1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «История физической культуры и спорта»

Знать:

1. термины и понятия по физической культуре и спорту в рамках изучаемой дисциплины.

Уметь:

  1. определять формы и методы включения олимпийского образования школьников в общую систему воспитательной работы в школе.

Владеть:

1. методами использования теоретического материала по физической культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Общекультурные компетенции (ОК):

1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1):

1) Знать: термины и понятия по истории физической культуры и спорту с древнейших времен по настоящее время.

2) Уметь: обобщать и правильно использовать терминологию и понятийный аппарат в области истории физической культуры и спорта.

3) Владеть: культурой мышления.

2. Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств (ОК-2):

1) Знать: культурное и историческое наследие физической культуры и спорта в царской России, СССР и Российской Федерации.

2) Уметь: анализировать и обобщать историческое наследие физической культуры и спорта.

3) Владеть: знаниями и приемами научного описания и объяснения фактов истории физической культуры и спорта.

3. Осознает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3):

1) Знать: основы исторических событий в развитии физической культуры, основные события в развитии и становлении олимпийских игр.

2) Уметь: формировать научное мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления.

3) Владеть: взаимосвязь между областями научного знания; приемами научного описания и объяснения фактов физической культуры и спорта.

9 стр., 4289 слов

Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пу

... Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. ... . Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления ... будущей профессиональной деятельности студентов, хорошо владеть речью. Следует на протяжении всего ... и самостоятельной работы, студенты должны: знать основные механизмы работы психических процессов, ...

4. Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4):

  1. Знать: основы речевой профессиональной культуры.
  2. Уметь: использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности.
  3. Владеть: различными способами вербальной и невербальной коммуникации; различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

5. Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5):

  1. Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, особенности социального партнерства в системе образования.
  2. Уметь: создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.
  3. Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

6. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ок-7):

1) Знать: единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта.

2) Уметь: использовать Федеральные законы, нормативно-правовые документы по физической культуре и спорту в своей деятельности.

3) Владеть: законодательными основами Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Профессиональные компетенции (ПК):

культурно-просветительская деятельность:

7. Владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29):

1) Знать: способы обобщения, анализа, восприятия информации о достижениях физической культуры и спорта.

2) Уметь: интегрировать методы и средства информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы.

3) Владеть: различными методами и средствами использования информации в сфере физической культуры и спорта и спортивно-рекреационной деятельности.

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологий и материально-техническом обеспечении учебной дисциплины «История физической культуры и спорта»

п/п

Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины

Рекомендуемые

средства обучения

1.

Информационная лекция

Мультимедийный проектор

2.

Лекция-визуализация

Мультимедийный проектор

3.

Лекция-беседа

Наборы слайдов

4.

Семинар – «Мозговой штурм»

Мультимедийный проектор

5.

Семинар – «Деловая игра»

Мультимедийный проектор

Сведения о занятиях, проводимых в интерактивных формах

п/п

Показатель

Общий объем

(по РУП) в часах/ в процентах

очная

заочная

1

Занятия проводимые в интерактивных формах

8 час = 20%

2 час=20%

Психология ФК

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы (ОК-12);

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

  • способен принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах (ОК-19);

– использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30); (СК-2)

Психология ПФК

– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом (СК-2);ПК-30

– стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (СК-5)

ПФК: ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; СК-2; СК-5

ФК: ОК-3; ОК-5; ОК-8; ОК-12; ОК-15; ОК-19; ПК-30

Не включила

1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ок-1):

1) Знать: цели, задачи, основные понятия и терминологию в профессиональной подготовке бакалавра, ориентированную на личностное развитие будущих специалистов в области физической культурным посредством расширения и углубления образовательной базы в целом.

2) Уметь: правильно применять понятийный аппарат на практике; использовать систематические занятия по лёгкой атлетике для освоения сугубо профессиональных умений и навыков в процессе обучения; формировать навыки и привычки нравственных действий, культурного и дисциплинированного поведения, необходимых в социально-культурной и профессиональной деятельности.

3) Владеть: основами речевой профессиональной культуры; технологиями коммуникации с конечной целью выбора путей достижения поставленной цели.

2. Осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОПК-1):

1) Знать: общекультурные социальные функции физической культуры и спорта, историю развития лёгкой атлетики, основные тенденции развития науки и практики в области физической культуры и спорта и при обучении технике легкоатлетических видов.

2) Уметь: использовать современные технологии в области физической культуры и спорта и в процессе обучения лёгкой атлетике.

3) Владеть: средствами и методами самообразования и самоконтроля.

3. Применяет на практике основные учения в области физической культуры (пк-2):

1) Знать: общие положения, требования к организации и руководству при проведении учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

2) Уметь: проводить самоэкспертизу своей профессиональной готовности, развивать и совершенствовать практические умения при обучении технике легкоатлетических видов, критически относиться к тому или иному аспекту своей педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты.

3) Владеть: техникой и методикой обучения двигательным умениям и навыкам, современными здоровьесберегающими технологиями в области физической культуры и спорта.

4. Умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (пк-4):

1) Знать: организационно-правовые документы в области физической культуры и спорта, принципы разработки учебных планов конкретных занятий.

2) Уметь: разрабатывать учебные планы занятий различных типов (поурочный, четвертной, годовой).

3) Владеть: знаниями и умениями составления учебных планов конкретных занятий.

5. Самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися (ПК-5):

1) Знать: особенности развития физических качеств и формирования двигательных навыков у занимающихся, основы техники выполнения двигательных действий и методику проведения учебных занятий по лёгкой атлетике с различными возрастными группами.

2) Уметь: применять знания, умения и навыки для обучения двигательным действиям.

3) Владеть: техникой и методикой обучения двигательным действиям для совершенствования физических и психических качеств обучающихся, основными методами управления работоспособностью и восстановительными процессами на занятиях по лёгкой атлетике.

6. Умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6):

1) Знать: методы и организацию комплексного контроля; тесты для определения двигательных и функциональных качеств обучающихся.

2) Уметь: использовать методы комплексного контроля; применять двигательные тесты в процессе учебно-тренировочной деятельности.

3) Владеть: организацией комплексного контроля; методикой проведения тестирования двигательных и функциональных качеств с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

7. Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (пк-7):

1) Знать: технику безопасности в процессе обучения лёгкой атлетике, причины возникновения травм; алиментарные гигиенические правила в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

2) Уметь: создавать оптимальные условия для проведения занятий с учетом возраста, пола, физической подготовленности обучающихся.

3) Владеть: мерами профилактики травматизма и навыками оказания первой помощи.

Решень И.Н., Кобер И.Х., Прохоров М.В. Основы педагогического мастерства тренера. – Малаховка, 1986.

Якимов А.М.Основы тренерского мастерства: учебно-методическое пособие. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 176 с.

Железняк, Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под. ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 384с.

http://www.profitness.ru

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: ПитерЮ 2008. – 432 с.

Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена [Текст] : Методическое пособие для олимпийцев. / Р.М. Загайнов. – М.: Советский спорт, 2005. – 106с.

1. Гомельская Т.В.Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен»Автореф. дисс.канд.пед.наук. — ВНИИФК, М., 2005 г. — 18с.

2. Григорьев Е.Секреты профессии/ Чем счастлив тренер.М.: ФиС, — 1987. — 69 с.

3. Громыко В.В.Тренер рядом всегда.- Омск.: Книжное издательство., 1981. — 164.с.

4. Корх А.Я.Психолого-педагогические характеристики деятельности и личности тренера: Метод.разработка для студентов, слушателей ФУ и ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1986, 39 с.

5. Креер В.Ищу единомышленников.- М.: ФиС, 1972. — 29 с.

6. Мехрикадзе В.В.О профессии тренера, поиски идей и спринтерском беге. М.: Спорт Акад.Пресс, 2001. — 164.

7. Платонов К.К.Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972.

8. Станкин М.И.Педагогическое мастерство тренера. М.: ГЦОЛИФК, 1978.

9. Туманян Г.С.Учебник для институтов физической культуры. 2000.

10. Якимов А.М.Основы тренерского мастерства. — М. «Медицина, культура и спорт», 1992. — С. 13-16.

В.П. Губаб, Основы распознавания раннего спортивного таланта Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. Москва 2003 год. Литература

1.Андриади, И.П.Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для ССУЗов/ И.П. Андриади. — М: Академия. 2001. — 160с.

