Поясняющий пример Диктатор

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Вводные замечания

Как мы помним, социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он про­текает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следова­тельно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллекти­вом (семьей, группой друзей, учреждением или институ­том), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

 

2. Элементы социального контроля

Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменени­ях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс об­щества невозможен без сохранения старого, если оно кончено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим по­томкам живущее поколение передает не только памятники ар­хитектуры. Это как раз не самое важное.

Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержа­ние культуры и без которых невозможна практика социаль­ных отношений, жизнедеятельность общества.

Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

Он включает два главных элемента — нормы и санкции.

Нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Санкции— средства поощрения и наказания, стимулирую­щие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (напри­мер, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы го­сударства и многое другое составляют то, что делает общес­тво сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охра­няется.

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... проблемы человека и общества 1.Проблема человека в истории философии. Проблема «природы» (сущности) человека. Индивид, личность, индивидуальность. Дихотомичность бытия человека. 2.Экзистенциализм как учение человеке. Человеческий ... самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) ...

Ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — цен­ностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее назва­ние «ценности».

Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные при­вычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкать­ся в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или не­формальной).

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкнове­ния, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охрани­тельная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обнов­лению общества. Эта — задача других общественных учреж­дений.

Социальный контроль — фундамент стабильности в об­ществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, бес­порядкам, смуте и социальному раздору.

Итак, мы затронули одно из важнейших понятий социо­логии и выяснили, что социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

• охранительную функцию,

• стабилизирующую функцию.

Рассмотрим обе составляющие социального контроля.

Но сначала выделим ключевые понятия, которые помо­гут закрепить усвоенный материал:

социальный контроль ценностные ориентации

социальные нормы охранительная функция

социальные санкции стабилизирующая функция

ценности социальные предписания

 

 

3. Социальные нормы

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип — это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах).

Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 — 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские экспери­менты, обнаружил нормы, которые применяли по отноше­нию к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

• не держись со «своими» официально,

• не говори начальству то, что может навредить членам группы,

• не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

• не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип — это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами».

Когда мы рассматривали культуру, мы познакомились с большинством из них. Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

7 стр., 3180 слов

Этические нормы поведения в информационной Сети

... Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения. В информационной деятельности ...

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

• За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

• За нарушение других норм жесткие санкции — тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

 

□□□□ Привычки

□□□□□□ Обычаи

□□□□□□□□ Традиции

□□□□□□□□□□□ Нравы

□□□□□□□□□□□□□□ Законы

□□□□□□□□□□□□□□□□□□ Табу

Санкции помечены квадратиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего — при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые це­нятся очень высоко и за нарушение которых следуют стро­гие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название нефор­мальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контро­лирует соблюдение подобных норм, называется групповым ДАВЛЕНИЕМ.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

• регулируют общий ход социализации,

• интегрируют индивидов в группы, а группы — в об­щество,

• контролируют отклоняющееся поведение,

• служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу — по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

10 стр., 4646 слов

Социальные нормы и ценности. Понятие девиации

... ноября 2009 г., протокол № 4.   Социология девиантного поведения План 1. Социальные нормы и ценности. Понятие девиации. 2.Теории девиации (биологические, психологические, культурологические, теория ... социологические теории. Проанализировать основные виды девиантного поведения и формы социального контроля девиации в обществе.   Социальные нормы и ценности. Понятие девиации Живя в обществе, ...

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

• как стандарты поведения (обязанности, правила) или

• как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет

собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы — стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи — основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый — муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

Выделим ключевые понятия:

нормы законы

ценности табу

привычки стандарты поведения

обычаи ожидания поведения

традиции

 

 

4. Социальные санкции

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции — разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за ДЕВИАНТНОСТЬ.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятым, потому что внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм — цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа

  Ф+ Ф-
н+ н-

ПОЗИТИВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ

 

 

ФОРМАЛЬНЫЕ

 

 

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

 

 

Рис. 16. Типология социальных санкций

сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис.16):

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций, правительства, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.

Вывод:санкции вместе с ценностями и нормами они со­ставляют механизм социального контроля.

 

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать

САМОКОНТРОЛЕМ.

Обобщим сказанное и сделаем выводы,социальные санк­ции представляют собой систему вознаграждений и наказа­ний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вы­несения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль).

По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

 

Выделим ключевые понятия:

санкции типология санкций:

самоконтроль формальные позитивные

девиантность формальные негативные

механизм социального контроля неформальные позитивные

конформизм формальные негативные

 

 

Самоконтроль

Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Вопреки нормам подобающего поведения человек влюб­ляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близ­кому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявле­ние внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания или бессознательного, состоящая из сти­хийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Сознание — самая дешевая и самая эффективная форма социального контроля. Но создается она как результат са­мого дорого и подчас неэффективного процесса — социа­лизации, в ходе которой индивиду приходится бороться с собственным подсознанием, т. е. с самой неуправляемой си­лой.

В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к само­контролю. О взрослом человеке, не умеющем контролиро­вать себя, говорят, что он «впал в детство». Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное по­ведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, пове­дение в соответствии с рациональными нормами, обязатель­ствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости.

Приблизительно на 70% социальный контроль осущест­вляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу прихо­дится прибегать к внешнему контролю.

И наооборот. Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Так возникает замкнутый круг, в который на протяжении ми­ровой истории попадало не одно общество. Имя этому кру­гу — ДИКТАТУРА.

Часто диктатуру устанавливают на время, во благо граж­данам и с целью навести порядок. Но она задерживается надолго, во зло людям и приводит к еще большему произ­волу. Почему же гостья становится хозяином в доме? При­выкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль. Постепенно они дегра­дируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения (т. е. диктатуры).

Иначе говоря, при диктатуре их никто не учит вести себя в соответствии с рациональными нормами.

Поясняющий пример Диктатор

Цезарю за триумфальные победы в Африке присвоили звание диктатора. Но диктатор не равен повелителю Рима. Вольные римляне не могли терпеть над собой повелителя, напоминавшего им царя. Однако Цезарь не претендовал на титул императора, т. е. повелителя Рима. Он устал унижаться перед сенатом, вымаливая у него нужные решения. Цезарь прекрасно понимал символичность должности диктатора, т. е. триумфатора и распорядителя Рима. Только император вла­дел титулом божественной власти. Цезарь хотел быть царем и Рима, и Римской империи. Однако хитроумный сенат раз­решал ему носить лишь титул повелителя Римской импе­рии.

 

Часто происходит так: одну диктатуру свергают ради ус­тановления другой, быть может, еще более жесткой. Замкну­тый круг превращается в безысходный тупик.

Почему такое случается? Дело в том, что взявшиеся за уничтожение старой диктатуры обычно подвергают сомне­нию самую разумность принудительных норм, исподволь под­готавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Отказав в разумности старой диктатуре, люди стремятся построить общество вообще безо всякого принуж­дения. Выходит анархия. Ее верный признак — отсутствие у граждан самоконтроля, ощущение вседозволенности. Чтобы усмирить хаос, и вводится новая диктатура. Но, оказывает­ся, и она обречена, ибо при ней не формируется менталитет самоконтроля.

Великолепным примером служит Россия, где декабрис­ты, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на осно­вы социального порядка, были оправданы общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам. На смену им при­шли большевики, поначалу строившие общество всеобщего равенства и свободы, но неизбежно пришедшие к очередной диктатуре в надежде усмирить произвол гражданской войны и первых лет нэпа.

Сделаем главный вывод: самоконтроль — проблема сугубо социологическая, ибо степень его развития характеризует преобладающий в обществе социальный тип людей и скла­дывающуюся форму государства. Итак: при развитом само­контроле высока вероятность установления демократии, при неразвитом — диктатуры.

 

Выделим ключевые понятия:

самоконтроль диктатура

сознание инфантилизм

 

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Формальный контроль исторически возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда об­наружим и в более ранний период — в так называемых вождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смер­тная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют локальным (местным).

Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди — агенты формаль­ного контроля. Это лица, специально обученные и получа­ющие зарплату за выполнение контрольных функций. Они — носители социальных статусов и ролей. К ним причисля­ют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных ра­ботников, специальных должностных лиц церкви т. д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, закон. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаме­национным оценкам, правительство — системе налогообло­жения и социальной помощи населению, государство — по­лиции, секретной службе, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Сделаем выводы:внешний контроль подразделяется на не­формальный (он основан на неписаных правилах) и фор­мальный (основан на писаных нормах-законах).

Второй воз­ник позже первого и используется главным образом в со­временном обществе. У того и другого есть агенты и инсти­туты контроля.

 

Методы контроля в зависимости от применяемых санк­ций подразделяются на:

жесткие,

мягкие,

прямые,

• косвенные.

Их название отличается от того, что вы узнали о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться.

Пример:

1. Средства массовой информации относятся к инстру­ментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная пре­ступность — к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса — к ин­струментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества — к инструментам косвенного жесткого контроля.

Кроме того, в организациях (учреждениях и на предпри­ятиях) существуют:

общий контроль,

• детальный контроль.

Пример:

1. Если менеджер дает подчиненному задание и не кон­тролирует ход его выполнения, то он прибегает к общему контролю.

2. Если менеджер вмешивается в каждое действие, по­правляет, одергивает и т. п., он использует детальный конт­роль.

Последний называют еще надзором. Надзор осуществляет­ся не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в не­основной социальный институт. Надзор разрастается до раз­меров крупномасштабной социальной системы, покрываю­щей всю страну. В такую систему входят:

сыскные бюро,

детективные агентства,

полицейские участки,

служба осведомителей,

тюремные надзиратели,

конвойные войска,

суды,

цензура.

Другой разновидностью социального контроля является общественное мнение, о чем мы поговорим позже.

Сделаем выводы:типология методов контроля включа­ет, в одном случае мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом — общий и детальный контроль. Част­ным случаем последнего выступает надзор, который в то­талитарном обществе разрастается до крупномасштабной сис­темы.

 

Выделим ключевые понятия:

внешний контроль надзор

агенты и институты контроля методы контроля:

формальный контроль мягкие

неформальный контроль жесткие

общий контроль прямые

детальный контроль косвенные

 

 

Общественное мнение

Общественное мнение — совокупность представлений, оце­нок и суждений здравого смысла, разделяемых большинст­вом населения либо его частью.

Оно есть в производственном коллективе, небольшом по­селке, оно есть у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, по­жалуй, самое сильное.

Поясняющий пример

После второй мировой войны в США вошло в моду куре­ние. Курить в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздей­ствует на организм. Общественное мнение американцев резко изменилось: в средствах массовой информации развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня ку­рильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и пре­стиж, курильщиков не принимают на некоторые работы. С ними борются всем обществом.

Другой пример — осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек, наблюдавшееся в конце 80-х годов. Против государственной монополии, ог­ромного числа научных институтов, получающих от проекта денежные средства, и чиновников вначале поднялась не­большая группа интеллигенции. Затем, после поддержки этого осуждения телевидением и прессой, оно переросло в широ­кое общественное движение. Мнение большинства измени­лось, а вскоре было принято государственное решение о при­остановлении финансирования проекта.

Социология очень широко изучает общественное мнение. Это ее основной предмет.

Анкетные опросы и интервью направлены прежде всего на него. Социологию часто отождествляют с изучением об­щественного мнения.

Его исследуют двумя способами:

• либо опрашивают типичных граждан, а затем обобща­ют статистические данные;

• либо опрашивают не типичных, а самых активных. Их зовут лидерами общественного мнения.

 

Девиантное и делинквентное поведение

Усвоение социальных норм — основа социализации. Со­блюдение же этих норм определяет культурный уровень об­щества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют:

а) неписаным нормам,

б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому j

типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные — формально зафиксированные в конститу­ции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством

2) неписаные — неформальные нормы и правила поведе­ния, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обы­чаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Чем они отличаются друг от друга?

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Вы­сший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — откло­нением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам ограбление прёдставителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальны видом заработка или способом установления социальной спра­ведливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Справка‘» В России в 1994 г. по данным ЦРУ действовало 6000 организованных преступных групп, разбросанных по всей Рос­сии и еще 30 странам. Только в Москве более 1000 притонов и фирм, предоставляющих интимные услуги. В элитарной и уличной проституции, 70% — немосквичек.

Делинквентность.Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гаранти­рующие права личности, и преследуются в уголовном по­рядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжес­ти уголовного деяния), ссылают на исправительные или ка­торжные работы, сажают в тюрьму или определяют услов­ную меру пресечения (частичное ограничение в правах).

Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного про­езда до убийства человека.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из­готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, под­жоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Девиантносгь.Напротив, такие поступки, как обнажение гениталий, опорожнение или занятие сексом в публичных местах, сквернословие, громкий или возбужденный разго­вор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания — привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, ко­сые взгляды прохожих.

К формам девиантного поведения относят уголовную пре­ступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомо­сексуализм, азартные игры, психическое расстройство, са­моубийство.

Справка

Уровень самоубийств примерно в 3 раза выше уровня убийств. Уровень самоубийств рассчитывается на 100 000 жи­телей. В 1987 г. в СССР он составлял 19, в ФРГ— 21, во Франции — 22, в США — 12.

Уровень суицида среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин, а в активном возрасте (25 — 39 лет) — даже в 6 раз (Социол. исслед., 1990, № 4, с.75).

Сделаем выводы:в социологии девиантное поведение пони­мается как более широкая, чем делинквентное поведение, категория. Иначе говоря, первое включает в себя второе как свою часть. Девиация — любые нарушения норм, а делин­квентносгь — только серьезные, влекущие за собой уголов­ное наказание. В социологии с равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка.

Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм. Иными словами, относительность любых соци­альных норм.

Поясняющий пример

По рассказу психиатра, в вагон московского метрополи­тена, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая жен­щина. На голове мотоциклетный шлем с опущенным щит­ком. На руках — милицейские краги. Прежде чем сесть, она положила на сиденье доску.

Кто она — нормальная или ненормальная? По мнению психиатра, она — совершенно нормальный человек. Ненор­мальные мы с вами. Женщина поставила психотропную за­щиту от излучаемой окружающими агрессии. В нетрадицион­ной медицине это вполне нормальное явление.

Итак, социальные нормы — вещь относительная, так же как и отклонение от ни, т. е. девиантность. Норма для одних становится отклонением для других. В культуре вообще все относительно. Все зависит от угла зрения. Для пассажиров метро вошедшая женщина — отклонение, для психиатра она — норма. Но ведь и мнение психиатра — не истина в после­дней инстанции. Кому-то его суждения покажутся шизофре­ническими.

Вот еще ситуация. Пациент обращается к врачу:

— Доктор, каков первый симптом того, что человек со­шел с ума?

— Если он считает себя совершенно нормальным челове­ком.

У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным ус­тройством (разрешение брака между родственниками).

Культурный релятивизм может быть сравнительной ха­рактеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культу­ре, а о субкультуре. Пример таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, веру­ющие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — деви­ация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обра­щения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Коль­ка» или «Никитка») — норма обращения в низших слоях — считалось у первого девиацией.

В современном обществе подобные формы поведения рас­сматриваются как девиантные. Убийство на войне разреша­ется и даже вознаграждается, но в мирное время наказыва­ется. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуж­дается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности относи­тельны данной культуры и не могут рассматриваться в от­рыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во време­ни даже в рамках одной и той же культуры.

В СССР в 60 — 70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подра­жание «буржуазному образу жизни» и признаки нравствен­ного растления. В конце 80-х годов наше общество измени­лось, и длинные волосы превратились из девиации в нор­му.

Сделаем вывод:девиация в широком смысле относитель­на: а)исторической эпохи, б)культуры общества. Относитель­ность в социологии получило специальное название реляти­визма.

Социологи установили следующие закономерности: 1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллектив­ный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может при­вести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое нарушение в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материаль­ный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопас­ность, переходит в другую категорию поведения и квали­фицируется как преступление.

Пример — судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом спокойнее, так как считаются случайным собы­тием, которое может произойти со всяким человеком. При­меры приведены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различ­ны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.

Примеры. Убийство человека в современном обществе рас­ценивается как преступление, а в первобытном — как при­несение жертвы богам. Нападение на человека и его убийст­во в современном обществе — преступление. Но защита от преступника, повлекшая смерть нападавшего, расценивает­ся как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в во­енное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и приносит славу.

 

Отклонение и разнообразие

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с раз­нообразием чувств, мыслей, поступков.

Разнообразие как социологическая категория подразуме­вает такую совокупность социальных действий, которая не расчленяется по критериям нормы и отклонения на две противоположные группы, а рассматривается на одном конти­нууме.

Иными словами, разнообразие предполагает, что глав­ным при оценке человеческих поступков служит культур­ный релятивизм, а не абсолютные этические нормы либо идеологические требования.

Как показывает история, борьба с разнообразием нере­зультативна: через какое-то время отклонения возрождают­ся и в еще более яркой форме.

В конце 80-х годов советская молодежь подражала запад­ным моделям поведения настолько откровенно, что бороть­ся с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь твор­чеством и разнообразием.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелатель­ные формы человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени поведение гениев и злодеев, очень лени­вых и сверх трудолюбивых, нищих и богачей. Причина: рез­кие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности обще­ства, которая во все времена ценилась превыше всего.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитив­ным или негативным является отклонение, все формы де­виаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляю­щих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, пред­атели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.

На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдаю­щиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10 — 15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют «твердые середняки» — люди с несущес­твенными отклонениями.

Хотя большая часть людей немалую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошен­ных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступка, например, скрытно воровали в мага­зине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздание на ра­боту, переход улицы или курение в неположенных для это­го местах. Полную картину девиантного поведения в конк­ретном обществе составить весьма трудно, поскольку поли­цейская статистика регистрирует незначительную часть про­исшествий.

Любопытные факты

СЕМЕЙНАЯ ССОРА

Полицейские Цинцинати теперь поступают так. Получив вызов, приезжают в дом, где супруги таскают друг друга за волосы, не обращая ни малейшего внимания на разбушевав­шихся хозяев, первым делом направляются к холодильнику и начинают невозмутимо поглощать все самое вкусное.

Увидев, как блюстители порядка набивают рты делика­тесами, скандалисты, как правило, теряют дар речи, — де­лится своими наблюдениями полицейский психолог Роберт Рамон. — А потом начинают хохотать. Юмор — лучшее сред­ство погасить любую, даже самую горячую ссору (Вокруг света, 1990, №4).

ТЮРЬМА

В СССР лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) отно­сился к ведомству МВД СССР. Соответствующими были ре­жим и условия жизни (в стране в конце 80-х их было более 200).

В большинстве своем они напоминали тюрьму с трой­ным забором, колючей проволокой, сигнализацией. Вокруг территории — сторожевые вышки и прожектора. На свида­ние с родственниками содержавшиеся там выходили корот­ко остриженными, в рабочей спецовке, с биркой на груди. Хотя лечение было принудительным, даже не оно, а особый режим содержания был на первом месте у администрации.

Придирки, унизительные обыски, за провинности нака­зание. (Огонек, 1988, № 28.)

 

Подростковая девиантность

Районы города, где чаще других происходят преступле­ния, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска.

К ним относится, в частности, молодежь.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается среди них чаще, чем в других возрастных группах. Причины: социальная незрелость и фи­зиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощуще­ния, любопытство, в недостаточной способности прогно­зировать последствия своих действий, гипертрофирован­ном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, но не готов к выполнению определенных соци­альных ролей в той мере, в какой ожидают от него окру­жающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подрост­ков, с одной стороны, и требованиям общества — с дру­гой, служит реальным источником девиации.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей при­нимают участие в каких-либо противоправных действиях, а в 5% совершают серьезные правонарушения.

Источником склонности к девиантности и делинквентности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляе­мыми подростком к самому себе, и требованиями, предъяв­ляемыми к нему обществом. В силу физиологических особен­ностей формирующегося организма подросток отличается по­вышенной активностью, но вследствие недостаточной соци­альной зрелости он, как правило, еще не готов к самокон­тролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серь­езными и несерьезными, сознательными и неосознаваемы­ми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, от­носятся к делинквентному поведению.

• Алкоголизм — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.

• Наркоман — преступник, так как употребление на­ркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

• Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекраще­ние своей жизни — девиация. Но убийство другого человека — преступление.

Сделаем выводы:девиантность и делинквентность — две формы отклонения от нормального поведения. Первая фор­ма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Девиантность нельзя путать с разнообразием. Самой опасной и податливой к девиации группой является молодежь.

Выделим ключевые понятия:

общественное мнение группа риска

лидеры общественного мнения

подростковая девиантность разнообразие

девиантность культурный релятивизм

Литература

1. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994.

2. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.

3. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

5. Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. — №2. 1992.

6. Социальные отклонения. — М, 1989.