Коломинский Яков Львович

Коломинский Яков Львович (р. 1934) — белорусский психолог, спец. в обл. возрастной, пед. и социальной психологии. Докт. психол. наук (1981), проф. (1982).

Действ. чл. Белорус. академии образования (БАО).

Заслуженный деятель науки Республики Беларусь. Гл. ред. журнала «Психология» (Минск).

Вице-президент Общества психологов СССР (1989).

Организатор и науч. рук. отделения психологии Национ. института образования РБ. Закончил педагогич. факультет Минского гос. пед. института им. А.М. Горького. Преподавал педагогику и психологии в педучилище, был воспитателем и учителем школы-интерната.

Занимается психологией взаимоотношений в малых группах, социальной психологиейц развития личности, социальной педагогической психологиией и психологической культурой.

Автор свыше 400 научных, учебных и научно-популярных работ, в том числе 30 иностранных изданий на 16 языках. Экспериментальные и теоретические исследования положили начало новой области психологической науки — возрастной и педагогической социальной психологии. Под его руководством возникла соответствующая научная школа, защищена свыше 40 кандидатских и 8 докторских диссертаций, разработана программа социально-педагогической реабилитации детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Является действительным членом Белорусской академии образования, Международной академии наук высшей школы (Москва), Международной акмеалагичнай академии (Санкт-Петербург), Балтийской педагогической академии (Санкт-Петербург), на Всесоюзном съезде общества психологов СССР (1989) был избран его вице-президентом. Председатель Белорусского общества психологов.

Закончил аспирантуру НИИ ОПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), в 1963 г. защитил канд. дис. «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», впервые в отеч. психологии применив социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил каф. Общей и детской психологии Белорусского гос. пед. университета. В 1980 г. защитил докт. дис. «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». Вел эксперим. и теорет. исследования на стыке возрастной, пед. и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на осн. стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического О. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как «парадокс осознания», сущность к-рой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом — переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия социально-психол. рефлексии, социально-психол. перцепции; социометрических установок личности. Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал осн.

11 стр., 5399 слов

Контрольная работа по курсу «психология социального взаимодействия»

... ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных и социальных наук . ВАРИАНТ № 1 Выполнил: Лапаев В.П ... литературу. (Ссылки на литературу обязательно). Тема. Психология управленческого решения. Какова сущность управленческого решения? ... образцом положительного поведения? Возможна ли ошибка? «Социально-психологический климат – сторона межличностных отношений, ...

структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого О., ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференц. характеристику личности, названную социально-психол. наблюдательностью, важную для деятельности в системе «человек — человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля пед. взаимодействия, установил детерминированность пед. взаимопонимания предметным содержанием пед. деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Я.Л. Коломинским был предложен и апробирован эксперим. метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. Осн. труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса, 1969; Учитель и детский коллектив (в соавт.), 1975; Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), 1976; 2000; Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений, 1984; Социальная психология школьного класса, 1997; Социальная педагогическая психология (в соавт.), 1999; Психология детей шестилетнего возраста (в соавт.), 1999.

С.А. Игумнов.

——————————————————————————-

Коломинский Яков Львович (род. 1934) — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии.

Действительный член Белорусской академии образования, Международной академии наук высшей школы (Москвы), Международной акмеологической академии (Санкт-Петербург), Балтийской педагогической академии (Санкт — Петербург), заслуженный деятель науки Республики Беларусь, главный редактор журнала «Психология» (Минск).

——————————————————————————-

Коломинский Яков Львович (р. 1934, Наровля Гомельской обл.), психолог. Доктор психол. наук (1981), проф. (1987).

После окончания Минского пед. института (1955) преподаватель педагогики и психологии в пед. уч-ще в Новогрудке Гродненской обл. С 1963 работал в Минском пед. институте, с 1978 — зав. кафедрой общей и дет. психологии. Организатор и науч. рук. отделения психологии Нац. института образования Белоруссии. Иссл. К. посв. проблемам пед. взаимодействия, взаимоотношений в дет. коллективе. Эксперим. работы К. способствовали внедрению методов соц. психологии в изучение вопросов, традиционно входивших в круг возрастной и пед. психологии. Организатор сотрудничества с амер. специалистами по оказанию психол. помощи пострадавшим от чернобыльской катастрофы. Соч.: Психология взаимоотношений в малых гр.: (Общие и возрастные особенности).

7 стр., 3224 слов

Психология взаимоотношений между руководителем и подчиненным

... в обиде на руководителя. [3] Правила успеха во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным Главное в бизнесе, считает Анатолий Бахтин ... и с людьми.   Типы взаимоотношений между руководителем и подчинённым Если рассматривать взаимоотношения между руководителем и подчиненными с ... важных моментов в этой науке является тема взаимоотношений между руководителем и подчиненным, начиная с момента ...

Минск, 1976; Психология детского коллектива. Система личностных взаимоотношений. Минск, 1984; Человек: психология. М., 1986.

——————————————————————————-

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Я.Л. КОЛОМИНСКОГО

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского госпединститута им. А.М. Горького Яков Львович Коломинский родился 11 января 1934 г. в г. Наровля Гомельской области Беларуси. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ашхабаде (Туркменистан).

После окончания войны вернулся в г, Наровлю, где в 1951 г. окончил среднюю школу с медалью. В этом же году поступил на педагогический факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького, окончил его с отличием в 1955 г. и был направлен на работу в качестве преподавателя педагогики и психологии педучилища в г. Новогрудок Гродненской области Беларуси. После закрытия педучилища в 1958 г. переехал в Минск, где до 1960 г. работал воспитателем и учителем в школе-интернате N17.

К этому времени относится начало экспериментальных исследований Я.Л. Коломинского; их результаты опубликованы в сб. «Первые успехи» (Под редакцией Р.И. Водейко. Минск, 1960).

В 1960 г. Я.Л. Коломинский поступили аспирантуру по психологии в Минский госпединститут им. А.М. Горького, был прикомандирован к НИИ психологии АПН РСФСР, где под руководством Л.И. Божович подготовил и в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе».

С сентября 1963 г. Я.Л. Коломинский работает в МГПИ им. А.М. Горького. В 1968 г. ему было присвоено звание доцента; в 1978 г. он стал заведующим кафедрой общей и детской психологии. В июне 1981 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников». В 1982 г. ему было присвоено звание профессора.

Я.Л. Коломинский работает в области социальной психологии и психологии личности более 30 лет. Его экспериментальные и теоретические исследования положили начало новой отрасли советской психологической науки? возрастной и педагогической социальной психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование личности в группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе общения и совместной деятельности. Результаты этих исследований, изложенные в его книгах «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк социальной психологии школьного класса)» (Минск, 1969), «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)» (Минск, 1976), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (соавтор Н.А. Березовин, М., 1977), «Учитель и детский коллектив» (Минск, 1985), «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Минск, 1984) и др. получили широкое признание специалистов и педагогов-практиков. Основные научные положения и методы исследования, разработанные профессором Я.Л. Коломинским, включены в программы и учебные пособия по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии для вузов и педучилищ.

9 стр., 4497 слов

Экзистенциальная и гуманистическая парадигмы в психологии. Их взаимоотношение

... мышлением; оно познается лишь непосредственно»3. Немного иначе обстоит дело с взаимоотношением экзистенциальной философии и психологии на конкретно-методологическом уровне, и уж тем более на уровне ... в целом: «Объектом науки (философии, психологии), по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как ...

В работах Я.Л. Коломинского выявлены статусная структура, детерминация и динамика положения и персональных предпочтений в группах и коллективах, показатели взаимности уровней благополучия и удовлетворенности взаимоотношениями на основных этапах онтогенеза, основные структурные единицы системы межличностных взаимоотношений, установлены общие и возрастные закономерности детерминации межличностных предпочтений, выявлена особая мотивационно-потребностная взаимосвязь субъекта выбора и межличностного объекта.

Я.Л. Коломинский разработал систему описательных и объяснительных понятий и методов для изучения рефлексивно-перцептивного отражения личностью своих взаимоотношений в малых группах и коллективах. Он сформулировал и экспериментально обосновал понятия «социально-психологическая рефлексия» (измеряется рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения),== «социально-психологическая перцепция» (измеряется перцептивными коэффициентами отношений и положения), «социометрические установки личности» (характеризуют ее тенденцию приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса).

Я.Л. Коломинский является одним из пионеров изучения психологии педагогического взаимодействия: он обосновал типологию стиля педагогической деятельности по признаку согласованности ее внутренней, мотивационно-потребностной основы («педагогическое отношение»), внешней поведенческой реализации («педагогическое общение»).

Им и его учениками установлена детерминированность педагогического взаимодействия его предметным содержанием, исследована селективность педагогического общения.

В последние годы научный коллектив, возглавляемый профессором Я.Л. Коломинским, изучал проблемы формирования у детей социально-психологической готовности к новым видам общения и деятельности. В настоящее время начат новый цикл исследований общих и возрастных социально- психологических закономерностей развития личности на основных стадиях онтогенеза.

Важным направлением научно-педагогической деятельности Я.Л. Коломинского является пропаганда психологии среди молодежи, педагогов и широкой общественности. Широкую известность получили его научно-популярные книги «Человек среди людей» (М., 1970, 1973; Минск, 1988), «Беседы о тайнах психики» (М., 1976), «Человек: психология» (М., 1980, 1986; награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР), «Психология общения» (М., 1974), «Познай самого себя» (Минск, 1981).

5 стр., 2171 слов

Социально-психологические проблемы научно-технического творчества молодежи

... может другой человек не понимать давно понятных творцу вещей, является вневозрастной общей социально-психологической проблемой. Она общая для всех возрастных групп творцов. Однако у молодежи ...

Эти книги отмечены дипломами и премиями на Всесоюзных конкурсах общества «Знание». Учителям и воспитателям предназначена его книга «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» (соавтор

Е.А. Панько, М., 1988), студентам? «Введение в возрастную и педагогическую психологию» (соавтор Е.А. Панько, Минск, 1985).

При его непосредственном участии и под его редакцией вышло 16 научных сборников и учебных пособий. Среди них Учебное пособие для пединститутов с грифом Минпроса СССР «Детская психология» (соредактор Е.А. Панько, Минск, 1988).

Он? главный редактор межведомственного республиканского сборника «Психология».

Я.Л. Коломинский? автор более 300 научных работ. Почти все его книги и ряд статей переведены на иностранные языки (свыше 30 изданий? на 15 языках).

Много сил отдает Я.Л. Коломинский подготовке научных кадров: под его руководством защищено 25 кандидатских диссертаций. Я.Л. Коломинский? талантливый педагог, который много внимания уделяет работе со студентами и будущими практическими психологами, руководству кафедрой.

Под руководством Я.Л. Коломинского был подготовлен ряд общесоюзных и республиканских научных и научно-практических конференций и семинаров: «Педагогические аспекты социальной психологии» (1978 г.), «Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику воспитания» (1979 г.), «Научное наследие Л.С. Выготского и актуальные проблемы обучения и воспитания» (к 90-летию со дня рождения, 1986 г.), «Психология и общественная практика» (1993 г.) и др.

В последние годы Я.Л. Коломинский много сил отдает научному изучению и практической помощи детям и подросткам? жертвам Чернобыльской катастрофы. Он? председатель научно-экспертного Совета «Дети Чернобыля». В 1991 г. во время четырехмесячной работы в США он организовал сотрудничество с американскими специалистами в деле психологической помощи пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы. В августе 1992 г. он выступил с пленарным докладом на эту тему на VI конференции Европейской ассоциации психологии здоровья. Избран профессором-консультантом УНИОН-института в США? альтернативного учреждения, где осуществляется подготовка и== аттестация== докторов== наук (Ph.D.).

Я.Л. Коломинский является организатором и научным руководителем отделения психологии Национального института образования Республики Беларусь.

Друзья, коллеги, сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии», чьим давним и постоянным автором является Яков Львович, сердечно поздравляют юбиляра и желают ему долгих лет плодотворной научной работы.