Ответы на вопросы
- Характеристика предмета психологии личности. Раскройте задачи и значение науки для понимания закономерностей развития социальной среды
Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы. Задачи и функции психологии развития широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение основных психологических критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости (Зрелости), Старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях.
К числу научно-практических задач, стоящих перед психологией развития, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике.
1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что имеем?», т.е. определение уровня развития. Последовательность возрастных изменений в виде описания количественных функций развития или качественных ступеней развития является классическим вопросом психологии развития. На этой основе выстраиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.
Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования
... вопросы необходимо определить основные цели изучения психологии и затем сопоставить с ними возможности этой науки. С нашей точки зрения, всё многообразие целей психологического обучения можно ... с дошкольного возраста и он не требует высокого развития аналитической способности, владения аппаратом науки. Вторая цель – освоение психологических понятий – является более сложной, чем первая. Она ...
2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает ответ на вопрос «как это возникло?», т.е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок, среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий, а также — как идеальный случай — взаимодействия всех этих переменных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные, сколько долговременные влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет задержать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответствующие решения для оптимизации хода развития. Особое значение для получения требуемого эффекта имеет определение соответствия условий развития и возможных вариантов вмешательства наличному уровню развития индивида, его личностным свойствам.
3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что будет, если..?», т.е. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы — явно или неявно — предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.
4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача предполагает ответ на вопрос «что должно быть?», т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. Как эмпирическая наука психология развития, в отличие от педагогики, нейтральна по отношению к социальному заказу, общественному и личному мнению.Поэтому она способна и обязана им противостоять, если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем она выполняет функцию обоснования тех или иных предложений и проектов, если они согласуются с ее знаниями. И наконец, она выступает инициатором коррекции уже принятых решений, если исследования показывают их необоснованность. Ложно установленная норма развития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы.
5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает ответ на вопрос «как могут быть достигнуты цели?», т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхождение, которое и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.
Развитие личности донаучн. период
... он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые ... ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Аффекты же эти возникают обычно при ...
6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает ответ на вопрос «к чему это привело?», т.е. что дали коррекционные мероприятия. Современная психология развития воздерживается от скоропалительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воздействий. Она считает, что действительная оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той научной парадигмой, которой придерживается психолог.
2. История исследований личности. Укажите в хронологическом порядке развитие идей психологии личности в отечественной науке
В истории исследований личности можно выделить три основных периода: •философско-литературный; •клинический; • собственно экспериментальный.
Философско-литературный период. Изначально проблемы психологии личности находили своё отражение в трудах философов и писателей. Французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» предпринял попытку собрать личность человека из осколков его проявлений и описать её. Ф.М. Достоевский писал о «подпольном человеке», который есть в каждой личности и пытается прорваться наружу, тем самым, указывая, что у человека имеются «маски» и фасады, за которыми скрывается подлинная натура человека.
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое расширительное понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии данное определение представляется слишком широким.
Клинический период. В первом десятилетии ХIХ века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.
В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выраженные у всех здоровых людей, у больных гипертрофированы. Определения личности врачами- психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...
Экспериментальный период. В первые десятилетия ХХ века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. В этой области исследований уже были достигнуты существенные успехи. Но в этот период наметился кризис психологической науки, одной из причин которого был атомистический подход к природе человека, который требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. Этот подход привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кетттелом. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате во второй половине ХХ века сложилось множество различных подходов и теорий личности, которые изучаются в разделе психологии личности.
Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности. Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида. Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него.
Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста
... игровых действий, направленных на обучение и развитие детей; игры и упражнения по обучению счету будут использоваться в самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты; будет ... будет более эффективным, если: в непосредственно образовательной деятельности будет использоваться комплекс игровых приемов совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых ...
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
4. Способности и основные подходы к их изучению. Покажите связи способностей с другими проявлениями индивидуальности
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Способности и индивидуальные различия
У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальный стиль деятельности». В современной психологии чаще стали говорить окомпетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции — это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: «способность выполнить такую-то задачу». А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена — это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).
Способности и склонности
Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности»[2] . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.
Способности и одарённость
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[4]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
5. Эмпирическая личность. Выделите факторы, приводящие к ее развитию
6. Периодизация развития личности (индивидуальности).
Обобщите подходы, акцентирующие роль социальной среды в развитии личности
Периодизация развития личности
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируетсябазовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).
Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
7.Социогенез. Создайте портрет личности как представителя социальной группы на основе концепции диспозиционной регуляции социального поведения в.А. Ядова
Социогенез в социальной психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разныхкультурах и общественно-экономических формациях.
8.Психологическая характеристика индивида. Роль индивидных свойств в развитии личности. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности
“Индивидные свойства” — термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.
Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.
Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву
Возрастно-половые свойства |
Индивидуально-типические свойства |
Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида Онтогенез полового диморфизма |
Конституция индивида Нейродинамические свойства мозга Функциональная асимметрия индивида |
Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Индивид — то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность — то, чем он отличается.
«Индивидом рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение — очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства).
Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).
3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).
Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.
Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.
Отдельные индивидные свойства и их роль.
Возраст — с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.
