Таблица №4
Наименование компетенций (ПК) | Степень освоения (освоил / не освоил) | Подпись наставника |
Дата | Виды работ и индивидуальных заданий | Кол-во часов | Оценка | Подписи | |
Наставник* | Кура тор * | ||||
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса | |||||
Практические занятия: | |||||
Тема 1 | Инструктивное совещание по организации и проведению практики. Задание 1. Оформите дневник в части сбора данных о базовом учебном заведении. Задание 2. Заполните сведения об организационно — методических условиях прохождения практики. | ||||
Тема 2 | Знакомство с организацией методической работы в школе, с ее структурой, с формами проведения занятий в методических объединениях и пр. Задание 1. Проведите анализ организации методической работы в школе. Задание 2. Составьте модель методической службы школы. | ||||
Тема 3 | Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и воспитателей: Задание 1.
Проведите анализ организации учебно-воспитательной работы в школе, классе. Задание 2. Ознакомьтесь с материалами методического фонда школы, класса: технических средств и наглядных пособий, календарно-тематических планов и конспектов уроков учителя (УМК). |
||||
Тема 4 | Изучение учебно-методических комплектов, их структуры, требований к оформлению, этапов разработки УМК. Задание 1. Проанализируйте УМК для начальной школы. Задание 2. Охарактеризуйте комплект учебников по плану. | ||||
Тема 5 | Наблюдение и анализ уроков с точки зрения эффективности применяемых методов начального общего образования. Задание 1. Пронаблюдайте и проанализируйте урок, просмотренный Вами по предложенной схеме. | ||||
Тема 6 | Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов. Задание 1. Пронаблюдайте за работой учителя и проведите анализ индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов. | ||||
Тема 7 | Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных педагогических технологий уровневая дифференциация, икт, технология сотрудничества, портфолио, проблемное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии).
Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйтесовременные педагогические технологии, использованные на уроках. Задание 2.Проанализируйте реализацию используемых учителем технологий, опираясь на методические рекомендации по организации производственной практики. |
||||
Тема 8 | Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных подходов в обучении и воспитании младших школьников (системный, деятельностный, развивающий, личностный, компетентностный).
Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйте современные подходы в обучении и воспитании младших школьников. |
||||
Тема 9 | Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов, работающих по различным программам. Задание 1. Проведитеаспектный анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения программных требований. | ||||
Тема 10 | Разработка уроков на основе примерных и вариативных программ начального общего образования. Задание 1. Разработайте урок на основе примерных и вариативных программ начального общего образования. Задание 2.Проведитесамоанализ урока с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся, причин и характера трудностей обучения и школьной адаптации. | ||||
Тема 11 | Создание методической продукции. Задание 1. Разработайте методическую продукцию. Задание 2. Подготовьте презентацию разработанной методической продукции. | ||||
Тема 12 | Анализ предметно-развивающей среды.
Задание 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в соответствии с принципами открытости, гибкого зонирования, стабильности, полифункциональности. Задание 2. Ознакомьтесь с паспортом кабинета начальных классов. Задание 3. Разработайте и изготовьте наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям. |
||||
Тема 13 | Изучение педагогического опыта учителя начальных классов. Задание 1. Проанализируйте актуальный педагогический опыт учителей начальных классов с точки зрения их новизны, структуры, форм и методов представления и распространения педагогического опыта. Задание 2. Определите примерную тематику обобщения актуального педагогического опыта. | ||||
Тема 14 | Диагностика уровня развития личности и коллектива учащихся. Задание 1. Побеседуйте со школьным психологом о диагностировании учащихся начальных классов: как осуществляется диагностика; какие методы применяются; какая работа проводится по результатам диагностики. Задание 2. Побеседуйте с учителем о диагностической работе в классе: как осуществляется диагностика; какая работа проводится по результатам диагностики. Задание 3. Проведите диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся в классе. Выполните анализ полученных результатов и занесите его в дневник(выбор методик из методических рекомендаций).
Задание 4. Назовите проблемы, выявленные в классе в результате диагностирования. Предложите пути их решения. |
||||
Тема 15 | Диагностика трудностей обучения и причин школьной дезадаптации. Задание 1. Побеседуйте со школьным психологом о выявлении учащихся с трудностями в обучении и причин школьной дезадаптации. Задание 2. Побеседуйте с учителем о работе с детьми, имеющими трудности в обучении Задание 3. Разработайте программу наблюдений (7-10 пунктов) для выявления дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении (определите, по каким признакам поведения, учебной деятельности школьника можно судить о дезадаптации). | ||||
Тема 16 | Изучение исследовательской и проектной деятельности младших школьников по учебным предметам начального общего образования. Задание 1. Из беседы с учителем выясните, как организована проектная и исследовательская деятельность школьников в классе. Задание 2. Назовите темы проектов, над которыми работают младшие школьники в данном классе. Задание 3.Составьте несколько заданий исследовательского характера по определенному предмету и осуществите их взаимооценку. Задания (2-4). | ||||
Тема 17 | Проведение исследования с младшими школьниками по предложенной теме (по выбору студентов), обработка и представление результатов исследования. Изучение работы по разработке и защите проектов с младшими школьниками. Задание 1. Выберите тему проекта, предложенную учителем, либо придумайте сами. Сформулируйте ситуацию проекта, тему, проблему, цель, задачи; задания для школьников, выполните описание продукта; определите предполагаемую форму презентации (работа в подгруппе).
Задание 2. Осуществите защиту проекта. Задание 3. Составьте вопросы для рефлексии групповой деятельности. |
||||
Тема 18 | Изучение портфолио педагогических достижений учителя начальных классов. Оформление портфолио собственных педагогических достижений. Задание 1. Изучите структуру и содержание портфолио достижений учителя. Задание 2. Составьте план содержания портфолио собственных достижений. Задание 3. Дайте самооценку размещенным в портфолио материалам и наметьте пути самосовершенствования по показателям и критериям профессиональных компетенций. | ||||
Примерная схема методического анализа урока
1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно):
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);
б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).
2. Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей.
3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с их основной целью;
в) степень и уровень достижений.
4. Методическая логика урока:
а) структура урока (назвать структурные звенья);
б) обоснованность структуры урока;
в) хронометрирование урока ( его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся ( скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);
е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися ( исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);
з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.
5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):
а) адекватность использованных средств основной цели урока;
б) правомерность использования средств на данном этапе урока — на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;
в) эффективность использования средств в данном классе;
г) грамотное использование и сочетание различных средств.
6. Использование различных методических приемов:
а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;
б) обоснованность места использования данного приема;
в) эффективность использования приема.
7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________
Тема 6. Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов
Дата__________________________
Задание 1. Пронаблюдайте за работой учителя и проведите анализ индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя _______________________________
______________________________________проявляется:
в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость) ____________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
в выборе методов обучения, форм организации учебной деятельности, средств _____________________
_______________________________________________________________
____________________
____________________
в стиле педагогического общения _______________________________________________________
____________________
в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний ________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________
в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей ______________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема 7. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных педагогических технологий (уровневая дифференциация, икт, технология сотрудничества, портфолио, проблемное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии).
Дата__________________________
Задание 1.Пронаблюдайте уроки и проанализируйтесовременные педагогические технологии, использованные на уроках.
Название урока _______________________________________________________________________
Названия технологий, применяемых на уроке _____________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2.Проанализируйте реализацию используемых учителем технологий, опираясь на методические рекомендации по организации производственной практики. _____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных подходов в обучении и воспитании младших школьников (системный, деятельностный, развивающий, личностный, компетентностный).
Дата__________________________
Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйте современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.
Название урока_______
Название современных подходов, используемых на уроке
___________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте содержание используемых подходов, опираясь на данные наблюдений урока (название подхода; примеры из наблюдений).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________
Тема 12. Анализ предметно-развивающей среды.
Дата__________________________
Задание 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в соответствии с принципами открытости, гибкого зонирования, стабильности, полифункциональности.
_________________________________________________________________________________
Задание 2.Ознакомьтесь с паспортом кабинета начальных классов.
Выпишите содержание его разделов. Определите соответствие кабинета предъявляемым требованиям.
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Разработайте и изготовьте наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям.
Представьте эскиз наглядного пособия. Опишите его предназначение.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 13. Изучение педагогического опыта учителя начальных классов.
Дата__________________________
Задание 1.Проанализируйте актуальный педагогический опыт учителей начальных классов с точки зрения их новизны, структуры, форм и методов представления и распространения педагогического опыта.
Тема актуального педагогического опыта _________________________________________________
_______________________________________________________________
Степень новизны _____
__________________________________________
Формы и методы представления педагогического опыта (методическая идея) __________________
______________________________________________________________
Краткое содержание актуального педагогического опыта ___________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание 2.Определите примерную тематику обобщения актуального педагогического опыта.
________________________________________
Тема 14. Диагностика уровня развития личности и коллектива учащихся.
Дата__________________________
Задание 1. Побеседуйтесо школьным психологом о диагностировании учащихся начальных классов: как осуществляется диагностика; какие методы применяются; какая работа проводится по результатам диагностики. ___________________________________________________________________________________
Задание 2. Побеседуйте с учителем о диагностической работе в классе: как осуществляется диагностика; какая работа проводится по результатам диагностики.
___________________________________________________________________________________
Задание 3. Проведите диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся в классе. Выполните анализ полученных результатов и занесите его в дневник(выбор методик из методических рекомендаций).
Название методики
_____________________
Анализ результатов
__________________________________________________________________________________
Задание 4. Назовите проблемы, выявленные в классе в результате диагностирования. Предложите пути их решения.
_______________________________________________________________________________________________________
Тема 15. Диагностика трудностей обучения и причин школьной дезадаптации
Дата__________________________
Задание 1. Побеседуйте со школьным психологом о выявлении учащихся с трудностями в обучении и причин школьной дезадаптации.
______________________________________________________________
_________________________________________
Задание 2. Побеседуйте с учителем о работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
_________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 3. Разработайте программу наблюдений (7-10 пунктов) для выявления дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении (определите, по каким признакам поведения, учебной деятельности школьника можно судить о дезадаптации).
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Тема 16. Изучение исследовательской и проектной деятельности младших школьников по учебным предметам начального общего образования.
Дата__________________________
Задание 1. Из беседы с учителем выясните, как организована проектная и исследовательская деятельность школьников в классе.
______________________________________________________________
_____________________
Задание 2. Назовите темы проектов, над которыми работают младшие школьники в данном классе.
___________________________________________________________________________________
Задание 3.Составьте несколько заданий исследовательского характера по определенному предмету и осуществите их взаимооценку.
Задания (2-4)
___________________________________________________________________________________
_________________________________________
Взаимооценка (фамилия студента)
______________________________________________________________________________________________________
Тема 17. Проведение исследования с младшими школьниками по предложенной теме (по выбору студентов), обработка и представление результатов исследования. Изучение работы по разработке и защите проектов с младшими школьниками.
Дата__________________________
Задание 1. Выберите тему проекта, предложенную учителем, либо придумайте сами. Сформулируйте ситуацию проекта, тему, проблему, цель, задачи; задания для школьников, выполните описание продукта; определите предполагаемую форму презентации (работа в подгруппе).
_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 2. Осуществите защиту проекта.
В дневнике кратко опишите ее содержание.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Составьте вопросы для рефлексии групповой деятельности.
_____________________________________________________________Тема 18. Изучение портфолио педагогических достижений учителя начальных классов. Оформление портфолио собственных педагогических достижений.
Дата__________________________
Задание 1. Изучите структуру и содержание портфолио достижений учителя.
________________________________________
__________________________________________
Задание 2. Составьте план содержания портфолио собственных достижений.
_________________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте самооценку размещенным в портфолио материалам и наметьте пути самосовершенствования по показателям и критериям профессиональных компетенций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________