Коллок этология

1.Основные факторы биологической цикличности. Биологические часы. Материальная основа. Факторы: -день и ночь -лунные приливы и отливы -солнечная активность Выделяют адаптивные биологические ритмы ( суточные, сезонные, годовые) со своими специфическими изменениями. Короткие циклы носят название функциональных ритмов жизнедеятельности. Сюда относятся: спонтанная электрическая активность мозга, ритмичность дыхания. Циклы поведения животных, привязанные к суточному ритму, называют циркадными ритмами. Человек настолько привык пользоваться искусственными часами, что очень редко прибегает к естественным «головным» часам. Однако многие люди обладают очень точным чувством времени. Великий физиолог И. П. Павлов говорил: «Как мы отличаем время? Мы делаем это при помощи разных циклических явлений, захода и восхода солнца, движения стрелок по циферблату и т. д. Но ведь у нас в теле этих циклических явлений тоже немало. Головной мозг за день получает раздражения, утомляется, а затем восстанавливается. Пищеварительный канал то периодически занят пищей, то освобождается от нее. И так как каждое состояние органаможет отражаться на больших полушариях (мозга), то вот и основание, чтобы отличать один момент времени от другого».

В наше время эти слова ученого получили полное подтверждение. Доказано, что у позвоночных животныхи человека центр, управляющий биологическими часами всех тканей и органов тела, находится в центральной нервной системе — в мозгу. Мозг связан . с особыми органами — железами внутренней секреции. Они выделяют активные вещества — гормоны. С помощью гормонов нервная система управляет суточным ритмом всех процессов, идущих в теле человека и животных. 2.Цикличность пищевого поведения, половой активности. Основное содержание женских половых циклов по сути дела сводится к гормонзависимой ритмической смене двух альтернативных процессов, обусловливающих оптимальные условия для размножения: 1) готовность женского организма к половому акту и оплодотворению яйцеклетки; 2) обеспечение развития оплодотворенной яйцеклетки (у млекопитающих —готовность к беременности), отрицающее, как правило, возможность дополнительного спаривания и оплодотворения. 3.Миграции животных МИГРА́ЦИИ ЖИВО́ТНЫХ, направленные перемещения в пространстве многих особей одного вида. Стремление к миграциям, как правило, генетически обусловлено и носит приспособительный характер. В зависимости от внешних условий, сезона, фазы репродуктивного цикла, плотности популяции и ряда других факторов животные перемещаются в места, благоприятные для них в том или ином отношении.

5 стр., 2392 слов

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе.

... которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний. Важно выделить в психологической готовности выделяют несколько компонентов: Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, ... мешает запоминанию. Для одного занятия используют две – три фразы. Через несколько часов или на следующий день ребенка просят вспомнить фразы по рисункам. Подготовка руки ...

Типы миграций

Миграции можно условно разделить на три категории: собственно миграции, к которым относятся регулярные перемещения подавляющего большинства особей популяции по строго определенным маршрутам; кочевки, или перемещения разрозненных групп животных вне периода размножения по неопределенным маршрутам в пределах обычногоареалавида, и инвазии — эпизодические, как правило, однонаправленные, перемещения большого числа особей далеко за пределы своего ареала, часто приводящие к гибели большинства мигрантов.

4.Циркадные ритмы и поведение животных Поведенческие проявления фиксируются по двигательной активности, которую обслуживают вегетативные процессы. Циркадные ритмы активности характерны не только для опорно-двигательного аппарата, но и для работы вегетативных органов. Изменение температуры. смена дня и ночи может задавать ритмичность поведения в достаточно сложной форме. Фотосинтетическая деятельность водных растений приводит к дневному повышению концентрации кислорода. Поэтому дафнии направляются в сторону зеленой растительности, вокруг которой создаются более благоприятные кислородные условия. В темное времядафнии подходят к поверхности воды в поисках более насыщенных кислородом слоев. Цикличность поведения имеет адаптивную природу и задается самыми разными факторами среды от космических тел до колебаний численности кормовых организмов и неизбежной цикличности биохимических и электрических явлений внутри самого организма. 5.Влияние луны на поведение животных. Циклы поведения животных в приливно-отливной зоне. Наиболее зависимы от цикличности луны животные в приливно-отливной зоне. Приливы и отливы океанической массы воды резко изменяют среду обитания животных этой зоны. Некоторые животные демонстрируют повышенную пищевую активность в начале ночи в определенный период лунного месяца. Многие представители рукокрылых и наземных грызунов ориентируются на интенсивность лунного света. Некоторые проявляют повышенную активность в новолуние, другие в полнолуние. 6. Солнечные циклы и поведение животных. 7.Цикличность животных в искусственных условиях. Содержание животных в контролируемых условиях дает возможность объяснить причины ритмичности поведения животных на воле. Лаборатория позволяет моделировать параметры факторов внешней и внутренней среды, которые причастны к циклическим изменениям жизненной активности животных. Однако объективный анализ цикличности поведения требует наблюдений за животным в естественных условиях. Все таки поведение животных в неволе меняется.

8. Годичные сезонные изменения поведения животных. К весне приурочено половое поведение рыб, птиц и родительское поведение у млекопитающих. На осень приходится миграционная активность. Из факторов среды наиболее важными являются фотопериод, температура окружающей среды, доступность пищи. У экватора действуют другие факторы кол-во осадков, доступность кормовых ресурсов, социальное влияние мигрирующих животных. Сезонные перемещения Северного оления заставляют и волка совершать миграции. К разряду сезонных явлений следует отнести: зимняя спячка у медведя и грызунов. 9. Цикличность жизни. Биологический и календарный возраст животных.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст анатомо-физиологический — возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

3 стр., 1177 слов

Родительское поведение животных.Родительское поведение животных ...

... Введение в теорию эволюции, Издательство МГУ,1981 7. Тимберген Н. Социальное поведение животных 8. Хайнд Р. Поведение животных, под редакцией Зориной А. и Полетаевой И.И., Москва, 1975 ... опасности, грозящей гибелью потомству. 1. Родительское поведение животных Родительское поведение животных (animal parental behavior) включает в себя все типы поведения, направленные на заботу и выращивание своих ...

Возраст хронологический (паспортный) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Кроме этого, существует понятие биологический возраст –это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело).

Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. «Износ» тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего. Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста. Основными критериями биологического возраста считаются:

· зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

· скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

· зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

· показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

· морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений. С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований.

10. Размеры животных и их поведение. Размеры животных обитающих на земле. Размеры животных определяют как земные, так и космические факторы. Крупное животное, физически сильное, имеет меньше врагов. Они в состояние самостоятельно защитить себя практически от любого врага. Одиночный образ жизни предполагает отсутствие пищевых конкурентов в ближайшем окружении, что облегчает поиск больших количеств пищи.. Большие размеры способствуют длительным миграциям с минимальными затратами энергии и создают особые метаболические особенности организма. Уязвимость, вымерли динозавры. Мелкие животные более многочисленны на Земле.Самые крупные представители насекомых по массе не достигают даже до самых мелких представителей млекопитающих и птиц. Групповой образ жизни мелких животных облегчает процесс воспроизводства. высокая напряженность их метаболизма обусловливает их способность в короткий промежуток времени совершить полный жизненный цикл от образования гамет до формирования зрелой особи. мелкому животному проще отыскать корм в ближайшем окружении и насытиться малым количеством корма. Групповой образ жизни обеспечивает определенный уровень безопасности. 11. Факторы, определяющие максимальные и минимальные размеры тела животных на Земле.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... своебразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. Мимика Под действием испытываемых ...

Максимальный размер тела животных в условиях Земли ограничивает сила земного притяжения. Самые большие обятатели, киты. Главным фактором, определяющим гиганские размеры животных эпохи динозавров, было более низкое гравитационное поле Земли по сравнению с нынешним. Возможно гибель была вызвана резким изменением поля тяготения. При увеличение гравитации возрастает основной обмен. Возрастают усилия, необходимые для поддержания тела в пространстве, для продвижения крови по сосудам. Увеличивается потребность в кислороде. Минимальные размеры тела наземных животных определяют другие факторы. Зависимость размеров тела и интенсивность метаболизма животных. Для рыб подобное уравнение составить не удалось, т.к. их обмен веществ определяется множественным набором факторов. несмотря на большие различия энергетического обмена у животных с разной живой массой, температура тела с ними никак не связанна. Интенсивность энергетического обмена связанна с массой. Удельная теплопродукция одинакова у всех животных. Но относительная поверхность тела тем больше, чем мельче животное. Масса тела землеройки и колибри — это предельно малая допустимая в условиях нашей планеты величина. 12. Особенности локомоций крупных и мелких животных на суше, в водной и воздушной среде.

Целесообразно сопоставление показателей относительной скорости локомоций в пределах одной среды, т.е. не в абсолютных показателях, а в расчете на единицу мышечной массы. Скорость движения наземных животных растет по мере увеличения живой массы в степени 0,17. Доказано, что масса тела не определяет высоту прыжка, но определяет его скорость. при вертикальном перемещение (прыжок) в отличие от горизонтальных локомоций скорость движения обратно пропорциональна массе. Существенным является то, что вода не составляет твердую основу. Одна в воде тело поддерживает самой средой. В воздухе животное тратит энергию на создание подъемной силы, которая должна быть больше массы тела. на суше животное преодолевает силу притяжения. Однако сопротивление среды пропорционально квадрату скорости. Поэтому рыба более крупная, развивает большую скорость, чем более мелкая.

13.Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания. Врожденное и приобретенное поведение.

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

В принципе животному выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения. Преимущество врожденного поведенческого акта, например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание ... вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентны

Приобретенные формы поведения имеют свои преимущества. Они могут со временем модифицироваться при изменении условий окружающей среды.

Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты. Безусловные рефлексы — генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).

Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.

Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых безусловных рефлексов степенью сложности. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примерами инстинктов у животных являются постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др. У. Крэйг. Он показал, что инстинктивные действия состоят из отдельных фаз. Выделяют два этапа целостного поведения: поисковое (аппетентное), или подготовительное, и завершающее (консуматорное) поведение. Все промежуточные раздражители не составляют для животного самоцель и ценны лишь постольку, поскольку они приводят к восприятию ключевых раздражителей завершающего поведения. Только на завершающей фазе происходит собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды. Но сам поиск адекватных раздражителей является для животных такой же первейшей жизненной необходимостью, как и потребление элементов среды.

Поисковое поведение — наиболее пластичная изменчивая часть инстинктивного поведения, в составе которого важную роль приобретает собственный жизненный опыт, а завершающая фаза — наиболее стабильная, генетически фиксированная.

Аппетентное поведение составляют последовательные реакции особи, проявление которых зависит от опыта животных. В аппетентной ( «начальной», «поисковой») фазе инстинктивные движения у животных различны, вариабельны, их проявление во многом определяется состоянием внешней среды. Аппетентое поведение подготавливает «выплёскивание» консумматорной (заключительной) части. Поведение животного в процессе выполнения заключительной части инстинкта стереотипно и не зависит от состояния внешней среды.

Врожденный пусковой механизм. Инстиктивная реакция животного на внешние факторы избирательства. ЦНС фильтрует огромное количество афферентных сигналов и находит именно тот, который имеет наибольшее биологическое значение в конкретной ситуации.

14. Кинезы и таксисы — простейшие формы врожденного поведения. Кинезы и таксисы различаются в первую очередь в зависимости от того, ориентировано тело животного относительно раздражителя или нет. В первом случае мы говорим о таксисах, во втором — о кинезах. Сначала рассмотрим кинезы. В этом случае раздражители вызывают изменение либо скорости передвижения, либо частоты поворотов, что так или иначе меняет положение животного относительно источника раздражения.

6 стр., 2726 слов

Связь психики и поведения у животных

... разные формы научения. Этот список представляет собой пять способов решения задач жизнеобеспечения у животных. Каждый из перечисленных способов активного реагирования четко определяется принципом организации систем, которые управляют поведением. ...

Мокрицы Porcellio scaber обычно предпочитают скапливаться в сырых местах. Происходит это благодаря воздействию относительной влажности на их двигательную активность. При возрастании влажности увеличивается число неподвижных насекомых, и в результате мокрицы скапливаются в сыром месте. Сходный эффект наблюдается, когда изменения внешних условий просто замедляют движение животного (вспомним, как мчащиеся с большой скоростью по шоссе автомобили задерживаются и скапливаются в городах, где им приходится снижать скорость).

Такое воздействие на линейную скорость известно под названием «ортокинез». Аналогичные явления известны и у позвоночных; например, плавательная активность пескоройки (личинка миноги) изменяется в зависимости от освещенности 

При таксисах же тело животного принимает определенное направление. Таксис может сочетаться с локомоцией и, таким образом, животное будет двигаться по направлению к источнику раздражения, от него или под постоянным углом к нему. Употребление термина «таксис» иногда (но не всегда, см. разд. «Менотаксис») ограничивается случаями с простыми раздражителями, причем для зрительных раздражителей предполагается, что восприятия формы не происходит.

Как клинотаксис, так и тропотаксис основаны на равновесии — животное ориентирует свое тело, уравновешивая интенсивности раздражения с обеих сторон. Реакция телотаксиса обусловлена не простым равновесием: если два источника раздражениядействуют в одной и той же модальности, то движение животного будет направлено либо к одному, либо к другому из них, но не в промежуточном направлении. Это говорит о том, что влияние одного из раздражителей каким-то образом подавляется. Пример такой ориентации показан : рак-отшельник выбирает направление либо к одному источнику света, либо к другому. Подобным же образом ведут себя и пчелы. Кроме того, было показано, что после одностороннего ослепления пчелы сначала движутся по кругу, а затем направляются прямо на источник света. Круговые движения можно объяснить тем, что свет сначала стимулирует очень чувствительные задние омматидии; однако вскоре они адаптируются, пчела фиксирует источник света передними омматидиями и движется по направлению к нему.

При клинотаксисе животное, по существу, производит последовательное сравнение стимулов, воздействующих на рецепторы при поворотах тела из стороны в сторону. При тропотаксисе — и в этом его отличие от клинотаксиса — происходит сравнение двух одновременно приходящих раздражений. Ориентация здесь обусловлена билатерально симметричным расположением рецепторов, которые могут быть одинаково стимулированы только в том случае, когда животное направлено либо прямо к источнику раздражения, либо от него. Сравнение одновременно поступающих стимулов позволяет животному определять направление к локализованному источнику или от него без боковых отклонений и без волнообразных движений, необходимых при клинотаксисе. Изменение направления движения при тропотаксисе происходит тогда, когда интенсивность стимуляции симметричных рецепторов становится неодинаковой.

15.Безусловные рефлексы и инстинкты — основа врожденного поведения высокоорганизованных животных.

в 13 вопросе 16.Представления о двухфазной основе инстинкта. Крэг («Влечения и антипатии как составляющие инстинкта», 1918) показал, что любое инстинктивное действие состоит из отдельных фаз. Крэг выделил две фазы, которые получили названия: поисковая (подготовительная) фаза, или аппетентное поведение, изавершающая фаза (завершающий акт).

14 стр., 6539 слов

Реферат на тему: « Виды поведения животных»

... поведение - исследовательское поведение - игровое поведение - подражательное поведение - экстраполяционное поведение - поведение в экстремальных ситуациях - поведение в критических ситуациях - аномальное (ненормальное) поведение - аутопрофилактика и аутосонация как формы поведения - сон - половое поведение - родительское поведение - типы социального поведения - стадное поведение ... «рефлексом цели», ...

Крэг показал, что в естественных условиях животные ищут те ключевые стимулы или их комбинации (пусковые ситуации), которые необходимы для осуществления определенной инстинктивной реакции. Например, животные ищут пищу, особей другого пола в период размножения, места для гнездования и т. д. Крэг назвал эти поисковые формы поведенияаппетентными, а состояние животного в этот момент – аппетенцией. Воспринимаемые на поисковой фазе поведения промежуточные раздражители не являются для животного целью, они необходимы лишь для того, чтобы привести к восприятию ключевых стимулов завершающего поведения. Завершающая фаза инстинктивного поведения представляет собой само потребление животным необходимых ему элементов среды, именно эта фаза и является непосредственно инстинктивным поведением.

Завершающая фаза наследственно определена, видотипична, в ней заключается биологический смысл всего инстинктивного действия. Эта фаза поведения состоит из небольшого количества движений, всегда выполняемых в четкой последовательности. Она стереотипна, определяется строением тела животного. На этой фазе возможны лишь незначительные индивидуальные вариации поведения, которые определяются генетически. Приобретенные компоненты поведения практически не играют роли в завершающем акте, а чаще всего и вовсе отсутствуют. К. Лоренц назвал завершающие акты поведенческих реакций эндогенными движениями, они видотипичны, наследственны и не требуют специального обучения.

17, 18.Изменения врожденного поведения в процессе онтогенеза. С первых минут жизни животные демонстрируют набор инстинктов, рефлексов, таксисов и кинезов, которые позволяют новорожденному адаптироваться к жизни в новых для него условиях. отдельные, внешне заметные локомоции, формируются под влиянием факторов среды. Примером влияния среды на проявление инстинкта служит импритинг у птиц. Инстинкты раннего постнатального поведения и родительские инстинкты существенно корректируются условиями жизни животных. У разных видов животных врожденное узнавание и раннее научение соотносятся по-разному. Облигатное научение: Постнатальное научение имеет характер облигатного. Приобретенные адаптации включаются в инстинкты. Облигатное научение важно прежде всего для формирования эффективного пищевого поведения молодняка в раннем постнатальном периоде развития. Факультативное научение:приобретение индивидуальных адаптаций, не обязательных для всех представителей вида. Факультативное научение индивидуально и не является обязательным компонентом инстинкта. Импринтинг: компонент облигатного научения. Импритинг обеспечивает новорожденного инструментом распознавания знакомого и незнакомого. Аналогом импринтинга считается реакция следования. Импринтинг и реакция следования формируются у новорожденных в строго определенное время после рождения — в так называемый сенсибильный период. Половой импритинг: распознавание полов в пределах популяции и вида представляется явлением большой биологической значимости, поскольку это явление лежит в основе процесса воспроизводства, а поэтому, определяет само существование вида. Представители разных групп позвоночных сильно различаются по уровню развития их поведения к моменту рождения или вылупления из яйца. У некоторых видов молодые особи появляются на свет достаточно зрелыми (зрелорождающиеся) и уже вскоре способны осуществлять значительное число двигательных актов, включая локомоцию. Это типично для многих птиц, живущих стаями (таких, как утки и куры), для стадных копытных (овец, коз, американских лосей), для морских свинок. У других видов птенцы или детеныши вначале относительно беспомощны (незрелорождающиеся), и для развития локомоции и других форм поведения им требуется определенное время. К незрелорождающимся относятся многие виды певчих птиц, такие, как крапивники и кардиналы, морские птицы, живущие колониями (например, чайки), и многие млекопитающие, в том числе крысы, мыши, кошки и большинство приматов.

28 стр., 13548 слов

Основные этапы развития психики животных

... и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности. Этот диалектический процесс, однако, ... определяют особенности и степень развития психической деятельности последних. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично ...

В период около момента вылупления в поведении цыпленка происходят большие изменения. У только что вылупившегося цыпленка обнаруживается резкое повышение уровня бодрствования и усиление мышечного тонуса. После вылупления дряблый губкообразный эмбрион за несколько минут превращается в активный молодой организм.

19. Представления Тинбергена о комплексе фиксированный действий и врожденно узнаваемых признаках. Тинберген приходил к заключению, что смещенная активность возникает тогда, когда имеет место избыточная мотивация, близкая к состоянию доминанты, но нормальные способы ее удовлетворения отсутствуют. За счет внешне бессмысленных действий нервная энергия доминирующей мотивации переключается на не имеющую отношения к удовлетворению этой мотивации двигательную активность. За счет таких действий уровень напряжения существенно падает. 20.Личный опыт животных как объединение врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций. 21. Научение как механизм индивидуальной адаптации. Виды и механизмы научения животных. I. Облигатное (обязательное) стимул-зависимое научение. Данная форма научения внешне очень напоминает инстинктивное поведение, но представляет собой процесс накопления индивидуального опыта в жестких видотипичных рамках. В результате облигатного научения приобретается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи. Среди облигатных форм научения выделяют:

1. Простые формы:а) привыкание (габитуация) – данная форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявления стимула,

2. Сложные формы:а) импринтинг (запечатление): способствует формированию у животного устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. В результате импринтинга фиксируются отличительные признаки объектов, врожденные поведенческие акты родителей, братьев, сестер, пищевых объектов и др.  II. Ассоциативное, эффект-зависимое, факультативное, научение. Включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Данная форма обучения является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных. Среди факультативных форм научения выделяют следующие:

13 стр., 6091 слов

Формы научения

... реагировать на слабые раздражители. АССОЦИАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ А. Классический условный рефлекс (КУР) = условный рефлекс первого рода = респондентное (от англ. response – ответ) научение = павловский условный рефлекс. Подробно изучался знаменитым ... (обнюхивание рычага) и др. При формировании ИУР изначальное поведение животных избыточно: животное учится исключать из своего репертуара все, что не ведет к ...

1.Пассивное научение (условный классический рефлекс) – основано на ассоциации индифферентного раздражителя с деятельностью организма, биологический смысл заключается в сигнальном значении раздражителей для животного.

