Принципы организации и проведения воспитательной работы с осужденными.
К основным принципам воспитательной работы с осужденными относятся:
нацеленность воспитательных воздействий на формирование всесторонней и устойчивой готовности личности к правопослушному образу жизни;
соблюдение законности при использовании методов и средств воспитательного воздействия на осужденных;
комплексный подход к организации и содержанию воспитательной работы, охватывающий систему ее основных задач и направлений;
индивидуальный подход к исправлению осужденных с учетом особенностей их личности, совершенных ими преступлений, поведения в период отбывания наказания и условий предстоящей социальной адаптации;
организация исправительного процесса на основе привлечения к труду, обучению и другим видам полезной деятельности;
сочетание требований к поведению осужденного с гуманным обращением и уважением его личного достоинства;
восстановление и (или) сохранение социально-полезных связей осужденных; сознательное включение осужденного в исправление с формированием отношений сотрудничества между ним и сотрудником в исправительном процессе
Направления воспитательной работы с осужденными.
Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению ϲʙᴏбоды, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Нравственное воспитание осужденных к лишению ϲʙᴏбоды предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на ϶ᴛᴏй основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению ϲʙᴏбоды направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после оϲʙᴏбождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению ϲʙᴏбоды представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
9 стр., 4368 слов
Понятие воспитательной работы с осужденными и принципы ее осуществления
... осужденными и принципы ее осуществления 1.1Понятие воспитательной работы с осужденными Проблема осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы являлась всегда достаточно сложной и дискуссионной. В дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, ...
Физическое воспитание осужденных содержит в себе проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Стоит заметить, что оно направлено не только на организацию ϲʙᴏбодного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения ϲʙᴏбоды.
Методы проведения воспитательной работы с осужденными.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению ϲʙᴏбоды определены в УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При ϶ᴛᴏм широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.
Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) могут быть использованы при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Стоит заметить, что они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.
Более распространенными будут групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.).
Стоит отметить, что основной группой здесь будет отряд осужденных. Исключая выше сказанное, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к оϲʙᴏбождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.
В наибольшей степени эффективной формой воспитательного воздействия будетиндивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к оϲʙᴏбождению и т.д.
Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы.
Основы правового регулирования воспитательной работы закреплены в международных стандартах отбывания наказания в виде лишения свободы и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.
К международным документам, закрепляющим содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), провозглашающие воспитательную цель наказания в виде лишения свободы как основную.
Инклюзивное образование в Российской Федерации
... Д.В., Антипьева Н.В., Акатов Л.И. и др. Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран. Объект - история, ... и за рубежом. Предмет - проблема инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом. Задачами курсовой работы выступили: 1.Раскрытие понятия и сущности инклюзивного образования. 2.Анализ опыта ...
Правовая регламентация воспитательной работы закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 г. В первую очередь необходимо отметить, что ч. 1 ст. 9 УИК РФ определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Воспитательная работа с осужденными в ИУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний
Анализ воспитательной работы с осужденными.
Основным критерием оценки поведения осужденного является соблюдение им порядка отбывания наказания. Кроме того, при определении условий отбывания наказания оцениваются стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры для ресоциализации, иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.
Под соблюдением порядка отбытия наказания следует понимать выполнение осужденным требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка, в частности
Помимо этого осужденный обязан соблюдать иные ограничения, наложенные на него в соответствии с приговором суда, и обязательства, в том числе возмещать ущерб, причиненный потерпевшим, и трудиться на оплачиваемых работах, предлагаемых ему администрацией ИУ
В исправительных учреждениях созданы комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказаний.
У осужденного, который стремится к позитивному поведению, появляется пока лишь положительная тенденция, вызванная выработкой мотивационных стимулов иметь хорошее поведение, добро — совестно относиться к труду и обучению, участвовать в воспитательных мероприятиях. Однако данная мотивация характеризуется ситуативностью и изменчивостью.
Структура, задачи и функции воспитательных аппаратов учреждений, исполняющих наказание. Особенности планирования индивидуальной воспитательной работы с осужденными.
Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения.
Персональную ответственность за организацию воспитательной работы в ИУ несет начальник учреждения. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника ИУ, курирующий воспитательную работу, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники группы социальной защиты осужденных, медицинские работники, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, руководители кружков, члены СВО
Индивидуальная работа с осужденными — один из основных методов воспитательной работы.
Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного с ориентацией на его успешную адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности осужденного заинтересованными сотрудниками учреждения с учетом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств.
Воспитательный процесс осужденного и динамика его психических состояний
... эмоционально-волевых и других его качеств. В работе мы ставим цель - рассмотреть динамику психологии личности осужденного и воспитательный процесс. Для реализации поставленной цели нами выделены ... периоды изменения психических состояний осужденного. 2) Исследовать результаты воспитательного процесса в условиях ИТУ. Исходя из цели и задач, структура контрольной работы состоит из введения, двух ...
Индивидуальная воспитательная работа предполагает:
изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденного. Выбор и использование методов психолого-педагогического воздействия на осужденного. Разработку программы индивидуальной воспитательной работы с осужденным с учетом предложений заинтересованных служб
аттестование осужденного;
проведение бесед; проведение собеседования;
прием по личным вопросам;
дачу отдельных поручений работников ИУ с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности;
наставничество работников ИУ над осужденными, состоящими на профилактическом учете, осуществляемое под контролем воспитательных служб и с их помощью.
Планирование воспитательной работы с осужденными.
Планирование воспитательной работы осуществляется с целью координации усилий служб ИУ, общественных объединений и религиозных организаций в решении задач по исправлению осужденных.
Планирование воспитательной работы осуществляется на основе анализа деятельности ИУ, состояния дисциплины осужденных в различных условиях отбывания наказания, обеспечения эффективной воспитательной работы с осужденными по всем ее направлениям с учетом оперативной обстановки в учреждении, а также соответствующих приказов и указаний. При планировании воспитательной работы учитывается расстановка личного состава, определяется персональная ответственность за исполнение планируемых мероприятий, сроки их реализации.
Кроме воспитательных мероприятий общего характера предусматривается текущее планирование и учет индивидуальной воспитательной работы с осужденными отряда
Планирование личной работы сотрудника УИС.
Субъектом планирования воспитательной работы в ИУ является заместитель начальника колонии по воспитательной работе. Составленный план представляет собой основной документ ИУ. Планы утверждаются начальником колонии.
Этап сбора исходных материалов и данных, подлежащих учету и анализу при планировании, позволяет определить общий замысел воспитательной работы на планируемый период, особенности педагогического процесса и направления деятельности. Далее следуют такие этапы: разработка плановых мероприятий; определение сроков исполнения и исполнителей; согласование и обсуждение проекта плана, его доработка с учетом поступивших замечаний и дополнений; утверждение плана начальником колонии. В основе плана воспитательной работы должны быть: законодательство, нормативные акты по вопросам перевоспитания осужденных; статистическая отчетность и оперативные сведения о 20 всех направлениях деятельности исправительной колонии; текущие и перспективные планы деятельности ИУ в целом, а также его отдельных служб и частей; передовой опыт по перевоспитанию осужденных в ИУ страны; результаты проводившихся социологических и иных научных исследований деятельности ИУ; представления органов прокуратуры, частные определения судов, справки и акты инспекторских и иных проверок состояния исправления осужденных. Определяя структуру комплексного плана, следует руководствоваться основными формами воспитательной работы с осужденными. Основными разделами комплексного плана воспитательной работы с осужденными являются: анализ воспитательной работы за предыдущий период и постановка задач; организационные и режим- но-педагогические мероприятия; нравственное воспитание; право- вое, трудовое и эстетическое воспитание; индивидуальная работа; общеобразовательное обучение; привлечение общественности к исправлению осужденных; бытовое и трудовое устройство лиц, освобождающихся из ИУ
Передовой отечественный опыт воспитательной работы с осужденными
... опыта организации воспитательной работы. Объект курсовой работы: процесс воспитания и исправления осужденных, а так же содержание воспитательной работы. Предмет курсовой работы: передовой опыт воспитательной работы как важная составляющая процесса исправления осужденных. Гипотеза:воспитательная работа будет эффективной, ...
Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными.
Методическая работа является составной частью воспитательного процесса, одним из видов деятельности руководителей и сотрудников воспитательной службы и направлена на совершенствование качества воспитательной работы с осужденными, улучшение ее результативности.
Основными направлениями методической работы являются: изучение и внедрение в воспитательный процесс требований нормативных правовых актов, методических рекомендаций, передового опыта работы;
выработка, совершенствование и усвоение методики проведения конкретных форм воспитательной работы, реализации ее основных направлений;
обсуждение и оценка методического уровня проводимых воспитательных мероприятий, выработка рекомендаций по улучшению их содержания и совершенствование индивидуального педагогического стиля сотрудников;
подготовка к проведению лекций, бесед, тематических дискуссий по правовым, этическим и другим вопросам;
разработка тематических планов, программ, положений и других документов по организации воспитательного процесса;
самостоятельная работа сотрудников по повышению педагогического мастерства.
Основными формами методической работы являются занятия в системе служебной подготовки, научно-практические конференции, методические семинары, учебно-методические сборы, инструктивно-методические занятия, показательные и открытые воспитательные мероприятия, мастер-классы, стажировка, наставничество.
Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Особенности организации воспитательной работы в уголовно-исполнительных инспекциях можно представить следующим образом:
– воспитательная работа осуществляется без изоляции от общества. В процессе отбывания наказания у осужденного не нарушаются социально полезные связи с родителями, родственниками, семьей, что позволяет значительно расширить диапазон форм и методов воспитательной работы. Вместе с тем отрицательное воздействие оказывают неблагоприятные отношения в семье, друзья и знакомые, ведущие антиобщественный образ жизни;
– воспитательная работа осуществляется в правовых рамках, которые предусматривают для осужденных права, обязанности и ответственность осужденных за нарушение требований, предъявляемых к ним в течение срока наказания.
– воспитательная работа осложняется тем, что осужденные приходят на регистрацию в УИИ один или два раза в месяц. Это затрудняет контроль над их поведением. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций не имеют такой возможности, и все воспитательное воздействие инспектор оказывает при регулярных, но редких и коротких встречах. Поэтому для увеличения эффективности такого воздействия инспектор должен обладать определенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками;
Процесс воспитания и его результаты
... методов; формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания. Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, ... стиль педагогического руководства и др. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель ...
– воспитательная работа в УИИ реализуется через социально-педагогическое сопровождение и педагогическую поддержку осужденного.
– в воспитательной работе с осужденными преобладают формы воспитания, которые не предполагают активного участия осужденных, требуют от них исполнения заданных функциональных ролей, зачастую носят формальный характер.
Воспитательная работа в уголовно-исполнительных инспекциях осуществляется в следующих формах:
– индивидуальные беседы; – лекции; – психологические тренинги;
– включение осужденного в деятельность спортивных секций, творческих (технических и др.) кружков, молодежных организаций, волонтерских движений и др.; – воспитательные мероприятия по нравственному, правовому, патриотическому и другим направлениям.
Зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными.
В большинстве стран в основу организации воспитания положен принцип занятости, в соответствии с которым осужденные должны быть все время заняты каким-либо полезным делом. При этом в организации воспитательного процесса используется комплексное сочетание различных форм работы с заключенными: общего и профессионального обучения, физических и спортивных занятий, труда, психологической поддержки, религиозного воспитания, занятий в свободное время в кружках по интересам.
В Польше в 1958 г. была организована своеобразная исправительная система для несовершеннолетних, основанная на гуманном обращении с заключенными, где был введен более мягкий режим содержания, выработаны формы построения коллектива, способы осуществления связи с внешним миром, специфика жизни и совместной деятельности воспитанников.
Основная задача уголовно-исполнительной системы Финляндии состоит в том, чтобы обеспечить такую работу исправительных учреждений, которая бы подготовила заключенного к жизни без преступлений. Для этого на начальном этапе отбывания срока наказания в специальном оценочном подразделении на осужденного составляются отчеты по оценке риска и потребностей
В Канаде специальным персоналом и сотрудниками исправительных учреждений, прошедшими соответствующее обучение, проводятся различные курсы. Участие во всех программах добровольно, но заключенных побуждают к этому. Заключенные, принимающие участие в курсах приобретения навыков, обучаются умению решения проблем, логическому и критическому мышлению, социальным навыкам. Заключенным, совершившим насильственные преступления, предлагаются главным образом английские программы, которые предназначены для того, чтобы уменьшить риск рецидива насильственных преступлений. Самая длинная из них рассчитана на семь месяцев.
В британской тюрьме осужденные имеют возможность развиваться в различных направлениях. Для этого специально оборудованы камеры, имеются тренажерные и спортивные залы, мастерские для резьбы по дереву и занятий компьютерной графикой. Методы гуманной воспитательной работы в пенитенциарной системе Великобритании применяются в соответствии с разделением заключенных на однородные по степени социальной опасности и исправимости группы.
В тюрьмах США самое серьезное внимание уделяется вопросам исправления осужденных через продуктивно поставленный воспитательный процесс. При этом самыми распространенными про-граммами реабилитации в местах лишения свободы США являются психиатрические услуги, образование, профессиональная подготовка, участие в религиозных группах, участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах. Таким образом, образовательные программы– важный компонент исправления осужденных в США. Несовершеннолетние в США отбывают лишение свободы в молодежных реформаториях либо в воспитательных школах, где устанавливается более мягкий по сравнению с пенитенциарными учреждениями для взрослых режим отбывания наказания, применяются гуманные методы воспитательной работы.
II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии
... изд., испр. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2008. - 702с. Внеаудиторная работа Вопросы для самоподготовки 1. Чем отличаются первичные и вторичные иммунодефициты между собой? ... в тот период был практически здоров). В условиях хронического стресса, испытываемого на работе, и неблагоприятных климатических условий Санкт-Петербурга в 25-летнем возрасте впервые перенес ...
В Австрии предупреждение и профилактика употребления наркотиков – одна из приоритетных целей, которую ставит перед собой администрация любого исправительного учреждения тюремной системы. Большое внимание уделяется личной гигиене заключенных. Так, при поступлении заключенных в тюремное учреждение им в обязательном порядке предоставляется информация о правилах личной гигиены и другая существенная информация, в том числе и о болезнях, передающихся половым путем
Основным методологическим подходом к исполнению наказаний в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних в Швейцарии является конфронтационная педагогика. Она представляет собой педагогику, отличающуюся вниманием, уважением и заботливым отношением к подростку.
В Германии с 1968 г. предусмотрена такая мера уголовного наказания, как помещение в специальный молодежный дом – югендхауз. Это учреждение, в котором предусмотрены гуманистические меры воспитания и на основе специфического режима и настойчивости воспитательной работы должны быть преодолены дефекты социального развития несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная работа в югендхаузе происходит посредством школьного образования и воспитания, профессиональной подготовки, гражданского воспитания, а также культурных и спортивных занятий, участие в которых является обязанностью несовершеннолетних.
В Югославии в воспитательно-исправительных домах для несовершеннолетних правонарушителей методы гуманной воспитательной работы основаны на индивидуальном программировании, общем и специальном обучении, культурно-просветительской работе, групповой психотерапии и т.д.