Оглавление
Введение
Глава I. Особенности психологической организации личности: понятие, значение и особенности формирования
1.1 Мировоззрение и формирование жизненной позиции
1.2 Ценностные ориентации личности
1.3 Особенности становления личности молодого специалиста
Глава II. Экспериментальное исследование индивидуальных и личностных свойств представителей технического и гуманитарного профиля
2.1 Постановка проблемы и выбор методики исследования
2.2 Проведение исследования и анализ результатов
Заключение
Библиографический список
Приложение. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
Методика многофакторного исследования личности Р.Кэттела
Введение
Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.
Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей.
Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути человека, Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями» [15, c.138]. Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.
«Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения»
... школе, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем ее ми-ре. С учетом особенностей младшего школьного возраста формирование ценностных ориентаций в начальной школе должно ... проблемы формирования ценност-ных ориентаций у младших школьников в процессе обучения 1.1 Понятие ценностных ориентаций Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценно-стей, признаваемых им ...
Вопрос соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Цель курсового исследования: анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля.
Предмет исследования: роль специфики профиля технического и гуманитарного в изменении индивидуальных и личностных черт.
Объект исследования: студенты первого курса Липецкого государственного педагогического университета.
Гипотеза исследования: наиболее сформированными являются индивидуальные и личностные свойства с компонентами практического, материального, профессионально-карьерного аспекта жизнедеятельности личности у представителей технического профиля.
Задачи исследования:
— провести теоретический анализ психологической литературы по указанной проблеме;
— выявить и проанализировать влияние типа ценностных ориентаций на своеобразие мировоззренческой установки студентов;
— построить «профиль личности» и отметить его своеобразие у студентов технического и гуманитарного профиля.
Направленность работы определила выбор методов исследования: анализ теоретических концепций и методических рекомендаций; тестирование; психодиагностика; математический метод обработки данных.
В ходе исследования была применена методика «Ценностные ориентации», разработанная М.Рокичем и 16-ти факторный тест Кэттела.
Глава I. Особенности психологической организации личности: понятие, значение и особенности формирования
1.1 Мировоззрение и формирование жизненной позиции
В психологии возникает вопрос о типичности тех или иных жизненных линий, о типичности тех или иных жизненных позиций для конкретной (социальной, национальной, возрастной и т.д.) общности. При этом необходимо различение таких социальных процессов, которые являются типичными для изменения общественных структур в целом, но не затрагивают уровни личной жизни индивида, от таких, которые непосредственно сказываются на росте активности личности, роли ее индивидуальных решений.
Некоторая жизненная позиция может быть типичной для данного поколения, но вместе с тем подобная позиция и связанные с ней жизненные решения, выборы и т.д. могут не вобрать в себя наиболее характерных социальных проблем данного поколения, момента развития общества и т.д. Иногда определенные социальные явления обнаруживают некоторую статистическую значимость, однако, не являются типичными с точки зрения социальных тенденций развития и изменения общества. Вместе с тем на уровне биографий отдельных групп личностей они могут оказаться социально-значимыми с точки зрения решения задач воспитания, повышения социальной активности людей в определенных масштабах. Иногда новые социальные тенденции зарождаются именно в масштабах жизни отдельных людей, чтобы затем сделаться общественным образцом, эталоном, идеалом [2, c.56].
Способы развития памяти
... давно не звонили. Ваша жизнь наладится, и память заработает как новая. Придумайте свой способ развития памяти Присмотритесь к себе, ... самом процессе. Ну, а теперь перейдем непосредственно к способам развития памяти. Развиваем память, тренируя внимание Запоминаем мы только ... вы улучшаете свою память, следовательно, развиваетесь! Самоорганизация и развитие памяти Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, ...
Итак, жизненная позиция и линия жизни личности могут находиться в разном отношении к социальным тенденциям и структурам; они могут выражать уже сформулированные, выявленные социальные проблемы или еще назревающие; они могут быть характерными, но не перспективными для социального развития данного общества, поколения, класса, нации и т.д.
Для психологии жизненная позиция — это не совокупность социальных ролей, а способ их осуществления личностью. Поэтому при изучении жизненной позиции важно избежать внеличностного подхода, т.е. направить исследование на анализ личностных эквивалентов, личностного качества, например, профессиональных выборов, семейных позиций и т.д. Возможно, например, моделирование именно таких ситуаций, где возникает несоответствие, рассогласование между объективными требованиями и способом их осуществления личностью. Например, возможно моделирование противоречия между творческим характером профессии и нетворческим складом личности. Примеренность-непримеренность личности с этим несоответствием, способ решения подобных противоречий и обнаруживают жизненную позицию человека.
Временной, т.е. динамический, параметр социальные психологи (В.А. Ядов и др.) включили в определение иерархии личностных структур, а также учли его в исследованиях ценностных ориентаций как жизненных перспектив личности [9, c.76]. Однако до сих пор проблема динамического аспекта жизни и временных структур личности остается открытой.
Методологический путь, посредством которого разрешается основная трудность исследования жизненного пути личности, заключается в том, чтобы соотнести и объединить некоторый структурный подход (выделяющий такие единицы, как события, занятия, сферы жизни) и динамический. Для этого необходимо раскрывать личностное качество и способ включения личности в эти структуры (занятия, сферы жизни): способ осуществления занятий, способ разрешения противоречий и его последствия для жизненного движения личности. В свою очередь, способ личностного разрешения ситуаций, противоречий, определяя жизненную позицию, создает новые возможности, открывающие дальнейшую жизненную перспективу.
Понятие временной или психологической перспективы разрабатывается в психологии достаточно интенсивно (К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Костенбаум и др.).
Однако в основном под психологической перспективой подразумевается восприятие личностью будущего, осознанность, структурированность будущего и т.д. То есть, во-первых, исследователи ограничиваются субъективными параметрами отношения к будущему, и, во-вторых, под перспективой имеется в виду именно будущее, безотносительно к настоящему.
Связывая понятие жизненной перспективы с концепцией жизненного пути личности, Абульханова-Славская определяет ее как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем [5, c.83]. Жизненная перспектива — это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. Конечно, образование жизненных перспектив открывает и субъективно-психологическую перспективу, однако наличие субъективно-психологических перспектив (устремленность в будущее, осознание будущего) еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т.е. жизненной перспективы (например, у подростков).
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООЦЕНКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
... Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 63-70. 3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет ... возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций и самооценки старшеклассников из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи ...
При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека.
Психологическая организация личности — одна из самых пластичных и динамичных организаций, известных науке. Стабильность, устойчивость органически сочетаются в ней с удивительной гибкостью, огромными компенсаторными резервами, возможностями перестройки, взаимозаменяемости, взаимодополнения ее компонентов, со способностью постоянно выходить за свои пределы, превосходить себя. Можно сказать, что основным способом существования личности является развитие, которое выражается в появлении личностно-психологических новообразований, переходе личностной системы на новый уровень функционирования и формирования новых психологических стратегий решения жизненных, социально-детерминированных задач. Психическое и социальное развитие личности отнюдь не ограничено какими-то определенными отрезками времени, теми или иными периодами. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и, главное, углубление связей личности с окружающим миром, обществом, другими людьми. Именно такое углубление, растущая многоуровневость отношений человека к миру — один из важных критериев прогрессивного развития личности. При этом каждый этап развития, наряду с общими закономерностями развития, характеризуется и особенными, специфичными лишь для него.
1.2 Ценностные ориентации личности
личность мировоззрение молодой специалист
Ценностные ориентации — важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями [8, c.71].
Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации .
Ценностные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы, являются проекцией духовной жизни общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения в семье, школе, определенной структурой общественных отношений.
В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.
В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались в основном внутри личностных образований — личностных смыслов (Зейгарник Б.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С.), направленности личности (Ломов Б.Ф.).
Направленность личности выделяется ими в качестве ведущей характеристики и определяется у разных авторов по-разному: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «смыслообразующий мотив».
Проблема субъективных отношений, их онтологии и гносеологии впервые была поставлена в отечественной психологии А.Ф.Лазурским. Особо Лазурский выделил отношение личности к профессии, к труду вообще, к собственности, к другим людям и к обществу. В.М.Мясищев, развивая идеи Лазурского, разработал психологическую концепцию отношений личности, дающую теоретическую трактовку их форм и видов [5, c.159].
Изучению мотивационной сферы личности в деятельности и ее направленности посвящены работы В.Д. Шадрикова.
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э.Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом и другими.
В частности Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни», как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, определяющим поведение и отношение личности, который проявляется в виде системы ценностей (творчества, переживания, отношения) [2, c.63].
Бубнова С.С. выделяет восемь значимых для личности ценностей, две из которых относятся к сфере материальной жизни, четыре — к сфере духовной и три — к сфере социальных общественных взаимоотношений [3, c.47].
При формировании мировоззрения индивид выбирает наиболее близкие ему способы регуляции поведения и соотносит свой выбор со структурой значимых для него системных ценностей. Главное, чтобы у человека сформировалась внутренняя готовность самостоятельно и осмысленно решать свои проблемы. Это приведет к осознанию ценности, например, будущей профессии, осознанию необходимости образования, общей ориентировки в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора), выделению важных жизненных целей и их согласование с мечтой, выделению ближних и ближайших целей как этапов и путей к дальнейшей цели, знанию своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять на успешность деятельности и достижений, наличию резервных вариантов выбора. Определяя личностно значимые смыслы в процессе формирования мировоззренческих установок, молодой человек становится реальным субъектом своих выборов.
Таким образом, ценности и ценностные ориентации рассматриваются как осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни, где личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.
1.3 Особенности становления личности молодого специалиста
Социализация охватывает все стороны приобщения к социальным ценностям, культуре, в ходе которых человек приобретает общественную сущность и способность участвовать в социальной жизни. Если система социализации — это суммарная форма их реализации, то идентификация — это внутренняя, личностная ее сторона, в рамках которой происходит становление и изменение структуры личности, возникновение ее как некой целостности. Именно соотнесение личности с социальными группами и институтами, основными социологическими категориями, составляет социологический аспект осмысления социализации. Наиболее продуктивным при осмыслении данного феномена выступает синтез категориального аппарата структурно-функционального, ролевого, феноменологического и марксистского подходов, позволяющих рассматривать социализацию через взаимодействие личности и социальной среды как системы и процесса, которое реализуется со стороны общества в обучении и воспитании, а со стороны личности — в идентификации, то есть самореализации и развитии.
Личность — это совокупность не только социально-позитивных черт, а целостность освоенных ею социальных качеств, характеризующих общество, социальную группу, социальную общность.
Социологический подход выделяет в личности, прежде всего, социально-типическое. В зависимости от объективных и субъективных условий складывается определенная социальная структура личности.
