Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.
Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.
Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной ( Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 1996.) .
Таким образом схематически структуру общения мы представим так:
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
... как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация ...
12. Понятие о группе. Виды групп. Типология групп по уровню их развития. Дифференциация в группах.
Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе общего признака, например социальной принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д.
БОЛЬШИЕ ГРУПППЫмогут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (например, трудовой коллектив предприятия) и условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др.)
МАЛЫЕ ГРУППЫ — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и пр.).
Границы между официальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей воспитательной работы учителя является формирование такого рода неформальных групп учащихся, существование которых укрепляло бы функционирование тех официальных групп, в которые входят школьники.
Важнейшими условиями классификации групп является степень или уровень их развития.
Принято выделять следующие виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой.
Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.
По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные), корпорации и коллективы. Диффузная группа — неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она отсутствует. Состав группы — случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии — антипатии. Примером такой группы есть люди, которые едут в одном купе поезда. Ассоциация — группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее функционирования и на которые ориентируются ее субъекты.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного ...
... организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность [1]. Она представляет собой форму активности ...
Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу, противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов управления. Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая — общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и ценностей. Итак, классификация групп по уровню их развития основывается на межличностных отношений, возникающих в условиях совместной деятельности.
Помимо рассмотренных ранее процессов сплочения и интеграции, в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. В процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых. Многие годы ученые изучают эти процессы с помощью специальных методов, определяя механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления. Процессы развития группы, в частности, наблюдают и изучают на примере школьного класса.
13. Понятие личности. Самосознание личности, ее структура
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Взаимосвязь характера и темперамента младших школьников
... Когда речь заходит о темпераменте, то говорят о психических различиях между людьми по глубине и силе эмоций, эмоциональной несдержанности, темпу психической деятельности и других индивидуально-динамических ... с каждым учеником индивидуально. Однако определить тип темперамента того или иного ребенка в классе, выделить основные черты его характера и воспользоваться этим, например, при распределении ...
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством — самосознанием. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности.
“Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я””
Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента: — когнитивный, отражающий самопознание индивида; — эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку); — поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.
К основным функциям самосознания можно отнести: — формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).
— самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.
14. Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента.
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.
К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды. Помимо общей конституции выделяют два класса частных: морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной; функциональные — биохимической, физиологической, нейродинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.
Нейротипические свойства входят в структуру индивидных свойств. Основаниями для этого являются:
- простота, обобщенный характер этих свойств;
- их генетическая первичность;
- отнесенность к субстрату психического.
Нейродинамические свойства связаны с нижележащими уровнями организма (восстановительные функции организма; соматическая конституция; тип вегетативного реагирования) и вышележащими уровнями организма (свойства темперамента; стиль деятельности; особенности психических процессов).
ВОПРОС 22 — Понятие о характере, физиологические основы ...
... характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, ... черты личности выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям и к самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека ...
15. Характер, его структура. Черты характера. Связь характера и темперамента
Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. (Платонов, Левитов)
По своей структуре характер представляет собой единство отношения и способа действия.
В структуре характера выделяют следующие черты:
— черты, которые выражают отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, вежливость, гуманность, общительность.
— черты, выражающие отношение человека к вещам и продуктам деятельности (аккуратность, небрежность, практичность, скупость, добросовестность)
— черты, выражающие отношение к себе (самообладание, самоуважение, высокомерие, гордость, эгоистичность.)
— черты, выражающие отношение к труду и деятельности (активность, пассивность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие)
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
- отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
- черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
- черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
- черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях рассматривают эти понятия как тождественные. В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий: 1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).
2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).
3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий).
Сравнительный анализ характеристик знаков зодиака и индивидуальных ...
... и многие другие. Цель работы: сравнить характеристики знаков зодиака с индивидуальными чертами характера человека. Задачи: рассмотреть связь астрологии и психологии; изучить общую характеристику знака ... зодиака скорпион и телец. Гипотеза: характеристика знаков зодиака совпадет с индивидуальными чертами характера человека. У представителей знака зодиака скорпион сила воли будет выражена сильнее, ...
4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит (примерно в 4-5 лет).
Уже по этой причине отождествлять характер и темперамент не стоит. С другой стороны, понятно, что именно темперамент сказывается на формировании характера, а не наоборот. Темперамент определяет в характере такие, например, черты: — уравновешенность, — приспособляемость, — поведенческая подвижность или инертность, — отношение к новому, — трудолюбие. Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента лишь могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. В конце концов количество типов темперамента небольшое (обычно выделяют четыре или около четырех), а типов характера значительно больше.