Сенситивные периоды — периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.
Критические периоды — наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).
Потребности — если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) — они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.
Пол — предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.
9.Принципы, методы и стратегии исследования личности как представителя социокультурной среды
10 Раскройте взаимосвязь личности и деятельности, охарактеризуйте человека как субъекта деятельности
Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие:
1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов;
2) объект, на который направлена активность субъектов;
3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.
Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.
Целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.
Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание.
В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.).
Это уже динамика деятельности, ее трансформация.
Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.
Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.
11. Дайте характеристику личности с позиции системно-исторического подхода. Покажите роль личности в изменении социокультурной среды
В 40-х гг. XX в. системный подход, прежде всего под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи, выделился как особого рода метатеория, стал общенаучной методологией познания специальных дисциплин. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В. Н. Садовский).
В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие: 1. Целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; 2. Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер; 4. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т. е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему; 5. Множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества разных ее отображений. Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, т. е. способность менять свою собственную структуру, и т. п.34 Однако приведенные выше параметры систем принимаются представителями самых разных направлений системных исследований. В своем развитии системный подход не только изменяет стратегию исследований специальных дисциплин, но и сам развивается с опорой на те или иные фундаментальные исследования в биологии, экономике, социологии и психологии. Для иллюстрации этого положения достаточно упомянуть, что общая теория систем первоначально вычленилась из биологии.
12. Проанализируйте подходы к пониманию структуры личности в отечественной психологической науке.
Отечественной социальной психологии сложилось множество подходов к пониманию личности. Рассмотрим основные их них.
1) Комплексный подход к изучению личности был сформулирован и развит известным советским психологомБ.Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами.
Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяется:
— статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);
— общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
— мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
— мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);
— характер;
— склонности.
Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.
2) Деятельностный подход к изучению личности был разработан одним из известных советских психологов – А. Н. Леонтьевым. По его мнению, деятельность человека порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (Леонтьев, 1975, с. 173).
В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Как вы помните, главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы, а иерархические связи мотивов образуют ядро личности.
3) Структурно-динамический подход к изучению личности объединяет ряд психологических теорий, в основе построения которых лежит принцип структурности. К данному подходу можно отнести точку зрения К.К. Платонова, согласно которому структура личности состоит из четы рех подструктур:
1) Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются как ее моральные черты. Данная структура включает в себя: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение. Подструктура направленности личности наиболее социаль но обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
2) Индивидуальный социальный опыт личности, объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.
3) Индивидуальные особенности психических процессов че ловека, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем тренировки и упражнения.
4) Биологически обусловленная подструктура, в которую входят типологические свойства (темперамент), возрастные и половые свойства личности. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической.
По мнению Платонова, подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний, именно по выбору этих подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.
Общая психология концен трирует свое внимание на трех подструктурах: биологической (пол, возраст, темперамент),психологической (память, эмоции, мыш ление) и социального опыта (знания, навыки, умения, привыч ки), а на долюсоциальной психологии остается четвертая под структура направленности (убеждения, мировоззрение, личност ные смыслы, интересы).
4)С позиции социальной психологииважным является рассмотрение точки зрения А.В. Петровскогона понимании личности.Личность рассматривается им не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им выделяются три основных процесса:
1) адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;
2) индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;
3) интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.
Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. А.В. Петровский выделяет три блока в структуре личности:
1) интраиндивидуальная подсистема – качества, присущие индивидуальному субъекту (индивидуальность личности);
2) интериндивидуальная подсистема – пространство межиндивидуальных связей, представленность личности в системе межличностных отношений;
3) метаиндивидная подсистема – это предетавленность личности в других людях, что тем самым влияет на ее поведение, самоопределение и т.д.
13 Сравните понимание личности в различных психологических направлениях
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни. Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
14. Покажите роль эмоционально-волевой сферы в регуляции поведения личности.
Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).
Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженнымстановится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
Эмоции и чувства, их место в психике человека.
В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции — это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений /восприятия, памяти, мышления/, для которых работающими «единицами» психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей.
Эмоции выполняют следующие основные функции:
1) сигнальную, которая выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;
2) регулятивную, которая выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды.
Классифицируются эмоции по разным основаниям:
1/ по влиянию на деятельность — стенические /повышающие продуктивность деятельности/ и астенические /снижающие результаты деятельности/;
2/ по выраженности сигнальной функции — отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть);
3/ по содержанию в зависимости от объекта переживания — моральные, праксические /связанные с деятельностью/, интеллектуальные /связанные с познанием/, эстетические;
4/ по интенсивности эмоциональных проявлений — эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);
5/ по форме проявления — настроение, аффект, стресс, страсть.
Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более уз ком значении эмоция — это непосредственное, временное пере живание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение, душевное движение. Например, боязнь или страх как чувство, т.е. устойчивое отношение к опреде ленным объектам, жизненным ситуациям, может переживаться в отличающихся друг от друга эмоцио нальных процессах: иногда человек бежит от страшного, а ино гда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситься навстречу опасности.
Повторяясь, возникая все чаще и чаще, эмоции превращаются в чувства — устойчивы эмоциональные переживания.
Классификация видов чувств психология включает нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и, шире, к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окру жающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нрав ственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гу манность, преданность и др.
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отно шение к процессу познания, его успешности и неуспешности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любо знательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникше го противоречия.
Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, тра гическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.
Переживание чувств не всегда имеют однозначный харак тер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своеобразном сочетании два противоположных чувства: напри мер, любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентности чувств).
Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти — устойчивые, глубокие и сильные чувства, определяющее направ ление мыслей и поступков человека.
Страсть заставляет человека упорно размышлять о пред мете чувств, живо и ярко представлять себе удовлетворение потребностей, лежащих в их основе, воображать и всесторон не обдумывать действительные или только возможные препятствия и трудности на пути к этому удовлетворению.
То, что не связано с господствующей страстью, кажется не значимым, отодвигается на задний план, перестает волновать и интересовать человека, порой попросту забывается. То, что связано, захватывает, волнует, привлекает внимание, запоми нается (иной раз с мельчайшими деталями).
Неудовлетворен ная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффек тивные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.).
Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Во ля — сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:
— побудительная функция обеспечивается активностью че ловека
— тормозная функция воли, выступающая в единстве с побу дительной функцией, проявляется в сдерживании нежелатель ных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.
Волевые проявления человека в значительной мере опреде ляются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий.
Качество, характеризующее склонность человека припи сывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собствен ным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин «локус контроля». Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судь бой, обстоятельствами, случаем и т.д.).
Тогда говорят о внеш ней (экстернальной) локализации контроля.
Ис следования показали, что склонность к экстернальной лока лизации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осущест вление своих намерений и т.д.
Если индивид, как правило, принимает на себя ответствен ность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявлено, что люди, которым при суща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоана лизу, общительны, независимы.
Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные послед ствия, являются устойчивыми качествами человека, форми рующимися в процессе воспитания и самовоспитания.
Волевое действие состоит из ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь — осознание возможностей для достижения цели — появление мотивов, подкрепляющих или отрицающих эти возможности — борьба мотивов и выбор — принятие одной из возможностей для достижения цели осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение к действию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическими компонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия у индивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.
Важнейшие звенья простого волевого акта — принятие решения и ис полнение — нередко вызывают особое эмоциональное состоя ние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутрен ние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состоя ние значительного напряжения.
В результате волевого усилия удается затормозить дейст вие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться от интересной книги, соблюдать режим и т.д.).
Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.
Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует о его умысле на совершение тех или иных действий, а в случае противоправного их характера – об умышленной вине содеянного («злой» или преступной воле).
Однако имеются лица, совершающие преступления из-за сниженных способностей к волевой регуляции.
Установление патологических психических состояний, психических расстройств и заболеваний у субъекта, которые отрицательно повлияли на процессы его волевой регуляции, нарушили его целенаправленную деятельность, служит основанием для признания лица невменяемым со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. В остальных случаях дефекты волевой регуляции поведения влекут рассмотрение противоправных действий по неосторожности, то есть лицо совершающее их, не отличалось должными и необходимыми внимательностью и предусмотрительностью.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабово лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия — это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него «полевое» поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле». (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказалась открытой, хотя ника ких намерений входить в дверь у него не было, и делать ему в другом помещении нечего.)
Апраксия — сложное нарушение целенаправленности дейст вий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произволь ной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, прису щие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обу словлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.
Значение воли для осуществления активной профессиональной деятельности сотрудников ОВД чрезвычайно высоко. Для сотрудников с развитой волей присущи следующие черты характера:
— целеустремленность, т.е. ясное представление того, чего он хочет добиться, определение главной и второстепенной цели;
— решительность, которая проявляется в продуманном, своевременном принятии решений относительно того, какими путями и способами необходимо добиваться цели, и планомерном осуществлении поставленной задачи;
— настойчивость, способность вопреки различным трудностям идти к поставленной цели, довести начатое дело до конца;
— выдержка, самообладание, проявляющиеся в умении сдерживать проявление отрицательных психических состояний, эмоций, мешающих достижению целей;
— самостоятельность, выражающаяся в способности противостоять посторонним воздействиям; самостоятельность тесно связана с инициативой, творческим подходом к решению возникающих задач, с умением аргументировано отстаивать свою точку зрения и добиваться ее осуществления; самостоятельность ничего общего не имеет с негативизмом, упрямством, немотивированным отрицанием других мнений.
Воля определяет многие положительные качества сотрудника: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость.
15. Мотивационные образования личности. Роль социальной среды в их развитии
Мотивационные черты личности.
— достижения успехов;
— избегания неудач;
— личностная тревожность;
— локус контроля;
— самооценка;
— уровень притязаний — практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе;
— потребность в общении – стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;
— мотив власти;
— мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) – поведение которое осуществляется ради блага другого человека без надежды на вознаграждение;
— агрессивность – действия наносящие человеку какой-либо ущерб (моральный или материальный).
Мотивационные черты личности.
2.1. Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
2.2. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
2.3. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.
2.3.1. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;
2.3.2.Экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.
2.4. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
2.5.Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Аффилиация(потребность в общении) – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.
Мотив отвергания — проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.
Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.
Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность.
Мотив торможения агрессивных действий — связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.