Опираясь на понимание сущности и структуры личности, существующее в литературе можно представить структуру личности молодого специалиста как сложное образование, включающее существующие в единстве социальные и биопсихологические характеристики.
Анализ формирования личности предполагает выделение социального аспекта, охватывающего многообразные объективно-субъективные признаки, свойства и качества индивида как результат его социализации в рамках социальных групп, общностей и институтов. Социальный пласт в структуре личности молодого специалиста как результат социализации включает в себя такие элементы, как объективные потребности и интересы; способности, творческие возможности, знания и умения; ценности, идеалы сфер жизни; нормы, принципы, убеждения, составляющие духовную культуру и мировоззрение, статусы и виды деятельности, социальные роли и образцы поведения в сфере труда, общественно-политической, этнокультурной и семейно-бытовой сферах (рис.1).
Наиболее близким к данной теме исследования является ценностный подход к пониманию личности как сущностной характеристике человека.
Рис.1. Структура личности молодого специалиста
Социализация — это непрерывное взаимодействие личности и общества, находящихся в противоречивом единстве, которое реализуется со стороны общества в обучении, воспитании и формировании; со стороны личности — в идентификации, самореализации, создании своего Я и Я- развитии. Система социализации личности молодого специалиста включает ее взаимодействие в ходе образования и воспитания с гуманитарной средой университета и формирование гармоничной структуры личности, ядром которой выступает мировоззренческая культура.
Итогом социализации личности молодого специалиста, индивидуально-культурного развития являются сформировавшийся уровень её сознания и мировоззрения, способы мышления, поведения и отношений в социальных и профессиональных условиях окружающей действительности, в конкретных сферах жизнедеятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование индивидуальных и личностных свойств представителей технического и гуманитарного профиля
2.1 Постановка проблемы и выбор методики исследования
Нами исследована система индивидуальных и личностных свойств студентов первого курса Липецкого государственного педагогического университета (юношей и девушек 17-18 лет в количестве 50 чел.) 2006-2007 учебного года. Исследовались студенты 4 групп:
— Инженерный профиль — 10 чел (I группа)
— Математический профиль — 15 чел (II группа)
— Социальный профиль — 10 чел. (III группа)
— Юридический профиль — 15 чел. (IV группа)
Одной из основных особенностей формирования системы индивидуальных и личностных свойств студентов высшего учебного заведения является возрастной период, определяемый в возрастной психологии как юношеский.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С.Кон и т.д.).
В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. В юношеском возрасте важнейшей составляющей жизненного плана является и профессиональное самоопределение: ни один из жизненных планов не выступает в юношеском возрасте так ярко, определенно, как профессиональный план, который действительно становится ядром, стержнем самоопределения на этом этапе.
Поэтому возникновение, формирование определенной системы ценностей личности как основного фактора, влияющего на складывающиеся мировоззренческие установки, имеет большое практическое значение.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Цель исследования: выявление особенностей влияния технического и гуманитарного обучения на индивидуальные и личностные свойства студентов.
Основные задачи:
§ определение подструктур значимых и незначимых ценностей;
§ определение статистической зависимости уровня индивидуальных и личностных свойств от профиля обучения.
Для построения ориентационной системы личности использовалась методика М. Рокича. Методика исследования включает в себя два списка наиболее актуальных жизненных ценностей: терминальные ценности (ценности-цели), инструментальные ценности (ценности-средства); в каждом списке по 18 наименований. Испытуемым предлагалось проранжировать ценности в обоих списках по степени их значимости на данный момент и их важности для достижения успеха в жизни.
Данные исследования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу. В нашем случае факторный анализ обработки данных является наиболее информативным. С помощью этого метода получены одно-, двух-, трех- и четырехфакторные модели. Более полной, отражающей личностную направленность студентов является четырехфакторная модель.
2.2 Проведение исследования и анализ результатов
В результате проведенного исследования были выявлены следующие наиболее сформированные значимые ценности:
Терминальные: познание (возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального раз-вития); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); творчества (возможность творческой деятельности); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); наличие хороших и верных друзей; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей и способностей) (см. табл.1).
Таблица 1
Факторные нагрузки наиболее значимых терминальных ценностей
1. |
познание |
0,63 |
|
2. |
счастье других |
0,63 |
|
3. |
творчество |
0,62 |
|
4. |
развитие |
0,56 |
|
5. |
наличие хороших и верных друзей |
0,55 |
|
6. |
красота природы |
0,44 |
|
7. |
продуктивная жизнь |
0,4 |
|
Инструментальные: высокие запросы (высокие требования к жизни, высокие притязания); эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, традиции, привычки); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (см. табл.2).
Таблица 2
Факторные нагрузки наиболее значимых инструментальных ценностей
1. |
высокие запросы |
0,6 |
|
2. |
эффективность в делах |
0,51 |
|
3. |
широта взглядов |
0,47 |
|
4. |
терпимость |
0,42 |
|
Выделенные ценности ярко выражают общую возрастную ориентацию на развитие и самосовершенствование, личностное и профессиональное самоутверждение.
Но, высокие запросы как ценность — средство, на наш взгляд, кроме возрастных предпосылок имеет объективные причины нестабильного, кризисного характера социально-экономического развития в стране и регионе. Ситуация нестабильности отражается также «нестабильностью» в сознании молодых людей, желанием получить от жизни все и быстро, без больших и длительных усилий. Это проявляется не только в повышенных требованиях к себе и к обществу, но и в стремлении к взрослости, к самостоятельности собственных мнений, что нередко сопровождается негативизмом, пренебрежением, сверхкритическим отношением к одним нравственным ценностям, и в то же время, нереалистическим, преувеличенным значением других ценностей.
Терпимость как ценность — средство обусловлено также этноцентризмом, проявляемое в межличностных отношениях как уступчивость, конформность, незлопамятность, нетревожность, невыделение себя в обществе и т.д. Это качество характерно для большой части молодежи и часто подменяется в традиционном национальном, авторитарном воспитании таким качеством как «почитание старших».
Наиболее сформированными отвергаемыми оказались ценности:
Терминальные: развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); счастливая семейная жизнь; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий и сомнений); свобода (самостоятельность и независимость в суждениях и поступках); здоровье (физическое и психическое); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (см. табл.3).
Таблица 3
Факторные нагрузки наиболее сформированных отвергаемых терминальных ценностей
1. |
развлечения |
-0,55 |
|
2. |
счастливая семейная жизнь |
-0,54 |
|
3. |
уверенность в себе |
-0,48 |
|
4. |
свобода |
-0,47 |
|
5. |
здоровье |
-0,46 |
|
6. |
материально обеспеченная жизнь |
-0,43 |
|
7. |
любовь |
-0,4 |
|
Инструментальные ценности: честность (правдивость, искренность); образованность (широкие знания, высокая общая культура); чуткость (заботливость); твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов (см. табл.4).
Таблица 4
Факторные нагрузки наиболее сформированных отвергаемых инструментальных ценностей
1. |
честность |
-0,5 |
|
2. |
образованность |
-0,46 |
|
3. |
чуткость |
-0,44 |
|
4. |
твердая воля |
-0,43 |
|
5. |
смелость в отстаивании своего мнения |
-0,4 |
|
Отвержение этих ценностей можно объяснить, во-первых, возрастными особенностями, в силу их малой актуальной потребности личностного выражения по сравнению с другими ценностями (счастливая семейная жизнь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь), а также с непопулярностью средств достижения жизненных целей в обществе (честность, чуткость, твердая воля, смелость).
Отвержение такой ценности как развлечения мы склонны связывать также с фактором социальной благожелательности.
Незначимыми для данной выборки испытуемых оказались такие ценности как: жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, независимость, ответственность, самоконтроль, исполнительность, рационализм, непримиримость к недостаткам в себе и других.
Несформированность вышеперечисленных факторов также объясняются возрастными особенностями, неразвитостью самосознания личности, и также связываются с отсутствием коллективистического самоопределения личности, с неэффективностью современных методов семейного и социального воспитания, с выражением известного конформного поведения в ситуациях чаще всего авторитарного образования.
В процессе анализа и интерпретации данных нашего исследования были выделены наиболее значимые корреляционные связи (коэффициенты Пирсона) для 36 признаков с высокой вероятностью связи (0,95%).
Результаты указывают на несформированность таких понятий как познание, развитие, творчество, продуктивная жизнь, наглядно демонстрирующих трудности профессионального самоопределения молодых людей, с одной стороны, и на перспективные ориентиры в организации высшего образования, в том числе и профессионального.
С целью выявления групп с различными типами ценностных ориентации был проведен анализ, результатом которого явилось выделение четырех групп студентов с различными типами ценностных ориентации (см. табл.5).
Остановимся на той специфике, которая заключена в этих ценностях: для I группы — это уверенность в себе и друзьях, для II — это свобода и творчество, для III — счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, жизненная мудрость, для IV — общественное признание.
Таблица 5
Распределение студентов по типам ценностных ориентаций
Группа |
Тип ценностных ориентаций |
Наиболее значимые ценности |
Число испытуемых (% от общего числа испытуемых) |
|
I |
На ценности социального взаимодействия |
Развитие, познание, уверенность в себе, интересная работа, друзья |
10 (20) |
|
II |
На ценности индивидуальной самореализации |
Развитие, познание, свобода, творчество, продуктивная жизнь |
12 (24) |
|
III |
На общечеловеческие ценности личного счастья |
Любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, жизненная мудрость |
16 (32) |
|
IV |
На ценности социальной успешности |
Продуктивная жизнь, познание, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание |
12 (24) |
|
Из таблицы 5 видно, что одни ценности являются общими для разных групп, а другие присутствуют только для той или иной, определяя ее специфику. Изобразим полученные данные графически.
Диаграмма 1
Распределение студентов по типам ценностных ориентаций
Анализ приведенных в таблице 5 данных выявляет четыре типа формирования личности юношей и девушек исследуемой выборки студентов, различающихся структурой ценностных ориентаций:
§ «профессиональный — результативный»;
§ «познавательный — целеустремленный»;
§ «эстетический — гуманитарный»;
§ «социальный — дипломатичный».
Личность студентов I группы (инженеры), характеризуется такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих студентов отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость).
Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели).
Таким образом, можно заключить, что этот личностный тип испытуемых в плане самореализации ориентирован на практический аспект жизнедеятельности, на формирование профессионализма и карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Для этой группы студентов характерна ориентация на критерии, традиционно рассматриваемые как индивидуалистические: стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть преуспевающими. Полученные результаты полностью подтверждают гипотезу нашего исследования.
Группа испытуемых второго личностного типа (II группа — математики) направлена на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Отвергаемые инструментальные ценности (ценности — средства): счастливая семейная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Такой тип развития личности основывается на познавательных потребностях, составляющих в данном случае, психологическую основу мотивации достижения. Доминирующая, познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (более высокой сензитивности) к новизне стимула. Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности личности по отношению к исследуемому новому.
