Модель формирования Российской идентичности
Риффель Наталия
2Б3
Иркутск
2010
Цель: Формирование идентичности подростка
Психологические возможности подросткового роста
1) Считается ли десятилетний ребёнок подростком?
2) Причина психологических трудностей подростка связана с половым созреванием?
3) Чувство взрослости является новообразованием подросткового возраста?
4) Является ли внешний вид подростка источником конфликта?
5) Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре?
6) Почему подростку так нелегко с самим собой?
7) Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?
8) Каковы основные психологические особенности подросткового возраста?
9) Что называется подростковым комплексом?
10) Что становится главным для подростка в школе?
Вывод
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто.
Интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения также достаточно различны.
Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
1. Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. ќто некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «он уже не ребенок».
Психология подростка и юношеского возраста
... подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе. Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, ... физическими и психическим возможностями. Однако многие считают, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне. Психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к внутреннесемейным ...
2. Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. ч то возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «я ребенок и хочу оставаться им».Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника.
В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного.
Одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно),что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов.
От чего повышенно-либеральное «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Содержательная часть
Этапы формирования:
1) Когнитивный
Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
2) Деятельностный
Совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм.
Принцип единства сознания и деятельности — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.
Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...
... хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее ... и знаками); разделенностью между двумя субъектами; направленностью на объект. Структура деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая ...
3) Аксиологический
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
Технологическая часть
Формы и методы
Проведение урока по патриотизму
Основная цель тематических уроков — воспитание уважительного отношения в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения, воспитание высоких моральных качеств и нравственных устоев. Уроки должны дать возможность школьникам прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за отечество, проявить уважение к тем ветеранам, которые окружают нас.
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения урока являются:
- раскрытие значимости Великой Победы;
- представление Победы, как результата героических усилий многонационального народа;
- опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в защите Родины выпускников школы, местных жителей, рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне;
- опора на семейные архивы учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.);
- опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, кубановдению, другим предметам, на которых изучались материалы по истории Великой Отечественной войны;
- использование социокультурных возможностей Краснодарского края при проведении занятия;
- использование наглядного материала, фонозаписей музыкальных произведений.
Важно действиями участников урока символически увековечить память о Победе советского народа в войне: посадить аллею Славы, Победы, продемонстрировав непрерывную связь поколений: от благодарных мирных жителей 1945 года, встречающих победителей букетами сирени, к благодарным потомкам 2010 года, возрождающих этот символ Победы.
При организации и проведении подобных мероприятий необходимо в максимальной степени и эффективно использовать все имеющиеся возможности и ресурсы: фонды библиотек; материалы музеев; наличие мемориалов и памятных мест, связанных с историей Отечественной войны; видеофильмы о военном времени и т.п.
В этот день целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. В музеях можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны; оформить экспозиции, созданные из документальных материалов и вещественных экспонатов, собранных во время туристских походов и путешествий непосредственно на местах, где проходили военные события; предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.
На уроке возможно использование следующего оборудования:
-
ксерокопии плакатов военных лет, продовольственной карточки, солдатский котелок;
- треугольник фронтового письма, кусочек черного хлеба (размер нормы военного времени), вещмешок, кисет, каска или что-то иное;
- «галерея портретов» (полководцев, солдат, детей-участников войны, облика городов … военного времени);
- творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, сообщения, проектные работы по тематике Великой Отечественной войны;
- предметы быта военных лет; фотографии, предоставленные семьями учащихся для проведения школьных или классных мероприятий;
- фрагменты кинофильмов: «Будь проклята война», «Стратегия победы», «Битва за Москву», «Военачальники. Георгий Жуков», другие;
- настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и другие карты (отдельных сражений, показ действий второго фронта и т.д.);
- выставки литературы по теме урока;
- компьютерные программы, посвященные Великой Победе.
Диагностическая часть
Критерии оценки идентичности |
идентичность |
|
Позитивная |
кризисная |
|
Эмоциональное отношение к самоидентификации |
валентность позитивная |
валентность нейтральная, негативная, завышенная |
Уровень дифференцированности |
Высокая дифференцированность (более 12 показателей) |
Низкая дифференцированность (менее 6 показателей) |
Представленность и наличие социальных ролей: прямое обозначение пола; обозначение учебно-профессиональной позиции |
Много ролей (более 8) Есть Есть |
Нет или мало ролей (менее 4) Нет Нет |
Представленность и наличие деятельного компонента, показателей самоэффективности |
Есть осознание навыков, интересов, социальной и деятельной успешности (высокие значения) |
не представлены совсем или выражены отдельные показатели (низкие значения) |
Представленность и наличие перспективного комплекса |
Перспективные показатели идентичности выражены наряду с другими показателями |
Перспективные показатели идентичности отсутствуют или преобладают над остальными |
рефлексия и уровень самокатегоризации |
Есть проблемное Я, ситуативное |
Низкое осознание самоидентификации |
Соотношение и наличие компонентов идентичности |
Есть все компоненты, рефлексивное Я менее выражено, чем остальные |
Отсутствуют какие – то компоненты идентичности, преобладает рефлексивное Я |
Тип идентичности, соотношение частей речи |
Есть разные части речи в самоидентификациях (гармоничный тип) |
Есть только одна часть речи или сильно преобладает только одна часть речи |
Наличие физического компонента идентичности |
Позитивная оценка физического Я |
Нет физического Я или есть его негативная оценка |
Схема
формирование идентичности
содержательная часть |
диагностическая часть |
технологическая часть |
Методика «Ценностные ориентации» Рокича
Теоретические основы
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Процедура проведения
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция
Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача — разложить их по порядку значимости лично для Вас.
Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима — она займет первое место (или получит первый ранг).
Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
-
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
- «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
- «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
- «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
- «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
- «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
- «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Интерпретация результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
Группы терминальных ценностей
«конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности |
Место в жизни |
Абстрактные ценности |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь |
|
Жизненная мудрость |
|
Здоровье |
|
Красота природы и искусства |
|
Интересная работа |
|
Любовь |
|
Материально обеспеченная жизнь |
|
Познание |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Развитие |
|
Общественное признание |
|
Свобода |
|
Продуктивная жизнь |
|
Счастье других |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Творчество |
|
Удовольствия |
|
Уверенность в себе |
|
ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная самореализация |
Место в жизни |
Личная жизнь |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь |
|
Любовь |
|
Интересная работа |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Общественное признание |
|
Свобода |
|
Продуктивная жизнь |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Развитие |
|
Удовольствия |
|
Группы инструментальных ценностей
этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности |
Место в жизни |
Ценности общения |
Место в жизни |
Ценности дела |
Место в жизни |
Ответственность |
|
Воспитанность |
|
Аккуратность |
|
Высокие запросы |
|
Жизнерадостность |
|
Исполнительность |
|
Независимость |
|
Непримиримость к недостаткам |
|
Образованность |
|
Самоконтроль |
|
Терпимость |
|
Рационализм |
|
Широта взглядов |
|
Чуткость |
|
Смелость в отстаивании своего мнения |
|
|
|
Честность |
|
Твердая воля |
|
|
|
|
|
Эффективность в делах |
|
индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические ценности |
Место в жизни |
Конформистские ценности |
Место в жизни |
Альтруистические ценности |
Место в жизни |
Независимость |
|
Воспитанность |
|
Терпимость |
|
Непримиримость к недостаткам |
|
Самоконтроль |
|
Чуткость |
|
Рационализм |
|
Широта взглядов |
|
|
|
Смелость в отстаивании своего мнения |
|
|
|
|
|
Твердая воля |
|
|
|
|
|
ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения |
Место в жизни |
Ценности принятия других людей |
Место в жизни |
Высокие запросы |
|
Самоконтроль |
|
Независимость |
|
Терпимость |
|
Непримиримость к недостаткам |
|
Чуткость |
|
Образованность |
|
Широта взглядов |
|
Смелость в отстаивании своего мнения |
|
Честность |
|
Твердая воля |
|
|
|
Эффективность в делах |
|
|
|
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
- в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
- при консультировании по вопросам карьерного роста;
- в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
- при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
- при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
- при изучении мотивационной сферы сотрудников;
- при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
- при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность).
В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.
Методика «Ценностные ориентации» Рокича/Бланк для ответов
_______________________________________________(Ф.И.О.)
Перечень А
Терминальные ценности |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
|
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
|
Интересная работа |
|
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
|
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) |
|
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
|
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
|
Творчество (возможность заниматься творчеством) |
|
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
|
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
|
Перечень Б
Инструментальные ценности |
Место в жизни |
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) |
|
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) |
|
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
|
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) |
|
Исполнительность (дисциплинированность) |
|
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) |
|
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
|
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
|
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
|
Смелость в отстаивании своего мнения |
|
Чуткость (заботливость) |
|
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
|
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
|
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
|
Честность (правдивость, искренность) |
|
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
|