Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования 6
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта 18
1.3. Интегрированное обучение, основные понятия 29
Вывод по главе 1 42
Глава 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с умственной отсталостью легкой степени 44
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников, принявших участие в эксперименте 44
2.2. Индивидуальные программы для детей с нарушением интеллекта, посещающих общеобразовательную группу ДОУ 52
2.3. Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников с нарушением интеллекта в общеобразовательной группе ДОУ 68
Выводы по главе 2 75
Заключение 77
Список литературы 81
Введение
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, а также в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
Первое десятилетие XXI в. в России ознаменовалось экономическим ростом, что создало условия для внедрения в образовательные учреждения разных типов и видов различных моделей и форм интегрированного обучения, поскольку это достаточно затратная технология, требующая значительных материальных вложений, совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров и новой организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Психолого-возрастные особенности старших дошкольников
... научной литературы, обобщение, синтез, изучение нормативно правовых документов. Психолого-возрастные особенности старших дошкольников Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в ... ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести–семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся ...
Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
При обучении детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного образования требует разработки психолого-педагогического сопровождения детей с учетом особенностей их развития. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях интеграции — это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.
Сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением воспитанников любого образовательного учреждения.
В современных условиях актуальной является проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной группы дошкольного учреждения.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования — психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.
Гипотеза исследования: процесс интегрированного обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной группы дошкольного учреждения будет эффективным, если будет разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения.
Для решения поставленной задачи и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Изучить модели и условия интегрированного обучения детей с нарушением интеллекта.
4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной группы дошкольного учреждения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (опрос, эксперимент).
Структура исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально- ... ИССЛЕДОВАНИЯ: - изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать ...
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка.
Раннее сопровождение, сопровождение развития в образовательном учреждении, целевое сопровождение различных групп риска, сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
Слово «сопровождать» имеет следующие значения: «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»; «сопутствовать чему-нибудь»; «сопроводить или дополнить чем-нибудь» [1].
Следует различать понятия:
процесс сопровождения;
метод сопровождения;
служба сопровождения.
Близкими понятиями к понятию «сопровожд………
Список литературы
1. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередникова. – СПб; 1996. – 86 с.
2. Битянова, М.Р. Организация психологической службы школы [Текст] / М.Р. Битянова. – М., 1998. – 389 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. — М. – Воронеж: АПСН, 1995.
4. Введение в психологию [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. — М., 1982 – 1984. Т. 2. – 251 с.
6. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49.
7. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
8. Гаврилушкина, О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Дефектология. – 1987. – №5. – С.48-53.
9. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1991. — 134с.
10. Газман, О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] / О. Газман // Забота – поддержка – консультирование. / под ред. Н.Б. Крыловой. Выпуск № 6. – М.: ИННОВАТОР, 1996. – С. 11-38.
11. Гилевич, И.М. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха [Текст] / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. — С. 44-51.
Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...
... состояний, соответствующие определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся ... ассоциация представлена в Организации Объединенных Наций. Одна из задач ассоциации - развитие международного сотрудничества. На первом конгрессе был учрежден новый журнал - «Международный ...
12. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
13. Дошкольное образование России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.
14. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан и др.; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – С. 26.
15. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики [Текст] / И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 322 с.
16. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] / Е.А. Екжанова. – СПб: Сотис, 2002. – 256 с.
17. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
18. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — №3. – С.66-78.
19. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. — 2004.- № 7.- С. 127-132.
20. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме [Текст] / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 83-95.
21. Ильин, Е.Н. Психология [Текст]: учебник для средних учебных заведений / Е.Н. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
22. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.
23. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) [Текст] / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. — СПб., 1997. — 160 с.
24. Кандыбович, Л. А. Психология / Л. А. Кандыбович, М.М.Дьяченко, Минск, 1998. – 399 с.
25. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 207с.
26. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых) [Текст] / А.А. Катаева. – М., 1977. – 33 с.
27. Лапошина, Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина // Дефектология. — 1991. — №6.- С.72-77.
8. психологические особенности детей, переживших насилие
... голодом по любви и теплу. Не удивительно, что дети, пострадавшие от насилия, испытывают трудности с самоуважением, ... справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, эти дети «заморозили боль», «окаменели». Впоследствии они безуспешно «стремятся ... более продуктивными моделями. Без такой глубокой психологической работы детям, пережившим трагедию насилия, трудно возродиться к жизни, поверить ...
28. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — С. 3-15.
29. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст] / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.
30. Митина, Л.М. Учитель на рубеже веков : психологические проблемы [Текст] / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 3–5.
31. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
32. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена [Текст] / Н.М. Назарова // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1. — М., 1996. — С. 28-38
33. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во политической лит-ры, 1990.– 492 с.
34. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий [Текст] / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
35. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.).
— СПб., 1998. — 126 с.
36. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. — М.: Флинта : МПСИ, 2009. — 152 с.
37. Сводина, В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом [Текст] / В.И. Сводина // Дефектология. – 1998. — №6. — С. 38-41.
38. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2005. – 184 с.
39. Шипицына, Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России [Текст] / Л.М. Шипицына // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. — С. 19-30.
40. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянгун, Н.Н. Яковлева; под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
41. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России [Текст] / Н.Д. Шматко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб., 1996. — С. 13-19.
42. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106.