пола

1

15-25

Разведение рук в стороны с отягощением лежа

2-3

10-15

Разведение рук в стороны с отягощением стоя

2-3

10-15

Поочередное сгибание рук с отягощением стоя

2-3

10-15

Приседание

2-3

10-15

3 Комплекс: (упражнения на тренажере Дикуля)

Приседание с отягощением

3

8-10

Жим лежа на тренажере

3

8-10

Сгибание голени лежа на тренажере

1

8-12

Разгибание голени сидя на тренажере

1-2

8-12

Тяга на блоке сверху

1-2

8-12

Разведение рук стоя

1-2

8-12

Тяга на блоке сидя в позе гребца

2-3

8-12

Упражнения для мышц живота

1-2

10-15-25

Результаты. Многолетний опыт работы в санатории для детей больных ДЦП позволил разработать методику реабилитации пациентов. Отмечено ее благоприятное воздействие на состояние пациентов, их двигательной возможности. Наиболее ярко это сказалось на уменьшении степени выраженности парезов (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели состояния выраженности парезов у детей после систематических занятий.

Сильно выраженные распространенные парезы

Умеренно выраженные парезы

Слабо выраженные с небольшой протяженностью

До применения ЛФК, чел.

После

До

После

До

После

8

22

16

8

22

Эти улучшения сопровождались уменьшением или исчезновением синкинезий и нормализацией тонуса мышц. У многих детей улучшилась динамика и координация движений, исчезла или уменьшилась неустойчивость в позе Ромберга, восстановилась возможность выполнения пальценосовой и коленопяточной проб. Прогрессирующее улучшение позволило некоторым детям даже кататься на велосипеде. Благоприятное влияние применения костюма выразилось в уменьшении степени косоглазия, улучшении подвижности мимической мускулатуры лица, повышении четкости речи и силы голоса. Появилась тенденция к нормализации сухожильных рефлексов и исчезновению патологических знаков, уменьшению вегето-сосудистых расстройств.

Резко изменилось в лучшую сторону психическое состояние больных. У детей появилась уверенность в себе, желание учиться и общаться со сверстниками (Таблица 2).

В нашем исследовании корректурные пробы проводились для определения концентрации и устойчивости внимания, поскольку эти способности способствуют овладению как бытовыми, так и физическими навыками. Применялся печатный текст, состоящий из различных буквенных знаков одинакового размера. По окончании работы с текстом определялись по формулам показатели концентрации и устойчивости внимания. Тестирование до и после лечения выявило улучшение результатов по данным подсчета показателей Еср около 20%.

Таблица 2.

Сравнительна характеристика умственной работоспособности детей по результатам

корректурной пробы.

Обозначение показателей

10 -12 лет

13 -14 лет

Дети с ДЦП

Дети здоровые

Дети с ДЦП

Дети здоровые

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Нач. рез M±m

Кон. рез. M±m

Нач. Рез. M±m

Кон. рез  M±m

Контр. M±m

Контр M±m.

Нач рез  M±m

Кон. рез M±m

Нач. рез. M±m

Кон. рез M±m

Контр M±m

Контр M±m

Е, концентрация внимания

121 ±9,14

145,3 ±7,89

109 ±9,56

123,2 ±8,98

167,5 ±7,94

153,1 ±8,16

132,4 ±9,56

165,2 ±9,98

141,5 ±7,35

163,8 ±8,14

178,3 ±7,56

174,9 ±7,84

п, устойчивость внимания

0,98 ±0,22

0,82 ±0,25

0,85 ±0,19

0,79 ±0,21

0,61 ±0,14

0,67 ±0,13

0,82 ±0,22

0,66 ±0,19

0,79 ±0,21

0,69 ±0,23

0,56 ±0,12

0,58 ±0,15

Выводы. Результаты проведенной работы и экспериментальных исследований — объективное подтверждение эффективности применяемой методики. По данным У.К. Курбанова (Н.М. Махмудова, У.К. Курбанова, О.А.. Стерник.., 1978), «недостаточная эффективность оперативного метода лечения постепенно отодвинула его на второй план». Патологический, тесно связанный между собой, комплекс двигательных, речевых и психических нарушений в поздней резедуальной стадии ДЦП требует и комплексного подхода, поэтому наша методика и включила в себя ранее использованные и собственные, новые разработки по реабилитации детей больных ДЦП, что позволяет рекомендовать ее для применения в лечебных учреждениях.