Тема 2.2. Роль и ролевые ожидания в общении

Задания для студентов, занимающихся по индивидуальному графику посещений

По дисциплине «Психология общения» (4 семестр)

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) 2 курса 201, 202, 203 группы

Иванов Н.А.

 

Преподаватель:

Анохова А.А.

 

Москва, 2017

Тема 2.1.Интерактивная сторона общения

1.Письменно ответьте на вопросы:

1.Выделите особенности интерактивной стороны общения.

2. Какие уровни взаимодействия существуют и можно ли говорить о недостатках того или иного уровня?

3. На каком из приведенных в главе уровней взаимодействия предпо­читаете общаться вы?

4. Сколько типов взаимовлияний существует?

8. В чем специфика позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок по Э.Берну?

9. Перечислите существующие стратегии взаимодействия, выделите характеристики для их отличия.

 

2. Составьте таблицу «Характеристика позиций Родителя, Взрослого, Ребенка (по Э.Берну)»

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок
1Характерные слова и выражения.      
2.Интонации      
3.Состояние      
4. Выражение лица      
5.Позы      

 

 

Практическое задание

Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест «Три Я».

Инструкция. Прочитайте вопросы и оцените по шкале в баллах от О до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас. О баллов — категорическое несогласие с высказыванием; 10 баллов — безогово­рочное согласие.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоя­тельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму балов отдельно — по трем блокам вопросов. Вопросы № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д).

Вопросы № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 — к позиции Взрослого (В).

Вопросы № 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — к позиции Родителя (Р).

Анализ результатов.

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. О чем же она сможет рассказать?

Если вы получили формулу ВДР — это значит, что вы обладаете раз­витым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти ка­чества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуве­ренность противопоказаны, например, педагогу, организатору — сло­вом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут воз­никнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь об­ладателю такой формулы.

«Родитель» с детской непосредственностью режет «правду матку», ни на секунду не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

«Д» на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

 

Тема 2.2. Роль и ролевые ожидания в общении

Письменно ответьте на вопросы

1.Какая группа называется малой?

2. Что такое роль и какие роли используются в групповой работе?

3. Зачем нужны групповые нормы и правила?

4.В чем специфика референтной группы?

5. Что представляет собой формальное и неформальное лидерство?

 

 

Практическое задание

Методика «Изучение психологического климата группы»

Инструкция. Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа «А» до психологического климата типа «В» определите ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком слева или справа относительно нуля.

Оценки:

3 — свойство проявляется в группе всегда;

2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

1 — свойство проявляется нередко;

0 — проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство.

 

 

№ п/п Свойства психологического климата «А» Оценка   Свойства психологического климата «В»
  Преобладает бодрое, жизне­радостное настроение Преобладает подавленное настроение
  Доброжелательность в отно­шениях, взаимные симпатии Конфликтность в отноше­ниях, антипатия
  В отношениях между группи­ровками внутри группы су­ществует взаимное располо­жение, понимание   Группировки конфликтуют между собой  
  Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
  Успехи или неудачи товари­щей вызывают сопережива­ние. Искреннее участие всех членов группы   Успех или неудача това­рищей оставляют равно­душными или вызывают зависть, злорадство  
  С уважением относятся к мнению других     Каждый считает свое мнение главным и нетер­пим к мнению товарищей
Достижения и неудачи груп­пы переживаются как собст­венные   Достижения и неудачи группы не находят откли­ка у ее членов
  В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»   В трудные дни группа «раскисает»: растерян­ность, ссоры, взаимные обвинения  
  Чувство гордости за группу, если ее отмечает руко­водство   К похвалам и поощрениям группы относятся равно­душно
Группа активна, полна энергии Группа инертна, пассивна
  Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помо­гают им освоиться в коллективе   Новички чувствуют себя чужими, к ним часто прояв­ляют враждебность  
  В группе существует спра­ведливое отношение ко всем членам, поддерживающим слабых, выступают в их за­щиту     Группа заметно разделя­ется на «привилегирован­ных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
  Совместные дела увлекают всех, велико желание рабо­тать коллективно   Группу невозможно под­нять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

 

Подсчет итогов.

Сложить оценки левой стороны в вопросах: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма «А»; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма «В»; найти разницу: С = А — В.

Оценка результатов.

Если «С» равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.

Если «С» более 25 — значит психологический климат благоприя­тен.

Если «С» менее 25 — климат неустойчиво благоприятен.

Самостоятельная работа: проработка конспекта

Подсчет результатов:

Выводы: