Содержание
Введение 3
1. Лидерство и руководство 4
2. Профессионально важные особенности личности руководителя 7
3. Психология индивидуального стиля управления 10
4. Кадровое обеспечение процесса реструктуризации предприятий 14
Заключение 30
Литература 32
Введение
Качества руководителя – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность.
Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.
В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального стиля управления, выработки управленческого решения. Формы, методы, принципы решения этих проблем отличаются чрезвычайным разнообразием: здесь и голое администрирование, и попытки выступить в роли некоего просителя, и стремление за напускной грубостью скрыть свое неумение управлять людьми.
Опыт показывает, что низкая управленческая культура серьезно сказывается на всей жизнедеятельности организации. Одним из важных условий успешного выполнения стоящих перед организацией задач является наличие определенных личностных и деловых качеств руководителя, а также выбор оптимального стиля управления.
Целью работы является изучение личностных особенностей руководителя в процессе управления.
Объект исследования: руководство и лидерство в процессе реструктуризации компании.
Предмет исследования: методы оценки эффективности руководства/лидерства в процессе реструктуризации компании.
1. Лидерство и руководство
Для того чтобы четко определить проблему личностных особенностей руководителя в процессе управления, необходимо развести понятия «управление», «руководство» и «лидерство».
Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей [6]. Руководство – это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...
... годы. В этот период автор Руководства, являясь сотрудником Управления специального образования МО РФ, раз ... Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт ... лет и реализации по отношению к ним процесса образования. · Своевременность диагностики (ранняя диагностика). ...
Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных. Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.
Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе, навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет, скорее всего, назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же – вектором противоположного направления.
Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:
— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель – официальных отношений группы как некоей социальной организации;
— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство – элемент макросреды;
— лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
— руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
— процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
— сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя – более широкая социальная система.
Но при всех типичных различиях можно указать на имеющееся иногда совмещение роли лидера и руководителя. В таком случае руководитель-лидер, как свидетельствуют исследования деятельности успешных организаций, проведенные учеными Мичиганского университета, характеризуется следующими параметрами:
1. По сравнению с детализированным, конкретным управлением работниками, преобладает общее руководство по достижению цели.
2. Управленческой работе уделяется больше времени, по сравнению с отдельными указаниями рабочим.
Презентация на тему: Лидерство и руководство
... демократии+мах контроля Содержание деятельности: выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, ... продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать ... координирует общие усилия на видах деятельности (чаще мужчины). Основные функции лидера в деятельности: •административная; •экспертно-консультативная; • ...
3. Много внимания уделяется планированию работ и решению специальных задач.
4. К процессу принятию решений регулярно привлекаются работники.
5. Используется такой подход к работнику, который ставит его в центр трудовых интересов и способствует повышению производительности труда. При этом выражается и проявляется искренняя забота о. нуждах и проблемах рабочих [5, с. 381].
Важно отметить, что разные работники по-разному влияют на функционирование коллектива. Успех в деятельности руководителя заключается в его способности совмещать требования к успешной работе с персональным подходом к работникам, поощряемым и уважаемым за их вклад в производственную деятельность.
Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители.
Руководство как функция менеджмента, побуждающая к действиям, основано, главным образом, на инструкциях, предписаниях, указаниях, назначениях, приказах, а также включает в себя создание эффективной системы воздействия, стимулирование интересов и энтузиазма работников по достижению целей.
В ситуациях, где руководитель сталкивается с работой ранее сформированных групп, имеющих развитые навыки работы, ему нужно уделять большее внимание инструктированию и контролю для дальнейшего развития умений и навыков работников. В процессе занятия лидерских позиций, он должен уделять внимание социально-психологическому климату в группе и чувству принадлежности к ней. Следовательно, нужно уменьшить долю приказов по сравнению с разъяснительной работой.
Дальнейшие отношения лидеров с подчиненными, указывает В.А. Розанова, строятся таким образом, что от первых требуется большее проявление ответственности за выполняемую последними работу. При этом лидер ограничивает контроль и прямые указания в работе исполнителей, настраивая их на самоконтроль и проводя консультации только по отдельно взятым вопросам. При этом им рекомендуется больше общаться с работниками, поощрять идущие от них советы, устанавливать обратную связь. Чтобы развивать творческое мышление высококвалифицированных работников, лидер ставит перед ними цели, не сообщая способов их достижения.
Лидер обладает властью авторитета, а руководитель – властью полномочий. Американский психолог Дж.П. Кенджеми отмечает, что власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы. В этом есть своя опасность – власть авторитета относительно легко потерять [5, с. 381].
2. Профессионально важные особенности личности руководителя
Профессионально важные качества руководителя рассматриваются на трех уровнях: на уровне задач деятельности руководителя; на поведенческом уровне; на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Циклограмма деятельности классного руководителя. Функции и основные ...
... случаях целесообразна каждая из них. Циклограмма деятельности классного руководителя Дополните предложенную циклограмму. Для этого проконсультируйтесь ... одарённым детям в раскрытии и совершенствовании их способностей – информирование родителей, консультации со специалистами; - помощь ... на основании которого можно поощрить и наказать работника и даже уволить его. Раздел 3 постарайтесь, насколько ...
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
— психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;
— критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;
— психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
— требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
— склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;
— способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие, как:
— целеустремленность – умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
— гибкость – способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
— работоспособность – способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
— настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
— самостоятельность – способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
— дисциплинированность – подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
— инициативность – умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения [1…
**************************************************************