- Материально-техническое обеспечение психологической службы образования.
- Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специального психолога в системе специального образования.
1. План работы.
2. Заключение по результатам диагностики.
3. Журнал консультаций.
4. Журнал учета групповых форм работы
5. Индивидуальные карты. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
6. Программа работы педагога-психолога с группой. Результаты психологической работы.
7. Коррекционная работа (обязательна для учреждений специального образования)
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (обязательна для учреждений специального образования).
9. Наличие авторских программ, если по ним работать.
10. Аналитический отчет за год о проделанной работе.
- Должностные права и обязанности психолога.
Права психолога.
1. Самостоятельная выработка собственной концепции, выполнение профессиональных обязанностей (свое видение);
2. Психолог имеет право принимать участие во всех сторонах деятельности организации;
3. Вырабатывать рекомендации психологического характера администрации и другим структурам, обратившимся за помощью;
4. Поддерживать профессиональные связи с разными структурами, лицами, которые способствуют выполнению ваших профессиональных задач.
Обязанности психолога.
1. Руководствоваться законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством РФ, нормативными документами Министерства образования РФ, Положением о психологической службе образования;
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
3. Знать новейшие достижения психологической науки;
4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и др. видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении
... Этим и обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении». Объект исследования: процесс воспитания в школе. Предмет: особенности воспитания учащихся ... детей и направлено на преодоление последствий дефекта слуха. Особую значимость приобретает работа специальной школы по формированию речи как средства общения. На ее основе ...
6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации;
7. Хранить профессиональную тайну, не распространить сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы;
8. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
Критерии деятельности психолога.
1. Профессионализм: стаж практической работы, разряд, переподготовка, участие в семинарах, наличие статей и собственных разработок.
2. Результативность: количество сделанного в соответствии с главной целью работы.
3. Эффективность деятельности.
- Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психолога образовательного учреждения.
- Профессионально-этические требования к психологической деятельности в сфере образования.
Этические принципы призваны обеспечить:
— решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
— защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
— сохранение доверия между психологом и клиентом;
— укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
З. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
б. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8.Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
1. Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
З. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. В случаях, когда ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
Курсовая работа — Коммуникативная компетентность
... Исследовать методы диагностики и развития коммуникативной компетентности Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы Структура курсовой работы традиционна. Она включает в себя введение, ... две главы, заключение, список используемой литературы. Глава1 Социально-психологическая компетентность личности и ...
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
2. Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2.Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
З. Принцип ответственности
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.д.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
4. Принцип этической и юридической правомочности
1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...
... и определяют стратегию взаимоотношений с ним. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические ... практике, выстраивались директивные принципы взаимоотношений. Однако ... психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы ...
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия
1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
7. Принцип профессиональной кооперации
1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного ...
... учителем. Модуль 5. Профориентационная диагностика. Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся Цель – выявление психологических особенностей учащихся с помощью анализа рисунков. Количество ... семейной ситуации Полученные результаты могут стать основой для психокор-рекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность ...
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
1 .Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен информировать участников психологической работы тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
- Этапы организации психологической службы в образовательном учреждении.
Первичная организация психологической службы в образовательном учреждении осуществляется в два этапа.
Подготовительный этап— анализ социально-образовательного пространства ОУ.
Основной этап — выбор/создание модели психологической службы применительно к типу и условиям ОУ.
В процессе подготовительного этапа психолог определяет материально-технические условия ОУ и соотносит их с возможностью оборудования специальных помещений (психологического кабинета, комнаты психологической разгрузки и пр.), а также анализирует Педагогические кадры (образование, опыт работы, научный статус) и образовательные, возможно, научно-экспериментальные программы, по которым работает учреждение. Психолога интересует не столько содержание предметных программ, сколько требования к уровню развития детей для успешного их освоения. В этой связи необходимо иметь представление о принципах отбора и дифференциации обучения детей по различным программам (коррекционные, профильные, лицейские и гимназические классы).
Кроме того, психолог анализирует особенности контингента детей и родителей: национально-культурную и религиозную принадлежность (национальные и религиозные школы, сады, отдельные классы и группы); социальный статус (коммерческие школы и сады, учреждения в элитных местах проживания); психофизическое здоровье (коррекционные и специальные школы и сады, отдельные классы и группы) и пр. Возможная специфика контингента определяет содержание и правила взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Тема 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности
... работе. 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог. 3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая ... коррекционных целей: оптимизация социальной ситуации развития; развитие видов деятельности; формирование психологических новообразований. В зависимости от выбора теоретической модели ...
В заключение подготовительного этапа психолог выясняет запрос администрации, выражающийся в актуальных для образовательного учреждения целях и задачах, реализации которых может способствовать профессиональная психологическая деятельность.
Основной этап состоит в определении содержания психологической деятельности и организации структуры психологической службы в конкретном образовательном учреждении. Осуществляются задачи основного этапа в процессе специально направленных мероприятий.
Достаточно сложным видом работы на данном этапе является создание или систематизация пакета психологической документации образовательного учреждения. Она заключается в разделении всей документации на три вида: нормативную, специальную и организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей:
нормативная — регламентирует содержание психологической деятельности;
специальная — фиксирует ее результаты;
организационно-методическая — обеспечивает организацию психологической деятельности.
В том случае, если документация в ГОУ отсутствует в принципе, психолог может обратиться в районную (окружную) психологическую службу (отдел, кабинет) управления образованием. В данных структурах имеются все нормативные документы по организации психологических служб в образовательных учреждениях, а также образцы специальной и организационно-методической документации. Для психологов, имеющих высшую категорию или научную степень, допускается использование документации, составленной не по форме нормативного образца, но корректно отражающей содержание и результаты работы. Особенно это касается специальной документации (протоколы, характеристики, психологические заключения и выписки из них).
В заключение основного этапа психолог осуществляет презентацию функционала и содержания психологической деятельности в ОУ родителям и педагогическому коллективу. В первом случае это происходит на родительском собрании (общее выступление и выступления в классах, группах) с обязательной адаптацией текста выступлений к родительской аудитории. Во втором случае презентация выбранной/созданной модели психологической службы, обоснованная результатами подготовительного и основного этапов, осуществляется на педагогическом совете или психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
При структурировании функционирующей психологической службы образовательного учреждения осуществляется сокращенная программа психологических мероприятий, ориентированная на экспертизу результативности психологической деятельности и удовлетворение запроса администрации ОУ. По завершении экспертизы квалифицированный психолог может самостоятельно принять решение об изменении структуры и содержания психологической деятельности в ОУ (модели психологической службы) или, основываясь на функционирующей модели, обогатить ее новыми направлениями и формами психологической работы.
Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога
... личностного развития детей; развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса. . Организационно-методическая деятельность: подготовка методических материалов для ... профессиональной деятельности педагога-психолога .1 Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога профессиональный педагог документация психолог Целью деятельности педагога-психолога образовательного ...
- Документация психолога образования.
Пакет документации педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.
Нормативная документация— это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
В перечень нормативной документации входят: Закон Российской Федерации об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, Положение о психологической службе в системе образования, Положение о практическом психологе, квалификационная характеристика педагога-психолога (должностная инструкция и стандарт специалиста), Положение об аттестации педагога-психолога.
Целью организационно-методической документации является организация, планирование, методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
К организационно-методической документации относятся: график работы, годовой план, журнал психо-просветительской и организационно-методической работы, журнал групповых форм работы, бланки, справки, отчет о проделанной работе за год и тд.
Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для контроля администрации ОУ, УОН и т.д.
Специальная документация (документация для служебного пользования)— это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологическое заключение, протоколы диагностических обследований, бесед, интервью, журнал консультаций и т.д. Эти виды являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе или закрытом шкафу).
На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим.