ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Характеристики коммуникации в малых группах 3
1.1 Термин «малая группа». Особенности коммуникации 3
1.2 Основные характеристики малой группы 4
1.3 Функции малой группы 6
2 Основные проблемы эффективности коммуникации в малых группах. Факторы повышения эффективности. 6
2.1 Проблемы эффективности коммуникации внутри малых групп 6
2.2 Факторы повышения эффективности 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
ВВЕДЕНИЕ
Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. Communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно установление социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.
Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за небольшого размера, такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Интерес к таким группа и к их изучению возник довольно давно, по существу немедленно в след за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношений личности и общества и, в частности, вопрос о взаимоотношении личностей и среды их формирования.
1 Характеристики коммуникации в малых группах
1.1 Термин «малая группа». Особенности коммуникации
Малая группа — относительно небольшое количество личностей,
находящихся в непосредственном контакте друг с другом и объединенных общими целями и задачами.
Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.
Феноменология малых групп
... школы педагогика семьи профессиональная (рабочая педагогика) военная педагогика исправительно-трудовая педагогика социальная педагогика. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Категория «деятельность» наряду с другими ... положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от ...
Структурная составляющая современных социально — общественных отношений всегда дается как реальность отношений между социальными группами. Группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет самостоятельное целостное социально-общественное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.
Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире. При непосредственном общении людей в малых группах он и в дальнейшем организует свою деятельность. Личность многогранна и поэтому на протяжении жизни человек участвует в деятельности самых различных групп.
В современной научной литературе в исследовании коммуникации присутствуют два ведущих подхода: механистический и деятельностный.
При механистическом подходе под «коммуникацией» понимается однонаправленный процесс передачи и приема информации. Контекст внешней среды в данном случае рассматривается как «шум» (фон, помеха, барьер и пр.).
Деятельностный подход подразумевает понимание «коммуникации» как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как акта совместной деятельности участников коммуникации (коммуникаторов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними. В данном случае коммуникации рассматриваются как вид процесса, протекающего в определенном физическом и социальном контексте.
1.2 Основные характеристики малой группы
Группа — это самостоятельный субъект социально-общественной деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур. Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга, постоянно взаимодействующих между собой, ограниченное общими или совпадающими интересами, целями и ареалом деятельности.
М. А. Василик дает следующее определение малой группы: «В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Признаки малой группы:
1. контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться с остальными, воспринимать и оценивать другого члена группы, обмениваться информацией.
2. целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень значительной мере В достаточно незначительной мере В небольшой, но и в не малой ...
3. стабильность состава, обусловленная, прежде всего, индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участнико……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Н. В. Бордовская, С. И. Розум Психология и педагогика: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.-624 с
2. Теория коммуникации : учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 415 с. — Серия : Бакалавр.
3. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. Проф. О-75 М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003.-615 с.: ил
4. Социальная психология [Учебник для факультетов психологии университетов]. — Москва: Издательство МГУ, 1980. (Москва: Аспект-пресс, 1996).
5. Интернет ресурс Социология: Функции малых групп articles/category/2/message/160/
6. Шарков Ф.И. Теория коммуникации. — М.:РИП-Холдинг, 2004. — С.160 — 170.
7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. — С. 49-75.