Результат освоения компетенций отражается в таблице по каждому периоду дуального обучения.

Таблица № 4

Наименование компетенций (ПК) Степень освоения (освоил / не освоил) Подпись наставника
Дата Виды работ и индивидуальных заданий Кол-во часов Оценка Подписи
Наставник* Кура тор *
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Практические занятия:
Тема 1 Инструктивное совещание по организации и проведению практики. Задание 1. Оформите дневник в части сбора данных о базовом учебном заведении. Задание 2. Заполните сведения об организационно — методических условиях прохождения практики.
Тема 2 Знакомство с организацией методической работы в школе, с ее структурой, с формами проведения занятий в методических объединениях и пр. Задание 1.

Проведите анализ организации методической работы в школе. Задание 2. Составьте модель методической службы школы.

Тема 3 Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и воспитателей: Задание 1. Проведите анализ организации учебно-воспитательной работы в школе, классе. Задание 2. Ознакомьтесь с материалами методического фонда школы, класса: технических средств и наглядных пособий, календарно-тематических планов и конспектов уроков учителя (УМК).
Тема 4 Изучение учебно-методических комплектов, их структуры, требований к оформлению, этапов разработки УМК. Задание 1. Проанализируйте УМК для начальной школы. Задание 2. Охарактеризуйте комплект учебников по плану.
Тема 5 Наблюдение и анализ уроков с точки зрения эффективности применяемых методов начального общего образования. Задание 1. Пронаблюдайте и проанализируйте урок, просмотренный Вами по предложенной схеме.
Тема 6 Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов. Задание 1. Пронаблюдайте за работой учителя и проведите анализ индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов.
Тема 7 Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных педагогических технологий уровневая дифференциация, икт, технология сотрудничества, портфолио, проблемное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии).

Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйтесовременные педагогические технологии, использованные на уроках. Задание 2. Проанализируйте реализацию используемых учителем технологий, опираясь на методические рекомендации по организации производственной практики.

Тема 8 Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных подходов в обучении и воспитании младших школьников (системный, деятельностный, развивающий, личностный, компетентностный).

Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйте современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.

Тема 9 Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов, работающих по различным программам. Задание 1. Проведитеаспектный анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения программных требований.
Тема 10 Разработка уроков на основе примерных и вариативных программ начального общего образования. Задание 1. Разработайте урок на основе примерных и вариативных программ начального общего образования. Задание 2. Проведитесамоанализ урока с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся, причин и характера трудностей обучения и школьной адаптации.
Тема 11 Создание методической продукции. Задание 1. Разработайте методическую продукцию. Задание 2. Подготовьте презентацию разработанной методической продукции.
Тема 12 Анализ предметно-развивающей среды.

Задание 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в соответствии с принципами открытости, гибкого зонирования, стабильности, полифункциональности. Задание 2. Ознакомьтесь с паспортом кабинета начальных классов. Задание 3. Разработайте и изготовьте наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям.

Тема 13 Изучение педагогического опыта учителя начальных классов. Задание 1. Проанализируйте актуальный педагогический опыт учителей начальных классов с точки зрения их новизны, структуры, форм и методов представления и распространения педагогического опыта. Задание 2. Определите примерную тематику обобщения актуального педагогического опыта.
Тема 14 Диагностика уровня развития личности и коллектива учащихся. Задание 1. Побеседуйте со школьным психологом о диагностировании учащихся начальных классов: как осуществляется диагностика; какие методы применяются; какая работа проводится по результатам диагностики. Задание 2. Побеседуйте с учителем о диагностической работе в классе: как осуществляется диагностика; какая работа проводится по результатам диагностики. Задание 3. Проведите диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся в классе. Выполните анализ полученных результатов и занесите его в дневник (выбор методик из методических рекомендаций).

Задание 4. Назовите проблемы, выявленные в классе в результате диагностирования. Предложите пути их решения.

Тема 15 Диагностика трудностей обучения и причин школьной дезадаптации. Задание 1. Побеседуйте со школьным психологом о выявлении учащихся с трудностями в обучении и причин школьной дезадаптации. Задание 2. Побеседуйте с учителем о работе с детьми, имеющими трудности в обучении Задание 3. Разработайте программу наблюдений (7−10 пунктов) для выявления дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении (определите, по каким признакам поведения, учебной деятельности школьника можно судить о дезадаптации).
Тема 16 Изучение исследовательской и проектной деятельности младших школьников по учебным предметам начального общего образования. Задание 1. Из беседы с учителем выясните, как организована проектная и исследовательская деятельность школьников в классе. Задание 2. Назовите темы проектов, над которыми работают младшие школьники в данном классе.

Задание 3. Составьте несколько заданий исследовательского характера по определенному предмету и осуществите их взаимооценку. Задания (2−4).

Тема 17 Проведение исследования с младшими школьниками по предложенной теме (по выбору студентов), обработка и представление результатов исследования. Изучение работы по разработке и защите проектов с младшими школьниками. Задание 1. Выберите тему проекта, предложенную учителем, либо придумайте сами. Сформулируйте ситуацию проекта, тему, проблему, цель, задачи; задания для школьников, выполните описание продукта; определите предполагаемую форму презентации (работа в подгруппе).

Задание 2. Осуществите защиту проекта. Задание 3. Составьте вопросы для рефлексии групповой деятельности.

Тема 18 Изучение портфолио педагогических достижений учителя начальных классов. Оформление портфолио собственных педагогических достижений. Задание 1. Изучите структуру и содержание портфолио достижений учителя. Задание 2. Составьте план содержания портфолио собственных достижений. Задание 3. Дайте самооценку размещенным в портфолио материалам и наметьте пути самосовершенствования по показателям и критериям профессиональных компетенций.

Примерная схема методического анализа урока

1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно):

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);

б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение с основной целью;

в) достижение сопутствующих целей.

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение с их основной целью;

в) степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья);

б) обоснованность структуры урока;

в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;

г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;

д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);

е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);

з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока;

б) правомерность использования средств на данном этапе урока — на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;

в) эффективность использования средств в данном классе;

г) грамотное использование и сочетание различных средств.

6. Использование различных методических приемов:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;

б) обоснованность места использования данного приема;

в) эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

__________________________________________

Тема 6. Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов

Дата__________________________

Задание 1. Пронаблюдайте за работой учителя и проведите анализ индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя _______________________________

______________________________________проявляется:

в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость) ____________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

в выборе методов обучения, форм организации учебной деятельности, средств _____________________

_______________________________________________________________

____________________

____________________

в стиле педагогического общения _______________________________________________________

____________________

в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний ________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________

в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей ______________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

Тема 7. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных педагогических технологий (уровневая дифференциация, икт, технология сотрудничества, портфолио, проблемное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии).

Дата__________________________

Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйтесовременные педагогические технологии, использованные на уроках.

Название урока _______________________________________________________________________

Названия технологий, применяемых на уроке _____________________________________________

______________________________________________________________

Задание 2. Проанализируйте реализацию используемых учителем технологий, опираясь на методические рекомендации по организации производственной практики. _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 8. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных подходов в обучении и воспитании младших школьников (системный, деятельностный, развивающий, личностный, компетентностный).

Дата__________________________

Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйте современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.

Название урока_______

Название современных подходов, используемых на уроке

___________________________________________________________________________________

Охарактеризуйте содержание используемых подходов, опираясь на данные наблюдений урока (название подхода; примеры из наблюдений).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________

Тема 12. Анализ предметно-развивающей среды.

Дата__________________________

Задание 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в соответствии с принципами открытости, гибкого зонирования, стабильности, полифункциональности.

_________________________________________________________________________________

Задание 2.Ознакомьтесь с паспортом кабинета начальных классов.

Выпишите содержание его разделов. Определите соответствие кабинета предъявляемым требованиям.

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Разработайте и изготовьте наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям.

Представьте эскиз наглядного пособия. Опишите его предназначение.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 13. Изучение педагогического опыта учителя начальных классов.

Дата__________________________

Задание 1.Проанализируйте актуальный педагогический опыт учителей начальных классов с точки зрения их новизны, структуры, форм и методов представления и распространения педагогического опыта.

Тема актуального педагогического опыта _________________________________________________

_______________________________________________________________

Степень новизны _____

__________________________________________

Формы и методы представления педагогического опыта (методическая идея) __________________

______________________________________________________________

Краткое содержание актуального педагогического опыта ___________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание 2.Определите примерную тематику обобщения актуального педагогического опыта.

________________________________________

Тема 14. Диагностика уровня развития личности и коллектива учащихся.

Дата__________________________

Задание 1. Побеседуйтесо школьным психологом о диагностировании учащихся начальных классов: как осуществляется диагностика; какие методы применяются; какая работа проводится по результатам диагностики. ___________________________________________________________________________________

Задание 2. Побеседуйте с учителем о диагностической работе в классе: как осуществляется диагностика; какая работа проводится по результатам диагностики.

___________________________________________________________________________________

Задание 3. Проведите диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся в классе. Выполните анализ полученных результатов и занесите его в дневник (выбор методик из методических рекомендаций).

Название методики

_____________________

Анализ результатов

__________________________________________________________________________________

Задание 4. Назовите проблемы, выявленные в классе в результате диагностирования. Предложите пути их решения.

_______________________________________________________________________________________________________

Тема 15. Диагностика трудностей обучения и причин школьной дезадаптации

Дата__________________________

Задание 1. Побеседуйте со школьным психологом о выявлении учащихся с трудностями в обучении и причин школьной дезадаптации.

______________________________________________________________

_________________________________________

Задание 2. Побеседуйте с учителем о работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

_________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 3. Разработайте программу наблюдений (7−10 пунктов) для выявления дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении (определите, по каким признакам поведения, учебной деятельности школьника можно судить о дезадаптации).

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Тема 16. Изучение исследовательской и проектной деятельности младших школьников по учебным предметам начального общего образования.

Дата__________________________

Задание 1. Из беседы с учителем выясните, как организована проектная и исследовательская деятельность школьников в классе.

______________________________________________________________

_____________________

Задание 2. Назовите темы проектов, над которыми работают младшие школьники в данном классе.

___________________________________________________________________________________

Задание 3.Составьте несколько заданий исследовательского характера по определенному предмету и осуществите их взаимооценку.

Задания (2−4)

___________________________________________________________________________________

_________________________________________

Взаимооценка (фамилия студента)

______________________________________________________________________________________________________

Тема 17. Проведение исследования с младшими школьниками по предложенной теме (по выбору студентов), обработка и представление результатов исследования. Изучение работы по разработке и защите проектов с младшими школьниками.

Дата__________________________

Задание 1. Выберите тему проекта, предложенную учителем, либо придумайте сами. Сформулируйте ситуацию проекта, тему, проблему, цель, задачи; задания для школьников, выполните описание продукта; определите предполагаемую форму презентации (работа в подгруппе).

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 2. Осуществите защиту проекта.

В дневнике кратко опишите ее содержание.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Составьте вопросы для рефлексии групповой деятельности.

_____________________________________________________________Тема 18. Изучение портфолио педагогических достижений учителя начальных классов. Оформление портфолио собственных педагогических достижений.

Дата__________________________

Задание 1. Изучите структуру и содержание портфолио достижений учителя.

________________________________________

__________________________________________

Задание 2. Составьте план содержания портфолио собственных достижений.

_________________________________________________________________________________

Задание 3. Дайте самооценку размещенным в портфолио материалам и наметьте пути самосовершенствования по показателям и критериям профессиональных компетенций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector