ПРОТОКОЛ
по тесту «Пьерона-Рузера» (Методика изучения концентрации и внимания)
1. Дата: 15 11/2009
2. Время: 12ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 16 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: определить уровень концентрации внимания
9. Экспериментальный материал: бланк ответа, ручка, секундомер.
10. Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!» В нашем случае исследование проходило индивидуально.
11. Инструкция: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите»..
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: времени нехватило, инструкция была понятна, работала с интересом.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей
15. Обработка результатов: Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур |
Ранг |
Уровень концентрации внимания |
100 |
1 |
очень высокий |
91-99 |
2 |
высокий |
80-90 65-79 |
3 4 |
средний низкий |
64 и меньше |
5 |
очень низкий |
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
Наша испытуемая обработала 92 фигуры и при этом допустила 1 ошибку, т.о концентрация внимания испытуемой имеет средний уровень.
16. Интерпретация: концентрация внимания испытуемой имеет средний уровень
17. Вывод: уровень не вербального интеллекта нормальный, выше среднего.
18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
ПРОТОКОЛ
по тесту «модифицированная цифровая таблица Шульте»
1. Дата: 16 11/2009
2. Время: 12ч. 00 мин.
3. Испытуемый: К.
4. Социальное положение: учитель средней школы
5. Возраст: 28 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: определить уровень переключаемости внимания
9. Экспериментальный материал: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.
10. Процедура проведения: Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.
11. Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»
Инструкция испытуемому во второй серии: «На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии: «На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»
12. Отчёт испытуемого: Было трудно особенно в третьей серии задания появилась какая то усталость.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, в 3-ий серии испытуемая начала сбиваться.
1. 15. Обработка результатов:
Установим время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения «Т» подсчитывают по формуле.
Т = Т3 – (T1+T2) = 219- (60+52)= 107
Время переключения Т (в с.) |
Ранг |
Уровень переключения внимания |
менее 60 сек |
1 |
высокий |
60-90 |
2 |
высокий |
91-100 |
3 |
средний |
101-120 |
4 |
средний |
121-150 |
5 |
средний |
151-180 |
6 |
средний |
181-200 |
7 |
средний |
201-250 |
8 |
низкий |
251 и больше |
9 |
низкий |
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий. Таким образом у нашей испытуемой он остается неизменным.
16. Интерпретация: результату испытуемой соответствует 4 ранг
17. Вывод: Уровень переключения внимания испытуемой имеет среднее значение.
18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
по тесту ««ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
1. Дата: 16 11/2009
2. Время: 18 ч. 00 мин.
3. Испытуемый: К.
4. Социальное положение: зам. директора фирмы
5. Возраст: 28 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».
9. Экспериментальный материал: секундомер и бланк с рядом линий, перепутанных между собой
10. Процедура проведения: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке,
где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Ответы записывайте по порядку, например, 1–17, 2–14 и т.д. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Другой вариант выполнения задания – с ограничением времени, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается. В зависимости от состава испытуемых можно устанавливать вре-
менной интервал – 7–10 минут. В нашем случае мы ограничивали испытуемую во времени. Задание она исполняла в течении 10 минут.
11. Инструкция «На бланке нарисованы 25 перепутанных извилистых линий, пронумерованных с правой и левой стороны бланка (от 1 до 25).
Необходимо взглядом без помощи карандаша проследить путь каждой линии слева направо и определить, у какого номера на правом поле бланка она заканчивается. Работа продолжается в течение 10 минут. Цель работы — быстро и точно проследить максимальное количество линий.»
12. Отчёт испытуемого: Хотелось сделать задание как можно более точно,
было немного трудно сосредоточить внимание на прослеживании линий, появлялось желание помочь себе проводя по линиям пальцем;
13. Отчёт экспериментатора: -испытуемая волновалась, проговаривала про себя …
14. Обработка результатов:
В варианте с ограничением времени наша обработка сводилась к подсчету (с помощью заранее подготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); и сверением полученных данных с предлагаемой таблицей. Оценка выполнения задания может осуществляться по 9-бал-
льной шкале:
Испытуемая за 10 минут правильно отыскала 21 линию, что соответствует 6 баллам. Поскольку темп работы испытуемой в ходе работы не падал (1-5 линия – 2,5 мин, 6-10 линии – 2 мин., 11-15 линии – 2 мин, 16 – 20 линии – 2 , 21-25 линии – 1,5
Это может говорить об устойчивости концентрированного внимания .
16. Интерпретация: результату испытуемой соответствует 6 баллам
17. Вывод: Уровень переключения внимания испытуемой имеет среднее значение внимание обладает достаточной концентрацией
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
по тесту «»Корректурная проба Бурдона- Рудика»
1. Дата: 16. 11/2009
2. Время: 17 ч. 00 мин.
3. Испытуемый: Л.
4. Социальное положение: рабочий
5. Возраст: 30 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: исследовать устойчивость и распределение внимания методом корректурной пробы.
9. Экспериментальный материал: секундомер и бланк корректурной пробы.
10. Процедура проведения: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция.
11. Инструкция «На бланках Вы должны вычеркивать четыре заданные буквы (амкз).
Старайтесь работать быстро и в то же время внимательно. После каждого слова «минута» отметьте то место на строке, где Вас это слово застало. Эксперимент начинается и кончается по команде, длится 5минут. Сначала в течении 1 минуты тренировка».
12. Отчёт испытуемого: Не могла, как следует сосредоточиться в начале, а в конце очень сильно устала.
13. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
14. Обработка результатов:
К –показатель концентрации внимания
Н1 — общее количество правильно зачеркнутых букв=79
Н2 – количество пропущенных букв=13
Н3 — количество ошибочно зачеркнутых букв=0
Н – общее количество букв АМКЗ в просмотренных строках=92
Вычислим показатель концентрации внимания по формулеК= Н1-Н2-Н3/Н 100%=51).
Данный результат соответствует низкому уровню концентрации и распределению внимания (см источник).
16. Интерпретация: Исследуемый работал очень быстро. Средняя производительность – 395 букв в 1 мин, а в конце эксперимента – 420. Сделал много ошибок – 45. В процессе выполнения задания выявились преимущественная установка на скорость, а не на точность работы, недостаточная концентрация и распределение внимания: буква «м» пропус-
калась в два раза чаще, чем буква «к». В беседе после эксперимента утверждал,
что задача для него легкая и очень удивился, когда ему показали большое количество ошибок.
17. Вывод: Концентрация и распределение внимания испытуемой имеют показатели соответствующие низкому уровню.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
по тесту «Таблицы Шульте»
1. Дата: 20. 11/2009
2. Время: 17 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: медсестра
5. Возраст: 29 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: исследовать переключение внимания.
9. Экспериментальный материал: секундомер и таблицы Шульте.
10. Процедура проведения: Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы-60Х Х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.
11. Инструкция «На бланках Вы должны отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух»
12. Отчёт испытуемого: Сначала было немного трудно потом полегче. Работа вызвала интерес.
14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
15. Обработка результатов:
Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на каждую таблицу. (62,60,55,52,52)
Как видно из диаграммы время затрачиваемое испытуемой на каждую таблицу постепенно снижалось.
17. Вывод: переключение внимания испытуемой находиться на среднем уровне. Отличается хорошей врабатываемостью и упражняемостью.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Объем внимания»
1. Дата: 20. 11/2009
2. Время: 20 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: медсестра
5. Возраст: 29 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Цель: изучение индивидуальных особенностей объема внима-
ния и точности восприятия простейших объектов.
8.Оборудование: набор из 15 карточек. На каждой кар-
точке нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. В каждой
клетке – несколько точек (от 2 до 8), расположенных в случайном
порядке. Для работы испытуемому необходим бланк с 15 пустыми
сетками, такими же, как на карточках.
9.Ход работы
До начала работы испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает ему инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам
на очень короткое время карточки. На каждой карточке – по не-
сколько точек, расположенных по-разному. (Для примера показать
любую карточку.) Ваша задача – запомнить, сколько точек на кар-
точке и как они расположены. После того, как будет показана пер-
вая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте
расположение точек. Если запомнили количество точек, но не по-
мните расположение некоторых из них, то ставьте крестики около
сетки. Например, Вы помните, что точек 8, и помните расположе-
ние шести из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки
и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки бу-
дете ставить точки во второй сетке и т.д.» После команды «Вни-
мание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуе-
мому на короткое время (1 с) каждую из 15-ти карточек. Порядок
предъявления карточек случайный.
10.Обработка и анализ результатов
· По каждой карточке определяется, правильно ли названо
количество точек. В нашем случае все карточки содержат правильное количество точек.
· Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в
указании их количества. У нашей испытуемой таковым является 8
У исследуемого были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором – 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором – 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке.
11.Вывод Объем развития внимания у испытуемой весьма широк (8)
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Кольца Ландольта»
1. Дата: 20. 11/2009
2. Время: 17 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: ученик
5. Возраст: 7 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме
8. Цель Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
9. Оборудование и ход обследования. .Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
10. Обработка результата При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);
n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.
По всем показателям S полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:
На основе анализа этого графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балла — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так:
10 баллов – все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех зонах, а сама кривая похожа на график 4.
3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а сама кривая похожа на график 5.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
Кривая 1 – это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
Кривая 2 – это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
Кривая 3 – это график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.
Кривая 4 – это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания.
Кривая 5 – это график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Следуя вышеприведенным рекомендация обработаем результаты исследования нашего испытуемого. Для удобства запишем их в таблицу.
Минуты |
Кол-во просмотренных колец |
Кол-во ошибок |
Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени |
Общая оценка продуктивности и внимания |
1 |
70 |
4 |
||
2 |
102 |
10 |
||
3 |
98 |
7 |
||
4 |
70 |
4 |
||
5 |
58 |
4 |
11. Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от 0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.
12. Источник : Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
по тесту «Счет по Крепелину в модификации R. Shulte»
1. Дата: 25. 11/2009
2. Время: 16 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: школьник
5. Возраст: 12 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: исследование переключения внимания , а также работоспособности
9. Экспериментальный материал: Печатные бланки по образцу, секундомер, трафарет для проверки задания.
10. Порядок исследования и инструкция испытуемому. Испытуемому дается инструкция: «Когда я дам команду
«Начинай!», ты возможно быстрее, но без ошибок начнешь складывать пары
чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток,
пиши только единицы. Понятно? Каждый раз, когда я буду говорить: «Черта», ты на том месте, где тебя застанет этот сигнал, должны поставить
черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп!» переверни лист».
Дать команду «Начинай!» Пустить секундомер и потом, каждые 15 с, го-
ворить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк
12. Отчёт испытуемого: Сначала было немного трудно потом полегче. Работа вызвала интерес.
14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
15. Обработка результатов:
Количественным показателем продуктивности работы является общее число
сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых пользуются трафаретом. Наш испытуемый затратил на выполнение задания 4 минуты, за это время он сложил 129 пар чисел и не допустил при этом не одной ошибки что говорит о высокой продуктивности работы.
Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал
позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания – наш испытуемый во втором и последнем интервале посчитал 7 пар чисел что может говорить о низкой утомляемости и упражняемости.
Коэффициент работоспособности К раб = S 2 : S 1=1
, где S2 – сумма правильно
выполненых сложений последних четырех строк (или за последний 15-секундный
интервал), S1 – сумма правильно выполненых сложений первых четырех строк
(или за второй 15-секундный интервал).Оценивая время затраченное испытуемым на работу, а так же отсутствие в его работе ошибок дает основания предполагать о направленности испытуемого на точность.
17. Вывод: Испытуемый обладает высокой продуктивностью работы, низкой утомляемостью направленностью на точность в ущерб скорости.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
Бланк методики «Счет по Крепелину»
8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6
5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 7 4 9 2 3 6 2 9 6 7 8 3 2 4
7 3 8 2 2 9 4 7 4 5 8 3 9 2 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 2 8 9 4 3 7 4 5 4 9 2 6 5 3
7 4 8 2 3 2 9 3 5 8 6 7 2 3 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 8 6 5 3 7 9 5 2 7 2 4 9 5 3
9 3 7 5 7 7 8 8 3 5 2 9 6 3 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 7 9 8 2 6 5 5 8 3 2 4 9 5 7
2 5 7 4 3 6 9 3 4 6 6 8 7 4 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 8 5 5 4 9 2 5 6 2 8 6 3 5 7
8 2 3 6 4 2 8 7 3 9 2 6 3 4 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
4 8 5 4 3 7 9 2 3 5 3 6 7 3 5
6 2 7 8 4 2 5 2 9 6 5 4 3 7 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
9 2 5 7 4 2 8 3 5 8 9 5 6 7 2
4 8 6 6 7 7 9 2 5 3 6 6 7 4 2
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5 6 2 8 4 9 2 2 6 8 3 2 4 6 7
6 2 9 4 5 7 9 3 5 4 2 6 9 6 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ПРОТОКОЛ
по методике «Тест Мюнстерберга (ТМ)»
1. Дата: 22. 11/2009
2. Время: 16 ч. 00мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: студент
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Исследование избирательности перцептивного внимания.
9. Экспериментальный материал: Печатные бланки, секундомер.
10. Ход эксперимента Материал методики состоит из бланка теста небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыто 24 слова разной степени сложности. Все слова — имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть.
12. Инструкция. Даны буквы русского алфавита. Среди букв фона
имеются слова (24), их надо отыскать и подчеркнуть. Работать быстрее.
12. Отчёт испытуемого: Затруднений не было. Работа вызвала интерес.
14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
15. Обработка результатов:
Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т(шкала с интервалом в 1/4δ со средним М =10, размерность шкалы от 0 до 19 баллов) с поправкой на ошибки – пропуски слов . Каждое пропущенное слово оценивается в 1 балл. Расчетная формула имеет простой вид:
А=Т – С.
Используя специальные таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга определим данные испытуемого t = 75 с т.о Т= 18б, количество ошибок = 1 т .о С = 1 б, А = 17
17. Вывод: избирательности перцептивного внимания у испытуемого имеет высокий уровень.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
Бланк методики Мюнстерберга
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ
хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм
ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш
лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ
ПРОТОКОЛ по методике «Концентрация внимания»
1. Дата: 15 11/2006
2. Время: 16ч. 15 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: студент
5. Возраст: 20 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Изучение роли концентрации внимания в учебном и производственном процессе и оценка способности к концентрации внимания.
9. Экспериментальный материал: бланк ответа, ручка, секундомер.
10. Инструкция и процедура проведения: «Я Вам прочитаю три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результат вычислений записывайте только тогда, когда я вам скажу: «Пишите!» Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставьте черту. Внимание! Начинаю! (Читать четко, медленно, с паузами, где многоточия.)Даны два числа: 82… и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа,.. и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!..Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,.. и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа… Пишите!Даны числа: 56… и 92 Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа… Пишите!».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: времени не хватило, инструкция была понятна, работала с трудом.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей
15. Обработка результатов:
Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концен-
трированного внимания. Правильное решение испытуемой второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.
16. Интерпретация: устойчивость концентрированного внимания не достаточна характеризуется медленной включаемостью в работу
17. Вывод: устойчивость концентрированного внимания не достаточна характеризуется медленной включаемостью в работу
18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
по тесту «Запомни пару».
1. Дата: 20.11/2006
2. Время: 12ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 16 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
9. Экспериментальный материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют:
10. Процедура проведения: экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд).
После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает или называет запомнившиеся слова правой половины ряда.
.
11. Инструкция: « Сейчас я прочитаю тебе пары слов, а затем буду называть только одно слово из пары, а ты будешь должен вспомнить второе слово.»
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было интересно и легко.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, испытуемый безо всяких затруднений выполнял задание.
15. Обработка результатов: Результаты опыта записываются в таблицу:
Объем логической памяти |
Объем механической памяти |
||||
Количество слов первого ряда (А1) |
Количество запомнившихся слов (В1) |
Коэффициент смысловой памяти (С1 = В1/А1) |
Количество слов первого ряда (А2) |
Количество запомнившихся слов (В2) |
Коэффициент смысловой памяти (С2 = В2/А2) |
10 |
8 |
0,8 |
10 |
10 |
1 |
16. Интерпретация: логическая память испытуемой превосходит механическую.
17. Вывод: уровень развития логической памяти испытуемой выше механической
18. Литература: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997
по тесту «Запомни рисунки»
1. Дата: 22.11/2006
2. Время: 17ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 12 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти
9. Экспериментальный материал: стимульные картинки, секундомер.
10. Процедура проведения: Дети в качестве стимулов получают картинки Им дается инструкция.
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин..
11. Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было интересно и немного трудно.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, испытуемый старался правильно выполнить задание.
15. Обработка результатов: Оценка результатов
10 баллов |
– ребенок узнал на картинке все девять изображений затратив на это меньше 45 сек. |
8-9 баллов |
– ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. |
6-7 баллов |
– ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. |
4-5 баллов |
– ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. |
2-3 балла |
– ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. |
0-1 балл |
– ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Ориентируясь на источник определим уровень развития кратковременной зрительной памяти испытуемой, за 50 секунд она узнала 8 картинок., что соответствует 8-9 баллам.
16. Интерпретация: кратковременная зрительная память испытуемой имеет уровень соответствующий 8-9 баллам
17. Вывод: уровень развития кратковременной зрительной памяти испытуемой имеет высокий уровень
18. Литература: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997
по тесту «Запомни цифры»
1. Дата: 22.11/2009
2. Время: 17ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Данная методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти
9. Экспериментальный материал: стимульные картинки, секундомер.
10. Процедура проведения: Ребенок получает инструкцию.
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. А с интервалом в 1 сек между цифрами. Послe прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр (рис. Б), находящийся справа и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.
11. Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори»».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было интересно и немного трудно.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, испытуемый старался правильно выполнить задание.
15. Обработка результатов: Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Оценка результатов
10 баллов |
– ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр. |
8-9 баллов |
– ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр. |
6-7 баллов |
– ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5–6 цифр. |
4-5 баллов |
– ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. |
2-3 балла |
– ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. |
Ориентируясь на источник определим уровень развития кратковременной слуховой памяти испытуемой, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках= 7
16. Интерпретация: кратковременная слуховая память испытуемой имеет уровень соответствующий 8-9 баллам
17. Вывод: уровень развития кратковременной слуховой памяти испытуемой имеет высокий уровень
18. Литература: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997
ПРОТОКОЛ
по методике «Пиктограмма» (А.Р.Лурия)
1. Дата: 23.12/2006
2. Время: 18ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 10 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Данная методика предназначена для определения уровня развития опосредованного запоминания.
9. Экспериментальный материал: Для проведения диагностики ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов: веселый праздник, обман, вкусный ужин, расставание, строгая воспитательница, развитие, тяжелая работа, слепой мальчик, теплый ветер, страх, болезнь ,веселая компания.
10. Процедура проведения: Медленно читались приведенные выше слова и словосочетания. Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 30 секунд. Через 20-30 минут после проведения теста испытуемой предъявляелся лист бумаги с ее рисунками, просят припомнить те слова, которые диктовал экспериментатор. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается как правильное.
11. Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Задание очень понравилось
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей, испытуемый старался правильно выполнить задание.
15. Обработка результатов: Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (т.е. практически стопроцентноевоспроизведение).Обращаем внимание так же на качество рисунков расположение их на листе…
Ориентируясь на источник определим уровень развития опосредованного запоминания испытуемой . При предъявлении своих пиктограмм она воспроизвела по ним 12 слов и словосочетаний, при этом 10 из них дословно, а 2 близко по смыслу. В беседе высказала уверенность, что «без своих рисунков ничего бы не вспомнила», большинство рисунков имеют знаково символическое содержание.
16. Интерпретация: данные результаты говорят о высоком уровне развития опосредованного запоминания.
17. Вывод: развитие опосредованного запоминания испытуемой имеет высокий уровень
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
по методике «10 слов» (А.Р.Лурия)
1. Дата: 25.11/2009
2. Время: 20ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Г.
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 12 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Данная методика предназначена для определения уровня развития механической слуховой памяти и особенностей динамики запоминания.
9. Экспериментальный материал: Список не связанных по смыслу слов (10 имен существительных)
10. Процедура проведения: Испытуемому дается инструкция.Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Для го (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления).
В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.
11. Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушай внимательно. Когда я окончу читать, повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было немного тяжело вначале выполнения задания
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей, испытуемый старался правильно выполнить задание.
15. Обработка результатов: На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости детей. По первому воспроизведению можно судить об объеме кратковременной слуховой памяти.
Наш испытуемый в первый раз воспроизвел 5 слов, затем 6,7,9,9,10
График динамики запоминания.
16. Интерпретация: данные результаты говорят о нормальном уровне развития слуховой памяти, объем кратковременной слуховой памяти испытуемого = 5 график динамики запоминания испытуемого имеет восходящие характеристики,что соответствует норме.
17. Вывод: Уровень развития слуховой памяти, динамика запоминания и объем кратковременной слуховой памяти испытуемого соответствует норме
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
по методике «Память на образы»
1. Дата: 27.12/2009
2. Время: 20ч. 30 мин.
3. Испытуемый: С.
4. Социальное положение: студентка
5. Возраст: 22 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.
9. Экспериментальный материал: таблица с образами, секундомер, лист бумаги
10. Процедура проведения: Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.
11. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Задание заинтересовало.
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Обработка результатов: Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.
Наш испытуемый воспроизвел 8 образов.
16. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что уровень развития образной памяти испытуемого выше нормы.
17. Вывод: Уровень развития образной памяти испытуемого выше нормы
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
по методике «Исследование преобладающего типа запоминания»
1. Дата: 27.11/2009
2. Время: 20ч. 30 мин.
3. Испытуемый: К.
4. Социальное положение: школьник
5. Возраст: 12 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
9. Экспериментальный материал: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.
10. Процедура проведения: Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт №1
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт №2
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте.
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Задание заинтересовало.
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Обработка результатов: Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ |
||||
Количество правильно |
Слуховой |
Зрительный |
Моторно/слуховой |
Комбинированный |
5 |
8 |
6 |
8 |
Анализ результатов
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Наш испытуемый больше всего слов запомнил при зрительном и комбинированном предъявлении
Поскольку ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Мы можем сделать вывод, что зрительное восприятие информации для него будет являться наиболее эффективным и запоминаемым.
16. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что уровень развития зрительной памяти у испытуемого является преобладающим
17. Вывод: Уровень развития зрительной памяти у испытуемого является преобладающим, наиболее значимую информацию испытуемому следует запоминать с помощью ее зрительного восприятия
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
по методике «Узнай фигуры»
1. Дата: 28.12/2006
2. Время: 15ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л.
4. Социальное положение: дошкольник
5. Возраст: 6 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
9. Экспериментальный материал: 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой
10. Процедура проведения: В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
11. Инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было интересно
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей.
15. Обработка результатов: Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение 50 секунд, таким образом его результат соответствует 8-9 баллам.
16. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что уровень развития узнавания у испытуемого высокий
17. Вывод: Процесс узнавания у ребенка имеет высокий уровень развития.
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
по методике «Тест зрительной и слуховой памяти»(автор R. Meili)
1. Дата: 19.11/2009
2. Время: 17ч. 30 мин.
3. Испытуемый: С.
4. Социальное положение: студентка
5. Возраст: 26 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: Диагностика зрительной и слуховой памяти.
9. Экспериментальный материал: 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой
10. Процедура проведения: Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия — 30 картинок, на которых изображены определенные предметы.Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.
Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.
Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра.сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.
После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколькопредметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.
Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.
Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.
Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.
11. Инструкция: Зрительная память: «Сейчас Вам будет показана серия картинок , потом вы болжны будете вспомнить как можно больше из показанного»
Слуховая память: «Сейчас я зачитаю вам ряд слов , потом вы должны будете вспомнить как можно больше слов из тех что я прочитала в любом порядке»
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было трудно особенно когда слова предъявлялись в устной форме.
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей.
15. Обработка результатов: Полученные результаты согласно рекомендациям автора переведем в проценты.
Количество картинок запомненных испытуемым = 18 (в первой серии) и 19 (во второй серии) что соответствует 100%, количество слов запомненных испытуемым = 16 (в первой серии) и 14 (во второй серии) что соответствует 70% Таким образом успешность выполнения задания нашим испытуемым в отношении зрительной памяти выше в отношениичем слуховой.
16. Интерпретация: Слуховая память испытуемого имеет средний уровень развития, а зрительная память высокий
17. Вывод: Уровень развития зрительной памяти у испытуемого выше уровня развития слуховой памяти.
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
по методике «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
1. Дата: 28.11/2009
2. Время: 15ч. 30 мин.
3. Испытуемый: С.
4. Социальное положение: школьница
5. Возраст: 16 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
9. Экспериментальный материал: плакат со стимульным материалом, бланк, ручка.
10. Процедура проведения: В течение 10с предлагается внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде нарисовать их в том же порядке.
11. Инструкция: «Внимательно рассмотри фигуры вписанные в 10 квадратов, а затем по моей команде нарисуй их на бланке в том же порядке».
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: Было интересно
14. Отчёт экспериментатора: Исследование проходило без особенностей.
15. Обработка результатов: Подсчитаем % продуктивности В нашего испытуемого:
В= число правильных фигур х 100%=50%
10
Нормативы: 70-100% — высокий показатель
30-70% — средний показатель
0-30% — низкий показатель
16. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что уровень развития зрительной памяти у испытуемого средний
17. Вывод: Уровень развития зрительной памяти у испытуемого имеет средние значения.
18. Литература: Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. – Кн.3.
Стимульный материал
Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»