Калинина р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9

“Праздник знакомства” (принимают участие дети, их родители и воспитатели)

Воспитатели встречают детей и их родителей, приглашают всех в группу, показывают ее (игровую, спальную, умывальную и пр.) и игрушки, приглашают на экскурсию по детскому саду: в музыкальном зале, изостудии, кабинете английского языка и т. д. их встречают педагоги, которые представляются, показывают свои “владения”, рассказывают о своих занятиях.

После возвращения в группу детей встречает Петрушка (воспитатель).

Петрушка. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мамы и папы! Меня зовут Петрушка, а вас как?

Дети наперебой отвечают ему.

Петрушка. Нет, так дело не пойдет. Я вот что придумал! Отгадайте загадку: “Он и круглый, он и гладкий. Очень ловно скачет. Что же это?”

Все. Мячик!

Петрушка. Вот он нам и поможет! Сыграем в игру “Давайте познакомимся!”?

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей).

Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т. д.

Воспитатель. Ну вот мы и познакомились! А теперь давайте покатаемся на карусели.

Игра “Карусели”(См.: Богуславская 3. М., Смирном Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1991.)

Воспитатель берет малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: “Саша! Будешь играть с нами? Тогда давай руку!” Саша дает руку воспитателю, и они втроем подходят к следующему ребенку и т. д. В результате дети, держась за руки, образуют круг.

“Сейчас мы будем кататься на карусели,— говорит воспитатель.— Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась”.

Слова Движения

Еле-еле-еле-еле Карусель медленно движется

Завертелись карусели. в правую сторону.

А потом, потом, потом Темп речи и движений посте-

Все бегом, бегом, бегом! пенно ускоряется.

Побежали, побежали, На слова “побежали” карусель

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических ...

Побежали, побежали! меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите, Темп движений постепенно за-

Карусель ос-та-но-ви-те. медляется, и на слова “раз-два”

Раз-два, раз-два (пауза), все останавливаются и кланяются

Вот и кончена игра. друг другу.

Игра кончается тем, что дети хлопают в ладоши и разбегаются.

В игре участвуют также родители.

Воспитатель. Ну а теперь давайте отдохнем. Объявляю конкурс родителей на лучший портрет своего ребенка. Условие — рисовать надо с завязанными глазами!

В конкурсе участвуют все желающие. Зрители аплодируют участникам, выбирают лучший портрет.

Петрушка. Один художник рисовал и мой портрет (показывает), но что-то в нем не так. Чего не хватает? (Носа.)

Детям предлагают с завязанными глазами приставить нос к портрету. Не беда, что он оказывается то на щеке, то на подбородке…

Затем все приглашаются на чаепитие, в ходе которого можно провести игры, пляски с простыми движениями (приседания, хлопки, кружение и т. д.).

В конце Петрушка благодарит всех за участие в празднике, за угощение и дарит детям на память сувениры — голубей из бумаги и картона.

Формирование чувства уверенности в окружающем

Представляете вы себе впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Пофантазируйте: вы в незнакомом городе, жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, они проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!).

А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Они о чем-то говорят, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил, что все это значит.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации поступления в детский сад трехлетним малышом: большинство детей хоть на год, но старше его; кругом незнакомые взрослые, которые что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду страшно: еще заблудишься.

Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода — формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого необходимо следующее:

• Знакомство детей, их сближение друг с другом.

• Знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии.

• Знакомство с группой и детским садом, “освоение” их.

• Знакомство со всем персоналом детского сада.

• Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Все это, т. е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:

• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

• специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

4 стр., 1575 слов

Игры на вторичное знакомство.

...   Игры на вторичное знакомство. Старшая группа 1. «Одеяло» Отряд разбивается на 2 команды и садятся кучами друг напротив друга. Между ... задаваемых вопросов остается за каждым игроком. Но цель игры – знакомство коллектива. После того, как каждый из участников взял ... партнёр оценивает точность описания по пятибалльной системе. Затем дети меняются ролями. 7. «Яблочко» Играющие сидят в кругу. ...

• запрет на оценку действий ребенка типа “Неверно, не так” или “Молодец, правильно”;

• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Эти основные принципы организации и проведения развивающих игр определились в ходе нашей практической деятельности.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем

Эти игры подробно описаны в упомянутой книге 3. М. Богуславской и Е. О. Смирновой. Ниже приводятся игры, разработанные на их основе, а также авторские игры, предлагаемые для проведения первых занятий с детьми.

1. Давайте познакомимся!

Описание этой игры приведено выше. Обычно малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много, придумывайте их вместе с детьми!

2. Раздувайся, пузырь!

Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: “Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!” Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.

Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. “Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый.— А теперь давайте сделаем маленький кружок”.

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь, Оставайся такой,

Раздувайся большой, Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются к центру.

После этого игра повторяется. Закончить ее можно так. Когда “пузырь лопнет”, воспитатель говорит: “Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели…” Дети разбегаются в разные стороны.

3. Лови-лови!

К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центре. “Лови-лови!” — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу “Беги на место!” рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

19 стр., 9051 слов

Диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом

... группы. Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом. Индивидуальный план практики: 1. Адаптивный (ознакомительный): ·   Наблюдение ... подготовка бланков для исследования. 2. Деятельностный: ·   Диагностика личности детей; ·   Характеристика детей (проведение теста-опросника, проективный (рисуночный) метод; ·   Диагностика ...

4. Чей голосок?

Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.

5. Расскажи стихи руками

В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно “проиграть”, “рассказать руками” (почему только руками? Всем телом!), — великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.

Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять.

Ниже приводятся два стихотворения, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные.

“Зайка”

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.

Маленький зайка, Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.

Длинные ушки, Дети приставляют ладошки к голове — “ушки”.

Быстрые ножки. Побежали.

Заинька-зайка, Движения повторяются.

Маленький зайка,

Деток боишься, Дети обхватывают себя руками, изображая страх,

Зайка-трусишка. “дрожат”.

“Мишка”Мишка, мишка косолапый, Приподнять плечи, руки округлить, носки ног

Мишка по лесу идет, внутрь, идти переваливаясь.

Мишка хочет сладких ягод, Погладить себя по животу, облизнуться.

Да никак их не найдет. Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод Показать указательным пальцем, на лице — восторг,

И тихонько зарычал. Двумя руками “собирать” ягоды в рот.

Подошли к мишутке детки, Помаршировать,

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. ... вы все вместе должны изобразить : очередь, стоящую в зубной кабинет; очередь, стоящую в салон красоты; варианты: в столовую, в ... по тоннелю” под стульями, передаете на финише эстафету касанием руки следующему участнику команды до тех пор пока все участники команды ...

Мишка громко зарыдал. кулачками потереть глаза, изобразить плач

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками

Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.

1. Найди игрушку

Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: “Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке”; затем: “Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати”.

После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.).

Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“там моют посуду”), через действия (“лежит тихо, закрыв глаза”) и т. д.

Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д.— и знакомиться с людьми, работающими там).

2. Чьи вещи?

Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.).

Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит.

Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: “Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра”.

Когда все вещи будут “опознаны”, можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.

3. Как пройти?

Цель игры — помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество — это зависит от количества специальных помещений (кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т. д.) и, конечно, от вашей фантазии.

Ниже приводится примерная схема игры.

Воспитатель. У зайчика Степашки заболели уши. Что ему делать? (Пойти к врачу.) Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь.

Сначала дети должны описать путь до кабинета, например: спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево — медицинский кабинет (если дети еще не знакомы с понятиями “налево”, “направо”, можно ориентироваться на какие-либо предметные признаки: после нарисованного на стене волка повернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.).

После этого двум—трем детям предлагается “проводить” Степашку к врачу.

Вылеченный Степашка (забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витамины для всех детей.

Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы

Как уже говорилось, для трехлетних малышей все в саду ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей они встречают в коридорах детского сада, на прогулке. Их внимание привлекают дети подготовительной к школе группы. Более того, исследования психологов (Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко.— М.: Просвещение, 1987) показывают: обучение игре, ее развитие происходят, как ; правило, не через взрослого, а через старших дошкольников.

22 стр., 10611 слов

Межличностные отношения у детей в группе детского сада посредством ...

... может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей. 1.2 Особенности взаимоотношений детей в группе детского сада Группа детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными ... выделить цель курсовой работы: изучение проблемы межличностных отношений у детей в группе детского сада по средством социальной игры. Задачи 1. Рассмотреть психолого- ...

Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Все начинается с того, что в один прекрасный день в гости к малышам приходят старшие дети, знакомятся с ними, обучают их новой увлекательной игре, играют все вместе. Через некоторое время малыши наносят “ответный визит”, и теперь уже они обучают старших своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, вместе играют, гуляют и т. д. Приходят друг к другу на праздники (старшие могут подарить малышам поделки, изготовленные своими руками, а малыши — спеть песенку).

Эта дружба продолжается целый год, в конце которого малыши провожают своих “взрослых” детей в школу.

Адаптационный период заканчивается балом-посвящением. Отныне младшие воспитанники — полноправные члены большой страны — детского сада.

Опыт работы специалистов (психолога, педагогов, методиста и воспитателей) яслей-сада № 45 “Родничок” г. Пскова показывает: такая организация адаптационного периода позволяет малышам быстрее привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, наладить добрые взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создает благоприятные условия для развития и воспитания дошкольников.

Р. КАЛИНИНА, педагог-психолог высшей категории, ясли-сад № 45 “Родничок”, Псков