2.Оперантное научение. Данная форма научения осуществляется в результате активного взаимодействия и проявления двигательной активности животного. 

3.Одномоментное (аверсивное) научение. В результате данного научения у животного формируются поведенческие реакции, которые проявляются в  избегании или неприятии пищи, после однократного сочетания «стимул-болезнь». III. Когнитивное научение. Данная форма научения: опираются на весь спектр более простых форм неассоциативного и ассоциативного научения. В зачаточном состоянии они представлены у высших приматов и имеют полное развитие только у человека, являясь основным механизмом, определяющим индивидуальность интеллектуальной деятельности человека. Среди форм когнитивного научения выделяют:

1.Образное (психонервное) запечатление – при первом восприятии среды происходит формирование психонервного образа как целостного единого переживания. Этот образ может сохраняться, не угасая, и воспроизводиться спустя длительное время после непосредственного восприятия.

2.Элементарная рассудочная деятельность. Она базируется на инстинктах, рассудочном механизме и на обучении. В результате формируется целостный акт, называемый унитарной реакцией.

3.Вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого и информации о наличной ситуации. Может иметь разные формы: прогноз событий, независимых от субъекта, прогноз результатов ответных действий, планирование целенаправленных действий и так далее

Коллок этология — Стр 2

22. Габитуация, сенситизация, тренировка, суммация сенсорики — основные механизмы научения примитивных животных.

Нейрофизиологам сейчас известны три типа простого научения: 1) привыкание, или габитуация, 2) сенситизация и 3) классическое, или павловское, обусловливание. Эти типы научения называют «простыми», чтобы отличать их от таких видов человеческого научения, которые носят произвольный характер и требуют, например, образования понятий или использования навыков классификации. Простые формы научения не связаны с осознанием изменений в поведении. К этим элементарным формам способно большинство животных, в том числе и те, у которых вместо мозга имеются только нервные ганглии. Привыкание и сенситизация Привыкание имеет место тогда, когда раздражитель, на который организм первоначально реагировал, начинает действовать так часто, что организм перестает на него отвечать. Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию; здесь животное начинает энергично реагировать на ранее нейтральный раздражитель. Как привыкание, так и сенситизация имеют большое значение для выживания. При сенситизации животное обычно воспринимает некий угрожающий или раздражающий сигнал, учится распознавать его как признак опасности и поэтому пытается избегать его. В случае привыкания стимул, который первоначально вызывал реакцию, перестает действовать, когда выясняется, что он не связан с опасностью. Животное учится игнорировать этот стимул, чтобы без помех реагировать на другие раздражители. Привыкание и сенситизация — это простейшие формы научения, при которых организм не нуждается в создании новой ассоциации между событиями или раздражителями. Тренировка Особую роль тренировка имеет в раннем возрасте как способ неассоциативного научения. Сложные локомоции молодняк тренирует в процессе игр. особое значение отводится тренировкам в процессе формирования поведенческих проявлений, сопряженных с опасностью для жизни. В процессе тренировки происходит морфофункциональное столкновение как эффекторов, так и нервных структур, обслуживающих данный поведенческий акт. а многие сложные формы поведения не нуждаются в тренировках(строительство сот у пчел).

Суммарная сенсорика. Рецепторный аппарат животного организма отслеживает происходящие в окружающей среде изменения по целому ряду параметров физико-химической природы. Рецепторы, представляют периферические элементы сенсорных систем, обеспечивают контроль за изменением стимулов различной модальности ( свет, звук, хим.состав среды).

психика по своему определению предполагает суммацию сенсорной информации при формирование целостного образа. 23. Особенности научения высших животных. Способность устанавливать отношения между предметами сама по себе недостаточна для осуществления интеллектуальной активности. Необходимо, чтобы она приводила к достижению определенной цели, с которой животное сопоставляет свои действия.

Эксперименты показывают, что животные способны к экстраполяции, т.е. к предвидению того, как изменится ситуация, если осуществить определенные действия.

Инсайт — внезапное решение задачи без предварительных проб и ошибок. Итак, исследователями было доказано, что у обезьян существует конкретное, элементарное, образное мышление, способность к обобщению и усвоению пространственно-временных связей в наглядно обозреваемой ситуации. Обезьяна способна понять только те связи и отношения, которые она может потрогать руками и непосредственно обозреть. Это составляет суть ее интеллекта, но определяет рамки ее умственных способностей. Обезьяна не может абстрагироваться от ситуации, и у нее отсутствуют представления о времени. Другое существенное ограничение интеллектуальной активности кроется в орудийной, деятельности животных. Хотя они и употребляют орудия в естественных условиях для удовлетворения своих биологических потребностей, но ни одна, даже самая интеллектуальная обезьяна не изготовила самостоятельно ни одного орудия и не сохранила его. 24.Условный рефлекс как основа научения животных с развитой психикой. Классификация и условия выработки. Факторы, необходимые для формирования условных рефлексов:

-наличие 2-х раздражителей: безусловный раздражитель (пища); индифферентный раздражитель (свет, звук), который затем становится условным сигналом;

-определенная сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть сильным, чтобы при его действии возникало доминантное возбуждение в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть оптимальным, т. е. вызывать реакцию наиболее привычную для организма;

-необходимо сочетание раздражителей во времени. Первым действует индифферентный раздражитель, затем, через 1-2 с — безусловный раздражитель. В дальнейшем действие 2-х раздражителей продолжается и заканчивается одновременно. Если поменять раздражители местами, то условный рефлекс практически не возникает (опыт Крестовникова).

