Опросник Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory / ztpi Основные положения

Временная перспектива (ВП) рассматривается авторами шкалы как переменная индивидуальных различий. Этот инструмент оценивает личностные вариации в профилях ВП и специфические темпоральные склонности (предубеждения).

Пять факторов шкалы были выявлены посредством объяснительного (эксплораторного) и конфирматорного и подтверждающего (конфирматорного) факторного анализа и показали хорошую внутреннюю надежность и воспроизводимость. Конвергентная, дивергентная, дискриминантная и предсказывающая (предиктивная) валидность были показаны корреляционным и экспериментальным исследованием индивидуальных случаев.

Концептуальная модель ВП

Авторы опросника в качестве основы принимают модель жизненного пространства Курта Левина, которая рассматривает влияние, как прошлого опыта, так и планов на будущее на настоящее поведение человека. Левин определяет ВП как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время». (Такой интегративный взгляд на ВП созвучен понятию «временная транспектива», введенный В.И. Ковалевым (1979) – данный концепт включает рассмотрение полной временной структуры субъекта: взгляд в будущее, настоящее и временная ретроспектива – взгляд в прошлое).

Таким образом, авторы придерживаются мнения: то, как мы воспринимаем наше прошлое, влияет на наши решения и действия в настоящем; а также и то, как мы воспринимаем наше будущее, каким мы его видим, как его планируем (если планируем), также влияет на процесс принятия решений в данный момент (в настоящем).

Прошлое может быть травматичным и негативным или ностальгическим и позитивным, а также воспроизводиться точно или искажаться в памяти. Будущее может видеться как то, что человек сам в силах простраивать и создавать (планировать и реализовывать), а может как то, на что нет возможности влиять, как некоторая неизбежность. Влияние сенсорных, биологических и социальных стимулов настоящего окружения может быть источником сильного давления и все действия человека, таким образом, являются продуктом этих ситуационных факторов. Т.е. тот или иной фокус может значительно влиять на интерпретацию и ответ на то или иное событие в настоящем, а также и на процесс принятия решения. Та или иная тенденция может развиться в привычное сверхакцентирование одного из трех времен. Т.е. при излишней концентрации либо на прошлом, либо на будущем, либо на настоящем образуется когнитивное темпоральное «предубеждение» с доминирующей ориентацией на то или иное время. Когда такое «предубеждение» проявляется хронически – становится предрасположенностью (склонностью / диспозиционным стилем), т.е. переменной индивидуальных различий, то это может стать предиктором поведения человека, того, как он/она склонен принимать решения.

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... ­сов, который относится к механизмам принятия решения в дея­тельности человека и в биологических системах. Данные, накопленные нейрофизиологией ... какой-то положительный результат. Можно ли принять решение, которое в будущем не обещает никакого по­лезного эффекта? Очевидно, ... устанавливающим тип решения, его общие очертания. Мотивация начинает процесс выбора из памяти, выбора из прошлого опыта всего ...

Эти темпоральные ориентации используются людьми в различной степени, и каждая ориентация может привести к оптимальному решению в специфической ситуации. Например, только исходя из ориентации на будущее, решение начать курить может иметь негативные последствия, такие как развитие рака легких. Если же посмотреть исходя только из ориентации на настоящее, курение – это то, что доставляет удовольствие и в контексте этой ориентации, покурить будет «правильным» решением. В противоположность таким темпоральным предубеждениям (склонностям), выделяется «сбалансированная темпоральная ориентация» — идеализированная умственная структура, которая позволяет индивидам гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим, в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок. Поведение индивидов с такой темпоральной ориентацией будет определяться компромиссом или балансировкой между содержаниями репрезентаций прошлого опыта (переживаний), желаний настоящего и будущих последствий.

Таким образом, ВП рассматривается как процесс ситуативно-детерминированный и как относительно стабильный процесс индивидуальных различий. Сверх опора на ту или иную определенную темпоральную рамку определяется множеством факторов, среди которых: культурные, образовательные, религиозные, принадлежность социальному классу и моделирование семьи. Т.к. действие ВП является проникающим во все структуры жизни человека и определяется множеством факторов, то люди редко осознают ее неуловимо тонкое действие, влияние или силу предубеждения. Авторы считают, что этот конструкт обеспечивает фундамент, на котором возведены многие другие видимые конструкты, такие как достижение, постановка целей, рисковое поведение, поиск новых ощущений, зависимости, вина и др.

Состояние исследований по ВП

Исследований ВП мало и они, в основном, были направлены на соотнесение той или иной ориентации с тем или иным поведением и с другими психологическими конструктами. В такой парадигме ориентация на будущее связывается с множеством положительных моментов для представителя Западного общества, такими как: более высокий социоэкономический статус, более высокие академические успехи, меньший поиск ощущений, и меньше проявлений поведения, вредящее здоровью. Противоположное относят к тем, у кого доминирует ориентация на настоящее: они находятся в группе риска по проблемам душевного здоровья, юношеского деликвентного поведения, правонарушениям и зависимостям. Особенно ярко эти проблемы проявляются в обществе ориентированном на будущее.

Причины, по которым ВП исследовалась мало:

  • отсутствие адекватной теории;
  • отсутствие стандартизованного, надежного и валидного инструмента для оценки ВП.

Основные методы, которые использовались ранее: ТАТ, Experiential Inventory (Cottle), Experiential World Inventory (El-Meligi), тест кругов (Cottle), метод мотивационной индукции (Nuttin), опросники (Bond, Feather; Roos, Albers), линии времени (Rappaport) и другие. Их недостатки заключаются в том, что они либо сложны в использовании, либо у них низкие показатели надежности.

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

... одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст ... Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст ... дыхание) в ответ на общение Случайно наталкивается руками на низко висящие игрушки; ощупывает свои руки; оживленные движения рук в ...

Попытки упрощения концептуального аппарата привели к тому, что исследования стали фокусироваться только на одном временном измерении: будущем или настоящем. Например, шкала тревоги будущего (Zaleski), шкала принятия во внимание будущих последствий (Strathman), шкала поиска ощущений, которая выявляет акцентуацию на настоящем (Zuckerman).

Основные недостатки этих шкал в том, что они являются одномерными и исходят из неверного предположения, что низкие показатели по одной шкале автоматически дают высокие показатели по другой. Например, низкие показатели по шкале ориентации на будущее приравниваются к высоким показателям по шкале ориентации на настоящее; или низкие показатели по шкале ориентации на настоящее приравнивается к ориентации на будущее. Также бросается в глаза полное отсутствие прошлого в этих шкалах. Данные же из спора между психологами и психиатрами о вытесненных воспоминаниях и синдроме ложной памяти, а также исследования ПТСР говорят о том, что прошлое, как личная реконструкция, играет критическую роль в индивидуальном и групповом поведении.

ZTPI убирает многие недостатки предыдущих методик:

  • ее легко использовать;
  • имеет ясную воспроизводимую факторную структуру;
  • обладает приемлемой надежностью;
  • имеет хорошие показатели валидности; — оценивает различные измерения ВП;
  • основывается на теоретическом фундаменте, объединяющем мотивационные, эмоциональные, когнитивные и социальные процессы.

ZTPI – конструирование шкалы (история создания).

Данная шкала базируется на переработке и анализе теории, интервью, работе с фокус группами, повторном факторном анализе, обратной связи с участниками экспериментов, анализе дискрминантной валидности и определенных попытках усилить нагрузки на факторы и внутреннее содержание с помощью анализа и ревизии отдельных пунктов. Начало разработки шкалы положил Стенфордский тюремный эксперимент, показавший силу влияния ситуации, которая привела к изменению в субъективном чувстве времени многих участников. От бывшего относительно ориентированного на будущее, что свойственно студентам, к полностью погруженному в настоящий момент, что свойственно заключенным, без интереса к общему прошлому или будущему после того, как они были отпущены. Тот факт, что Зимбардо вырос в нищете, помог понять, что и он сам, его семья и его друзья были «заключенными» фаталистического настоящего. Образование освободило его и других в ориентированное более на будущее пространство бытия.

Далее последовал анализ динамической роли, которую играет ВП в каждодневных решениях, постановке целей и действиях. Сотрудничество с Алексом Гонзалесом добавило культурный аспект в данную проблематику, а также привело к разработке первой версии опросника. Опрос был проведен при помощи журнала Psychology Today, и в нем приняли участие порядка 12000 человек. Далее работа велась в направлении уточнения, дополнения и внесения изменений, что позволило выявить пять четких факторов.

5 стр., 2211 слов

Взаимосвязь жизнестойкости и копингповедения в стрессовой ситуации ...

... трем курсам, и 0% составил показатель по высокому уровню шкалы (так же по всем ... система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три сравнительно ... ситуациях” позволила определить стратегии совладеющего поведения будущих специалистов водного транспорта. Нами был проведен ... как считает Д.А. Леонтьев, рассматривающий свою жизнь в качестве способа получения опыта, склонен ...

Пункты шкалы представляют собой утверждения об индивидуальных представлениях, убеждениях, предпочтениях и ценностях по отношению к переживаниям, которые имеют временную основу, но не описывают демографическую информацию, связанную со временем (например, «я жил, живу, и буду жить в городе Х»).

Пять факторов ztpi

1. Негативное прошлое. Фактор отражает общее пессимистическое, негативное или с примесью отвращения отношение к прошлому. Предполагает травму, боль и сожаление. Такое отношение может быть из-за реальных неприятных и травматических событий, из-за негативной реконструкции положительных событий, или из-за того и другого вместе.

Данную шкалы составляют такие высказывания, как: «Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом», «Я часто думаю о том хорошем, что я упустил(-а) в своей жизни», «Я часто думаю о том, что я должен(-на)

По результатам исследования были выявлены значимые этнические различия: наиболее выражен данный фактор у афроамериканцев, затем идут азиаты, «другого» этнического происхождения, испанского происхождения, и на последнем месте кавказского. Показана связь таких негативных размышлений с депрессией, тревогой, несчастьем, низкой самооценкой и агрессией.

По результатам исследования индивидуальных случаев те, у кого данный фактор оказывался сильно выраженным, не мотивированы работать в счет будущего вознаграждения. Их межличностные отношения минимальны и неудовлетворительны, у них мало близких друзей. Отмечают, что большинство важных жизненных событий было связано с людьми. Они редко делают зарядку и занимаются спортом, но любят играть в азартные игры. 60% всей выборки, у кого не было сексуальных отношений, имели высокие показатели по данному фактору.

2. Гедонистическое настоящее. Отражает гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни. Предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.

Эта шкала включает разнообразные пункты: «Риск позволяет мне избежать скуки в жизни», «Я действую импульсивно», «Я чаще следую порывам своего сердца, чем ума» и «Слушая свою любимую музыку, я часто

Показаны корреляции с недостаточным контролем Эго, поиском нового, поиском ощущений; а также негативная корреляция с предпочтением постоянства.

Такие индивиды живут ради сегодняшнего удовольствия и им нет дела до завтрашнего дня. Они чаще употребляют алкоголь, не имеют ясных целей на будущее, не религиозны, не носят часов, у многих родители были разведены; однако, они более других поддерживают контакт со своей семьей. Также они более энергичны, занимаются различными делами (проектами) и видами спорта.

3. Будущее. Отражает общую ориентацию на будущее. Включает следующие высказывания: «Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня с необходимостью ждет работа», «Меня расстраивает, когда я опаздываю на встречи и назначенные приемы», «Мне удается что-либо сделать вовремя, непрестанно делая шаги вперед» и «Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее».

3 стр., 1089 слов

психологические факторы успешного обучения

... другой стороны, успешность – это свойство, а успеваемость – степень, внешний показатель. В настоящее время ведутся споры о том, что успеваемость отражает свойство, которое во ... педагогических технологий, которые базируются на психологических основаниях. Знания педагогов психологических факторов успешного обучения является недостаточно используемым ресурсом для повышения успешности обучения. ...

Предполагает, что поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Характеризуется планированием и достижением будущих целей. У женщин показатели были выше, чем у мужчин. Были выявлены следующие положительные корреляции: с добросовестностью (сознательностью/честностью), принятием во внимание будущих последствий, предпочтением постоянства и с количеством часов, потраченных на учебу в течении недели. Негативные корреляции: с поиском нового и поиском ощущений.

Эти индивиды очень организованные, амбициозные, стремящиеся к цели, ощущают давление времени, но готовы пожертвовать наслаждением в настоящем в пользу достижения своих карьерных целей. Они выделяются по организационному планированию и продуктивности; составляют списки того, что необходимо сделать, пользуются ежедневником, носят часы, составляют баланс в своих чековых книжках; отмечали, что у них больше порядка и структуры в жизни.

Также отмечали наличие стресса, напряжение от того, что надо использовать время наиболее продуктивно и эффективно; отсутствие «свободного времени» в их текущей жизни. Они живут для завтра, центрированы на себе, хотят жить, чтобы становиться старше, предпочитают полезное питание вкусовым качествам пищи, планируют иметь меньшее число детей. У них наблюдается «социальный дефицит» — т.к. нет времени на «просто так» проводить время с друзьями или даже ставить их на первое место. Но потребность в общении есть – выражают желание иметь больше времени для того, чтобы проводить его с друзьями.

3. Положительное (позитивное) прошлое. Отражает теплое, сентиментальное отношение по отношению к прошлому. Сюда входят такие высказывания: «Мне приятно думать о своем прошлом», «Я скучаю по детству», «Мне нравятся рассказы о том, как все было в «старые добрые времена»» и «Мне нравятся семейные ритуалы и традиции, которые постоянно повторяются».

Были выявлены значимые этнические различия: наиболее высокие показатели были у респондентов кавказского происхождения, затем испанского, афроамериканского, у азиатов, и «другого» этнического происхождения. Также были показаны значимые половые различия: женщины имели более высокие показатели, нежели мужчины.

Этот фактор характеризуется ностальгической, позитивной реконструкцией прошлого, оно представляется в радужном свете. Показаны значимые негативные корреляции с: агрессией, депрессией и тревогой. Положительная корреляция с самооценкой.

Эти индивиды в некоторой степени являются интровертами, хотя у них есть друзья; у них есть тенденция поступать так, как поддерживают родители: «лучше безопасность (спокойствие), чем сожаление». Они застенчивы, у них есть близкие взаимоотношения, они духовны. Их родители чаще состоят в браке. Они очень осторожны. Они мало занимаются сексом, а те, кто занимаются, имеют небольшое число партнеров. Они меньше употребляют алкоголя, меньше рискуют, имеют заметные часы на своем столе.

4. Фаталистическое настоящее. Раскрывает фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни. Сюда входят высказывания: «Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять», «Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво» и «Часто удача приносит большее вознаграждение, чем тяжелая работа».

Были найдены значимые этнические различия: наибольшие показатели по шкале у азиатов, затем идут респонденты испанского происхождения, «другого» этнического происхождения, кавказского, и афроамериканцы на последнем месте.

Этот фактор отражает отсутствие сфокусированной ВП. Не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, нет акцента на волнении как у гедонистов, нет ностальгии или горечи как у тех, у кого высокие показателя по обеим шкалам прошлого. Раскрывает убеждение, что их будущее предопределено и на него невозможно повлиять индивидуальными действиями; настоящее должно переноситься с покорностью и смирением, т.к. люди находятся во власти капризной (прихотливой) судьбы. Выявлены сильные корреляции с агрессией, тревогой и депрессией; негативные корреляции с принятием во внимание будущих последствий.

Эти люди – загадка, т.к. это интеллигентные юноши и девушки, мужчины и женщины, которые живут, в общем, в оптимистичном окружении, которое способствует развитию чувства собственной эффективности, но в то же время они не верят, что то, что они делают или сделают в будущем сможет что-то изменить в их жизни. Они не удовлетворены настоящей жизнью и считают, что лучше не станет. Их негативность сказывается на их успеваемости. Они не хотят иметь больше времени, чтобы проводить его с друзьями. Они хотят прожить более короткую жизнь по сравнению с другими группами студентов. У них обычно много сексуальных партнеров и они редко предохраняются. Исследования прогностической валидности ZTPI.

Прогностическая валидность определяет, предсказывает ли настоящая оценка будущие изменения, таким образом, она является важным моментом при оценке полезности данной шкалы. Далее приведены результаты следующих исследований: исследования, связанные со здоровьем; расстройств сна и процесса сновидений; влияние изменения роли и статуса; копинговые стратегии бездомных.