Третий тип (III группа — социологи) ориентирован на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: любовь, образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
Гуманность личностной позиции и человеколюбие, но с другой стороны некоторая нереалистичность, уход в мир фантазий, особенно в случаях сложных, проблемных ситуаций. Неумение планировать и распределять, предупреждать и предусматривать, неопытность в оценке мотивов поведения других людей и т.д. могут создавать трудности в процессе формирования мировоззренческих установок.
Четвертый тип юношей и девушек (IV группа — юристы) более всего ценит личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности (ценности — цели) как: здоровье, свобода, уверенность в себе. Эти студенты проявляют социально ориентированный профессиональный тип личности. Хорошие коммуникативные качества позволяют сочетать лидерские, организаторские способности, высокую активность, и при подкреплении их твердыми знаниями дают широкие возможности для профессионального развития во многих сферах деятельности.
Выделенные нами типы личности студентов ЛГПУ указывают на различия и разнообразие формирующихся отношений к различным сферам жизнедеятельности молодых людей: выявляют психологическую направленность развития будущих специалистов (ярко выраженный технический и гуманитарный профиль).
Таблица показателей по методике многофакторного исследования личности Р.Кэттела
Первичные факторы:
Фактор А Фактор В
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Елена П. Евгения Щ. Мария П. Александр И. Наталья К. Василий К. Анна Д. Юлия Л. Елена П. Максим К. Галина К. Наталья Л. Анжелика Ч. Ольга М. Елена Б. Кристина П. Варвара К. Ульяна Н. Екатерина Я. Дмитрий Е. Ирина У. Ирина П. Наталья И. Татьяна К. Марина С. Елена К. Дарья Д. Наталья М. Татьяна Щ. Людмила Б. Мария С. Елена С. Ирина К. Валентина П. Александр Х. Елена И. Елизавета И. Екатерина Н. Ольга Н. Елена П. Виктор К. Алексей Х. Александр Л. Татьяна Е. Юлия О. Татьяна С. Максим К. Алексей С. Надежда Н. Валентина К. |
4 4 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Мария С. Александр Л. Александр Х. Наталья Л. Ульяна Н. Ирина П. Ирина У. Елена П. Максим К. Елена П. Елизавета И. Галина К. Александр И. Людмила Б. Алексей Х. Татьяна К. Юлия Л. Елена К. Варвара К. Наталья К. Василий К. Анна Д. Татьяна Е. Елена И. Юлия О. Марина С. Татьяна С. Евгения Щ. Екатерина Я. Дмитрий Е. Валентина П. Наталья И. Мария П. Дарья Д. Наталья М. Татьяна Щ. Екатерина Н. Кристина П. Ольга Н. Елена П. Надежда Н. Виктор К. Валентина К. Максим К. Анжелика Ч. Алексей С. Ирина К. Елена С. Ольга М. Елена Б. |
2 3 3 3 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 10 10 10 |
||
? |
355 |
? |
338 |
||||
7 |
7 |
||||||
Фактор С Фактор Е
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Елена П. Анна Д. Наталья К. Ирина П. Людмила Б. Валентина К. Татьяна С. Елизавета И. Наталья Л. Ольга М. Виктор К. Екатерина Я. Ирина У. Марина С. Александр И. Елена С. Анжелика Ч. Ирина К. Кристина П. Ульяна Н. Наталья И. Александр Х. Василий К. Татьяна Е. Елена И. Юлия О. Максим К. Галина К. Елена Б. Елена П. Валентина П. Юлия Л. Елена К. Елена П. Татьяна Щ. Мария С. Екатерина Н. Надежда Н. Варвара К. Дмитрий Е. Александр Л. Татьяна К. Евгения Щ. Дарья Д. Наталья М. Алексей С. Ольга Н. Алексей Х. Максим К. Мария П. |
1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Галина К. Наталья Л. Людмила Б. Мария С. Ирина К. Виктор К. Алексей Х. Екатерина Я. Ирина П. Александр Л. Василий К. Татьяна С. Алексей С. Екатерина Н. Ирина У. Наталья И. Татьяна К. Анна Д. Юлия Л. Юлия О. Наталья М. Анжелика Ч. Елена П. Дмитрий Е. Татьяна Е. Марина С. Елена К. Евгения Щ. Елизавета И. Татьяна Щ. Елена С. Ольга М. Елена Б. Кристина П. Надежда Н. Валентина К. Валентина П. Александр Х. Елена П. Максим К. Мария П. Ольга Н. Елена П. Елена И. Максим К. Дарья Д. Александр И. Варвара К. Ульяна Н. Наталья К. |
1 2 2 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 10 10 10 |
||
? |
247 |
? |
325 |
||||
5 |
7 |
||||||
Фактор F Фактор G
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Галина К. Юлия О. Наталья Л. Виктор К. Татьяна С. Максим К. Людмила Б. Александр Л. Елена П. Василий К. Наталья М. Мария С. Ольга Н. Елена П. Ирина У. Ирина П. Юлия Л. Марина С. Елена П. Александр И. Екатерина Н. Надежда Н. Валентина К. Варвара К. Ульяна Н. Елена К. Татьяна Щ. Кристина П. Екатерина Я. Дмитрий Е. Наталья К. Валентина П. Татьяна Е. Максим К. Мария П. Наталья И. Татьяна К. Александр Х. Анна д. Елена И. Елена С. Анжелика Ч. Ирина К. Елена Б. Елизавета И. Ольга Н. Алескей Х. Евгения Щ. Дарья Д. Алексей С. |
1 2 2 2 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 10 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Варвара К. Ульяна Н. Юлия Л. Евгения Щ. Галина К. Татьяна Щ. Ирина У. Наталья К. Валентина П. Наталья И. Анна Д. Марина С. Елизавета И. Мария П. Дарья Д. Александр И. Мария С. Елена С. Анжелика Ч. Алексей С. Александр Л. Татьяна К. Александр Х. Елена К. Татьяна С. Елена П. Людмила Б. Ольга Н. Елена Б. Надежда Н. Екатерина Я. Елена П. Елена И. Наталья Л. Ирина К. Виктор К. Валентина К. Дмитрий Е. Василий К. Юлия О. Максим К. Елена П. Алексей Х. Ирина П. Татьяна Е. Наталья М. Екатерина Н. Кристина П. Ольга Н. Максим К. |
1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 8 8 |
||
? |
294 |
? |
216 |
||||
6 |
4 |
||||||
Фактор H Фактор i
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Галина К. Наталья Л. Юлия О. Ирина У. Ирина П. Александр Л. Максим К. Людмила Б. Виктор К. Ульяна Н. Екатерина Я. Василий К. Мария С. Екатерина Н. Надежда Н. Анна Д. Елена К. Татьяна Щ. Ольга Н. Елена П. Елена П. Наталья И. Юлия Л. Елена И. Марина С. Елена П. Евгения Щ. Елизавета И. Александр И. Анжелика Ч. Елена Б. Кристина П. Валентина К. Алексей Х. Наталья К. Татьяна К. Мария П. Елена С. Алексей С. Ольга М. Ирина К. Дмитрий Е. Валентина П. Александр Х. Татьяна С. Наталья М. Варвара К. Татьяна Е. Максим К. Дарья Д. |
2 2 3 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 10 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Ульяна Н. Елена П. Александр И. Надежда Н. Василий К. Алексей Х. Варвара К. Екатерина Я. Елена П. Марина С. Максим К. Дарья Д. Алексей С. Екатерина Н. Кристина П. Елена П. Виктор К. Наталья И. Александр Х. Юлия Л. Татьяна К. Анна Д. Елена И. Мария П. Татьяна Щ. Людмила Б. Ирина К. Ольга Н. Дмитрий Е. Наталья К Александр Л. Татьяна Е. Максим К. Елена К. Мария С. Ирина У. Ирина П. Валентина П. Юлия О. Татьяна С. Елизавета И. Галина К. Наталья Л. Наталья М. Елена С. Анжелика Ч. Ольга М. Елена Б. Валентина К. Евгения Щ. |
1 2 2 2 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 10 |
||
? |
331 |
? |
308 |
||||
7 |
6 |
||||||
Фактор L Фактор M
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Галина К. Наталья М. Максим К. Наталья Л. Людмила Б. Василий К. Елена П. Кристина П. Ольга Н. Варвара К. Валентина П. Юлия О. Максим К. Виктор К. Алексей Х. Ульяна Н. Дмитрий Е. Ирина П. Елена П. Александр Х. Юлия Л. Марина С. Екатерина Н. Екатерина Я. Ирина У. Наталья И. Татьяна Е. Елена К. Евгения Щ. Мария П. Александр И. Надежда Н. Александр Л. Татьяна К. Дарья Д. Татьяна Щ. Елена П. Наталья К. Анна Д. Елена И. Татьяна С. Елизавета И. Мария С. Елена С. Анжелика Ч. Алексей С. Ольга М. Ирина К. Елена Б. Валентина К. |
1 3 4 4 4 5 5 5 5 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Алексей Х. Кристина П. Наталья К. Елена П. Елена И. Анна Д. Юлия О. Татьяна С. Людмила Б. Елена П. Надежда Н. Ирина У. Юлия Л. Марина С. Галина К. Александр И. Мария С. Алексей С. Екатерина Н. Ольга Н. Валентина К. Екатерина Я. Дмитрий Е. Ирина П. Валентина П. Наталья И. Александр Х. Василий К. Татьяна Е. Максим К. Мария П. Наталья Л. Наталья М. Виктор К. Ульяна Н. Татьяна К. Елена К. Евгения Щ. Елизавета И. Елена С. Елена Б. Варвара К. Елена П. Максим К. Дарья Д. Татьяна Щ. Анжелика Ч. Ольга М. Ирина К. Александр Л. |
1 1 2 2 2 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 9 |
||
? |
376 |
? |
238 |
||||
8 |
5 |
||||||
Фактор N Фактор О
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Алексей Х. Анна Д. Елена И. Мария П. Дарья Д. Елена Б. Варвара К. Василий К. Елена П. Максим К. Александр И. Максим К. Елизавета И. Татьяна Щ. Елена С. Ольга М. Ирина К. Дмитрий Е. Ирина П. Юлия Л. Людмила Б. Анжелика Ч. Кристина П. Ольга Н. Елена П. Надежда Н. Екатерина Я. Ирина У. Наталья К. Александр Х. Юлия О. Татьяна С. Евгения Щ. Алексей С. Екатерина Н. Ульяна Н. Александр Л. Валентина П. Елена П. Наталья И. Татьяна Е. Марина С. Галина К. Наталья Л. Наталья М. Валентина К. Татьяна К. Елена К. Виктор К. Мария С. |
