60. Доминирующие инстинкты как факторы формирования личности

60.Доминирующие инстинкты как факторы формирования личности.

61.Виды и основные характеристики толпы.

62.Отрасли психологии, задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и практических отраслей психологии.

63.Методы психологии. Интроспекция, наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, сравнительно-генетический метод.

64.Соотношение осознаваемых и неосознаваемых психических процессов в жизнедеятельности человека.

65.Индивидуальные различия в восприятии. Развитие восприятия.

60.Доминирующие инстинкты как факторы формирования личности.

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденного и приобретенного умения приспособиться ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть люди с высокой, средней и низкой адаптивностью. Врожденные ее основы — инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма.

Адаптивность человека обеспечивается отобранными в эволюции, целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой ее составляющей являются инстинкты.

можно выделить семь инстинктов:

1. Эгофильный.

2. Генофильный

3. Альтруистический.

4. Исследовательский.

5. Доминантный.

6. Либертрофильный

7. Дигнитофильный

Эгофильный.

С раннего детства у такого человека проявляется склонность к повышенной осторожности: ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., не терпит боли (отказывается леченить зубы, посещать врачей).

Постепенно формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых безопасность и здоровье — превыше всего; их кредо: «Жизнь одна, и другой не будет». Эволюционная целесообразность существования подобного типа людей — в том, что они, сохраняя себя, оказываются хранителями генофонда рода, племени.

Для эгофильного характера ведущими являются следующие качества:

1. Эгоцентричность.

13 стр., 6494 слов

Факторы формирования личности

... представителей отечественной психологии сходились во мнениях, и доминирующими факторами в формировании личности признавали ... факторами формирования личности они считают психологические. Формирование личности - это начальный этап становления личностных свойств человека. Проблема формирования ... , передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, ...

2. Консерватизм.

3. Готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности.

4. Отказ от риска.

5. Тревога за свое здоровье и благополучие.

Генофильный.

Для него характерна некая разновидность эгоцентризма — предпочтение понятия Мы (под которым подразумевается семья) вплоть до отрицания Я. Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам семьи. Подобное проявляется уже в детстве такого человека: будучи ребенком, он был спокоен, когда отец и мать вернулись с работы и вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствовал семейный разлад, и в этом случае у него возникала депрессивная невротическая реакция — вместе с энурезом и т. п.

Это люди, ценящие интересы семьи превыше всего, а их кредо: «Мой дом — моя крепость». С эволюционной точки зрения они хранители семьи, генофонда, жизни.

Генофильный характер отличается:

1. Сверхлюбовью к своим детям.

2. Семейственностью.

3. Сверхзаботой о безопасности и здоровье своих детей.

4. Тенденцией к отрицанию своего Я в пользу Мы (семьи).

5. Сверхтревожностью относительно будущего своих детей.

Альтруистический.

Люди, которые относятся к этому типу, проявляют доброту, эмпатию, заботу в адрес близких, особенно пожилых. Способны отдать последнее, пусть даже оно необходимо им самим. Они убеждены, что если плохо кому-то одному, другим не может быть хорошо. Их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». В эволюционном отношении они хранители доброты, мира, жизни. Для альтруистического типа характерны:

1. Доброта.

2. Сопереживание, понимание людей.

3. Бескорыстность в отношениях.

4. Забота о слабых, больных.

5. Миролюбивость.

Исследовательский.

С раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Сначала такого человека интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественник, изобретатель, ученый — это именно он. Кредо: «Творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность данного типа очевидна.

4 стр., 1762 слов

ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

... по проблеме исследования. 2. Рассмотреть и выделить типы молодых семей. 3. Определить возможные пути диагностики семейных отношений молодых ... социально-психологического климата и отрицательную групповую динамику большого числа семей. Семья наиболее восприимчива к нормативным и ненормативным стрессам в ... 7 1.1. Молодая семья, ее задачи и особенности 7 1.2. Профили брака, типы семейных отношений и их ...

Ему присущи:

1. Склонность к исследовательской деятельности.

2. Поиск нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.

3. Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач.

4. Устремленность к творчеству.

5. Самоотверженность в реализации творческих устремлений.

Доминантный.

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как добиться желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо людей этого типа: «Дело и порядок превыше всего»; «Один — ничто, все — все»; «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому».

Эволюционная целесообразность лидеров, организаторов, политиков заключается в том, что они являются хранителями интересов и чести всего рода. Личность такого типа характеризуется:

1. Склонностью к лидерству, к власти.

2. Предрасположенностью решать сложные организационные задачи.

3. Предпочтением перспектив служебного роста над материальными стимулами.

4. Готовностью к жесткой борьбе за лидерство, за первое место.

5. Приоритетом общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

Либертофильный.

Уже в колыбели дитя протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ним.

Людям этого типа свойственны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, стремление рано покинуть родительский дом, расположенность к риску, упрямству, негативизму, нежелание выносить рутину, бюрократизм. Их кредо: «Свобода превыше всего!». Они хранители интересов и свободы (а с этим и жизни) каждого, индивидуальности, ограничивают влияние лиц доминантного типа. Им присущи:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... . Ведь открытое окно в Мир Огненный и в сердце стремление к выполнению жизненных законов устремляют дух к широкому строительству. ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... от тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что ...

1. Протест, бунтарство.

2. Склонность к перемене мест (отрицание будничности).

3. Стремление к независимости.

4. Желание реформаторства, революционных преобразований.

5. Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

Дигнитофильный.

С раннего детства человек, относящийся к этому типу, способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Он безогляден, готов поступиться всем в отстаивании своих прав, занимает неколебимую позицию «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека — на последнем месте. Во имя чести и достоинства без колебания пойдет на голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». С эволюционной точки зрения это хранители чести и достоинства Я, личности, а с этим — жизни, достойной человека.

Характерны следующие черты:

1. Нетерпимость к любым формам унижения.

2. Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства.

3. Приоритет чести и гордости над безопасностью.

4. Бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами.

5. Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с такими «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные.

Таким образом, можно выделить 7 первичных профилей личности, а значит 7 врожденных судьбоносных ориентаций, которые определяют формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае его подавления он начинает влиять на выбор еще сильнее — из неосознанной сферы.

Итак, инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека.

6 стр., 2847 слов

Психология социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя — женщины

... наук, и прежде всего –психологии. К настоящему времени в социально-психологической науке сформировалось мощное русло идей и ... облика человека, характеризуя его с точки зрения философской антропологии, как феномен, вбирающий телесность, психологию, социально-культурные факторы ... внешним обликом, и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и ...

61.Виды и основные характеристики толпы

Толпа-большая стихийная группа людей, которая подчиняется своим собственным законам.

Виды и основные характеристики толпы:

(окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т. д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т. е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.

конвенциональная толпа, т. е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т. д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.).

Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического иссле

... социальной психологии (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е. обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность: социальная психология ... обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном ...

экстатическая толпа, т. е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект. Так, мусульмане-шииты во время ежегодных траурных церемоний «шахсей-вахсей» в память своего имама аль-Хусейна и его брата аль-Хасана устраивают массовые процессии-представления, сопровождаемые коллективными ритмичными ударами цепями по спине или кулаками — в грудь. До состояния массовой религиозной экзальтации во время совместных молитв доводят себя и «пятидесятники» — представители одного из протестантских течений, которых не случайно в народе прозвали трясунами.

В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

5 стр., 2461 слов

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

... статье рассматривается один из аспектов психологического учения Августина, а именно то, как он говорит о "внутреннем человеке", т.е. о "мужском ... "Внутренний человек" в психологическом учении Августина Ф.В. Петров Представление о том, ... не причастна образу (imago) Божьему, но женщина как "человек" (homo) причастна. внутренний человек душа августин Список литературы 1. Августин. Монологи // Блаженный ...

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т. п.

62.Отрасли психологии, задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и практических отраслей психологии.

Задачи и строение социальной психологии. Социальная психология как отрасль научных знаний решает свои конкретные задачи, включающие в себя:

1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов;

2) теоретический и практический анализ источников и условий возникновения и развития, исторического и социального фона функционирования социально-психологических феноменов;

3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения (координации) своих позиций и усилий в совместном исследовании социально-психологических явлений и процессов;

4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология выполняет определенные функции, к которым обычно относят:

• теоретико-методологическую, связанную с выявлением принципов, методов и путей познания сущности исследуемых ею явлений и процессов, закономерностей и механизмов их зарождения и проявления; формированием концептуального и инструментального аппарата науки; определением направлений практического применения в общественной жизни результатов изучения социально-психологических феноменов;

• мировоззренческую, с одной стороны, заключающуюся в синтезировании современных научных представлений о природе психологии людей и ее месте в системе духовной жизни общества; с другой — показывающую, как должен осуществляться процесс формирования правильных представлений о психологических составляющих системы: человек — группа — общность — общество;

• регулятивную, показывающую, какое непосредственное воздействие и как социально-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование общественных отношений, а также пути, формы и средства эффективного управления ими;

• прогностическую, позволяющую на основе учета специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общественного сознания и духовной жизни общества;

• аксиологическую, дающую возможность определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей, общества в целом.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.

Психология религии — это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления (организационная психология) — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия слабо пока развитая отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Социальная психология личности отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.

Психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к осмыслению сущности самих социально-психологических явлений и процессов, их происхождения и роли в жизни и деятельности общества.

Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Социальная психология как наука существует в двух ипостасях. Во-первых, она разрабатывает социально-психологическую теорию, в рамках которой оформляются ее идейные позиции, отношение к изучаемым явлениям и процессам. Во-вторых, она представляет собой сферу социальной практики, в ходе которой осуществляется деятельность ученых и исследователей по распознаванию и измерению социально-психологических феноменов.

Ядро социально-психологической теории составляют методологические и теоретические основы социальной психологии, которые кратко можно представить в виде исходных положений, сводящихся к следующему:

• по своей сущности социально-психологические явления представляют собой идеальный (в смысле — нематериальный) образ окружающей социальной действительности, возникающий как результат отражения в сознании людей ее влияния и выступающий регулятором их отношений с ней;

• непрерывное взаимодействие социальной среды и индивидов, в ней находящихся (под влиянием условий жизни человек проявляет активность, трудится, совершенствуется), с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой (в интересах преодоления трудностей существования они объединяются, обмениваются мыслями и переживаниями, положительным и отрицательным опытом) — с другой, способствуют формированию и развитию общественных отношений;

• среда, общение и совместная деятельность определяют специфику психологии различных групп (повышают их организованность), однако с ростом численности этих групп роль общения и совместной деятельности уменьшается, а значение среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает (снижается уровень организованности людей);

• характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия людей, конкретными целями, преследуемыми ими в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

• все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже эмоциональными переживаниями (симпатиями и антипатиями и т. д.) индивидов, в них участвующих (Андреева Г. М., 1980);

• как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (массовое) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений.

Зарубежная психологическая наука придерживается нескольких таких подходов, реализованных ее самыми известными научными направлениями: психоанализом, бихевиоризмом, гештальтпсихологией и когнитивизмом, интеракционизмом.

Психоанализ одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в., основателем которого был 3. Фрейд.

Он поначалу скептически относился к социальной психологии, однако изменил отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Фрейд пришел к выводу: изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами. Зная последние, можно составить социально-психологический (психоаналитический) портрет этой личности. Впоследствии полученные им наработки были применены для анализа социально-психологической атмосферы многих политических эпох, осмысления роли и значения различных факторов в формировании социально-психологических характеристик личности многих выдающихся политических лидеров.

Бихевиоризм направление в западной психологии, ориентировавшее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.

Гешталътпсихология и когнитивизм в противовес бихевиоризму старались объяснить социальное поведение с помощью описания процесса познания человека. В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию.

Интеракционизм — одно из новейших направлений западной социальной психологии, которое сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов исследования, разработанных социально-психологической практикой. Обычно различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, социометрию.

Наблюдение — наиболее распространенный способ, с помощью которого исследуют социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованной обстановке, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в обычных условиях; констатирующим — когда оцениваются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе).

Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на контент-анализ, включающий в себя математическую и статистическую обработку результатов.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или из различных источников.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в

форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания; почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге учреждений коммунальных услуг; раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешев, но и менее эффективен (3—5%).

Второй предполагает уже 10—25% возврата анкет. А третий — наиболее предпочтителен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование —- метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

60−65 — Стр 2

Социометрия — метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений людей в группе).

Кроме основных, социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

63.Методы психологии. Интроспекция, наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, сравнительно-генетический метод.

Общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов исследования, разработанных социально-психологической практикой. Обычно различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод.

Наблюдение — наиболее распространенный способ, с помощью которого исследуют социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.

Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает;

в невключенном этого не требуется.

Эксперимент метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованной обстановке, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в обычных условиях; констатирующим — когда оцениваются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Тестирование —- метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психическихпроцессовбез использования каких-либоинструментовилиэталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.

Сравнительно-Генетический Метод

СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии) — путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее развития, формирования или разрушения. Известны 4 вида сравнительно-генет.метода: 1. Филогенез психики (от простейших животных до человека); 2. Историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); 3. Онтогенез психики (от рождения до смерти человека); 4. Психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики).

64.Соотношение осознаваемых и неосознаваемых психических процессов в жизнедеятельности человека.

65.Индивидуальные различия в восприятии. Развитие восприятия.

Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оце-нке и прогнозу. Это:

1) восприятие других людей (стереотипия);

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

3) познание самого себя в процессе общения(рефлексия)

4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

1)На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Стереотип есть «сокращенное», упрощенное и ценностно окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев).

2)Эмпатия это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других.

Как феномен межличностного восприятия эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатическо-го взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении.

Аттракция как механизм межличностного восприятия представляет собой познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Происходит это следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться. Следовательно, если в процессе общения посылать партнеру сигналы таким образом, чтобы: во-первых, сигнал был эмоционально значимым; во-вторых, его значение было положительным; в-третьих, чтобы этот сигнал не осознавался, партнер будет утверждать, что общение было приятным, а собеседник человеком, к себе располагающим.

3)Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

4) Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения субъекта) — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам

иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector