Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.

Подготовили: Бодрова Екатерина, Боева Анна, студентки 2 курса магистратуры 207 гр.

 

Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.

Здоровьекак категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обусловлена пониманием людьми важности состояния здоровья для творческой, активной, социально-полезной и главное трудовой деятельности личности.

Сегодня такое понимание практически ничем не наполнено: ценность здоровья и здорового образа жизни лишь декларируется в обществе, конкретные реалии современной жизни, условия образовательных учреждений не позволяют не только материально (отсутствие должной спортивной базы для укрепления здоровья и занятий спортом, отсутствие материальных возможностей в большинстве российских семей, имеющих детей и др.), содержательно (отсутствие методических рекомендаций, основанных на конкретном возрасте, индивидуальных особенностях, физическом состоянии ребенка и др.), но главное — концептуально оснастить, наладить, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Значительная доля ответственности за сохранение и приумножение здоровья сегодня в России возложена на медицину. Однако отечественная медицина занимается в основном лечением заболеваний, чего недостаточно, особенно в связи с ухудшения здоровья нации по основным качественным характеристикам народонаселения (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности), что также является значимым показателем кризиса качества жизнедеятельности российского населения.

Вышесказанное рассматривается как серьезный фактор риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития нации, экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.

Приходится констатировать, что на протяжении последних 20 лет прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости и травматизма детей и подростков, снижения показателей уровня физического здоровья и физической подготовленности, увеличения доли подростков, непригодных к службе в

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:

· ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

· низкий уровень организации питания обучающихся;

· отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

· нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

· отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

· несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

· увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

· распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

· недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

· низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования и др.

Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах

Однако и здесь имеется много проблем: в большинстве образовательных учреждений применяются недостаточно эффективные формы работы по охране здоровья обучающихся, слабо используется имеющийся потенциал для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования целостного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях до сих пор ориентировано на достижение нор-мативных требований, на реализацию декларированной государственной программы, а на не на удовлетворение двигательной потребности каждого обучающегося, без учета его интересов и потребностей. В результате этого с каждым годом увеличивается количество обучающихся, которые считают, что физическое воспитание является скучным, а преподаватели не знают потребностей и ожи-даний молодых людей, либо игнорируют их.

7 стр., 3437 слов

1. Обучающиеся обязаны:

... и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.   4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение ... соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности учреждения; принимает решение о ...

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса, является актуальной проблемой российского образования.

Вышесказанное определяя актуальность позволяет в качестве одного из продуктивных путей ее решения назвать разработку модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.

В предлагаемой модели:

· ценность «здоровье» рассматривается как ключевая поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;

· само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности.

· значимое место придается здоровью педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления школькника,, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

 

Разработка модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникамосновывается на имеющихся документах, законодательно-правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям, а также основных нормативных документах, обеспечивающих функционирование системы отдыха детей и молодежи, регламентирующих различные отношения в рамках системы организаций и физических лиц:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации « Об образовании».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

5. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

6. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Важным постулатом в разработанной модели выступают следующие положения Закона РФ «Об образовании», ст.51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»:

«1. Общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

9 стр., 4133 слов

Психосоматическая модель возникновения и развития аллергических реакций немедленного типа, ра

Психосоматическая модель возникновения и развития аллергических реакций немедленного типа, разработанная с помощью НЛП. в журнале Вестник НЛП №28. Введение. Иммунологическая модель аллергии. Эмоаллергены и эмоаллергия. Модель эмоаллергии. Психологические причины возникновения аллергии. Объединенная модель аллергии. Обсуждение объединенной модели. Модель порога аллергического стресса. Литература. ...

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».

Критериями и показателями эффективности представляемой модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам выступают:

· учет особенностей возраста (реализация возрастного подхода);

· целенаправленность и лонгитюдность использования методов;

· представленность технологий обучения жизненным навыкам (в том числе помощи интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы);

· представленность технологий обучения навыкам противостояния негативному давлению (коммуникабельность, самоуважение) в соответствии с индивидуальным уровнем развития обучающихся;

4 стр., 1975 слов

Творческое самостроительство личности и технология ее формирования в техническом вузе

... формирование и развитие у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности ... сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, поиск смысла жизни, обретение личной свободы, воспитание нравственности. ... Пилиповский следующим образом характеризует названные модели [1]. Традиционалистская модель основана на консервативной (в ...

· направленность на взаимное положительное влияние обучающихся друг на друга;

· представленность технологий формирования социально одобряемых норм поведения;

· ориентация на приобретение знаний, умений и навыков;

· проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

· Проблема развития и воспитания здорового поколения носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Вместе с тем сегодняшняя образовательная практика в основном опирается чаще всего на одномерные, монофакторные модели.

· Одна из актуальных проблем современного общества – воспитание личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром, закладываются базовые ценности, в том числе и здоровье (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д. Грэхэм, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Х. Кемп, Р. Кэмпбелл, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Л.С. Славина, Б. Спок, Д.Б. Эльконин и др.).

 

Принципы, составляющие методологическую основу модели:

· научности, предполагающий реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованные и проверенные здоровьесберегающие технологии;

· природосообразности, исходящий из учета возрастных и индивидуальных особенностей нормально развивающегося ребенка;

· сознательности и активности, предполагающий формирование у ребенка ценности здоровья с малых лет, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья;

· приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении процесса личностного развития ребенка как ведущего звена в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе школы. При таком подходе обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель;

7 стр., 3447 слов

Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие

«Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие» Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования и развития социально - перцептивного стиля личности руководителя. 1.1. Особенности взаимоотношений в системе «руководитель-подчинённый». 8 1.2. Формирование и развитие социально-перцептивного стиля как проблема организационной психологии. 23 ...

· связи теории с практикой, заключающийся в практикоориентированном подходе и индивидуальной направленности разрабатываемой концепции;

· субъектности здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, предполагающий свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности с учетом собственных интересов и состояния физического и психического его развития;

· здоровье-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий единство формирования здоровой и интеллектуально развитой личности.

Центральное положение модели: здоровье есть критерий образования. Суть модели: педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в формировании у субъектов педагогического процесса:

· способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;

· мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

· культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

Воспитательная ценность модели состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

5 стр., 2238 слов

Роль неформальной среды в процессе социализации подростков

... процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [4] Таким образом, новым течениям и стилям обеспечивается привлекательность в среде ... современные подростки? Социализация - процесс формирования личности, в ходе которого ... началом работы, семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультуры ... здоровья и социального поведения. Латентно, на более глубинном уровне культуры идут процессы ...

Критерии работы с детьми и подростками в рамках реализации предлагаемой модели:

· массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах здоровьеукрепления;

· дифференцированность подходов к определению интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы;

· выборность сфер деятельности и общения в пространстве свободного времени.

· Здоровьесберегающая, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения определяется как совокупности управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации школьников на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

· Здоровьеформирующее образование – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.

К основным принципам здоровьеформирующего образования относится:

1. Системность.Здоровье является целостным многомерным понятием. На состояние здоровья оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Формирование концепций здоровья должно быть на основе взаимообусловленного сочетания медико-биологического знания и ориентации человека как субъекта деятельности.

2. Превентивность. Задача педагогической науки – создать превентивную педагогику, которая смогла бы предупреждать возможности педагогических отклонений и находить средства их устранения. Сущность принципа превентивности состоит в изучении причин, факторов, закономерностей отклоняющегося поведения детей и молодежи; применении методов его предупреждения и коррекции; формировании установок здорового образа жизни.

3. Сферность (междисциплинарность).

Понятие «здоровье» сферно, междисциплинарно. Оно стало активно рассматриваться в исследованиях по самым разным научным направлениям. Это стало возможным и благодаря тому, что термин оказался «своим» и для житейского, и для научного знания, как академической, так и прикладной форме. Сущность принципа сферности (междисциплинарности) состоит в том, что здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компонента и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.

4. Поэтапное формирование здорового образа жизни:

1. усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний. На основании знания окружающей реальности у субъекта формируются определенные позиции (тревога; ужас; волнение; сомнение; интерес; воодушевление; радость; уверенность; наслаждение; покой и другие), которые представляют собой эмоциональные предрасположения к формированию мотивации здорового образа жизни.

2. формирование мотивации здорового образа жизни: мотивационная установка; желание; убеждение; привычка; интерес; направленность личности.

3. самоопределение личности, то есть осознанный выбор здорового образа жизни; осознание себя субъектом данной деятельности. Критерием осознанного выбора здорового образа жизни является ориентация личности на развитие знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, формированию культуры здоровья. Здоровый нищий счастливее больного короля (А.Шопенгауэр).

5. Социокультурная направленность личности.Показателями социокультурной направленности личности являются: конкретизация жизненных целей; самоидентификация; коммуникативные умения инавыки; отношение к культурным нормам; самосохранительное поведение, которое играет важную роль в формировании позитивного отношения индивида к здоровому образу жизни. Под принципом социокультурной направленности личности можно понимать процесс формирования системы мотивов, ориентирующих человека на созидательную деятельность, здоровый образ жизни, признание себя субъектом собственного развития. Еще Д. Лэббок писал, что здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

6. Здоровьесберегающая образовательная среда образовательного учреждения. К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести:

1) гуманистическая направленность эмоциональ-поведенческого пространства;

2) учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

3) всемерное развитие творческой личности;

4) организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

5) содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм;

7) коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

8) оздоровительная система физического воспитания;

9) разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

Готовность педагога к здоровьеформирующей деятельности.

Умение педагога подойти к обучающемуся (воспитаннику), найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, внушить ему, что негативизм к собственному здоровью ничто иное, как игра с судьбой, сегодня является одной из важнейших задач педагогической деятельности. Педагог должен уметь:

1) донести до обучающегося суть ценности здорового образа жизни;

2) сформировать у обучающегося мотивы сохранения и укрепления своего здоровья;

3) создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности;

4) создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками накопления собственного здоровья. У В.А.Сухомлинского есть следующие слова: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся представляет собой сложную проблему, решение которой зависит не только от: состояния самих обучающихся; объема и структуры учебного материала; применяемых технологий обучения; но также от: соблюдения периодичности в организации циклов деятельности; устранения имеющихся точек сбоя; пополнения запасов энергии обучающихся; усиления их учебных возможностей, и т.д.

Процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, формирования у них культуры здоровья имеет следующиеценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса

Обучающийся (воспитанник): осознание причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений.

Семья обучающегося (воспитанника): осмысления мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка.

Педагог: открытие системы ценностей обучающегося (воспитанника) внутреннего происхождения.

Привлеченные специалисты, организации: достижения соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями.

Цель данной модели – сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:

Обучающийся (воспитанник): осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни.

Семья: удовлетворение потребностей обучающегося (воспитанника) в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания.

Педагог: сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и навыков, здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий и стратегий.

Привлеченные специалисты, организации: межведомственная, межсекторная и межоргани­зационная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний непедагогизированной среды.

Психолого-педагогическая модель предполагает реализацию следующих функций субъектов сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях:

· обучающийся (воспитанник): самореализация (взаимодействие с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации);

· семья обучающегося: психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей подростка, снятие стресса, нормализации работы нервной системы, психики в целом, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил);

· педагог: эстетически-познавательная (эстетическое развитие личности, организация взаимодействие с миром природы для интеллектуального развития личности);

· привлеченные специалисты, организации: психотерапевтическая (взаимодействие для гармонизации межличностных отношений, децентрализация управления, оптимизация инфраструктуры учреждений).

В модели, в соответствии с обоснованными субъектами процесса, выделяются четыре основныхаспекта сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательном учреждении: личностный, командный, образовательный, деятельностный аспекты.

Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья обучающихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:

— воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

— пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;

— представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Обучающийся (воспитанник) должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.

 

Диагностика и экспертиза образовательной среды школы

В последние годы школы приобрели большую свободу и самостоятельность, вопрос о диагностике качества образовательной среды становится крайне актуальным сейчас.

Слайд 2. Предметом диагностики образовательной среды школы выступают их выпускники, а точнее, их зрелость, т.е. готовность ко взрослой жизни, она включает в себя:

— интеллектуальную зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение познавательной проблемы, критическое мышление и т. д.);

— социальную зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);

— личностную зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои инициативы);

— эмоциональную зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т. д.).

Поэтому школа эффективна в той мере, в какой она:

— воспитывает личность, способную жить в ситуации быстрых социальных изменений, требующих принятия адекватных самостоятельных решений;

— готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

— удовлетворяет запросы родителей и социокультурной сферы.

Слайд 3. 2 аспекта деятельности школы:

1. изучение взаимодействия школы и социальной среды, элементы: • совокупность ориентации семьи в сфере образования; • участие родителей в школьной жизни; • использование социокультурных возможностей среды; • подготовка к позитивному преобразованию среды.

2. изучение внутренних ресурсов школы, возможностей для саморазвития, включает в себя инициативу и инновационную деятельность педагогов, валеологический компонент образования, характер взаимодействия учащихся и учителей, характер взаимодействия в педагогическом коллективе, создание условий для развития зрелости учащихся.

Слайд 4. Средовая диагностика дает возможность судить о состоянии среды и личности и включает:

1) определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;

2) обследование реальной среды и оценивание ее возможностей

3) определение бытующих у детей значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;

4) определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для ее обитателей;

5) определение типа личности ребенка на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).

Слайд 5. В качестве интегральной результирующей характеристики образовательной среды И. М. Улановской, Н. И. Поливановой, И. В. Ермаковой (1997) был выбран критерий психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих. Они разработали диагностический пакет, включающий 3 блока методик:

1 — направлен на качественную и соответствующую возрастным особенностям диагностику результатов воздействия образовательной среды (интеллектуальные способности детей, их социальные и индивидуально-личностные особенности, мотивационная сфера).

2 — специфические особенности тех средств, которыми конкретная школа достигает своего развивающего эффекта (анализ организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель— ученик», исследование социально-психологической структуры классов и выявление значимых критериев формирования межличностных отношений между учащимися, описание существенных характеристик психологического климата школы).

3 — процедуры для выявления внутренних целевых установок, определяющих специфику и эффективность воздействия образовательной среды школы на все аспекты психического развития учащихся.

Слайд 6. Программа диагностики образовательной среды, разработанная С. Д. Дерябо (1997), основывается на представлении о том, что любая образовательная среда должна способствовать сохранению и укреплению здоровья учеников, развитию их познавательной и личностной сферы. Общий показатель развития личности ученика и класса складывается из 3 оценок: состояния соматического здоровья, развития познавательной сферы, развития личностной сферы.

Слайд 7. В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина, Н. И. Алмазова (1998) в качестве одного из критериев эффективности образовательной среды рассматривают социальную комфортность, которая может включать такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, оценка характера взаимоотношений учащихся друг с другом.

Основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: • взаимопонимание и удовлетворенность субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; • преобладающее позитивное настроение субъектов образовательного процесса; • авторитетность руководителей — директора и педагогов; • степень участия всех субъектов в управлении образовательными процессами; • сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса; • продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.

Слайд 8. 2 подхода к оценке образовательной среды:

1) Диагностический подход: а) анализ структурных компонентов; б) изучение результатов воздействия среды на ее участников (как правило, на учеников и в значительно меньшей степени на педагогов и других участников); в) сочетание первых двух. Ясвин рассматривает психолого-педагогический комплекс возможностей образовательной среды на основе системы личностных потребностей, выделяемых А. Маслоу и Е. А. Климовым: • возможность удовлетворения физиологических потребностей; • возможность удовлетворения потребности безопасности; • возможность усвоения групповых норм и идеалов; • возможность удовлетворения социальных потребностей (любви, уважения, признания); • возможность удовлетворения потребности в значимой деятельности; • возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки; • возможность удовлетворения и развития познавательной потребности в области интересов; • возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в области интересов; • возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; • возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; • возможность удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле; • возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации.

2) Экспертный подход – нацелен на комплексную оценку ее развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей (С. Л. Братченко, 159 Г. А. Мкртычан, А. Н. Тубельский).

Экспертиза как метод предполагает ориентацию на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого является главным «инструментом» исследования. В этом отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.

Слайд 9. Программа психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, предложенная В. А. Ясвиным, который считает, что экспертиза может осуществляться как независимыми специалистами, так и «включенными экспертами» — администрацией, педагогами, родителями, а также учащимися. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в среде условий и возможностей для развития активности ребенка и его личностной свободы.

4 типа образовательной среды по Я. Корчаку:

— догматическая — способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;

— карьерная — способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка; — «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

— творческая — способствующая свободному развитию активного ребенка.

Ясвин выделяет параметры образовательной среды: • широта образовательной среды — структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду; • интенсивность образовательной среды — структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; • осознаваемость образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса; • эмоциональность образовательной среды — характеризует соотношение в ней эмоциональных и рациональных компонентов. Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, яркой, так и эмоционально бедной, «сухой». На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток профиль учебного заведения; • доминантность образовательной среды — характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; • когерентность (согласованность) образовательной среды — показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она тесно с ней связана, глубоко интегрирована в нее; • социальная активность образовательной среды — показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала; • мобильность образовательной среды — способность к органичным эволюционным изменениям; • устойчивость образовательной среды — характеризует ее стабильность во времени; • обобщенность образовательной среды — характеризует степень координации всех субъектов образовательной среды. Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения.

Слайд 10. Гуманитарная экспертиза (Братченко, Сенько, Тубельский) — это экспертиза глубинная и личностно-ориентированная, так как в центре ее внимания находится человек как личность.

С. Л. Братченко вводит понятие «психолого-педагогической экспертизы», которая направлена на педагогическую реальность, определяется гуманистическими ценностями, ориентирами, принципами, средствами и методами изучения. Объекты гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО): 1. Учащиеся. 2. Преподаватели. 3. Учебно-воспитательный процесс. 4. Уклад жизни школы. 5. Среда и окружение.

Слайд 11. Психологическая безопасность образовательной среды выделяет две главные функции — защитную (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья и т. п.) и развивающую (данная фиксация — не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников).

Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды

Проблема референтных отношений имеет давнюю традицию в социальной психологии. Несколько подходов к трактовке понятия «референтная группа»: 1) как стандарт, отправная точка, которую человек использует для формирования своей оценки ситуации, суждения о ком-либо и о себе самом; 2) в качестве такой группы, в которую человек стремится быть принятым в качестве равноправного члена или, если он уже является членом этой группы, сохранить и упрочить свое положение в ней, называется «нормативная референтная группа»; 3)в качестве такой группы, взгляды которой формируют основу восприятия мира отдельным человеком.

1.Значимый эмпирический критерий психологической безопасности образовательной среды — отношение к ней: позитивное, нейтральное или отрицательное, замеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).

2.Не менее важным фактором в оценке качества образовательной среды школы может стать показатель удовлетворенности отдельными составляющими школьной среды.

3.Понятия удовлетворенности и благополучия синонимичны. Психологическое благополучие — гармония сферы чувств, эмоций, ощущение внутреннего равновесия; социальное благополучие — удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении.

4. Еще одним значимым критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать удовлетворенность ее субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде.

5.Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы.

Диагностические показатели психологической безопасности образовательной среды: интегральный показатель отношения к среде, индекс психологической безопасности, индекс удовлетворенности образовательной средой.

Слайд. Психологически безопасная образовательная среда – такая среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с определенной системой отсчета, либо сравниваться между собой.

2 типа диагноза: 1) диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака, когда данные соотносятся с нормой или с каким-то критерием 2) диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности тех или иных качеств, с использованием сравнения получаемых данных внутри обследуемой выборки, ранжирования испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения полученных данных с критерием.

Задачи диагностического исследования: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

Психологическая безопасность образовательной среды школы — сложное структурное образование, компонентный состав которого имеет свои особенности в оценках субъектов учебно-воспитательного процесса.

 

Дни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями.В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется.В теплое время года — вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной,шуточной форме.Детям и родителям предлагают выполнить,различные веселые, задания,прежде чем они попадут в группу:это может быть«полоса препятствий»,загадывание загадок о спорте и так далее.

На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.

Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя.В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения,соревнования,конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное,необычное оформление территории детского сада,групповых участков способствует подъему настроения,повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной,самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы,другие физкультурные мероприятия.

Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей ,в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года –пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается.

В день здоровья необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность детей. Этому могут способствовать подвижные и дидактические игры, в которых основным видом движения являются прыжки, метание, лазание, бег. В самостоятельных играх эти виды движений занимают незначительное место.

Количество игр в течении дня планируется от 4 до 6. Продолжительность каждой игры 6 – 8 минут.

Обогащению двигательной деятельности способствует вынос на прогулку разнообразных физкультурных пособий и оборудования. Помимо стандартного оборудования,целесообразно выносить легкие переносные пособия типа досок, лесенок,легких ящиков,из которых дети могут по желанию составлять разнообразные спортивные комплексы для выполнения тех или иных движений. Такие пособия как обруч, скакалка,кегли, мяч для младших дошкольников вполне доступны.

Особое внимание следует уделить второй половине дня .Целесообразно включить в этот период физкультурный досуг длительностью15 – 20 минут, прогулки за пределами участка детского сада. Положительные эмоции снимают утомление.

Средняя группа

День здоровья – день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.

В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные.Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения,прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Прогулки проводятся в первой половине дня, продолжительностью20 минут в одну сторону, общая продолжительность1 – 1,5 часа. Во время прогулок широко используется природный материал (камушки,шишки, песок,вода).

Требование к подбору и продолжительности игр такие же,как и в младшей группе. Помимо физкультурно–оздоровительной работы, в дни здоровья включаются и различные виды трудовой деятельности детей (работа в огороде, уборка территории, сбор урожая и тому подобной).

Каникулы

Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.

Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. Особое внимание нужно уделить рациональной организации ежедневной двигательной деятельности, как одному из условий оздоровительной работы с детьми. Этому способствует широкое использование разных видов физических упражнений: гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения. Один – два раза в неделю целесообразны физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Удовольствие доставляют детям взаимные посещения разных возрастных групп – «приход в гости», выставки детских работ, драматизация известных сказок, концерты детской самодеятельности с участием взрослых. Следует предоставлять больше возможности для свободного обучения детей в процессе различных видов самостоятельной и организованной деятельности.

Старшая группа

День здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры,спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения,игры – эстафеты,пешеходные и лыжные прогулки,простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками,поощрять стремление к достижению высоких результатов при выполнении разнообразных физических упражнений,элементов спортивных игр, в подвижных играх, играх– эстафетах.В день здоровья с детьми старшего дошкольного возраста организуются простейшие туристические походы. В теплый период года общая их продолжительность не должна превышать2,5 – 3 часа, с привалом не менее часа и отдыхом после каждых 25 – 30 минут по 5 – 10 минут.Детей во время похода сопровождают не менее 2 – 3-х взрослых. На привале организуется активный отдых детей – игры и упражнения в природных условиях, солнечные ванны, купание,эстафеты. Желательно проводить поход в виде увлекательной тематической игры или использовать заранее разработанный сценарий.

В зимний период можно проводить лыжные походы продолжительностью до 2,5 км (в два перехода).

В содержание лыжного похода включаются игры с элементами спортивного ориентирования(ориентировка на местности с использованием карт – схем).

Можно организовать детей для участия в республиканских днях бегуна,лыжника, велосипедиста,пловца. Такие мероприятия проводятся на территории учреждения или используется стадион, бассейн,парк.

Каникулы

Организуются каникулы в начале первой недели января и последней недели марта,что связано со снижением работоспособности детей и повышением заболеваемости детей в этот период. Организация режима дня и содержания педагогической работы должны быть направлены на создание оптимальных условий для активного отдыха детей;увеличение объема двигательной активности,обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма.Важно не только снять утомление детского организма,но и создать условия для самостоятельной деятельности детей.

Так же,как и в средней группе, снимаются на каникулярное время традиционные учебные занятия,за исключением физкультурных и музыкальных.Освободившееся время используется для различных форм и видов организационной и самостоятельной деятельности детей.

Наиболее эффективны для старших дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера,всевозможные викторины и детские концерты.Пользу приносят и разные виды трудовой деятельности:дежурство по столовой, в уголке природы,уборка участка,выполнение отдельных поручений и тому подобное.При этом важно не только организовать коллективный труд, но и создать условия для трудовой деятельности,возникающей по инициативе самих детей(уход за животными и растениями,подклейка книг,изготовление поделок и много другое).