Богданов В.В. Лингвистическая прагматика и ее прикладные аспекты

Богданов В. В. Лингвистическая прагматика и ее прикладные аспекты

// Прикладное языкознание. – СПб., 1996. – С. 268-275. – Конспект.

Лингвистическая прагматика изучает условия использования языка коммуникантами в актах речевого общения. Условия включают в себя коммуникативные цели собеседников, время и место речевого акта, уровень знаний коммуникантов, их социальные статусы, психологические и биологические особенности, правила и конвенции речевого поведения, принятые в том или ином обществе. В процессе речевого общения коммуниканты пользуются тем или иным кодексом, а также другими знаковыми системами, включая паралингвистические.

Условия подразделяются:

  • на контекст (лингвистические условия);
  • конситуацию (экстралингвистические условия);
  • коэмпирию (уровень лингвистических и экстралингвистических знаний коммуникантов).

Нередко эти условия называют единым термином «контекст».

Прагматика должна учитывать то влияние, которое оказывает такой контекст на используемые в процессе общения семиотические средства.

Направления прагматики:

1. Учение о речевых актах Дж. Остина, восходящее к идее Л. Витгенштейна о языковых играх. Суть этого направления: языковые высказывания существуют не только для того, чтобы сообщать о положении дел в мире и квалифицировать их как истинные или ложные, но и для того, чтобы давать возможность людям осуществлять с их помощью те или иные действия. Такие высказывания Дж. Остин назвал «перформативными» и предложил их классификацию. Он ввел также важные понятия локутивного, иллокутивного, перлокутивного актов и дал их толкования.

2. Учение о правилах и конвенциях речевого общения. Речевые акты при этом выступают как своеобразный алфавит, к которому данные правила применяются. Речевое общение между коммуникантами всегда ведется для достижения какой-то цели. Цель может заключаться в том, чтобы получить или сообщить сведения, договориться о проведении какого-нибудь мероприятия, обменяться мнениями о состоянии какого-нибудь дела или просто приятно провести время. Но если есть цель, то должны существовать и средства ее достижения. Таким средством является, например, вербальный обмен – диалог в устной форме или переписка в случае использования письменной формы общения. Вербальный обмен должен быть определенным образом организован. Эта организация регулируется разными правилами. Наиболее важные:

4 стр., 1605 слов

Проксемика и пространственные условия общения

... является одним из главных принципов бессловесного общения. Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться ... непреодолимая пропасть. Таким образом, считает С. Степанов, довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно намеренно сократить личную дистанцию, и другой ...

  • правила организации речевого взаимодействия;
  • правила организации дискурса;
  • правила организации информационного обмена;
  • правила учета статусных ролей коммуникантов в общении.

Правила организации речевого взаимодействия четко проявляют себя в диалоге. В формальном отношении диалогическое общение представляет собой скоординированную последовательность реплик 2 сторон, обеспеченную принципом смены ролей и обусловленную тем, что наличие какой-то общей задачи, которую надо решить коммуникантам, не позволяет одной из сторон монополизировать свое право на речевую деятельность. Такое право необходимо предоставить и партнеру по диалогу или нескольким партнерам в случае полилога. В противном случае общая задача может остаться нерешенной. Однако доля вербального участия каждой из сторона общения.">сторон в общении может быть различной и зависит от информационного дисбаланса сторон. Наличие информационного перевеса у одной из сторон обычно влечет за собой большую долю вербального участия. Однако ни доля вербального участия, ни общая задача не должны переоцениваться.

Так, в случае пресс-конференции сторона, организующая ее, сообщает далеко не всю информацию, которой она располагает и которую ожидают партнеры. Информируемая сторона в таких случаях обычно испытывает информационный дефицит, сплошь и рядом являющийся источником разнообразных слухов. Формально пресс-конференция представляет собой серию вопросо-ответных диалогов.

При диалогическом общении с информационным перевесом одной из сторон возможна и другая ситуация, когда другая сторона максимально самоустраняется от активного участия в диалоге, создавая лишь видимость смены ролей с помощью сигналов типа «да-да», «разумеется», «еще бы», «надо же», «вы только подумайте», «вот тебе раз». Эти вставки выполняют чисто стимулирующую функцию и не являются сигналами смены ролей в диалоге. Однако некоторые средства (перехваты, взгляды, жесты, замечания) могут выступать и как сигналы смены ролей. Особенно большую роль в этом отношении играет взгляд.

При спонтанном диалогическом общении стороны обычно мало контролируют или вообще не контролируют грамматическую отмеченность высказываний, поэтому спектр отклонений от грамматической правильности в таких случаях довольно велик.

Правила организации дискурса в наибольшей степени проявляются в монологической речи и особенно в тексте. Но они приложимы и к диалогическому общению. От текста требуют прежде всего цельности и связности, т.е. такой организации высказываний, при которой текст отражал бы или конструировал некоторый мир в форме упорядоченной последовательности картин. Такая организация обеспечивается большим числом правил, объединяющихся вокруг тех или иных принципов.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... медицинские невоенизированные формирования и учреждения. В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений ... к работе в ЧС и обучение всего населения оказанию первой помощи и правилам адекватного поведения при различных катастрофах; 11.оперативное управление силами СМК, маневр ими, ...

Общий принцип – это линейная организация дискурса, обусловливающая перспективно-ретроспективную, или векторную упорядоченность его содержания. В соответствии с этим принципом начальные фрагменты текста ориентированы перспективно, а конечные – ретроспективно. Однако у этого общего правила имеется масса исключений, которые позволяют комбинировать содержание не только в соответствии с этой общей схемой.

Частные правила структурирования текста основаны на принципах, описанных Дж. Личем. К ним относятся:

  • принцип перерабатываемости, который упорядочивает текст в соответствии с целями его более простого декодирования со стороны читателя; этот принцип регулирует темарематическую структуру высказываний;
  • принцип ясности, исключающий неоднозначность и не допускающий линейного разрыва семантически связанных компонентов;
  • принцип экономии, обеспечивающий оптимальный объем текста без утраты ясности;
  • принцип выразительности, обеспечивающий реализацию эстетических особенностей текста.

Отдельные принципы могут противоречить друг другу. В этом случае перевес получит тот принцип, соблюдение которого наиболее уместно в данном контексте. Так, соблюдение принципа выразительности может нарушить принцип экономии, т.к. для повышения выразительности некоторого фрагмента текста может потребоваться синтаксически неоправданное, но эстетически необходимое повторение всего фрагмента или его части, в то время как принцип экономии запрещает плеоназмы. Чрезмерная же экономия может нарушить ясности, а стремление любой ценой соблюдать ясность может прийти в противоречие с принципом перерабатываемости.

К частным правилам, контролирующим организацию дискурса, можно отнести так же:

  • правила формальной и содержательной связности отдельных предложений в рамках абзаца или сверхфразового единства (правила когезии и когеренции);
  • правила объединения абзацев в связный текст.

Правила организации информационного обмена отражаются в принципе кооперации (максимы Грайса) и принципах вежливости и интереса Дж. Лича.

Принцип кооперации может быть распространен на текст, близкий к диалогу или переписке. Правила, формирующие принцип кооперации могут нарушаться, однако всякое отклонение от правила получает содержательную интерпретацию как некий имплицитный смысл, исправляющий видимость такого нарушения.

Принцип интереса. Он означает, что вербальное общение развивается более динамично, если информация представляет интерес для коммуникантов. Роль интереса ценится высоко.

Принцип Поллианны требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения коммуникантов.

Правила учета статусных ролей коммуникантов проявляются в прагмакатегории вежливости и связаны с иерархическими и неиерархическими отношениями между коммуникантами.

А.А. Холодович выделял следующие виды иерархических отношений, присущих японской речевой культуре: а) иерархия возраста, б) иерархия пола, в) иерархия служебного положения, г) иерархия сферы услуг. В Европе женщина имеет более высокий статус, чем мужчина. В России клиент ниже члена обслуживающего персонала.

11 стр., 5288 слов

Практическое занятие № 1 Тема: Теория текста в аспекте риторики и прагматики

... цели; 5) статус и положение коммуникантов; 6) способ, которым высказывание соотнесено ... чтобы соблюдать принцип коммуникативного сотрудничества? Почему? 2. Как связаны правила речевого поведения ... Труфанова И.В. Косвенные побуждения и категория вежливости// Речевое общение: Специализированный вестник/ Красноярск.гос.ун-т; ... др., в современной речевой культуре? Подберите тексты из СМИ. Например: «Вот и ...

К симметричным отношениям А.А. Холодович относит: а) отношения родства, б) отношения приятельства.

Общий принцип вежливости означает, что низший всегда более вежлив к высшему, высший же с низшим может обходиться нейтральными формами, а в некоторых случаях может позволить даже грубые формы.

Вежливость реализуется в отдельных правилах: такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии.

При этом такт, скромность и согласие в большей степени требуются от низшего по отношению к высшему, а великодушие, одобрение, симпатия – от высшего к низшему. При симметричном общении соблюдение правил может зависеть от других факторов. Так, взрослые коммуниканты, незнакомые друг другу, обычно соблюдают правила такта и согласия.

Вежливость – средство поддержания социальной гармонии. С правилом вежливости связан принцип иронии: он позволяет говорящему нарушать социальную гармонию с таким видом, словно последний ее соблюдает, а от адресата данный принцип требует принимать за действительность общественный диссонанс. Так, на прямое оскорбление может последовать деструктивная реакция со стороны оскорбляемого, оскорбление же, закамуфлированное под безобидное ироничное замечание, дает возможность оскорбленному сделать вид, что он не понял оскорбления, или ответить иронией на иронию, что может иногда предотвратить конфликт, гармонизировать отношения.

Таким образом, принципы и правила формируют условия контекста и показывают, как коммуниканты пользуются речевыми актами и суждениями в процессе общения.

3 направление прагматики связано с характером знаний и информационных потребностей коммуникантов.

Эти знания и потребности выступают как конкретное наполнение речевых актов и пропозиций, упорядочиваемых с помощью правил рассмотренного типа в форму коммуникативного процесса. Чтобы этот процесс начался, необходима та или иная побудительная сила. Такой побудительной силой является информационный дискомфорт. Дискомфорт интерпретируется не только в смысле потребности в информации, но и в смысле любого повода к общению.

Знания коммуникантов делятся на лингвистические и энциклопедические. Данные о речевых актах и правилах организации речевого взаимодействия, дискурса и информационного обмена можно рассматривать как знания лингвистические, хотя и относящиеся к сфере прагматики.

Что же касается пропозиций и правил, связанных со статусными ролями, то здесь дело обстоит сложнее. К лингвистическим знаниям можно отнести правила языкового выражения пропозиционального содержания, правила языкового выражения статусных ролей с помощью дейктических или иных средств. Конкретная информация из той или иной предметной области, заполняющая пропозициональные схемы, является энциклопедической. Именно эта информация более интересна для пользователей при вербальном общении в рамках конкретной предметной области (при профессиональном общении).

2 стр., 909 слов

Правила эффективного общения

... мнением собеседника. Следуй за чувствами и мыслями собеседника Еще одним важным правилом понимающего общения является следование за мыслями и чувствами собеседника на ранних этапах беседы. ... вы накопите такого практического опыта, тем успешнее овладеете навыками интенсивного слушания. ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 1. Не спешить. Дай человеку возможность высказаться. Не перебивай на полуслове, ...