Это доказывает, что условный рефлекс возникает в случае, если индифферентный раздражитель становится условным сигналом. Он сигнализирует о действии безусловного раздражителя;

-неоднократные сочетания действий раздражителей. В течение 1 эксперимента надо провести 10-15 сочетаний, при большем количестве сочетаний развивается торможение центральной нервной системы и условный рефлекс не вырабатывается;

-полноценная кора головного мозга;

-постоянство окружающей среды — выработка условного рефлекса производится в одной и той же обстановке, в одно и то же время.

По характеру образования условные рефлексы делятся на:

Натуральные условные рефлексы образуются на основеестественных безусловных раздражителей (вид, запахпищи ит.д.); они не требуют для своего образования большого количества сочетаний, прочны, сохраняются в течение всей жизни и этим  приближаются к безусловным рефлексам. Натуральные условные рефлексы образовываются с первого мгновения после рождения.

Искусственные  условные рефлексы вырабатываются нараздражители, не имеющие биологического значения, а также не имеющие прямого отношения к данному безусловномурефлексу, не обладающими  в естественных условиях свойствами раздражителя, вызывающего данныйбезусловный рефлекс(например, можно выработать пищевой рефлекс на мигающий свет).

Искусственные  условные рефлексы  вырабатываются медленнее, чем натуральные, и быстро угасают при неподкреплении.

По типу безусловного подкрепления, т. по их биологической значимости, условные рефлексы подразделяются на:

Пищевые

Оборонительные

Половые

По характеру вызываемой  деятельности условные рефлексы подразделяются на:

положительные, вызывающие определённую условнорефлекторную реакцию;

отрицательные или тормозные, условнорефлекторным эффектом  которых является активное прекращение условнорефлекторной деятельности.

По способам выработкии  типу подкрепления выделяют:

Рефлексы первого порядка – это рефлексы, в которых  в качестве подкрепления используется безусловный рефлекс;

Рефлексы второго порядка – это рефлексы, в которых  в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс.  Соответственно, на основе этих рефлексов можно выработатьусловный рефлекс третьего порядка, четвёртого порядка и т.д.

Рефлексы высшего порядка – это рефлексы, в которых  в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс второго (третьего, четвёртого и т.д.) порядка. Именно такого типа условные рефлексы формируются у детей и составляют основу развития у них мыслительной деятельности.  Образование рефлексов высших порядков зависит от совершенства организации нервной системы. У собак можно выработать условные рефлексы четвёртого порядка, а у обезьяны ещё более высоких порядков, у взрослых людей  — до 20 порядков. Кроме того, условные рефлексы высших порядков образуются тем легче, чем более возбудима нервная система, а также чем сильнее безусловный рефлекс, на основе которого выработан рефлекс первого порядка. Условные рефлексы высших порядков нестойки, легко угасают.

По характеру и сложности условного раздражителявыделяют:

Простые условные рефлексы вырабатываются при изолированном действии одиночных раздражителей – света, звука и т.д.

Комплексные условные рефлексы – при действии комплекса раздражителей, состоящих из нескольких компонентов, действующих либо одновременно, либо последовательно, непосредственно один за другим или с небольшими интервалами. 

Цепные условные рефлексы вырабатываются на цепь раздражителей, каждый компонент которой действует изолированно после предыдущего, не совпадая с ним, и вызывает собственную условно-рефлекторную реакцию. 25.Механизм образования условного рефлекса.  При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При действии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов (ротовой полости) и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса).

Таким образом в коре головного мозга одновременно возникают 2 очага возбуждения: доминантный очаг возбуждения в корковом представительстве безусловного рефлекса, т. к. вызван сильным раздражителем. В коре головного мозга между 2-мя очагами возбуждения по принципу доминанты образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. Таким образом, по мнению Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга и в его основе лежит принцип доминанты.

26.Стадии формирования условного рефлекса. прегенерализация 1 этап. Знакомство с раздражителем. Необходимо убедиться, что индифферентный раздражитель вызывает адекватную реакцию. При 1-м действии раздражителя возникает ориентировочный рефлекс, что мешает возникновению условного рефлекса, таким образом ориентировочный рефлекс надо погасить. Для этого надо, чтобы индифферентный раздражитель перестал быть новым. Кроме того, необходимо ознакомление с безусловным раздражителем, чтобы убедиться в выраженности ответной реакции. генерализации 2 этап. Сочетание во времени действия индифферентного сигнала с действием безусловного раздражителя. 1-м — индифферентный раздражитель, затем, через 1-2 с — безусловный раздражитель. Заканчивается действие одновременно. В результате на действие одного индифферентного раздражителя возникает безусловно рефлекторная реакция. специализации 3 этап. Индифферентный раздражитель стал условным. Если условный сигнал долго вызывает безусловно рефлекторную реакцию, то этот условный рефлекс прочный.

27.Инсайт: сущность и распространенность в природе. Инсайт — внезапное решение задачи без предварительных проб и ошибок. В проблемной ситуации животные некоторое время не совершают никаких действий, однако вскоре демонстрируют поведенческие адаптации на основе своего прошлого опыта, который они никогда в создавшейся ситуации еще не применяли. Нейрофизиологические механизмы инсайта остаются неясными. На определенной стадии своего развития животные становятся способными улавливать причинно-следственные отношения между явлениями окружающей среды, т.е. для животных характерна рассудочная деятельность.

28. Механизмы научения животных раннего постнатального периода. С первых минут жизни животные демонстрируют набор инстинктов, рефлексов, таксисов и кинезов, которые позволяют новорожденному адаптироваться к жизни в новых для него условиях. Отдельные внешне заметные элементы локомоций формируются под влиянием факторов среды. Примером служит импринтинг у птиц. Если в определенное время гусятам предъявить посторонний предмет, то они начинают воспринимать этот нейтральный предмет как собственную мать. инстинкты раннего постнатального периода поведения и родительские инстинкты существенно корректируются условиями жизни животных. Облигатное научение. постнатальное научение имеет характер облигатного. Приобретенные адаптации включаются в инстинкты. Облигатное научение важно прежде всего для формирования эффективного пищевого поведения молодняка в раннем постнатальном периоде. Факультативное научение. Приобретение индивидуальных адаптаций, не обязательных для всех представителей вида. Импринтинг (запечатление) — это компонент облигатного научения. Импритинг обеспечивает новорожденного инструментом распознавания знакомого и незнакомого. Аналогом импритинга считают реакцию следования. Данное явление характерно для тех видов, новорожденные которых появляются на свет с хорошо развитым опорно-двигательным аппаратом и зрелыми сенсорными системами. Импринтинг и реакция следования формируются у новорожденных в строго определенное время после рождения — в сенсибильный период. Половой импринтинг. Распознавание полов в пределах популяции и вида представляется явлением большой биологической значимости, поскольку это явление лежит в основе процесса воспроизводства, предопределяет само существование вида. 29. Память как обязательное условие приобретения личного опыта. Научение и расширение личного опяты стало возможным благодаря уникальному свойству нервной системы — сохранять поступающую информацию.Нейроны мозга, имеющие отношение к научению , обладают свойством определенным образом изменяться под влиянием поступающей афферентации. Эти изменения относятся к электрическому состоянию клеток, биохимическим процессам и даже к морфологии нейронов. Память — способность животных воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию о ранее воздействовавших на них стимулах.

30. Теории формирования краткосрочной и долгосрочной памяти. Память — способность животных воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию о ранее воздействовавших на них стимулах.

31. Поведение раннего онтогенеза. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов. 32. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных. Малочисленные ассоциации включают от 2 особей (брачный союз) до 10-12 животных: -Дружеские союзы -Семейные ассоциации волков до 10-12 особей. -Малые семейные союзы, гуси, лисы. Многочисленные сообщества: -Анонимная стая — скопление комаров, скопление индивидуумов на постоянной или временной основе -Стадо — сообщество животных одного вида, объединенных единым жизненным пространством, единым кормовым угодьем. -Группа родственных разнополых и разновозростных усобей ( пчелиная семья, семьи слонов)

33.Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни. + -Вероятность гибели от хищника у отдельных животных в составе группы значительно ниже, чем у одиночки. -стая занимает такое пространство, которое выходит за пределы внимания хищника. -снижается встреча отдельной особи с врагом

-группа животных раньше замечает опасность

-групповой образ жизни облегчает поиск кормовых мест и миграцию к ним — -быстрое распространение инфекций -в группе востанавливаются ранговые отношения -у животных с низким уровнем психики групповое поведение может быть и причиной массовой гибели. 34.Механизмы поддержания ассоциаций Для адресной передачи информации у животных в процессе эволюции выработался набор видотипичных сигналов. Эти сигналы понятны и адекватно воспринимаются прежде всего представителями данного вида (группы).

Некоторые сигналы предназначены представителям других видов животных (врагов).

В группе каждое животное следит за действиями ближайших соседей. В пределах стада эти действия видотипичны, т.е. понятны всем членам данной ассоциации. 35.Типология сообществ животных Рассматривая различные типы социальных структур, К. Лоренц пришел к выводу, что все сообщества животных можно разделить на два коренным образом различающиеся класса: – анонимные, не имеющие структуры; Ученые выделяют три типа анонимных сообществ: скопления (агрегации), открытое сообщество, закрытое сообщество. Агрегации — это такие объединения животных, которые формируются под действием какого-то физического фактора среды (пищи, температуры и т.п.).

Примером агрегации могут служить стайки головастиков в прогретых солнцем местах водоема. Скопления характерны для многих видов беспозвоночных. Из скопления животных часто возникает стадо, поведение членов которого обычно взаимосвязано. Причиной скопления, как правило, бывает сходство их потребностей.  Анонимные сообщества, члены которых не проявляют агрессии по отношению к вновь присоединившимся особям своего вида, получили название открытых. К ним относятся, например, стада жирафов или кенгуру, которых привлекает вид сородичей, но они с равной легкостью присоединяются к данной группе, а затем покидают ее. Другой тип анонимного сообщества — закрытое. Его члены не различают друг друга «персонально», но могут выделять животных, принадлежащих к другому сообществу («чужаков»), например по запаху. К типичным закрытым анонимным сообществам относятся колонии крыс-пасюков (Rattus norvegicus).

При появлении на территории колонии чужака все ее взрослые члены набрасываются на него и либо убивают, либо изгоняют. Единственный признак, по которому крысы отличают «своих» от «чужих», — это специфический для каждой колонии запах. Если крысу потереть подстилкой, взятой из другой колонии, она сейчас же будет убита сородичами, с которыми до этого жила в полном мире. – персонифицированные, основанные на личных контактах, в которых возможно распределение ролей. Более высокий тип общественной организации — это индивидуализированные (персонифицированные) сообщества, т.е. объединения животных с упорядоченной структурой, в которых каждый член «знает» всех остальных «персонально» («в лицо»).

