Изучение личности учащихся

Изучение личности школьника и составление его

психолого-педагогической характеристики

  1. Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов;
  2. Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника

1.Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов

Тема беседы выбирается самостоятельно с учетом особенностей ребенка. Например: «Твои интересы», «Друзья», «Когда ты станешь взрослым», «Планы на каникулы», и т.д.

Протокол беседы с учеником

Провел беседу:……………………………………. Дата:…………

Объект исследования. Фамилия, имя, отчество, возраст, класс.

Цель.

Способ регистрации результатов.

Описание обстановки (место проведения, время)

План беседы. Основные вопросы. Поддерживающие вопросы.

Анализ беседы. Получилась/ не получилась беседа. Особенности поведения собеседника (интонация, жесты, мимика).

На какие вопросы собеседник отвечал более активно.

Заключение. Анализ полученных данных.

Дополнительная информация

Основные требования к проведению беседы

Благоприятная обстановка: прогулка, изолированная комната. Создайте и поддерживайте атмосферу доверия. Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ.

Во время беседы следите:

  • за особенностями речевого поведения собеседника, точностью формулировок, оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами;
  • за эмоциональными реакциями (тембром голоса, интонацией, мимикой, жестами и др.);
  • за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.

Советы:

  1. Вникните в то, что интересует собеседника.
  2. Если увидите его пассивность, значит: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон и др.
  3. Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.
  4. Владейте собой: не обнаруживайте признаков властности, не делайте упреков, реплик и т.д.

Как правильно вести беседу

Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопрос «в лоб» (лучше в косвенной форме).

Вопросы не должны быть внушающими и носить форму утверждения.

Вопросы ставить в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, наклоняясь к собеседнику.

Сочувствуй, одобряй и поддерживай.

Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопить его!

Помогите освободиться от возможных страхов.

Одобряйте точность высказанных мыслей.

Встречные вопросы могут быть заданы только с целью помочь высказаться.

Не прерывайте высказывания собеседника

— в случаях волнения, импульсивности, несущественности высказываний, отсутствия полезной информации и т.д.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Прямые вопросы: нравится ли тебе твоя группа?

Косвенные вопросы, в которых истинные цели замаскированы: Всегда ли тебе хочется быть в группе? Нравится ли твоим друзьям ваша группа? При ответе на такие безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

Проективный вопрос. В нем идет речь о каком-то воображаемом человеке: — Как ты думаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали? В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.

Как снизить степень внушающего действия вопросов?

Очень внушающие

«Не согласишься ли ты с тем, что…»; «Не считаешь ли ты…Не кажется ли тебе»

Внушающие

«Ты делаешь поделки?» (Здесь не известно, делает ли вообще ребенок поделки)

Менее внушающие

(«или-или») «Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»

Наиболее благоприятная форма

Определительные вопросы типа «Чем ты любишь заниматься дома?»

Анализ беседы. Обратите внимание на то получилась ли беседа, если нет, то почему; на приемы поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки; на особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки; на какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал; какие вопросы достигли цели и какие задачи решены в результате беседы. Изменение состояний собеседника — главный показатель эффективности беседы. Нет смысла бояться отрицательной оценки эффекта беседы. Для оценки эффективности беседы важен анализ содержания ответов и вопросов походу беседы. Не менее важен анализ невербальных интеракций с собеседником во время интервью: смысл речевого высказывания может быть выражен невербально, в анализе языка тела наиболее информативным является изменение наклона туловища, когда и почему собеседник перестает смотреть в глаза, громкость произносимого, изменение темы. В успешной беседе между участниками возникают согласованные или симметричные движения.

2. Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника

Методы изучения и сбора данных: беседа с учеником, беседа с учителем, наблюдение за ответами и поведением ученика, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.

I. Общие сведения об ученике. Данные о школьнике. Фамилия, имя, возраст, класс, состояние здоровья, физическое развитие.

Данные о семье. Состав семьи, профессия родителей, их культурный уровень, материальная обеспеченность родителей.

Данные об условиях жизни учащегося в семье. Отношение к ребенку, характер взаимоотношений между членами семьи. Стороны семейного воспитания, которые объясняют особенности личности ученика.

II. Особенности учебной деятельности школьника.

Успеваемость. Взгляды учащегося на значимость учебной деятельности. Какие учебные предметы интересуют ученика, к каким — безразличное или даже отрицательное отношение. Отношение школьника к успехам и неудачам по различным предметам. Активность и дисциплинированность на уроках. Систематичность, добросовестность, организованность в учебной работе. Наличие умений и навыков самостоятельной работы (находить дополнительную литературу, работать с учебником).

Отношение к урокам изобразительного искусства. Основные причины, способствующие успехам в учебной деятельности или мешающие ему учиться.

III. Характеристика направленности личности школьника.

Общий кругозор и эрудиция. Особенности развития познавательных интересов. Степень развития интересов в области искусства, техники, спорта и др. Способность к реализации своих интересов. Глубина и устойчивость интересов. Любимое времяпрепровождение в школе и вне школы. Увлечения. В каких кружках занимается. Самооценка личности школьника. Отношение к своим успехам и неудачам.

IV. Характеристика некоторых познавательных процессов школьника.

Особенности памяти. Особенности запоминания: объем, скорость, осмысленность, прочность, вид, приемы. Готовность к воспроизведению. Особенности мышления. Сообразительность, умение анализировать, обобщать, самостоятельность суждений и выводов, быстрота и глубина понимания нового материала. Характеристика наглядно — образного и абстрактного мышления школьника.

Особенности речи (словарный запас, культура, грамотность, эмоциональность, образность устной и письменной речи).

Особенности внимания (объем устойчивость, концентрация).

Преобладающий вид внимания. Чем он вызван.

V. Индивидуально — психологические особенности личности школьника.

Особенности темперамента, проявляющиеся в поведении школьника (работоспособность, скорость утомления, глубина и характер эмоциональных состояний, темп речи, выдержка и аффективность, двигательные реакции).

Характер. Его особенности, проявляющиеся в отношениях к окружающему миру и к самому себе. Их зависимость от условий воспитания.

VI. Педагогические выводы и рекомендации.

Выводы. Рекомендации по реализации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. Рекомендации родителям. Советы школьнику по самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности.