Программа профориентационной работы
Цель программы:
— Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.
-Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно — ориентированного подхода.
Задачи программы:
— скоординировать работу учителей — предметников по выявлению, развитию способностей;
-скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу МО классных руководителей;
— разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию;
-обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.
— сформировать положительное отношение к труду;
— научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
— научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
— научить анализировать свои возможности и способности,
-сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ УЧАЩИХСЯ
Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей.
Однако, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.
Работа психолога с учащимися
... работы с ребенком или группой учащихся Совместное с автором запроса проектирование системы работы по решению имеющихся проблем Запрос учащихся (прежде всего — на развивающую работу и профориентационное ... порядок профессиональных действий психолога.) — Требования к методическому обеспечению и уровню профессиональной ... построению психологической работы в школе в московском образовании. Предлагаем этот ...
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.
В поиске направлений совершенствования прфориентационной работы
значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.
Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических работников школы.
Обязанности директора:
· направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
· создать и организовать работу школьного совета профориентации;
· постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;
· учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при составлении соответствующих разделов общешкольного плана профориентационной работы;
· контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;
· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать план работы школы по профориентации;
· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать состав совета профориентации.
Обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
· создать учебно-методическую базу по профориентации;
· организовывать и проверять деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;
· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;
Обязанности заместителя директора по воспитательной работе:
· разработать и осуществлять план работы школы по профориентации;
· организовывать и проверять деятельность классных руководителей по профессиональной ориентации;
· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы классных руководителей;
· организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;
· организовать проведение профориентационной работы с родителями школьников;
· привлекать родителей к проведению профинформационных встреч, экскурсий с учащимися о профессиях и к участию в других профориентационных мероприятиях школы;
· осуществлять тесную связь с выпускниками школы, учёт итогов трудоустройства;
· организовывать встречи с работниками профессиональных учебных заведений, успешными студентами-выпускниками школы, представителями различных профессий;
· способствовать активному участию учащихся в работе предметных и технических кружков, групп по интересам и вовлечению в них учащихся;
· организовать знакомство учащихся школы с новыми, популярными профессиями, информацией по профессиональному выбору, применением достижений науки и производства через использование ТСО.
Обязанности классного руководителя:
· глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;
Теоретические аспекты эффективного взаимодействия педагога-психолога ...
... учащимися школы. 3. Экспериментально изучить особенности взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы. Глава 1. Теоретические аспекты эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы 1.1. Цель и задачи работы педагога-психолога с учащимися ...
· на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;
· работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;
· проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
· обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.
Обязанности учителей-предметников:
· предусмотреть в календарно-тематических планах ознакомление учащихся с профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;
· изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;
· использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной работы.
Обязанности библиотекаря школы:
· регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии;
· изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу, помогающую в выборе профессии;
· организовывать выставки книг, посвящённые профессиям и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
— Профессиональная информация.
— Профессиональное воспитание
— Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование— изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
— профориентационные уроки;
— экскурсии;
— классный час по профориентации;
— встречи со специалистами;
— родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Принципы профориентационной работы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).
Примерные виды и формы работы в 4 классе
Сентябрь | Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера |
Октябрь | Знакомство с профессиями повара, кондитера. Экскурсия на предприятие общественного питания |
Ноябрь | Работа на пришкольном участке |
Декабрь | Экскурсия в типографию. Знакомство с профессиями печатника, переплетчика |
Январь | Профессия моих родителей (встречи, беседы) |
Февраль | Экскурсия на швейную фабрику. Знакомство с профессиями швеи-мотористки, закройщика |
Март | Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира |
Апрель | Беседа «Весенние работы в саду, в поле, на огороде |
Май | Беседа «Чем я могу помочь дома» |
Примерный план профориентационной работы в 5 классе
Сентябрь | Классный час «Учеба — твой главный труд» |
Октябрь | Трудовой десант |
Ноябрь | Классный час — беседа о профессиях. «Кем ты хочешь стать?» |
Декабрь | Оформление альбома «Гимн труду» |
Январь | Экскурсия на стройку. Знакомство со строительными профессиями |
Февраль | Экскурсия в типографию или на почту |
Март | Подготовка к Празднику Труда и участие в нем |
Апрель | Встреча с выпускниками школы |
Май | Классный час с родителями «Профессия твоих родителей» |
Примерный план профориентационной работы в 6 классе
Сентябрь | Беседа о работе библиотекаря. Экскурсия в библиотеку |
Октябрь | Экскурсия на почту «Знакомство с работниками почтового отделения» |
Ноябрь | Встреча с выпускниками школы. Беседа о профессии каменщика, маляра, с дальнейшим написанием сочинения о строительных профессиях |
Декабрь | Практикум. Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке |
Январь | Беседа о профессии цветовода. Работа в зимнем саду |
Февраль | Знакомство с работой дворника |
Март | Встреча с электриком школы и беседа о соблюдении правил безопасности при работе с электрическими приборами |
Апрель | Экскурсия на строительство жилого дома, встреча со строителями |
Май | Беседа о профессии пожарного «Будь осторожен с огнем». Д/ф с посещением пожарной выставки |
Примерный план профориентационной работы в 7 классе
Сентябрь | «Дело твоей жизни». Анкета. Беседа «Кем я хочу быть» |
Октябрь | Беседа «Как готовить себя к избранной профессии». Трудовой десант. |
Ноябрь | «Дорога в рабочие». Встреча с выпускниками |
Декабрь | «Что ты знаешь о будущей профессии». Викторина |
Январь | «Куда пойти работать» (в течение года).
«Надомный труд и совместительство». Перечень работ для надомников. Беседа с приглашением работника социального обеспечения |
Февраль | Встреча с родителями рабочих строительных специальностей |
Март | Как избежать ошибок в выборе профессии (анкетирование психолога с анализом) |
Апрель | «Кем быть, куда пойти учиться» — экскурсии в учебные заведения города (по выбору) |
Май | «Посещение-знакомство профориентационного центра». Экскурсии в учебные заведения города |
Примерный план профориентационной работы в 8 классе
Сентябрь | Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус» |
Октябрь | Беседа о профессии плотник, столяр. Трудовой десант. |
Ноябрь | Экскурсии на промышленные предприятия |
Декабрь | Производство, дисциплина труда. |
Январь | Беседа с родителями по профессии слесарь-сантехник, монтажник |
Февраль | Беседа о профессиях швеи, вышивальщицы с посещением швейного предприятия |
Март | Подготовка и участие в празднике Труда и анкетирование по профориентационным вопросам |
Апрель | Экскурсия в городской Центр занятости |
Май | Экскурсии в учебные заведения (по выбору) |
Примерный план профориентационной работы в 9 классе
Сентябрь | «Право выбора». Беседа психолога |
Октябрь | Трудовое право — статьи Конституции. Трудовой десант. |
Ноябрь | Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции |
Декабрь | Экскурсии на промышленные предприятия |
Январь | Экскурсия в сельскохозяйственный техникум |
Февраль | Экскурсия в городской Центр занятости |
Март | Экскурсия в профессиональное училище № 8 |
Апрель | Экскурсия в областное училище искусств |
Примерный план профориентационной работы в 10 класс
Сентябрь | «Право выбора». Беседа психолога |
Октябрь | Трудовое право — статьи Конституции. Трудовой десант. |
Ноябрь | Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции |
Декабрь | Экскурсии на промышленные предприятия |
Январь | Экскурсия в областное училище искусств |
Февраль | Экскурсия в городской Центр занятости |
Март | Экскурсия в сельскохозяйственный техникум |
Апрель | Экскурсия в профессиональное училище № 8 |
Примерный план профориентационной работы в 11 класс
Другие методы профориентации
Профессиональную диагностику. На данном этапе проводятся групповые занятия, в ходе которых учащимся предлагаются различные тесты и диагностические методики, призванные определить профессиональный тип личности, характерологические особенности личности, мотивы выбора ими той или иной профессии. Учащимся предлагаются следующие диагностические методики и тесты:
тест Д. Голланда по определению типа личности. Данный тест позволяет определить, к какому из 6 типов личности относится респондент: к реалистичному, к интеллектуальному, к социальному, к конвенциональному, предприимчивому или к артистическому типу. Респонденту предлагаются 42 пары профессий, в каждой из которых он должен выбрать наиболее предпочтительную. Далее по ключу к методике определяется тип личности респондента;
дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. Е.А. Климов выделяет 5 типов профессий: человек-природа (садовник, геолог, зоотехник, агроном), человек-техника (слесарь, связист, инженер), человек-человек (продавец, учитель, менеджер), человек – знаковая система (чертежник, программист, бухгалтер), человек – художественный образ (маляр, архитектор, художник, дизайнер).
ДДО позволяет определить, к какому из перечисленных типов относится респондент. Респонденту предлагается 20 пар видов деятельности, в каждой из которых он должен выбрать один из видов. Далее по ключу к методике определяется, к какому типу профессии респондент расположен более всего;
методика «Матрица выбора профессии». С помощью данной методики можно определить предполагаемые профессии соответствующие интересам и склонностям респондента. Респонденту предлагается 2 вопроса: «Какой объект деятельности тебя привлекает?» и «Какой вид деятельности тебя привлекает?». В каждом вопросе 10 вариантов ответа. Респонденту необходимо выбрать в каждом вопросе один вариант. Обработка и анализ результатов производятся с помощью таблицы, в которой на пересечении «сферы труда» и «вида труда» находятся профессии, соответствующие тем или иным сочетаниям. Профессии, находящиеся на пересечении выбранных респондентом сферы и вида труда являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого (см. Приложение 2);
тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду». Тест направлен на определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду. Респонденту предлагается 10 пар суждений о предполагаемой деятельности, в каждой из которых он должен выбрать одну, наиболее применимую к себе. Обработка результатов: каждый выбор по ключу оценивается в 1 балл. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду;
методика «КОС». Методика направлена на оценку коммуникативных и организаторских склонностей учащегося. Респондентам предлагается ответить на 40 вопросов. Варианты ответа: да (+) и нет (–).
Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы. Затем по формуле подсчитывается коэффициент коммуникативных и организаторских склонностей. Далее определяется, какие из них преобладают (см. Приложение 3);
определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; Методика направлена на определение типа склонностей к работе: с людьми, умственного характера, на производстве, склонность к эстетике и искусству, к подвижным видам деятельности, к планово-экономическим видам работ. Респондентам предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответа, необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы для каждого типа склонностей.
методика «Профориентационная анкета». Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Методика содержит 2 блока: «Я хочу» и «Я могу». В каждом блоке респондентам предлагается 7 миниблоков утверждений по 5 в каждом. Каждое утверждение надо оценить по 4-балльной системе (от 0 до 4).
Обработка результатов: подсчитываются баллы по каждому миниблоку, и определяется, к какому типу профессий, разделенных по предмету труда и по характеру труда, наиболее расположен респондент;
тест «Есть ли у вас деловая хватка». Методика предназначена для определения уровня развития деловой хватки. Респондентам предлагается 8 вопросов с тремя вариантами ответов в каждом. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы, и определяется уровень развития деловой хватки;
тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Методика позволяет определить, к какому из 8 типов принадлежит респондент: «руководитель»; «ответственный исполнитель»; «тревожно-мнительный тип»; «ученый»; «интуитивный тип»; «изобретатель, конструктор, художник»; «эмотивный тип»; «тип, противоположный эмотивному». Респондентам необходимо нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Рисунок рисуется три раза. Обработка результатов: подсчитывается количество затраченных в изображения человечка квадратов, треугольников и кругов (по каждому рисунку отдельно), результат записывается в виде трехзначных чисел (треугольники, круги, квадраты).
Далее по этим формулам определяется предположительный тип личности респондента;
Профессиональное просвещение. Данный этап включает в себя следующие составляющие:
профессиональная информация – учащимся предлагается информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Материалы для занятий собирались автором на выставках образования, в сети Internet, журналах «Куда пойти учиться», а также использовались материалы «Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия». Кроме того на данном этапе проводятся встречи с представителями различных профессий (педагог, психолог, сотрудник милиции, директор образовательного учреждения, программист, медицинский работник и т.д.)
профессиональная агитация – проводится в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр:
игра «Пришельцы», цель которой – помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности (см. Приложение 4);
игра «Остров», цель которой – знакомство с потребностями народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости;
игра «Три судьбы», цель которой – помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей: труженика, лентяя, бездарности (см. Приложение 5);
активизирующий опросник «Сейчас и потом», цель которого – активизация профессионального самоопределения старшеклассников.
Тренинговые занятия. Целью данного этапа является более четкое
определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. Для реализации этой цели используется игровой метод. Проводятся такие методики, как:
активизирующий опросник «Перекресток», цель которого – определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда, а также определение наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде;
игра «Профессия на букву», цель которой – расширение у участников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
игра «Цепочка профессий», цель которой – развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
игра «День из жизни…», цель которой – повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста (см. Приложение 6);
игра «Ловушки-капканчики», цель которой – осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям (см. Приложение 7);
игра «Профконсультация», цель которой – планирование учащимися профессиональной и жизненной перспективы с помощью сверстников;
игра «Защита профессии перед родителями», цель которой – научить учащихся аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (друзьями, учителями и т.д.) (см. Приложение 8);
игра «Приемная комиссия» (или «Отдел кадров»), цель которой – знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу, подготовка к прохождению собеседования.
игра «Самая-самая», цель которой – повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда;
бланковая игра «Торг», цель – смоделировать некоторые действия, связанные с достижением различных жизненных благ и ценностей;
бланковая игра «Я – компаньон», целью которой является ознакомление старшеклассников с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами;
активизирующий опросник «Будь готов!», цель – повысить у учащихся уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;
активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)», цель – дать учащемуся возможность в полушутливой форме соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своими представлениями о порядочности;
активизирующий опросник «Престижная профессия», цель которого – помочь старшекласснику прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда;
активизирующий опросник «Сейчас и потом», цель которого – активизация профессионального самоопределения старшеклассников;
игровое упражнение «Подарок», цель которого – осознание учащимися специфических моментов и особенностей некоторых профессий;
игра «Эпитафия», цель которой – повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы;
карточная бланковая игра «Комплимент», цель которой – формирование у учащихся умения соотносить различные качества человека с теми или иными требованиями профессий.
Профессиональные консультации. Консультации проводятся индивидуально. Содержание консультаций зависит от индивидуальных потребностей клиента. В ходе консультирования учащимся оказывается помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах и методах диагностики этих показаний. Также предоставляется информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. Особое внимание уделяется вопросу причины выбора профессии.
В ходе консультации используются все вышеперечисленные методы. Прежде всего, проводится беседа с учащимся по интересующим его вопросам, учащемуся предоставляется вся необходимая информация. При необходимости проводится повторное тестирование. При консультировании используется и игровой метод. Учащемуся предлагаются такие игры как:
карточная игра «Человек-судьба-черт», цель которой – моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося;
игра «Профессьянс «Формула-5», цель которой – оперативный поиск (или уточнение) наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также знакомство с основными группами характеристик профессионального труда (см. Приложение 9);
методика «Профконсультационные перечни». Цель данной методики: технологизировать процесс индивидуальной профконсультации, используя для этого специальную систему подсказок для консультанта и клиента в виде «перечней» совместно обсуждаемых и выбираемых объектов (различных характеристик профессии, факторов выбора и т.п.).
В основе этой методики лежит развернутая схема построения личной профессиональной перспективы.