Ключевые признаки персонифицированного сообщества: а) генотипическая и фенотипическая уникальность каждого члена сообщества; б) персональные взаимодействия между членами сообщества; в) иерархия доминирования.  36.Искуственные ассоциации животных.

37.Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сообществ. Ассоциация животных из случайного скопления превращается в организованное сообщество благодаря иерархии внутри сообщества. Иерархия складывается в группе животных, конкурирующих между собой за достижение одной и той же цели. Конкурентные отношения могут иметь различное проявление. Чаще других наблюдается конкуренция из-за пищи, половых партнеров, удобных мест отдыха. 38. Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных. -Линейная -Нелинейная

-Авторитарная Границы между ними достаточно условны. При авторитарной одно животное доминирует над всеми остальными членами группы, которые равны между собой. Эта форма иерархии в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего иерархические отношения выстраиваются и между субдоминантными членами стаи. Наиболее близки к деспотии отношения в однополых группах самцов мышей или морских свинок Линейная иерархия выстраивается по следующему принципу: животное А доминирует над всеми членами стаи, животное Б доминирует над всеми членами стаи кроме животного А и так далее до животного, стоящего на самой нижней ступени иерархической лестницы и доминируемого всеми остальными. С точки зрения математики такие отношения всегда транзитивны, т.е. если животное А доминирует над Б, а Б над В, то животное А автоматически доминирует также и над животным В. Нелинейные иерархии выстраиваются таким образом, что животное А доминирует над Б, Б доминирует над В, а В в свою очередь доминирует над А. Причем вероятность такого рода отношений повышается с количеством членов в группе. У обезьян имеет большое значение имеет сотрудничество отдельных членов стаи для достижения желаемого результата. Сотрудничество имеет две формы: -Кооперация — полагает совместные действия членов группы для достижения результата полезного для всех. -Специализации — отдельные члены стаи выполняют целенаправленные действия, необходимость которых для данной особи в данный момент времени не очевидна. Но они полезны для всей группы. Наблюдается и альтруизм ( готовность пожертвовать своими личными потребностями на благо других членов сообщества) 39. Распознавание особей в ассоциациях животных. 40.Способы коммуникаций у животных. Так как языковые знаки могут быть интенциональными (производимыми намеренно, на основе знания их смысловых значений) и неинтенциональными (производимыми ненамеренно).

Вопрос о неинтенциональных языковых знаках у животных сравнительно прост. Многочисленные исследования поведения животных показали, что у них широко распространен неинтенциональный язык. Животные, особенно так называемые общественные животные, общаются друг с другом с помощью знаков, производимых инстинктивно, без осознания их смысловых значений и их коммуникативной значимости. Приведем некоторые примеры.

Когда мы летом попадаем в лес или оказываемся в поле, то невольно обращаем внимание на песни, распеваемые насекомыми (кузнечиками, сверчками и т. п. ).

Несмотря на кажущееся многообразие этих песен, естествоиспытатели, проведшие много часов в наблюдениях, требующих настойчивости и терпения, сумели выделить пять основных классов: призывная песня самца, призывная песня самки, песня “обольщения”, которую исполняет лишь самец, песня угрозы, к ко торой прибегает самец, находясь поблизости от соперника, и, наконец, песня, исполняемая самцом или самкой, когда они чем ни будь обеспокоены. 

41.Биологическая роль ритуализации поведения животных. 1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют доминантные животные. Так, при встрече двух волков или собак, более сильное животное отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. 2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. Распространенный вариант ритуала умиротворения у птиц – это имитация позы птенца, выпрашивающего корм. У представителей семейства собачьих часто встречается демонстрация, при которой подчиненное животное, издавая характерные звуки, стремится лизнуть доминанта в углы рта.  3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании. Эти действия типичны для многих обезьян.  4. Ритуализация агрессивности оказывается особенно важной в жизни и сохранении тех видов, которые располагают органами, способными нанести смертельный удар. Так, например, самцы южноафриканских скорпионовых пауков, вступая в конфликт друг с другом, никогда не пускают в ход свои хелицеры – крючкообразные выросты челюстей, на концах которых открываются протоки ядовитых желез. Вместо этого они наносят друг другу совершенно безболезненные удары сильно удлиненными передними конечностями. 

42.Особенности полового поведения самцов и самок, стратегия и тактика. Самец: Половое поведение самца к самке формируется в процессе полового созревания и сохраняется на протяжение длительного времени. Этот период жизни часто называют репродуктивным периодом. Либидозная активность самца определяется главным образом продукцией тестостерона половыми железами. Само поведение не кодируется генами. у быков уровень либидо варьирует в зависимости от возроста и породной принадлежности. В целом половая активность быков мясных пород ниже, чем половая активность быков молочных пород. Так же на уровень либидо влияют факторы внешней среды. Молодые бараны в окружение незнакомых оцематок снижают свою половую активность. в случае, когда самцы по каким-то причинам утрачивают мотивацию полового поведения, они становятся склонными к обединению с аналогичными самцами своего вида. Цель -подавление невостребованного либидо. Самка: Самым эффективным способом выявления коровы на охоте является реакция самки на самца, а именно, выявление коитальной рецептивности самки по ее поведению в копание самца. в стаде держат быка-пробника. Так выявляют самок в состояние половой охоты. а еще присутствие самца пробника благоприятно отражается на физиологическом состояние. Овцы и козы Тихая охота. Зачастую самка сама инициирует контакт с самцом. Сама отыскивает барана, следует за ним, трется об него.