Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста

Билет №3 1. Дифференцированный подход в детской психологии. Роль генетических, средовых и социальных факторов. Связь педагогической и возрастной психологии.

Образовательная деятельность, обеспечивающая развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в группах раннего возраста.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольной организации.

1.Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Каменского — чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Дифференциация – это делениие целого на части.

1 принцип Деление детей по половому признаку- дев. и маль. Это предполагает гендерное воспитание.

Гендерное различие опирается на различие устройства структуры мозга.

Три принципа М и Ж гендерного различия

Генетическими, анатомическими и поведенческими.

У Девочки с3х лет правополушарное мышлен – эмоциональное, креативное, гуманитарное мышление. Им важно быть принятой и достичь результата. Мальчики с 3х лет левополушарное мышление мозга — вербальное

Мышление, теоретическое, критическое, несдержанное, агрессивное..

Мозолистое тело мозга у Д больше, чем у М

Д –выносливее, гибкие.

М –сильнее физически, но морально слабее

Д – не последовательны в мышлении.

М – теряются в стрессовой ситуации, т.к отключается левое полушарие.

2 принцип дифференциации

Выделение групп детей на основании высшей нервной деятельности, учёта их темрерамента.

3 принцип дифференциации – учёт ведущей системы восприятия информации

Выделить детей визуальной и аудиальной, кинестетика.

4 принцип дифференциации – учёт на основе психосоциального

4 стр., 1982 слов

Лекция №2. Тема: Основные принципы строения мозга

... выдвигает как один из важнейших принципов структурно системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково ... принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур. Установлено, что головной мозг человека обладает значительной изменчивостью. Различают этническую, половую, возрастную и индивидуальную изменчивость. Этнические различия, ...

Разделения: гиперактивный леворукий агрессивный одарённый

с нарушением коммуникативного поведения – застенчивый и аутизм

5 принцип дифференциации – организация детей с разным уровнем речевого развития. Диагностика разработка и реализация коррекционной программы и взаимодействие с семьёй,

Роль генетических, средовых и социальных факторов

Генетический фактор — есть ряд болезней, кот.передаются по наследству — слабоумие. Среда – ареал тундры и гор противоположны, значит и типы характеров будут противоположны. У жителя тундры спокойный, уравновешенный, у горцев взрывной, импульсивный. Социальный фактор — Дети, оставшиеся в первые месяцы жизни вообще без внимания взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход, либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эмбриональном состоянии. Это может свидетельствовать о том, что наличие человеческого мозга – далеко не главное условие человеческого развития. Недостаточно родиться человеком, чтобы стать им. Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. Если эти условия звериные – волчьи, собачьи, ребенок вырастает зверем соответствующего вида. Человеческая психика не возникает без особых, культурных условий жизни .

Связь педагогической и возрастной психологии. Неразрывная связь существует между 2мя направлениями, в которой педагогика опирается на знания возрастной психологии.

Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста

В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, восстановления системы ясельного образования детей раннего возраста, успешно функционировавшей до 80-х гг. ХХ в.: созданы программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но организовать с оптимальной эффективностью воспитательно-образовательный процесс с детьми раннего возраста в группе непросто, ведь необходимо разобраться в технологиях и выбрать ту, которая соответствует данной группе детей, их уровню здоровья, развития, а также особенностям самого педагога. В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста:

· ясельные группы; центры игровой поддержки, группы кратковременного пребывания;

 

Эти формы задают широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания маленького ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду в специально созданной группе. В этих группах работают в основном одни и те же специалисты. Им необходим универсальный механизм планирования работы, который позволил бы организовать единую систему развития детей и решать задачи в соответствии с потребностями и особенностями детей раннего возраста. Сотрудниками дошкольного отдела Федерального института развития образования г. Москвы под руководством Т.Н. Дороновой подобраны и экспериментально апробируются игры и игровые упражнения, направленные на формирование у детей от 1 года до 3 лет двигательной, музыкальной, речевой активности, на развитие коммуникативных навыков, формирование сенсорной сферы ребенка. Одним из критериев подбора игр и игровых упражнений является единство в содержании деятельности дошкольников. Взрослые, окружающие детей (специалисты, воспитатели группы, родители), используют одни и те же игры: «Ровным кругом», «Паровоз», «Бусинки», «Воробушки и автомобиль», «Зайка серенький», «Мой веселый звонкий мяч» и др. Ребенок быстрее принимает ситуацию и проявляет активность, потому что знает игру и игровое упражнение. Чем младше ребенок, тем ярче проявляется эта особенность. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие умения, навыки, не будучи подкрепленными, в дальнейшем легко могут разрушиться.

17 стр., 8312 слов

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным ...

... психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и двигательной деятельности детей с церебральным параличом. Детский церебральный ... детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия [18]. Гиперкинетическая формахарактеризуется преимущественным поражением подкорковых образований ...

Еще одним критерием при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в процессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной. В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии).

Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Они сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией. Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом.

 

3. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня ДО

Планирование физкультурно-оздоровительной работы – оптимальное распределение ресурсов дошкольной организации для реализации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Задачи- Сохранение, поддержание, обогащение здоровья детей на основе комплексного и системного использования средств доступных для д/сада

Конструктивное партнёрство семьи и педагога.

Медико-профилактическая деятельность.

— мониторинг здоровья, организация питания физическое развитие фито чаи закаливание

— контроль и помощь в обеспечение требований санитарно эпидемиологических нормативов.

— физкультурно- оздоровительные мероприятия

Утренняя зарядка, физ минутки в процессе деятельности, бассейн, физкультурные занятия.

игры на воздухе, спортивные развлечения,праздники,

Сотрудничество с семьёй- консультации папки передвижки, беседы конкурсы.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

6 стр., 2789 слов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО ...

... формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Объект исследования - двигательное развитие. Предмет исследования - особенности использования самостоятельной двигательной деятельности как средства двигательного развития детей дошкольного возраста. Цель работы - определить эффективность двигательного развития детей дошкольного возраста. ...