Исследования по шкале ztpi

Исследования, связанные со здоровьем:

У тех, кто пережил рак, фактор ВП «Будущее» имеет положительную корреляцию с оптимизмом. В Итальянском исследовании сравнивались женщины, которые регулярно проверяются на предмет рака груди и женщины, которые этого не делают. Те, кто посещают клинику и осуществляют проверку имеют высокие показатели по фактору ВП «Будущее», контрольная группа женщин имеет высокие показатели по шкале «Гедонистическое настоящее».

Исследование поведения студентов, связанное с риском заболевания ВИЧ инфекцией: у кого высокие показатели ориентации на настоящее (и гедонисты, и фаталисты), те более сексуально активны и имеют большее число сексуальных партнеров, чем те, у кого высокие показатели ориентации на будущее; но последние в большей степени используют дополнительные методы по предохранению от ВИЧ.

Исследование отношения между оценками по шкалам ZTPI и поведением, связанным с риском заболеванием ВИЧ среди заключенных женщин: высокие показатели по шкале ориентации на настоящее соотносились с таким рисковым поведением. Данные указывают на то, что фактор ВП «Будущее» может снижать рисковое поведение, связанное с заболеванием ВИЧ. У кого высокие показатели по шкале ориентации на будущее, у тех: меньше вероятность иметь партнера-наркомана, меньшее число сексуальных партнеров, не принимают наркотики или алкоголь во время секса, не имеют кокаиновой или героиновой зависимостей.

ВП и совладание с травмой: негативная корреляция между факторами ВП «Негативное прошлое» и «Фаталистическое настоящее» и тем, сколько студенты разговаривают с семьей о своих стрессовых переживаниях; позитивная корреляция между «Гедонистическим настоящим» и тем, сколько они разговаривают с друзьями о своем стрессе. После переживания стресса: обладатели «Положительного прошлого» получают социальную поддержку, в то время как те, у кого доминирует «Негативное прошлое» находятся в социальном конфликте. Использование копинг-стратегий: при ориентации на будущее – активное разрешение проблем и эмоциональный рост; при Фаталистическом настоящем – отрицательная связь с активными действиями, направленными на разрешение проблем; при Позитивном прошлом – копинг положительного эмоционального роста; при Негативном прошлом – отрицательная связь с копингом эмоционального роста; при Гедонистическом настоящем – стратегия избегания.

Таким образом, ZTPI может играть важную роль в фокусировке внимания на различных вариантах реакции на стресс и копинг-стратегии различных групп клиентов, отличающихся по своей ВП.

Расстройства сна и процесса сновидений

Расстройства сна могут наблюдаться у тех, у кого выражены следующие факторы ВП: Негативное прошлое, Фаталистическое настоящее и Гедонистическое настоящее.

Влияние изменения роли и статуса:

Показано, что ситуационные факторы могут оказывать влияние ВП. Изменение в доминирующем факторе ZTPI за 4 года обучения в военной академии: от студентов 1 курса к студентам 4 курса и затем присвоение им офицерского звания. У офицеров показатели были значительно ниже, чем у кадетов любого уровня по шкалам Фаталистическое настоящее, Негативное прошлое и Гедонистическое настоящее. По фактору «Будущее» офицеры стояли на первом месте, затем кадеты 4-го года обучения, и кадеты 1-го года. По фактору «Позитивное прошлое» было показано систематическое увеличение на каждом году обучения.

Копинговые стратегии бездомных:

Высокие показатели по шкале «Будущее» — более короткие периоды бездомности, устраивались в школу, отмечали, что выносили пользу и приобретали новый опыт в этой затруднительной ситуации.

Высокие показатели по шкале «Настоящее» — больше используют копинг-стратегию избегания, проводили больше времени у телевизора и за едой, меньше работали, не откладывали денег.

Общие выводы:

  • Ценность ZTPI как указателя на фундаментальный и витальный психологический конструкт ВП.
  • ZTPI является надежным и валидным инструментом для измерения ВП.
  • ZTPI показала прогностическую способность.
  • Это возможность интеграции многих психологических концептов, которые на первый взгляд не связаны, но имеют временной основу (многие психологические процессы основываются на том или ином аспекте времени: привычки, меры к улучшению физического состояния, память, само-продуктивность, антиципации, вина, нарушения ожиданий, эволюционная адаптивность, депрессия, тревога и др.).

