Изучение личности школьника и составление его
психолого-педагогической характеристики
- Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов;
- Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника
1.Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов
Тема беседы выбирается самостоятельно с учетом особенностей ребенка. Например: «Твои интересы», «Друзья», «Когда ты станешь взрослым», «Планы на каникулы», и т.д.
Протокол беседы с учеником
Провел беседу:……………………………………. Дата:…………
Объект исследования. Фамилия, имя, отчество, возраст, класс.
Цель.
Способ регистрации результатов.
Описание обстановки (место проведения, время)
План беседы. Основные вопросы. Поддерживающие вопросы.
Анализ беседы. Получилась/ не получилась беседа. Особенности поведения собеседника (интонация, жесты, мимика).
На какие вопросы собеседник отвечал более активно.
Заключение. Анализ полученных данных.
Дополнительная информация
Основные требования к проведению беседы
Благоприятная обстановка: прогулка, изолированная комната. Создайте и поддерживайте атмосферу доверия. Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ.
Во время беседы следите:
- за особенностями речевого поведения собеседника, точностью формулировок, оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами;
- за эмоциональными реакциями (тембром голоса, интонацией, мимикой, жестами и др.);
- за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.
Советы:
- Вникните в то, что интересует собеседника.
- Если увидите его пассивность, значит: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон и др.
- Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.
- Владейте собой: не обнаруживайте признаков властности, не делайте упреков, реплик и т.д.
|
Как правильно вести беседу |
Как лучше ставить вопросы |
Не ставьте вопрос «в лоб» (лучше в косвенной форме). Вопросы не должны быть внушающими и носить форму утверждения. Вопросы ставить в определительной форме, краткие, понятные собеседнику. |
Слушать внимательно и доверительно |
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, наклоняясь к собеседнику. Сочувствуй, одобряй и поддерживай. |
Дать возможность собеседнику высказаться |
Не торопить его! Помогите освободиться от возможных страхов. Одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью помочь высказаться. |
Не прерывайте высказывания собеседника |
— в случаях волнения, импульсивности, несущественности высказываний, отсутствия полезной информации и т.д. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна. |
Прямые вопросы: нравится ли тебе твоя группа?
Косвенные вопросы, в которых истинные цели замаскированы: Всегда ли тебе хочется быть в группе? Нравится ли твоим друзьям ваша группа? При ответе на такие безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.
Проективный вопрос. В нем идет речь о каком-то воображаемом человеке: — Как ты думаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали? В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.
Как снизить степень внушающего действия вопросов?
Очень внушающие |
«Не согласишься ли ты с тем, что…»; «Не считаешь ли ты…Не кажется ли тебе» |
Внушающие |
«Ты делаешь поделки?» (Здесь не известно, делает ли вообще ребенок поделки) |
Менее внушающие |
(«или-или») «Любишь ли ты делать поделки или рисовать?» |
Наиболее благоприятная форма |
Определительные вопросы типа «Чем ты любишь заниматься дома?» |
Анализ беседы. Обратите внимание на то получилась ли беседа, если нет, то почему; на приемы поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки; на особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки; на какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал; какие вопросы достигли цели и какие задачи решены в результате беседы. Изменение состояний собеседника — главный показатель эффективности беседы. Нет смысла бояться отрицательной оценки эффекта беседы. Для оценки эффективности беседы важен анализ содержания ответов и вопросов походу беседы. Не менее важен анализ невербальных интеракций с собеседником во время интервью: смысл речевого высказывания может быть выражен невербально, в анализе языка тела наиболее информативным является изменение наклона туловища, когда и почему собеседник перестает смотреть в глаза, громкость произносимого, изменение темы. В успешной беседе между участниками возникают согласованные или симметричные движения.
2. Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника
Методы изучения и сбора данных: беседа с учеником, беседа с учителем, наблюдение за ответами и поведением ученика, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.
I. Общие сведения об ученике. Данные о школьнике. Фамилия, имя, возраст, класс, состояние здоровья, физическое развитие.
Данные о семье. Состав семьи, профессия родителей, их культурный уровень, материальная обеспеченность родителей.
Данные об условиях жизни учащегося в семье. Отношение к ребенку, характер взаимоотношений между членами семьи. Стороны семейного воспитания, которые объясняют особенности личности ученика.
II. Особенности учебной деятельности школьника.
Успеваемость. Взгляды учащегося на значимость учебной деятельности. Какие учебные предметы интересуют ученика, к каким — безразличное или даже отрицательное отношение. Отношение школьника к успехам и неудачам по различным предметам. Активность и дисциплинированность на уроках. Систематичность, добросовестность, организованность в учебной работе. Наличие умений и навыков самостоятельной работы (находить дополнительную литературу, работать с учебником).
Отношение к урокам изобразительного искусства. Основные причины, способствующие успехам в учебной деятельности или мешающие ему учиться.
III. Характеристика направленности личности школьника.
Общий кругозор и эрудиция. Особенности развития познавательных интересов. Степень развития интересов в области искусства, техники, спорта и др. Способность к реализации своих интересов. Глубина и устойчивость интересов. Любимое времяпрепровождение в школе и вне школы. Увлечения. В каких кружках занимается. Самооценка личности школьника. Отношение к своим успехам и неудачам.
IV. Характеристика некоторых познавательных процессов школьника.
Особенности памяти. Особенности запоминания: объем, скорость, осмысленность, прочность, вид, приемы. Готовность к воспроизведению. Особенности мышления. Сообразительность, умение анализировать, обобщать, самостоятельность суждений и выводов, быстрота и глубина понимания нового материала. Характеристика наглядно — образного и абстрактного мышления школьника.
Особенности речи (словарный запас, культура, грамотность, эмоциональность, образность устной и письменной речи).
Особенности внимания (объем устойчивость, концентрация).
Преобладающий вид внимания. Чем он вызван.
V. Индивидуально — психологические особенности личности школьника.
Особенности темперамента, проявляющиеся в поведении школьника (работоспособность, скорость утомления, глубина и характер эмоциональных состояний, темп речи, выдержка и аффективность, двигательные реакции).
Характер. Его особенности, проявляющиеся в отношениях к окружающему миру и к самому себе. Их зависимость от условий воспитания.
VI. Педагогические выводы и рекомендации.
Выводы. Рекомендации по реализации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. Рекомендации родителям. Советы школьнику по самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности.