Примерная программа наблюдения и общепедагогического анализа урока

Задание 1. Педагогическое мастерство учителя.

Во время посещения уроков у одного учителя студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.

Задание 2. Изучение особенностей развития детской группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:

1. Изучение межличностных отношений проводится с помощью

метода «Социометрия» (эмоционально-личностные и учебно-познавательные мотивы выбора).

Для определения доминирующей мотивации учащихся данного класса используются методы:

− анкетирование,

− метод неоконченных предложений.

Задание 3. Психологический анализ урока

Цель: Развитие навыков психологического анализа урока с точки зрения формирования учебной деятельности и развития психических функций учащихся.

Требования к анализу урока:

1. В процессе практики необходимо подробно запротоколировать 1

урок для проведения его психологического анализа.

2. В анализе необходимо указать следующее:

− формируемые в ходе урока компоненты учебной деятельности

(мотивацию, учебную задачу, учебные действия, в том числе действия саморегуляции);

− при характеристике формируемых компонентов учебной

деятельности или психических функций указать их вид или специфику

(например: развитие мышления, операция анализа)

− каждое действие учителя на уроке, его задания действия и

высказывания детей оценить с точки зрения их психологического смысла;

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... целеполагание. Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... отношений (б), и протекать в достаточно высоком темпе (в). Во II главе "Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет" излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и ...

− в качестве вывода сделать письменное заключение о соответствии

целей и темы урока возрастным особенностям детей, уровню их знаний (по материалам урока), а также оценить адекватность выбранных форм и методов для реализации поставленных целей. В выводе необходимо

оценить развивающий эффект урока (какие развивающие технологии использовались, их адекватность целям урока и возрасту детей) и общую его направленность.

Задание 4. Диагностика психического развития учащегося.

Цель: изучение познавательных и личностных особенностей психического развития школьника с проблемами в обучении.

В процессе наблюдения за учащимися и беседы с учителем необходимо выбрать одного ученика, имеющего проблемы с освоением учебной деятельности, для изучения особенностей его психического развития. С целью установления возможного характера школьных трудностей ребёнка следует провести диагностику его личностно-познавательной сферы по следующим параметрам:

Познавательная сфера Личностная сфера

− Внимание — Мотивация

− Память — Самооценка

− Мышление — Ценностные ориентации личности

Методики для изучения этих параметров указаны в Приложении 1 и 3.

Оформление результатов исследования строится по плану:

ƒуказывается Ф. И., возраст испытуемого ученика,

ƒхарактер трудностей и проблем (по результатам беседы с учителем и

наблюдения),

ƒрезультаты проведённой диагностики:

− название методики,

− её цель,

− результаты,

− вывод о состоянии психологических функций (последовательно по

всем проведённым методикам);

ƒобщее заключение о развитии изученных психических функций в

сопоставлении с возрастной нормой с указанием психических процессов,

нуждающихся в специальном развитии или коррекции;

ƒрекомендации по формированию (коррекции) необходимых психических

процессов с целью устранения трудностей овладения учебной деятельностью.

В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его «фотография». При этой необходимо соблю­дать следующие требования:

  1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, количество учащихся на уроке.
  2. Фамилия учителя, имя, отчество, предмет, место урока в расписании учебного дня.
  3. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.
  4. 3аписывается цель урока, которая может быть сообщена вначале урока или выясняется у учителя.
  5. Отмечаются данные готовности к уроку:

а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);

10 стр., 4897 слов

Ативизация познавательной деятельности учащихся посредством физического ...

... деятельности учащихся. 1. Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации по­знавательной деятельности учащихся — развитие ... приемы активиза­ции, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Слож­ные ...

б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;

в) состояние рабочего места учителя и учащихся.

В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.

  1. Протокольную запись урока можно вести по схеме:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценка урока

Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к уроку и хода урока в целом в соответствии с протокольной записью.

АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:

  1. Соответствие темы, цели и содержания урока.
  2. 0пределение типа урока и его основных этапов с указанием време­ни, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
  3. Начало урока (организационный этап):

а) установления порядка, дисциплины, приветствие;

б) проверка готовности к уроку;

в) установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

  1. Проверка выполнения домашнего задания:

а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);

б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;

в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);

г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;

д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;

е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.

  1. Изучение нового материала:

а) сообщение темы;

б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;

в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала на уроке:

а) указание методов и приемов, используемых учителем их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);

б) рациональность использования доски;

в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;

г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).

  1. Закрепление новых знаний:

а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);

б) выбор материала для закрепления;

в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.

  1. Задание на дом:

а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;

б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);

в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее зада­ние;

г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).

  1. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):

а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;

б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;

в) внешний вид учащихся, развитие речи;

д) организованность и дисциплина учащихся;

е) выводы;

ж) предложения.

  1. СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
  1. Тема воспитательного занятия, мероприятия.
  2. Класс. Возраст учащихся.
  3. Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?
  4. В какой степени и при помощи каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?
  5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?
  6. Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятель­ности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?
  7. 0характеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?
  8. Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия

Социально-педагогическая характеристика класса

  1. Состав класса (количество учащихся, демографический и возрастной состав).
  2. Сведения об особенностях класса (год формирования, стабильность состава, укажите, были ли слияния с другими ученическими коллективами, наличие традиций, смены и преемственности классного руководства, специфику формирования: лицейский, гимназический, обычный, выравнивания и др.).
  3. Уровень межличностных отношений в классе:

а) наличие лидеров и активного ядра (»инструментальные и эмоциональные звезды», характер их влияния, в какой сфере дея­тельности более всего это проявляется? Какие черты личности обеспечили выдвижение лидеров? )

б) наличие «отверженных», причины их появления, возможные пути изменения их «статуса» в классе;

в) взаимоотношения внутри класса (наличие группировок в классе, их мотивационная основа образования, отношение группировок друг к другу и делам класса; существуют ли дружеские отношения между девичьей и юношеской половиной класса и между собой, какова степень удовлетворенности этими отношениями между соклассниками? Как проявляется взаимная требовательность соклассников друг к другу, а также существует ли переживание неудач, успеха, наличествует ли взаимопомощь и взаимоуважение?)

  1. Культурно-образовательный уровень развития класса.

а) Учебная деятельность. Показатели успеваемости в прошлом и настоящем. Преобладающие мотивы учения. Степень систематичности, привлечения и аккуратности в учебном труде. Отношения к оценкам. Наличие любимых и нелюбимых предметов. Характеристика работоспособности и ответственности в учебе.

б) Дисциплина (характеристика отрицательных моментов на уроке, переменах и внеклассных мероприятиях, а также в школе и вне школы по отдельным учащимся).

в) Организованность. Могут ли учащиеся организоваться для выполнения задания, дела? Существует ли согласованность и сотрудничество школьников в учебное и свободное время?

г) Культура поведения. Знания правил этикета, навыки и привыч­ки культурного поведения учащихся в классе, в школе и вне их. Роль общественного мнения в классе при нарушениях нравственно-этических норм поведения учащимися. Характеристика обращения со сверстниками и взрослыми. Внешний вид учащихся.

Ваши выводы и предложения о состоянии и перспективах учебно-воспитательной работы в классе. (Включены ли родители в систему работы по развитию ученического коллектива и учащихся? Формы этого сотрудничества и их результативность).

Схема плана психологического анализа урока.

І. Психологическая цель урока.

  1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся.
  2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
  3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методически приемы, стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

ІІ. Стиль урока.

  1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
  1. Соотношение нагрузки на память и мышление учащегося.
  2. Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности.
  3. Соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска.
  4. Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, какие – учащимися.
  5. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.
  6. Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
  7. Педагогический такт учителя.
  8. Психологический климат в классе.
  1. Особенности самоорганизации учителя.
  • Подготовленность к уроку.
  • Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, энергичность, оптимистический подход ко всему).

ІІІ. Организация познавательной деятельности учащихся.

  1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    1. Как достигались осмысленность, целостность восприятия.
    2. Какие использовались установки, в какой форме (убеждение, внушение).
    3. Как достигались сосредоточенность, устойчивость внимания.
    4. Какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала.
  2. Организация деятельности мышления и воображения в процессе формирования новых знаний и умений.
  • На каком уровне формировались новые знания и умения (конкретно-чувственных представлений, понятий).
  • Какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, новых образов.
  • Какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления.
  • Каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, оценочное), как учитель руководил формированием убеждений и идеалов.
  • Какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся.
  1. Закрепление результатов работы.
  • Формирование навыков с помощью упражнений.
  • Предупреждение интерференции и обучение переносу ране усвоенных навыков на новые условия работы.

ІV. Организованность учащихся.

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся.

2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

V. Учет возрастных особенностей учащихся.

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

Примерная программа изучения ученика в процессе учебной деятельности.

  1. Характеристика отношения школьника к своей учебной деятельности. Мотивы этого отношения.
  2. Отношение к различным учебным предметам и причины различного отношения. Влияние этого отношения на результаты учебной деятельности.
  3. Особенности восприятия, памяти, мышления и речи школьника, проявляющиеся в процессе учебной деятельности.
  4. Роль воображения школьника в процессе усвоения и использования знаний.
  5. Особенности внимания школьника.
  6. Степень самостоятельности школьника в учебной деятельности.
  7. Проявления творческого характера использования знаний.
  8. Проявление волевых качеств школьника в учебной деятельности.
  9. Мера владения школьником учебными навыками.
  10. Общие или специальные способности, характерные для данного школьника, конкретные примеры их проявления и возможные пути дальнейшего развития.
  11. Характеристика взаимоотношений школьника с товарищами в процессе учебной деятельности.
  12. Значение для данного ученика оценки его учебной работы со стороны учителя, классного коллектива, отдельных учеников.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.

  1. Тема занятия, ее педагогическое обоснование.
  2. Цели и задачи проводимой работы.
  3. Организация подготовки учащихся; степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
  4. Содержание методики проведения занятия:
  • соответствие содержания поставленной цели;
  • познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
  • эмоциональная насыщенность; интерес учащихся, их активность;
  • приемы и методы, используемые на занятии, их соответствие возрастным особенностям и уровню социального развития детей.
  1. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание детей.
  2. Педагогическая ценность проводимого занятия.
  3. Как будет учтен опыт данного занятия в вашей дальнейшей работе?

Методические требования к организации воспитательного мероприятия.

Требования руководителя к воспитательному мероприятию.

  1. Название воспитательного мероприятия, дата проведения, место, возраст детей.
  2. Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход-экскурсия, психологический тренинг, урок самоуправления и др.
  3. Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые на мероприятии. Например:
  • воспитание интереса к животным, науке, искусству, технике, спорту, своему внутреннему миру;
  • изменение характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса (воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т.д.);
  • изменение психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта, трудной сессии);
  • изменение отношения к какому-либо члену коллектива;
  • обнаружение, пробуждение, развитие способностей кого-либо из членов коллектива (изменение отношения к себе);
  • изучение правил этикета в поведении: на вечере, танцах, банкете, в ресторане, на званом ужине;
  • общение с природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации и др.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

  1. Наличие плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, целесообразность, завершенность.
  2. Участие коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятия и мотивация участников.
  3. Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений, отношение участников к их выполнению.
  4. Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности, самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников.
  5. Учет возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей.
  6. Позиция школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или безразличие и пассивность).
  7. Положительные, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие воспитывающей ситуации. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения.
  8. Степень достижения поставленных целей.
  9. Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих мероприятиях, системность воспитательной работы в классе.
  10. Ориентировочная программа изучения личности школьника
  11. (Сбор материала для психолого-педагогической характеристики)
  12. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.
  13. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.
  14. Краткая характеристика классного коллектива, в котором учится ребенок.
  15. ( состав класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций коллектива и т.д).
  16. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе — списыванию, подсказыванию, зависти, круговой поруке и т.п.
  17. Направленность личности. Взгляды и убежедния.
  18. Особанности мотивационной сферы. Учебная , познавательная мотивация
  19. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Самооценка. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.
  20. Ученик в различных видах деятельности. Отношений школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков.
  21. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти.
  22. 11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоцио­нальной реакции на действия педагога, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.
  23. Волевые особенности: целеустремленность, самостоя­тельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.
  24. Способности: общие и специальные, наиболее выде­ляющиеся способности ученика.
  25. Темперамент и его проявления.
  26. Характер (черты характера, проявляющиеся в отноше­нии к учению — прилежание, активность, дисциплинирован­ность и другие показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отно­шении к общественным обязанностям и поручениям: выпол­няемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросове­стность, исполнительность и др.; черты характера, проявляю­щиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общи­тельность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бе­режливость или небрежность и т.д.; черты характера, прояв­ляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).
  27. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.
  28. Примерная схема анализа урока
  29. 1.Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Обору­дование и ТСО.
  30. 2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
  31. 3.Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной, развивающей и воспитательной цеЛи урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь предыдущим материалом.
  32. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимо­связь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесооб­разность распределения времени на уроке. Занятость учащих-ся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  33. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:
  34. а) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
  35. б) воспитание в процессе обучения;
  36. в) эффективность использования жизненного опыта учени­ков с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
  37. Соответствие примененных методов изучения нового ма­териала: целям, содержанию урока и возрастным особенно­стям учащихся, а также решению задачи развития самостоя­тельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.
  38. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.
  39. Психологические основы урока. Развитие внимания, па­мяти, мышления, воображения, активность восприятия уча­щихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагруз­ка в течение урока.
  40. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся. Наличие, объем, харак­тер домашних заданий.
  41. Стиль работы учителя, педагогический такт, речь, круго­зор, умение держаться и руководить классом.
  42. Оценка знаний и деятельности учащихся на уроке.
  43. Соблюдение гигиенических правил, условий поддержа­ния работоспособности учащихся на уроке.
  44. 11. Выводы и предложения.

Задание 6

Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива учащихся и изучение деятельности учителя начальных классов по его формированию.

Цель задания: Формирование у студентов умения определять уровень (стадию) развития коллектива учащихся класса и намечать основные  направления педагогической деятельности  по его формированию.

Выполнение задания: 1. Наблюдение за ученическим классом и педагогической деятельностью коллектива.

2.  Охарактеризовать деловую (формальную) и личностную (неформальную) структуру.

3. В отчете о выполнении задания ответить на следующие вопросы.

1.   Какие педагогические требования предъявляет учитель коллективу учащихся класса? Как к этим требованиям относятся школьники?

2.   Поддерживают ли педагогические требования учителя активисты класса? Какие требова­ния они предъявляют своим одноклассникам?

3.    Предъявляет ли весь коллектив класса требования к по­ведению и деятельности отдельных учеников?

4.   Какую работу проводит учитель с активом класса? Привести примеры.

5.        Какие перспективные цели и задачи совместной деятель­ности ставит учитель перед коллек­тивом учащихся? Насколько организуемая учителем кол­лективная деятельность способствует удовлетворению интересов, склонностей и способностей школьников, позволяет им проявить себя?

6.  Какие положительные традиции совместной деятельно­сти сложились в коллективе класса? Как они влияют на воспитание учащихся?

Задание 7

Изучение характера взаимоотношений в классном коллективе.

Цель задания: Выявить степень удовлетворительности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Выполнение задания: 1. Выявить различные сферы взаимоотношений детей в коллективе.

2. Изучить психологическую атмосферу в коллективе.

3. Оформление результатов.

Предварительная работа

1.      Подготовка серии утверждений.

2.      Подготовка протокола состояния психологической атмосферы в коллективе.