Ограничения и возможности развития ZTPI:

Разработана на студентах – имеет только один фактор будущего. На других выборках (различный возраст, происхождение, род занятий и т.д.) – показаны субфакторы шкалы будущего. И это снова может произойти.

Культурное ограничение – более уместна для индивидуалистских обществ и их амбиций, задач и потребностей, чем для коллективистских, взаимозависимых обществ, в которых время ценится и рассматривается иначе. Необходимы кросс-культурные адаптации.

ZTPI и процессы личности

Некоторые факторы ВП могут быть проявлением унаследованных характеристик темперамента. Было показано, что на ВП могут влиять такие ситуационные силы, как изменение статуса, травма, измененные состояния сознания, или изменения темпоральной ориентации под гипнозом.

Трансцендентальное будущее ВП: Была разработана шкала «трансцендентального будущего» для измерения индивидуальных различий в пространстве ВП после смерти. Высокие показатели по этой шкале говорят о вере в то, что понесут наказание или будут вознаграждены за свое настоящее поведение только после своей смерти. Показатель выше у женщин, чем у мужчин; и у тех, кто старше 50-ти, чем у тех, кому 20 лет. Наиболее высокие показатели у религиозных респондентов афроамериканского и испанского происхождения; у протестантов и католиков; наиболее низкие у приверженцев буддизма и иудаизма.

Ориентация на прошлое: когда человек когнитивно и эмоционально сфокусирован на значимом травматическом событии – это связано с длительным повышенным уровнем дистресса. В добавление, у наиболее травмированных своим опытом часто может наблюдаться «темпоральная дезинтеграция», в которой настоящее изолировано от прошлого и будущего.

Другое исследование показало, что фактор ВП «Положительное прошлое» может способствовать созданию функциональных мостов в будущее. Эта ориентация способствует развитию чувства личностной целостности и непрерывности во времени и, таким образом, формирует более богатую ВП будущего.

Ребенок, ориентированный на настоящее, в образовательной среде, ориентированной на будущее:

1. Предполагают, что уход из школы детей из семей с низким социо-экономическим статусом связан не с их интеллектуальными способностями, а с их темпоральной ориентацией – ориентацией на настоящее. Они не подготовлены к тому, чтобы думать в терминах причинности, вероятности, последовательностей «если — то», или высиживать на скучных уроках, которые только в будущем могут принести возможный результат. Некоторые вводные занятия для таких детей, на которых их научат использовать оптимальную ВП для школьного, рабочего, домашнего и общественного окружения, в котором они находятся.

2. Для детей, у которых доминируют факторы ВП «Гедонистическое настоящее» и «Фаталистическое настоящее», повышен риск, что они впадут в ту или иную зависимость, будут осуществлять опасные сексуальные действия, не будут использовать подходящие стратегии поддержания здоровья и предотвращения болезней.

Первичная профилактика наиболее эффективна для тех, кто уже изначально является ориентированным на будущее и менее для тех, кто ориентирован на настоящее и наиболее нуждается в этих превентивных стратегиях. Индивиды, не обладающие хорошо развитой ВП будущего, могут не иметь когнитивной поддержки, на которую можно уложить умственные сценарии о негативных последствиях их поведения в настоящем.

Таким образом, открывается совершенно новая область для исследований: психология искушения (соблазна), где выбор стоит между однозначным удовольствием сейчас и возможной болью в будущем (позже).

Чрезмерно ориентированные на будущее: не могут «терять» время с семьей, друзьями, принимать участие в общественных делах, или получать удовольствие от осуществления своих личных желаний. Они движимы курсом реализации своих целей, выполняют бесконечные рабочие планы; они успешны в карьере, но неуспешны в жизни – им, возможно, необходима «терапия времени» для развития более широкой темпоральной перспективы, в которую интегрировать работу, развлечения и социальную ответственность.

Сбалансированная ВП.

Это идеальная ВП, наиболее психологические и физически здоровая для индивидов и оптимальная для функционирования в обществе. «Баланс» понимается как умственная способность гибко переключаться между ВП в зависимости от особенностей (характеристик) задания, ситуационных соображений и личностных ресурсов, в отличие от обладания «предубеждением» (быть предрасположенным) к той или иной ВП, что не является адаптивным в разнообразии ситуаций.

Для гармоничного существования, а также для полного осознания своего человеческого потенциала, людям необходимы все три направления ВП. Фокус на будущем дает крылья для достижения новых высот, фокус на прошлом (позитивный) укрепляет их корни традицией и основывает их чувство персональной идентичности, и фокус на настоящем (гедонистическое) питает их ежедневную жизнь игривостью молодости и радостями чувственности.

Ключи опросника

  1. Оригинальные:

Фактор «негативное прошлое»: 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54 (всего 10)

Фактор «гедонистическое настоящее»: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55 (всего 15)

Фактор «будущее»: 6, 9*, 10, 13, 18, 21, 24*, 30, 40, 43, 45, 51, 56* (всего 13)

Фактор «позитивное прошлое»: 2, 7, 11, 15, 20, 25*, 29, 41*, 49 (всего 9)

Фактор «фаталистическое настоящее»: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53 (всего 9)

  1. По предварительным результатам отечественной адаптации:

Фактор «негативное прошлое»: 4, 5, 7*, 11*, 16, 22, 25, 27, 33, 34, 36, 50, 54 (всего 13)

Фактор «гедонистическое настоящее»: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 52, 55 (всего 16)

Фактор «будущее»: 6, 9*, 10, 13, 18, 21, 24*, 30, 40, 43, 45, 51, 52*, 56* (всего 14)

Фактор «позитивное прошлое»: 2, 11, 15, 20, 25*, 29, 41*, 49 (всего 8)

Фактор «фаталистическое настоящее»: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 53 (всего 8)

Показатели для факторов подсчитываются следующим образом: сумму баллов по каждому фактору необходимо разделить на общее количество пунктов данного фактора. Значения пунктов, отмеченных * необходимо «перевернуть», т.е. 1=5, 4=2 и т.д.

Инструкция.

Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу.

Нейтрально

Сов-но верно

Совершенно неверно

нет

да

1

2

3

4

5

1

Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями — одно из важных удовольствий в жизни.

2

Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.

3

Судьба многое определяет в моей жизни.

4

Я часто думаю о том, что я должен был сделать в своей жизни иначе.

5

На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.

6

Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.

7

Мне приятно думать о своём прошлом.

8

Я действую импульсивно.

9

Я не беспокоюсь, если мне что-то не удаётся сделать вовремя.

10

Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.

11

Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.

12

Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.

13

Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.

14

Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.

15

Мне нравятся рассказы о том, как всё было в старые добрые времена.

16

Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.

17

Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.

18

Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.

19

В идеале, я бы проживал каждый свой день так, словно он последний.

20

Счастливые воспоминания о хороших временах с лёгкостью приходят в голову.

21

Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями.

22

В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.

23

Я принимаю решения под влиянием момента.

24

Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.

25

В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.

26

Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.

27

В прошлом я совершил ошибки, которые хотел бы исправить.

28

Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.

29

Я скучаю по детству.

30

Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.

31

Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.

32

Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным только на цели этого путешествия.

33

Редко получается так, как я ожидаю.

34

Мне трудно забыть неприятные картины из моего детства.

35

Процесс деятельности перестаёт приносить мне удовольствие, если приходиться думать о цели, последствиях и практических результатах.

36

Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я всё равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.

37

Ты реально не можешь планировать своё будущее, потому что всё слишком изменчиво.

38

Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.

39

Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я всё равно ничего не могу сделать.

40

Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперёд.

41

Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.

42

Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.

43

Я составляю список того, что мне надо сделать.

44

Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.

45

Я способен удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждёт работа, которую нужно сделать.

46

Волнующие моменты часто захватывают меня.

47

Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочёл более простое прошлое.

48

Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.

49

Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.

50

Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.

51

Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперёд.

52

Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на чёрный день.

53

Часто удача даёт больше, чем упорная работа.

54

Я часто думаю о том хорошем, что упустил в своей жизни.

55

Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.

56

Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».

Спасибо!