План
Введение
Глава I. Состояние проблемы и ее исследования
1.1 Анализ теории памяти и проблемы способностей
1.2 Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей памяти и способности человека.
2.1 Методика оценки оперативной зрительной памяти
2.2 Методика оценки оперативной слуховой памяти
2.3 Методика исследования опосредованного запоминания
2.4 Методика. Тест Айзенка
2.4 Оценка результатов
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Отражение внешних воздействий всегда используется человеком в его будущем поведении — это и есть важнейшая особенность психики. Только благодаря накоплению индивидуального опыта у людей усложняется их поведение. У мозга человека есть очень важное свойство. Мозг получает информацию из окружающего его мира, запоминает и приумножает ее. Ежедневно человек познает что-то новое, каждый день накапливаются новые знания. Сохранение материала в памяти непосредственно зависит от участия его в деятельности человека, так как в каждый момент человека определяется всего его жизненным опытом.
Основа человеческого сознания и психической жизни человека — это память. Прошлый опыт человека — это зеркало памяти, которое проявляется в хранении, запоминании и дальнейшем воспроизведении того, чем человек занимался, что воспринимал, и о чем были его мысли.
Человеческая память плотно связана со многими психическими процессами, такими как чувства, воля и мышление.
Память непременно нужна человеку. Благодаря ей он хранит, копит и в дальнейшем использует свой жизненный опыт и определенную часть опыта других людей, которые даются человеку в виде умений, навыков и знаний.
Память — это основа всей психической деятельности человека. Только благодаря памяти можно понять основы формирования процессов человеческого мышления, подсознания и сознания. Память лежит в основе обучения и развития человека, она связывает настоящие, будущее с прошлым субъекта, и является самой главной познавательной функцией. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. « Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»?.
Актуальность
В основе способностей человека лежит память, которая является условием научения, формирования навыков, приобретения умений и знаний. Без памяти нормальное функционирование ни общества, ни личности просто невозможно.
Именно благодаря памяти выделился человек из животного царства и достиг высот, на которых сейчас он находится. Дальнейший прогресс человека этой функции без постоянного улучшения просто немыслим.
Память есть у всех живых существ, но самого высокого уровня своего развития достигла у человека. Ни одно живое существо в мире, а только человек обладает мнемическими способностями и возможностями.
Более точно человеческую память можно определить, как культурные и психофизиологические процессы, которые выполняют свою функцию сохранения, запоминания и воспроизведения информации, являющиеся основными для памяти. Эти функции отличны не только по структуре, исходным результатам и данным, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Например, есть люди, которые, с трудом запоминают, но зато хорошо воспроизводят и достаточно долго хранят в памяти информацию которую запомнили. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые наоборот, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда — то запомнили. У них больше развита оперативная и кратковременная виды памяти.
___________________
?Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. — С. 302
Поэтому в психологии память считается как компонент специальных и общих способностей. При факторном анализе многих познавательных функций она выделяется, как первичная умственная способность.
Память включена в структуру интеллекта. Память входит и в общую способность к обучаемости и учению, является непременным условием накопления запас знаний и «интеллектуальных умений».
Индивидуальные различия всегда многофункциональные. В животном мире они могут закрывать видовые различия, а у людей эти различия настолько огромны, что от них нельзя отвлекаться, так как конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя «фактор индивидуальности» и «фактор личности». Так выделяя актуальность разработки данного направления.
Даже в простых группах людей индивидуальные отличия памяти значительны. Эти отличия носят качественные и количественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, свойствами человеческого мозга или врожденными способностями или же в большей степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания?
1.12 Познавательный процесс : память. Виды. Индивидуальные особенности. ...
... исследования памяти были отражены им в книге «О памяти» (1885). Уделял много внимания изучению умственных способностей детей, ... механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека. Так, ими было установлено, что наиболее легко ... язык означает «целое», «структура», «система». Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и ...
Поэтому исследование данной проблемы является главным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Поскольку память является самой важной определяющей характеристикой психической жизни личности. Функция памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «осталось в прошлом». Никакое актуальное действие невозможно вне процессов памяти, так как протекание любого, пусть даже самого простого психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для связи с последующим. Без возможности к такой связи невозможно развитие: «человек остался бы вечно в положении новорожденного»?.
_________________
?Сеченов И. М. Элементы мысли. — Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитизад, 1947, с. 449.
Будучи самой важной характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает целостность и единство человеческой личности.
Разработанность проблемы
Память является одним из наиболее разработанных и изученных разделов психологии.
Высоких успехов в изучении памяти добились английские психологи XVIII-XIX вв., собравшие большой экспериментальный материал, который дал возможность сформулировать целый ряд теоретических положений, хотя попытки подойти к пониманию памяти мы находим уже у Аристотеля и Платона, которые думали над этими вопросами в основном с философской позиции.
Что касается именно проблемы индивидуальных различий памяти, то большое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями, такими как А.Н Леонтьев (1931 г.), П.И. Зинченко (1961г.), А.А. Смирнов (1948г.) и А.Р. Лурия (1930г.).