2.Батурина, Г.И.Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие/ Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. — М.: Академия, 1998. — 176с. 2-е изд. М.: 1999. -170с.

3.Вульфсон, С.И. Уроки профессионального творчества: Учебное пособие для ССУЗов/ С.И. Вульфсон. — М.: Академия, 1999. — 160с.

4.Деркач А.А.Педагогическое мастерство тренера: Монография/ А.А. Деркач, А.А. Исаев. — М.: ФиС, 1981. — 375с.

5.Дикунов, А.М.Педагогическое мастерство: Учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры/ А.М. Дикунов, Н.М. Костихина. — Омск: СибГАФК, 1994.- 124с.

6.Ершов, П.М.Общение на уроке или режиссура поведения учителя: Учебно-методическое пособие для ВУЗов/ П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Флинта, 1998. — 336с.

7.Елканов, С.Б.Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие/ С.Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1989. — 188с.

8.3анина, П.В.Основы педагогического мастерства. — Ростов-н/Дону: Феникс,-2003.-288с.

9.Кашафутдинов, М.С.Педагогические условия готовности учителя физической культуры к воспитательной работе со школьниками: Автореф. дис…. канд. пед. наук/ М.С. Кашафутдинов. — Челябинск, 2001. — 21с.

10.Каргаполов, В.П.Профессиональное становление студента гуманитарного ВУЗа (теоретические аспекты).

— 2-е изд./ В.П. Каргаполов. -Хабаровск: ХГПУ, 1996. — 222с.

11.Каргаполов, В.П. Концепция профессионального становления преподавателя ФК. — Хабаровск, 1998. — 20с.

12.Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов/ Ю.Г. Коджаспиров. — М.: ФиС, 1987. — 64с.

13.Коджаспирова, Г.М.Педагогический словарь: для студентов ВУЗов и ССУЗов/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. — 176с.

14.Ливанова, Е.А.Основы педагогического мастерства: Учеб. для ССУЗов/ Е.А. Ливанова. — М.: Академия, 1999. — 200с.

15.Михальская, А.К. Педагогическая риторика: Учеб. для пед. ВУЗов/ А.К. Михальская. — М.: Академия, 1998. — 432с.

16.Морева, Н.А.Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ Н.А. Морева. — М.: Академия, 1999. -304с.

17.Немов, Р.С.Психология: Учеб. для студ. ВУЗов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования/ Р.С. Немов. — 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 608с.

18.Никитина, Н.Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие/ Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — 288с.

19.Основы педагогического мастерства: Учебное пособие/ Под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302с.

20.Практическая психология для преподавателей/ Под ред. М.К. Тутушкиной. — М.: Филинъ, 1997. — 324с.

21.Педагогикма и психология высшей школы: Учеб. для студ. ВУЗов. -Ростов-н/Дону: Феникс, 1998. — 544с.

22.Педагогическое речеведение: Словарь-справочник/ Под ред. Т.А. Ладыженской.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука: Флинта, 1998. — 312с.

23.Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

24.Рыданова, И.И.Основы педагогики общении: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ И.И. Рыданова. — Минск: Белорусская наука, 1988. — 319с.

25.Савостьянов, А.И.Техника речи в профессиональной подготовке учителя: Учебное пособие для студ. ВУЗов/ А.И. Савостьянов. — М.: В ЛАД ОС, 1999. -144с.

26.Сергеев, С.А.Творец самого себя. / С.А. Сергеев — Донецк ПХФ, 1998. -320с. 27.Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 927с.

28.Сулейманов, И.И.и др. Общее физкультурное образование: учебник для студентов. Том 1. Школьное физкультурное образование/ И.И. Сулейманов, В.И. Михалев, В.Х. Шнайдер, А.Б. Сёмина, И.П. Пуусеп. — Омск: СибГАФК, 1998. -268с.

29.Талызина, Н.Ф.Педагогическая психология: Учеб. для ССУЗов/ Н.Ф. Талызина. — 3-е изд. стер. — М.: Академия, 2001. — 288с.

30.Тимченко, И.Н.Введение в педагогическую профессию: Учебное издание/ И.Н. Тимченко. — Новосибирск, 1997. — 144с.

32.Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов/ В.А. Якунин. — СПб: Полиус, 1998. — 369с.