Содержание
Введение …………………………………………………………….3
Глава 1 Развитие гендера. Исторические сведения………………………5
1.1.Гендер……………………………………………………………………..5
1.2. Представления о маскулинности и феминности………………………8
Глава 2 Определение мотивации и ее значение в процессе обучения……13
2.1 Определение мотивации как процесса………………………………….13
2.2. Стадиальность мотивационного процесса……………………………..15
2.3. Индивидуальные особенности мотивации…………………………….18
2.4. Мотивация и эффективность обучения………………………………..21
Глава 3 Исследование гендерных различий мотивации обучения
у старшеклассников………………………………………………………….24
3.1. Описание исследования…………………………………………………24
3.2. Методы и методики исследования……………………………………..24
3.3. Анализ исследования …………………………………………………..28
Заключение ………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………….32
Введение
Проблема мотивации к обучению у старших школьников — одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Путь к эффективной учебной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация деятельности человека 2
... человека и мотивации его деятельности; Рассмотреть виды мотивационных состояний. мотивация деятельность общение Глава 1. Потребности человека Источником деятельности человека и ... исследованию личности. Тем не менее, несмотря на такие различия, во всех подходах как ведущая характеристика выделяется направленность, под которой понимают набор неких устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность ...
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
Решающим причинным фактором эффективности обучения и результативности деятельности людей является их мотивация.
Целью данной исследовательской работы является изучение различий мотивации к обучению у старших школьников с позиции гендерной психологии.
Для достижения выдвинутой цели необходимо выполнить следующий ряд задач:
· Разобраться с понятиями гендерной психологии;
· Изучить определение мотивации и ее значение в процессе обучения;
· Разработать комплекс методик по выявлению гендерных различий мотивации к обучению;
· Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс методик по изучению гендерных различий мотивации к обучению.
Объектом данного исследования является старшеклассники.
Предметом исследования будут являться гендерные различия мотивации к обучению.
Гипотеза данного исследования: парни отличаются от девушек большей выраженностью мотива достижения.
Глава 1 Развитие гендера. Исторические сведения
1.1.Гендер
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий……….
Заключение
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основные направления в современных исследованиях.
Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры.
Нами была предпринята попытка изучения гендерных различий особенностей мотивационной сферы учеников.
Для этого, мы изучили 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции. Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, что между парнями и девушками существуют различия в проявлении мотивации достижения. То есть мотивация достижения у мужского пола выражена в большей степени, нежели у женского. Связано это может быть с незавершенным профессиональным самоопределением студентов колледжа. Мотивация аффиляции так же наиболее выражена у парней, по сравнению с девушками.
Психофизиология мотивации
... отражения доминирующей мотивации в деятельности отдельных структур и элементов мозга. Эффективным методом исследования нейрофизиологических механизмов различных мотиваций является метод ... предыдущего опыта, что необходимо для реализации поискового целенаправленного поведения и достижения результата. Возникновение эмоций, как правило, отрицательных стенических, мобилизующих ресурсы ...
В данной работе путём достижения поставленных задач мы добились поставленной цели — изучили различия мотивации к обучению у старших школьников с позиции гендерной психологии.
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, о том, что мальчики отличаются от девочек большей выраженностью мотива достижения.
Список используемой литературы
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ А. Адлер, — М.: Феникс, 1998. — 448 с.
2. Апарцева, А.О. Гендерная психология: учебное пособие / А.О. Апарцева. — Нвсб: НИПКиПРО, 2005. — 52с.
3. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения/ Ш. Берн, СПб: Прайм — Еврознак, 2007. — 318 с.
4. Буракова, Н.В. К вопросу об исследовании невербальных паттернов феминности и маскулинности// Методы психологии, Ростов — на-Д.,1997.
5. Введение в гендерные исследования. СПб: Алетея, 2001.
6. Гурко, Т.А. Гендерная социология// Социология в России. — М., 1996.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г.
8. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб. Питер, 2002. — 544 с.
9. Клецина, И.С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации// Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1999, Вып.3
10. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.
11. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1989 г. № 1.
12. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. 479 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
13. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПб.: «прайм — ЕВРОЗНАК», 2004. — 416с. — (Проект «Мэтры психологии»).
14. Рогов, Е.И. Психология отношений мужчины и женщины/ Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. — 287с.
15. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. Детский психолог. 1995 г. № 7.