ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 4
1.1 Виды чувств 4
1.1.1 Высшие чувства 6
1.2 Эмоции. Классификация эмоций 8
1.2.1 Эмоциональные типы личности 9
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2.1 Типы общей эмоциональной направленности личности по Додонову Б.И. 10
2.2 Методика исследования предпочтительной направленности личности учащихся 12
2.2.1 Анализ результатов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 18
ВВЕДЕНИЕ
В индивидуальном развитии человека чувства и эмоции играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
В жизни человека целый спектр эмоциональных переживаний: беспокойство и удовлетворение, разочарование и радость, удивление и безразличие. Именно чувства формируют состояние успеха в учении — главного источника внутренних сил учащихся. Благодаря переживаниям учащийся познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. К примеру эстетические чувства развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания «полноценного» человека [1].
Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Цель исследования — теоретическое обоснование и исследование эмоциональной направленности учащихся в филиале «ПТК» УО «РИПО».
на тему: Психологические основы формирования личности посредством ...
... различий между людьми, межличностных связей, ролей личности в различных общностях. Задачи: 1. Изучить научную и специальную литературу, отражающую значение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания и осуществить ...
Задачей исследования является определение эмоциональной направленности личности с помощью опросника Б.И. Додонова.
Объект исследования: учащиеся группы 321.
Предмет исследования: эмоциональная направленность учащихся.
ГЛАВА 1 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
1.1 Виды чувств
При наблюдении восхода солнца, при чтении книг, при слушании музыки, при поиске ответа на возникший вопрос — наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они — одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…» — отмечал Ф. Энгельс [2].
Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
«Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» — говорил К.Д. Ушинский [3стр. 20].
Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.
Новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая по своему характеру и содержанию деятельность — источник новых переживаний и формирования новых чувств.
С.Л. Рубинштейн считал: «Что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности» [4 стр. 32]. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К органической чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
? по предмету
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.
Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориями ценностям.
? по силе стремления к объекту
Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими.
Психология рекламной деятельности 3
... и, следовательно, поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за поведением человека и определения мотивов, побуждающих его к ... с ним происходит, и может объяснить это; Человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину; Человек ничего не знает ни о своем ...
Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойст……..
БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2001. — 592 с.
2. Кирнос, Д. И. Индивидуальность и творческое мышление / Д. Н. Кирнос. — М.: Политиздат, 1992. — 172 с.
3. Дубровина, И. В. — Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 1998. — 160 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2001. — 612 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
6. Злобин, А. Т. Классификация эмоций: вопросы психологии / А. Т. Злобин. — М.: Академия 1991. — 175 с.
7. Додонов, Б. И. О так называемой “информационной теории эмоций” / Б. И. Додонов. — СПб: Питер, 1983. — 200 с.
8. Вилюнаса, В. К. Психология эмоций / В.К. Вилюнаса; под ред., Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
9. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. — СПб: Питер, 2003. — 560с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1999. — 176с.