Цель работы и задачи исследования
Целью данного экспериментального психологического исследования является: выявить индивидуальные особенности памяти экспериментальной группы и установить их связь (если такая есть) с интеллектуальными способностями.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Дифференцированно по отдельным показателям оценить память испытуемых, выявить их индивидуальные особенности.
2. Найти общий уровень интеллектуального развития испытуемых — для оценки их способностей.
3. Установить: существует ли закономерность между высоким интеллектом и хорошей памятью.
Основные методы исследования, используемый в данной работе: тест Айзенка, в котором в большинстве используется образно логическое мышление, а также наблюдение и эксперимент.
Гипотеза
Если действительно одарённость и память идут параллельно, то всегда ли это закономерность. Существуют факты, свидетельствующие о том, что хорошая память не всегда является показателем хорошего интеллекта. Ведь далеко не всегда хорошая память обеспечивает человеку хороший интеллект, то есть память и одарённость идут не параллельно. Очень часто встречаются индивидуальные особенности памяти, но как они связаны со способностями человека и всегда ли высокий уровень интеллектуальных способностей и хорошая память идут параллельно.
Практическая значимость данной работы
Практическое значение данной работы определяется возможностью использования полученных выводов и данных в практической деятельности: в общеобразовательных учебных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми разного возраста и повышения продуктивности запоминания учебного материала.
Составить подробный план ответа на вопрос: «Типы и виды памяти»
... необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Точность воспроизведения отражает способность человека точно ... к использованию сохраненной информации. 06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения характеризует ...
Глава I. Состояние проблемы и ее исследования
1.1 Анализ теории памяти и проблемы способностей
При рассмотрении классификации видов памяти существуют самые разные подходы, они дают потенциал изучить большое количество форм памяти с различных точек зрения.
Поэтому и существует несколько прав для классификации видов памяти человека. Одно из них разделение памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, воспроизведения и сохранения материала анализатору. В первом случае выделяется мгновенная, оперативная, кратковременная, генетическая и долговременная память. Во втором случае, говорится о зрительной, осязательной, слуховой, обонятельной, эмоциональной, двигательной и других видов памяти.
Мгновенная (иконическая), память связана с удержанием полной или точной картины только что воспринятого органами чувств, без переработки полученной информации. Эта память — прямое отражение информации органами чувств. Длительность которой составляет от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, возникшее от прямого восприятия стимулов. Это память — образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение непродолжительного промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не больше нескольких секунд, примерно около 20 (без повторения).
В кратковременной памяти сохраняется не весь, а лишь общий образ воспринятого, его как более значимые элементы. Эта память происходит без сознательной предварительной установки на запоминание, но с установкой на дальнейшее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует показатель объема. В среднем он равен от 5 до 9 единиц информации и находится по числу единиц информации, которое человек в состоянии четко воспроизвести через несколько десятков секунд после одного раза предъявления ему этой информации. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А. Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным»?.
С так называемым актуальным сознанием человека связана кратковременная память. Из мгновенной памяти в нее входит только та информация, которая актуальна, интересна потребностям человека и привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, которая рассчитывает на хранение информации в течение точного, заранее установленного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Время хранения сведений этой памяти определяется задачей, которая стоит перед человеком, и рассчитано только на решение данной задачи. После этого информация может уйти из оперативной памяти.
Философская проблема человека
... В течение нынешнего века, особенно в последней его трети обостряется интерес к проблеме человека. Нарастающая критика науки и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, ... что обнаружит в секунду осознающий себя философ, должно строиться и кристаллизоваться, должно стать подлинной антропологией, и все то, что он найдет у людей настоящего и прошлого ...
Этот вид памяти по продолжительности хранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной.
Под долговременной это памятью понимают способность хранить информацию в течение поч……..
Литература
1. Немов Р.С. Психология: Учебник. — М.: Высшее образование, 2007. — 639 с.
2. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. Психология: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 752 с.
3. Голубев Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М., Педагогика, 1980.
4. Смирнов А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти (сборник статей) — М., 1967.
5. Петров А. В. Возрастные изменения памяти взрослых людей», М.- 145-160 с.
6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти — М., 1989. — 134-167 с.
7. Немов Р.С. Психология 1 и 2 том. — М., Изд — во центр Владос, 1999.
8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий — С-П., 1986. — 267-291 с.
9. Смирнов А.А. Память и её воспитание. Правда — М.,1948.
10. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. — М.,1956.
11. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд — во АПН РСФСР, 1961.
12. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., Наука, 1977.
13. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., Педагогика, 1974.
14. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение 1966.
15. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., Изд — во МГУ, 1969.
16. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4, М., Прогресс, 1973.
17. Иванов С.М. Отпечаток перстня. М., Знание, 1973
18. Хрестоматия по общей психологии. М., Изд — во МГУ, 1981, гл. Память
19. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., Педагогика, 1971.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Память: 300-344).
21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. ( Развитие высших форм запоминания: 31-64.)