8. Правила управления эмоциональным состоянием

  1. Основные педагогические принципы

 1.     Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания.

2.      Принцип демократизации: (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность).

3.      Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его  в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе.

4.      Принцип природосообразности : необходимо учитывать природу ребенка- пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями).

5.      Принцип системности :(ОУ- самостоятельная система, все элементы взаимосвязаны, системный подход в организации жизнедеятельности коллектива)

6.      Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности)

7.      принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных  ведомств и организаций ( образования, здравоохранения, правоохранительных органов)

8.      Принцип успешности ( мажорный тон жизни ребёнка опирается на общий психологический школьный климат и на собственные успехи в деятельности)

9.      Принцип дифференциации в воспитании ( создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом  и объёмом, учет  специфических  позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)

10.  Принцип событийности: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены содружества ( КТД, фестивали, поселковые праздники)

11.  Принцип культуросообразности  ( воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям).

2. Инициатива

Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий (Виктор Абрамович Кан-Калик):  • оперативность при организации начального контакта с классом;  • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к деловому и личностному общению;  • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия; • оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;  • введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;  • преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся; о • рганизация цельного контакта со всем классом; постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;  • сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;  • внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;  • использование речевых и невербальных средств взаимодействия (активное включение мимики, микромимики; контакт глазами и т.п.);  • умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;  • нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;  • понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;  • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.  В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учащихся. Как правило, они возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога — формируется так называемый «неверный педагогический характер». В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой урока и воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.

12 стр., 5644 слов

Применение общедидактических принципов в организации занятий ...

... реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. [6] Проблема исследования применения дидактических принципов в организации занятий с детьми дошкольного возраста носит актуальный ... учащихся в обучении - необходимо активное овладение детьми знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы, сотрудничества педагога ...

3.

Этапы педагогического общения включают:

1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.

5 стр., 2336 слов

Проблема педагогического общения. Совершенствование личности ...

... взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Общение в педагогической деятельности ...

Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно: а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности самого педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся; д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью» избранных на предварительном этапе методов работы. Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать атмосферу притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения дол быть адекватны. Только тогда будет эффективна совмес работа преподавателя и учащихся. Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих позиций.

Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу

4. КОНФУЦИЙ

Под образованием как общественным явлением Конфуций понимал единство двух процессов: воспитания и обучения. При этом воспитательная сторона у него превалирует, так как основная цель образования — это духовный рост личности, ее совершенствование до идеала благородного человека «цзюньцзы», носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик «цзюньцзы» прежде всего называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); уважение правителя; уважение мудрых людей [Ю, с. 28]. «Цзюньцзы» должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности — «жэнь» и «ли». Знания культурного характера Конфуций ставил на второе место [11, с. 17], однако он выступал за установление связи нравственного воспитания с умственным.

Конфуций постоянно наблюдал за своими воспитанниками, хорошо знал их интересы, особенности и способности, что позволяло ему осуществлять индивидуальное воспитание и обучение. Часто на одни и те же вопросы, заданные разными учениками, он давал различные ответы. Однажды его ученик Цзы Лу спросил: «Говорят, что если имеешь какую-либо хорошую мысль, то ее следует сразу же воплотить. Так ли это?» Конфуций ответил: «Вначале надо обратиться к отцу или старшему брату, которые имеют больше знаний и опыта, за советом и тогда уже действовать». Другой ученик Жань Ю на тот же вопрос получил такой ответ: «Конечно, надо сразу же реализовать эту мысль». Конфуций прокомментировал это следующим образом: Цзы Лу обычно легкомысленно относится ко многим делам и часто ошибается, а Жань Ю отличается нерешительностью в поступках, и ему нужна уверенность в своих силах. Исходя из индивидуальных склонностей своих учеников, в зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие — письменности и языка, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п.

2 стр., 826 слов

Общение с конфликтными личностями

... жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками ...

Педагогические идеи Конфуция, его интерес к человеческой личности определяли содержание образования, которое он предлагал своим ученикам. Он не отказывался от традиционного подхода в этой сфере, культивировавшегося в школах Китая в тот период, так как оно выражало ценности «древности», которую он боготворил. Основное содержание традиционного образования сводилось к изучению «шести искусств»: чтения, счета, музыки, этикета (правил хорошего поведения), стрельбы из лука и управления лошадью. Однако Конфуций положил в основу содержания образования нравственное воспитание, которое дает народу мир и спокойствие. Оно включает гражданское воспитание, нормы и правила поведения, преданность и искренность. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки

5. Педагогическая технология.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям: концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность (Г.К. Селевко).

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическую и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Другими словами, скорость достижения стандарта обучения и эти достижения должны быть оптимальными по затратам.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

6.

Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.       Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.       В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.       Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.       Педагогические требования бывают различными. Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

      Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями— это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей. Смена ролей приводит к изменению проявлений личности, адекватному восприятию и пониманию других людей.       Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы).

Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого.       Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.       Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего «я», инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений. В структуре потребностей человека самоутверждение может занимать как рядовое, так и доминирующее положение.       

23 стр., 11392 слов

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...

... как активного субъекта учебной деятельности. Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями:  1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив ... в за| висимость от желательного для него поведения Б. 2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием Б (ученика), во-первых, той меры, в ...

7. педагогическое мастерство

Мастерство педагогическое-

высокий уровеньовладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений инавыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлятьучебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие ивзаимодействие.

Компоненты:

«Педагогическое мастерство складывается из специальных зна­ний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализу­ется совершенное владение основными приемами того или ино­го вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педа­гог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве пе­дагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуаль­ной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство пере­дачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой».[2] В реальной педа­гогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, пе­реплетаются и взаимно усиливают друг друга.

«Владение основами педагогической техники — необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: «Я сде­лался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 — 20 оттенками, когда научился давать 20 ню­ансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».

Из этого признания А.С.Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.

Необходимая в деятельности учителя культура речи — это чет­кая дикция, «поставленный голос», правильное дыхание и разум­ное использование в речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, — писал А.С.Макаренко, — который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспи­татель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весе­лым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет»».[3]

Если все многообразие умений и навыков педагогической тех­ники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевыми умениями мимической и пантоми­мической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряже­ния, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Особенности умений и навыков педагогической техники со­стоят в том, что они проявляются только при непосредственно взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения припедагогическом взаимодействии наиболее полно раскрывают воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Существует несколько методик развития навыка управления эмоциональным состоянием:  Первый способ: эмоциональный опыт. Суть которого, расширении круга эмоциональных ситуаций, в следствие, чего происходит обучение человека через получения эмоционального опыта.  Получение опыта может происходить в результате расширения круга общения. Расширение круга общения является методом обучения эмоциональному контролю, поскольку новые психологические и социальные контакты позволяют человеку проявлять, а соответственно и обучаться, более широко применять свои эмоциональные состояния.  Например, чем больше у оратора публичных выступлений, тем лучше развит навык управления эмоциональным состоянием.  Второй способ управления эмоциями: сосредоточение. Задача оратора сознательно исключить не нужные эмоции и добиться полной концентрации на эмоции имеющей решающее значение. Способ строится на Моторной регуляции организма и предполагает вовлечение тела в физическую активность свойственную той или иной эмоции. Например: в грусти нам трудно вызвать у себя приятные переживания. Но если нам удается сосредоточиться на деятельность или события, которые вызывают у нас веселье или счастье, то вероятность того, что мы преодолеем грусть, резко возрастет. Для активизации необходимой эмоции большое значение играет изменения телесных проявлений. Хотим получить радость, значит проявляем радость телесно, улыбаемся, используем подходящие жесты и мимику.  Третий способ управления эмоциями: Перенос. Способ связан с переносом одних эмоциональных ситуаций на другие. Коллеги народного артиста Абдулова А., вспоминают, что перед своими выступлениями, Александр обязательно устраивал скандал с любым подвернувшимся человеком. Таким образом, он эмоционально настраивался на публичное выступление. Применение такого способа требует индивидуального подхода, тут необходима изобретательность, выдумка. Поиск конкретных методик всегда зависит от личности оратора, и уровня ее зрелости.  Четвертый способ: Проигрывание роли: Заключается в том, чтобы сыграть роль другого человека, либо выдуманный образ, в процессе общения. Сыграть роль – это означает вести себя также как образ, употреблять те же слова и интонации, злиться и смеяться так же, как человек, которого вы играете. Дело в том, что у каждого из нас, в глубине души таятся актерские способности. Попробуйте играть роль таким образом, чтобы переживать то, что испытывает изображаемый вами персонаж.  Эти способы позволяют получить и эффективно применять навык управления эмоциональным состоянием, без которого ораторское мастерство постичь очень не просто.  Сегодня для оратора EQ(эмоциональный интеллект), становится основным критерием профессионализма. Оратору или тренеру уметь управлять своими эмоциями — это просто необходимость. Если мы не управляем эмоциями, эмоции управляют нами. 

9.педагогическая техника.

Педагогическая техника -трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления. Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.С.Ма-каренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, можно выделить такие компоненты педагогической техники:

 -Умение одеваться, следить за своей внешностью.  

-Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.  

-Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

-Умение владеть жестами и мимикой.  

-Умения психотехники: понимание своего психического состояния,

-Умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него;

-Умение выбирать темп и ритм в работе.  

-Умение педагогического общения

36. Поощрение и наказание

Наказание

 Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

 3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

 4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

 5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

 6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

 7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

 8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

 9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

 10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

 11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

 

Поощрение

 Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

 1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

 Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

 Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

 А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

 Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

 2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

 Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

 Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

 3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

 4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

 5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

 6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

 7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

 8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

37 Воспитательный коллектив.

Слово коллектив происходит от латинского соlligo, то в переводе на русский означает «объединяю», а латинское соllectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны наличных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной.

 В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объёдиняют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач бригады, коллективы художественной самодеятельности. В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности. Эти органы и «лидеры» в ученических коллективах считаются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначенными).

Кроме этих «формальных» структур, в коллективах существуют еще структуры «неформальные», которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами». Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков и т.д.) базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных «малых групп» и «лидерства» отдельных учащихся лежат отношения психологические личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В отдельных психолого-педагогических трудах существование таких «малых групп» и «лидеров» несколько фетишизируется и противопоставляется самому коллективу. С этой точки зрения считается, что формальный коллектив и формальный лидер как официальные структуры не всегда имеют реальный авторитет и влияние на учащихся. Неформальные же объединения и лидеры пользуются настоящим уважением среди учащихся, и потому их влияние является не только реальным, но и определяющим. Понятно, что эта мысль не совсем правильная.

38. Соревнование в педагогической работе

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойствен­но стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первен­ству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за дости­жение наилучших результатов в учебе, труде и общественной дея­тельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимули­рует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправиль­но. Опыт лучших школ показывает, что использование соревно­вания в учебной работе оказывается возможным и приносит оче­видную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний ре­жим дня, читать дополнительную литературу.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традици­онные принципы: гласность, конкретность показателей, сравни­мость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельно­сти вытекающими из самой логики учебно-воспитательного про­цесса ситуациями переживания успеха, связанными с положи­тельными эмоциональными переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащие­ся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащие­ся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опы­те передовых учителей с этой целью используются так называе­мые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оцен­ке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чув­ство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным за­даниям.

К методам стимулирования деятельности относятся познава­тельные игры и учебные дискуссии, отнесенные выше к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста ши­роко применяются в начальных классах. Они примыкают к си­туациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на соз­дание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, участниками педагогического процесса в этом случае наряду с детьми стано­вятся и хорошо знакомые им сказочные персонажи. Большое сти­мулирующее воздействие оказывают и специально подобранные дидактические игры типа электровикторин, «Задумай число», «Математические ступеньки».

39. Техника публичного выступления.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Определите до начала выступления свои цели, они могут: информировать слушателей рассказ о чем-то новом; убедить слушателей подготовка слушателей к признанию способа решения проблемы; побуждение к действию вызвать желание, что-либо изменить. Зачастую выступление объединяет все три цели, но какая то из них обычно главная. Чтобы реализовать цели выступления необходимо знание аудитории. Речь, резонирующая с представлениями и желаниями слушателей, достигает желаемого результата.
  2. СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕЙ АУДИТОРИИ. Сбор информации осуществляется в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение) — привычный стиль поведения — способности (знания) — убеждения (мнения, ценности, предубеждения) — само представления (профессиональные и личностные) — миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории).

    Необходимо знать о (лидерах мнений) — это люди задающие тон оценкам и мнениям группы. Уточняется возрастной состав, специалисты перед вами или дилетанты, социальное положение, степень осведомленности о предмете выступления, личные и общественные интересы, степень близости докладчика к слушателям (знакомы вам нелюди или нет).

    Это все СТАБИЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ аудитории. Перед выступлением проясняются для себя СИТУАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, а именно: эмоциональное состояние собравшихся их ожидания. Собрав, эти данные вы можете понять в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к определенной группе, обозначить род занятий и степень профессиональности. Помните — срабатывает эффект выступающего.

  3. КОНСТРУИРУЙТЕ СВОЙ ОБРАЗ. Выступающий с трибуны аудитории кажется экспертом и вызывает доверие. Усилить впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно и эффект воздействия) возможно, если он ясно и выпукло аргументирует позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше если противоположна интересам коммуникатора) и если он явно в лоб не пытается повлиять на аудиторию. Наиболее существенным при выступлении является (внешний знак авторитета) титул, звание и прочее. Обозначающие ценность личности через ее социальную роль. При сообщении, что перед вами генерал, профессор, директор сразу же вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожидания. Здесь вступает в действие механизм (переноса) при котором достоинства (свидетельствующего) переносятся на товар, на другого человека, на явление. При высоком авторитете выступающего аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее начальным мнением и точкой зрения, которую отстаивает выступающий.
  4. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ РОЛЬ. Изучив аудиторию, перед которой вы собираетесь выступать определитесь с ролью, которую вы будете использовать при выступлении. Исследователь А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль: (Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли БОЖЕСТВА — считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды как признал вас таковым).

    Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают необходимость для суггестивного воздействия на аудиторию таких ролей, иначе возникает проблема восприятия. А.Добрович предложил набор ролей имеющих суггестивное воздействие: роль ПОКРОВИТЕЛЯ — могучий, властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения. Роль КУМИРА — необязательно могуч, необязательно добр, но знаменит, пользуется всеобщим восхищением. Роль ХОЗЯИНА ИЛИ ГОСПОДИНА — любое слово закон, к вам он совсем не добр, но не подчиниться значит навлечь на себя большие беды, при послушании вы имеете ряд выгод вас приблизят, обласкают. Не сумеете угодить — пеняйте на себя. Роль АВТОРИТЕТА — этот обладает ограниченной властью, но к нему нельзя не прислушаться иначе сядешь в лужу. Роль ВИРТУОЗА ИЛИ ЛОВКАЧА — вы умеете совершать невозможное: хорошее или плохое неважно, вы завораживаете своей ловкостью. Роль УДАВА — он видит ваши слабые места, и вы не на миг не верите, что способны с ним справиться. Ломать и топтать вас ему приятно. Роль ДЬЯВОЛА — вы олицетворяете зло. Зло ради зла, а не во имя какой-то цели. Поза, жесты выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего, поэтому необходима тренировка для вживания в роль. Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо наиболее соответствующим ей.

  5. ПОДГОТОВКА РЕЧИ. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления. Способность к запоминанию информации очень ограничена, один из способов запомнить побольше информации — связать ее в виде пакетов. Необходимо хорошо структурированное содержание выступления так как способность успешного восприятия речи у слушателя сохраняется в течении 15 минут. Речь лучше всего записывать на карточки блоками. Особое внимание следует уделить началу и концу речи. Первые слова — настройка на аудиторию, поэтому начало должно быть ярким. Завершающая фраза резюмирует выступление, она должна звать к действию. Сама речь должна быть образной чем рассказывать о чем-то проще это продемонстриривать. Для эмоционального воздействия используются следующие приемы: ЗАКОН ДРЕМЛЮЩЕГО ЭФФЕКТА. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из закона следуют два важных принципа: принцип НАСТОРОЖЕННОСТИ — быстро и прочно усваивается информация об угрозе, при этом остальная информация блокируется; принцип РЕЗОНАНСА — хорошо усваивается информация, касающаяся самой аудитории. Этот закон реализуется в методах создания сенсаций и эмоциональной доминанты. СЕНСАЦИЯ — новость, рассчитанная на эмоциональное острейшее восприятие, она может как привлекать внимание к чему либо, так и отвлекать. Эмоции подавляют критическое восприятие. Мощным эффектом обладает цепь запланированных сенсаций, когда каждая последующая подкрепляет предыдущую. Повозка с оркестром прием использует стремление человека быть как все. Прием символизации — делается намеренный акцент на сценах несущих в себе символическую информацию. Это делается обязательно после необходимого комментария. Ассоциативное связывание-связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти человека. Ассоциации бывают трех видов: ассоциации по смежности, в основе пространственные и временные отношения между предметами и явлениями (то, что запомнилось как смежное, соседствующее); ассоциации по сходству — когда новый предмет похож на ранее известный; ассоциации по контрасту — ассоциируются резко отличающиеся противоположные факты и явления. Перед выступлением вы должны рассчитать, какие именно ассоциации оно должно вызвать, при этом само сообщение должно выглядеть нейтрально. Замаскированные стимулы, содержащиеся в выступлении, должны направлять сознание человека к определенным ассоциативным связям, что усиливает эмоциональное воздействие. На этом построены многие приемы манипуляции, например (красно-коричневые) объединены в одну группу, а слово (главари) запускает ассоциацию (банда).

    Ассоциативное связывание применяется также с помощью тщательного отбора ПОРЯДКА ЭТИХ СООБЩЕНИЙ. Человеческому мышлению свойственна инерция — впечатление, полученное от предыдущего сообщения, в какой-то степени накладывается на последующее. С помощью ассоциативного связывания определенное явление наделяется дополнительными чертами. Ссылки на авторитет. При умелом применении эти ссылки оказывают мощнейшее воздействие на аудиторию, необходимо только ссылаться на значимые для аудитории личности, мнения которых воспринимаются некритично. Свидетельства простых смертных. Применение куммулятивного эффекта, наслаивание многих свидетельств в одном выступлении. При конструировании речи важно учитывать ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Варьируя ею, можно добиться разнообразных реакций аудитории. Применяются следующие методы: Новость, сообщенная шепотом. Обычная новость, полученная с заговорщическим видом, приобретает уникальный характер и сам факт способствует самоутверждению, а в целом это ведет к закреплению в памяти этой информации. Сам же автор снимает с себя ответственность за ее достоверность. Парадокс повтора — при однотипной информации процесс отупения прямо пропорционален количеству немотивированных повторов. Повторяя основной тезис, иногда слегка меняя формулировку, можно добиться закрепления его в сознании слушателей. Необходимо не переборщить, так как может включиться принцип защиты, информация, не цепляющая индивида, забывается прежде всего. Метод ограниченного совпадения точек зрения. Точка зрения, поддерживаемая аудиторией, не критикуются, даже если не устраивают оратора. Работа ведется исподволь, имеющиеся точки зрения конвентируются, до приемлемых для выступающего смыслов. Метод создания фактов. Передаются действительные факты затем действительные неправдоподобные и выдуманные правдоподобные факты — сомнения вызванные второй категорией фактов развенчиваются легко, а факты третьей категории проникают в сознание автоматически. Метод обьективного подхода заключается в подборе фактов и умелом их комментировании. Путем исключения некоторых малоизвестных фактов или их добавления можно выявить несуществующую тенденцию. Метод исторических аналогий. В истории можно найти любой необходимый пример. Метод аппелирования к общественной потребности. Хорош тем, что обращается к эмоциям минуя интеллект. Для этого применяются следующие методы: 1. фрагментации — подача информации единым потоком, когда уловить тенденцию практически невозможно. Подача такого количества новостей так называемый (белый шум) что сортировка их невозможна. 2.отвлечение — отвлечь внимание аудитории от неугодной коммуникатору информации. Древнегреческий полководец Алкивиад отрезал у своей собаки хвост и водил ее везде с собой (Пусть народ лучше занимается моей собакой, чем мной говорил он).

    Метод немедленности — оперативное решение вопросов иногда приводит к полному непониманию происходящего.

  6. ВЫСТРАИВАЙТЕ РЕЧЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ ВОСПРИЯТИЯ. Сила влияния информации зависит не только от ее убедительности, но и от порядка предъявления в речи. Закон очередности — значимые события сообщаются в первую очередь. Закон предшествования. Любая информация усваивается аудиторией в первом толковании. Любая попытка изменить толкование воспринимается как новая информация. Поэтому так важна первичность подачи информации и — особенно, комментариев. Иннокуляционный (прививка) эффект. Суть в том, что если человек изначально формирует отрицательную установку на сообщение, то он как бы иммунизируется от последующей информации. Применяется когда имеется сообщение о поступлении нежелательной информации необходимо упредить ее другим сообщением, формирующим у аудитории негативное восприятие нежелательной информации. Закон последовательности говорит, что в ситуации, когда два выступающих защищают альтернативные друг от друга точки зрения то большее значение начинает приобретать временная последовательность предъявления сообщений. Сообщение первого оратора станет более влиятельным для аудитории если интервал между сообщениями был небольшой, однако интервал между последним выступлением и решением аудитории должен быть большим. Это эффект первичности. Вторая тактика Эффект недавности срабатывает в пользу второго выступающего. Необходимо чтобы разрыв между выступлениями был как можно больше, а промежуток между вторым сообщением и решением аудитории — как можно меньше. Поэтому если вы не первый коммуникатор сделайте перерыв, тяните время и вас ждет успех.
  7. МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА. Речь желательно выстраивать с учетом визуального, аудиального, кинестетического восприятия — это придает речи зримость, мелодичность выпуклость. Она лучше воспринимается аудиторией, хорошо воздействуют речевые формулы, применяйте приемы убеждения. Дополнительные методы: метод забрасывания грязью применяется в конфликтных ситуациях и заключается в подборе таких эпитетов и терминологии, которые дают предмету разговора четкую этическую оценку. Метод более эффективен с применением приемов семантического манипулирования. Суть в том, что для сообщения тщательно отбираются вызывающие либо позитивны, либо негативные ассоциации и таким образом, влияющие на восприятие информации. Семантическое манипулирование может за счет используемых слов исказить суть факта, события внешне сохраняя объективную форму. Например, глагол (изменить) вызывает у исследуемой аудитории ощущение неуверенности, неизвестности и определенного риска.
  8. ОРГАНИЗУЙТЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Официальная речь лучше воспринимается в зале с трибуной для выступления, чем в домашней обстановке. Неофициальное выступление лучше проводить в неформальной обстановке сдвинуть ряды стульев и сесть поближе к аудитории.
  9. НАСТРОЙКА НА АУДИТОРИЮ. Необходимо завладеть аудиторией с помощью следующей методики: 1. незаметно напрягите мышцы и быстро расслабтесь; 2. представьте что вы можете зажечь светящиеся линии-шнуры идущие одновременно с двух сторон от основания позвоночника и от макушки головы; 3. примите решение завладеть комнатой или пространством, в котором находитесь; 4. представьте что зажглись еще четыре шнура от основания позвоночника до нижних углов комнаты или того объекта на который хотите повлиять; 5. представьте, как четыре светящихся шнура от верхней точки вашей головы соединяются с верхними углами потолка; 6. знайте что вы владеете пространством и контролируете все что будет происходить; 7. замечайте внутренние переживания, вы ощущаете себя высоким? 8. освоившись в пространстве представьте множество световых нитей соединяющих вас с аудиторией, почувствуйте состояние аудитории. Если линии где-то оборваны или запутались мысленно восстановите их. Пусть свет свободно течет между вами и аудиторией.
  10. ВЫСТУПЛЕНИЕ. Создание контекста — настроиться на аудиторию, добиться резонанса, создать впечатление, что сейчас произойдет, что-то необычное, представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами. Если люди незнакомы можно создать для их взаимодействия контекст — совершить совместные действия : переставить стулья, столы, пересесть поближе. Не начинайте говорить, пока не наступит тишина, возьмите паузу аудитория сама наведет порядок. Или говорите очень тихо, чтобы вас услышать слушателям придется замолчать. УСТАНОВИТЕ зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд по 2-3 минуты на каждом слушателе: вы показываете свою заинтересованность и контролируете реакцию на свое выступление. ПЕРЕХОД к теме беседы для привлечения внимания лучше всего рассказать историю притчу анекдот. ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙТЕ с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи суть в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном — с повышающейся. Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью интонации: понижающаяся при описании проблемы, повышающаяся к концу описания — пауза — повышение интонации при описании решения. Ключевые моменты речи выделяются голосом или жестом. ВОВЛЕКАЙТЕ аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор. ПРОЯВЛЯЙТЕ гибкость — после вхождения в резонанс необходимо его всячески поддерживать, делайте вид что бы не происходило в зале так и было задумано.
  11. АДЕКВАТНО РЕАГИРУЙТЕ НА КРИТИКУ. Вам задают провокационный вопрос — выслушайте, поблагодарите и уточните его позицию. Используйте методику расшифровки смыслов и рефрейминг, применяйте психологическое айкидо: соглашайтесь с нападающим и доведите до абсурда, пригласите его на трибуну и он скоро всем надоест.
  12. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОСТИГНУТОГО РЕЗУЛЬТАТА. Следите за аудиторией: как только увидели, что желаемый результат достигнут завершайте выступление. Конец речи, как и начало более всего запоминается, необходим особый оборот речи призыв к действию, яркий пример, цепляющая эмоции цитата.

41

Интуция в педагогической работе

1Роль интуиции в педагогической деятельности

Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем:

* без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;

* педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);

* интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;

* интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;

* интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;

* интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;

* интуиция – необходимое условие педагогического творчества.

Важно знать и об условиях проявления эффективности интуиции в педагогической деятельности. Среди них можно выделить:

1. Желание и умение педагогов овладеть приёмами и методами профессиональной педагогики.

2. Равное умение прислушаться как к своему «внутреннему голосу», так и к разуму. Опора на занятия, совершенную педагогическую технику обостряет и утончает интуицию, делает её устойчивой.

Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции.

В математике в исследованиях А. Пуанкаре, В. Ф. Асмусаотмечены:

* аналитическая интуиция – интуиция чистого числа (лежит в основе аналогии), позволяет не выходить за рамки логического знания и избавляет от логических ошибок;

* геометрическая интуиция позволяют выделить непрерывность пространства, его связность, замкнутость, открытость и т.д.;

* физическая интуиция позволяют использовать лежащие за пределами простого пространственного воображения физические представления;

* философская интуиция позволяют создавать новые теории, способствуют расширению связей между научными областями.

Одной из функций интуиции мы считаем соединительную, которая выполняет роль моста между бессознательным и сознанием, другой, – передача информации, смыслов, образов, третьей, – созидательная, которая проявляется в творчестве.

Рабочим механизмом интуиции нами определяются убеждения, которые рассматриваем не как педагогический метод, а твердая вера, взгляды и принципы человека, которыми он руководствуется в жизни.

Интуиция может проявляться и в разных формах, например, в виде образов, мыслей, звуков, ощущений, действий и поведения.

43 Методы педагогического воздействия

1. Группы методов педагогического воздействия

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. Убеждение;

2. Упражнения и приучения;

3. Обучение;

4. Стимулирование;

5. Контроль и оценка.

Следует также заметить, что существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.

1.1 Убеждение

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.

Лекция. Лекция — это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут — это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

Пример. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с организацией разнообразной практической деятельности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

44.

А.С Макаренко о мастерстве педагога

Требовательное уважение, связанное с доверием — основной принцип системы воспитания — должно стать обязательным для каждого воспитателя. Каждого воспитанника, — считал А. С. Макаренко,- надо увлекать верой в его человеческую ценность.

Требовательность педагога к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости, говорил Антон Семенович. Не суровость в обращении с воспитанниками, не излишняя ласка нужна в отношениях с ними, а чувство меры, любви и строгости.

Но говоря о необходимости меры любви к детям, А. С. Макаренко имел в виду только сдержанность во внешнем выражении любви. По-настоящему великая любовь к детям должна проявиться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и напуганности, в той доброте, которая всегда найдет отклик в детской душе.

В настоящее время очень актуален вопрос о том, как добиться авторитета, на чем он основан. «Я ставлю вопрос так, — говорил А. С. Макаренко, — педагогический авторитет основывается на ответственности в первую очередь.» А это обязывает педагога быть с детьми прежде всего честным, уметь признать свою ошибку, если допустил ее, и извиниться перед воспитанниками, если был в чем-то не прав.

Для успеха в воспитании, подчеркивал А. С. Макаренко, воспитателю необходимо хорошо знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. При этом не следует, указывал он, рассчитывать на эффективность бесед с воспитанниками, а следует помочь им целесообразно организовать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции.

46. Убеждение как ведущий метод педагогического воздействия.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.