1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 9 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Алексей Х. Мария П. Татьяна К. Екатерина Я. Дмитрий Е. Максим К. Мария С. Максим К. Евгения Щ. Дарья Д. Наталья М. Александр И. Ольга М. Ирина К. Варвара К. Ульяна Н. Валентина П. Татьяна Е. Елена П. Елена С. Екатерина Н. Кристина П. Александр Х. Елена К. Елизавета И. Галина К. Татьяна Щ. Елена Б. Ольга Н. Елена П. Надежда Н. Ирина У. Ирина П. Василий К. Юлия О. Наталья Л. Анжелика Ч. Алексей С. Валентина К. Наталья К. Александр Л. Елена П. Анна Д. Юлия Л. Елена И. Татьяна С. Людмила Б. Наталья И. Марина С. Виктор К. |
1 1 3 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9 10 10 10 |
||
? |
252 |
? |
333 |
||||
5 |
7 |
||||||
Фактор Q1 Фактор Q2
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Юлия О. Евгения Щ. Наталья М. Елена П. Алексей Х. Наталья Л. Ольга Н. Валентина П. Василий К. Елена К. Мария С. Кристина П. Елена П. Валентина К. Екатерина Я. Татьяна К. Юлия Л. Максим К. Алексей С. Ирина У. Татьяна Е. Елена И. Галина К. Людмила Б. Виктор К. Наталья К. Ирина П. Наталья И. Татьяна С. Татьяна Щ. Александр И. Елена С. Анжелика Ч. Ольга М. Ирина К. Екатерина Н. Надежда Н. Дмитрий Е. Александр Л. Александр Х. Анна Д. Марина С. Максим К. Мария П. Елена Б. Варвара К. Ульяна Н. Елена П. Елизавета И. Дарья Д. |
1 2 2 3 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Максим К. Елена С. Ольга М. Ирина К. Елена Б. Ульяна Н. Ирина У. Александр Х. Анна Д. Юлия О. Мария П. Алексей С. Валентина К. Наталья К. Александр Л. Валентина п. Татьяна К. Марина С. Евгения Щ. Анжелика Ч. Алексей Х. Дмитрий Е. Василий К. Елена К. Максим К. Татьяна Щ. Надежда Н. Елена П. Наталья И. Юлия Л. Татьяна Е. Татьяна С. Елизавета И. Дарья Д. Галина К. Наталья Л. Кристина П. Варвара К. Екатерина Я. Ирина П. Елена И. Елена П. Наталья М. Александр И. Екатерина Н. Елена П. Виктор К. Людмила Б. Мария С. Ольга Н. |
1 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 |
||
? |
345 |
? |
250 |
||||
7 |
5 |
||||||
Фактор Q3 Фактор Q4
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Варвара К. Анна Д. Мария С. Ульяна Н. Екатерина Я. Татьяна К. Елена П. Евгения Щ. Наталья Л. Елена Б. Ирина У. Наталья К. Валентина П. Елена П. Елена И, Мариан С. Татьяна С. Алексей С. Екатерина Н. Надежда Н. Ирина П. Наталья И. Юлия О. Максим К. Галина К. Людмила Б. Елена С. Анжелика Ч. Ирина К. Кристина П. Елена П. Валентина К. Василий К. Юлия Л. Елизавета И. Дарья Д. Ольга М. Александр Л. Александр Х. Татьяна Е. Елена К. Мария П. Александр И. Ольга Н. Дмитрий Е. Максим К. Наталья М. Татьяна Щ. Виктор К. Алексей Х. |
2 2 2 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Алексей Х. Татьяна К. Максим К. Наталья М. Людмила Б. Дмитрий Е. Валентина П. Елена П. Мария П. Галина К. Ольга М. Екатерина Я. Наталья К. Александр Л. Наталья И. Василий К. Татьяна Е. Елена К. Евгения Щ. Татьяна Щ. Александр И. Мария С. Алексей С. Ольга Н. Елена П. Варвара К. Ульяна Н. Ирина У. Ирина П. Елена П. Александр Х. Юлия Л. Елена И. Татьяна С. Елизавета И. Максим К. Дарья Д. Анжелика Ч. Екатерина Н. Кристина П. Надежда Н. Валентина К. Юлия О. Марина С. Наталья Л. Елена С. Ирина К. Елена Б. Анна Д. Виктор К. |
3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 9 9 |
||
? |
302 |
? |
307 |
||||
6 |
6 |
||||||
Вторичные факторы:
F1=[(38+2L+30+4Q4) — 2(C+H+Q3)] : 10
F2=[(2A+3E+4F+5H) — (2Q2+11)] : 10
F3=[(77+2C+2E+2F+2N) — (4A+6J+2M)] : 10
F4=[(4E+3M+4Q1+4Q2) — (3A+2C)] : 10
Фактор F1 Фактор F2
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Анна Д. Алексей Х. Елена П. Максим К. Дмитрий Е. Валентина П. Варвара К. Татьяна К. Галина К. Людмила Б. Ольга Н. Мария П. Татьяна Е. Дарья Д. Екатерина Я. Наталья И. Василий К. Юлия Л. Евгения Щ. Александр И. Кристина П. Ирина У. Елена К. Максим К. Мария С. Екатерина Н. Елена П. Александр Х. Татьяна Щ. Алексей С. Елена И. Ольга М. Александр Л. Татьяна С. Надежда Н. Елена П. Ульяна Н. Наталья К. Ирина П. Марина С. Елизавета И. Елена Б. Наталья Л. Анжелика Ч. Ирина К. Виктор К. Юлия О. Елена С. Валентина К. Анна Д. |
4 5,2 5,4 5,6 5,6 5,8 6 6 6 6 6 6,2 6,6 6,8 7,2 7,2 7,2 7,2 7,2 7,2 7,2 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4 7,6 7,6 7,6 7,8 7,8 8 8 8 8,2 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 8,6 8,6 8,6 8,8 9 9,2 9,2 10,4 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Галина К. Наталья Л. Людмила Б. Виктор К. Юлия О. Максим К. Мария С. Ирина П. Екатерина Н. Василий К. Александр Л. Ирина У. Ольга Н. Елена П. Елена П. Екатерина Я. Александр И. Надежда Н. Юлия Л. Елена П. Елена К. Татьяна Щ. Кристина П. Ульяна Н. Наталья М. Марина С. Татьяна С. Анна Д. Наталья И. Валентина К. Анжелика Ч. Елена И. Мария П. Елена Б. Наталья К. Евгения Щ. Елизавета И. Варвара К. Дмитрий Е. Татьяна К. Ирина К. Валентина П. Елена С. Татьяна Е. Ольга М. Алексей Х. Александр Х. Алексей С. Дарья Д. Максим К. |
0,4 0,9 1,1 2,3 3 3,1 3,2 3,4 3,6 3,7 4 4,3 4,3 4,3 4,5 4,7 4,9 4,9 5 5 5,4 5,4 5,5 5,6 5,6 5,7 5,8 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,9 7,1 7,1 7,1 7,1 7,3 7,3 7,3 7,5 7,8 7,8 8 8 8,2 8,4 8,6 9 9,2 |
||
? |
369,4 |
? |
281,8 |
||||
7,4 |
5,6 |
||||||
Фактор F3 Фактор F4
№ п\п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
№ п/п |
Испытуемый |
Стэны в возрастающей последо-вательности |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Татьяна С. Ирина У. Валентина К. Юлия О. Наталья Л. Галина К. Елизавета И. Ирина П. Александр Л. Елена Б. Елена С. Ольга М. Анжелика Ч. Наталья М. Валентина П. Людмила Б. Максим К. Татьяна Е. Ирина К. Елена К. Анна Д. Мария С. Татьяна Щ. Ольга Н. Дмитрий Е. Елена И. Евгения Щ. Виктор К. Наталья К. Максим К. Елена П. Варвара К. Алексей С. Александр Х. Екатерина Н. Василий К. Юлия Л. Екатерина Я. Наталья И. Марина С. Дарья Д. Алексей Х. Мария П. Елена П. Надежда Н. Кристина П. Елена П. Александр И. Ульяна Н. Татьяна К. |
1 1,1 1,2 1,3 1,3 1,8 1,8 2 2,2 2,2 2,2 2,4 2,5 2,7 2,9 2,9 3,1 3,4 3,5 3,6 3,7 3,7 3,8 4,1 4,2 4,2 4,2 4,3 4,7 4,8 4,9 5,1 5,1 5,1 5,2 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,6 5,8 5,9 6,1 6,2 6,4 6,6 7 7,7 9,4 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Алексей Х. Алексей С. Галина К. Наталья М. Валентина К. Евгения Щ. Наталья Л. Ольга Н. Валентина П. Ирина У. Татьяна К. Василий К. Мария С. Елена П. Ирина К. Кристина П. Надежда Н. Татьяна С. Людмила Б. Елена К. Юлия Л. Максим К. Екатерина Н. Виктор К. Екатерина Я. Александр Л. Татьяна Е. Юлия О. Александр Х. Анна Д. Елена Б. Марина С. Максим К. Дмитрий Е. Елена П. Наталья И. Елена И. Ольга М. Елена С. Анжелика Ч. Татьяна Щ. Ирина П. Наталья П. Мария П. Елизавета И. Александр И. Дарья Д. Ульяна Н. Елена П. Варвара К. |
1,6 2,7 4 4 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7 4,8 4,9 5 5,2 5,2 5,3 5,4 5,4 5,6 5,7 5,8 5,8 5,8 6 6,1 6,1 6,2 6,3 6,3 6,4 6,4 6,4 6,4 6,5 6,5 6,7 6,8 7 7,2 7,2 8 8,5 8,6 8,6 9,1 9,4 |
||
? |
205,9 |
? |
290,9 |
||||
4,1 |
5,8 |
||||||
«Профиль личности» выборки — общий
«Профиль личности» Алексея Х. — технический
«Профиль личности» Анны Д. — технический
«Профиль личности» Юлии О. — гуманитарный
По «профилю личности» выборки можно сказать следующее. Факторы не ярко выражены, что указывает на гармоничное развитие личности. Личность интеллектуально и эмоционально развита. Свойственна общительность; в эмоциональном отношении к людям характеризуется подозрительностью. После проведенного обследования каждому испытуемому были выданы результаты тестирования с их интерпретацией. Из выборки возьмем троих испытуемых с ярко выраженными факторами и рассмотрим их «профиль личности».
«Профиль личности» Алексея Х. — технический
Испытуемый интеллектуально развит. Характерно уравновешенность, здравомыслие, трезвое оценивание обстоятельств. Эмоционально зрелый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе; умеет хорошо контролировать свои эмоции и поведение; свойственно упорство в преодолении препятствий, осознание социальных требований и стремление к их выполнению. Испытуемый общителен, хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты; активный, беспечный, смелый, решительный, имеет тягу к риску и острым ощущениям. Свойственна наивность, открытость; плохо понимает мотивы поведения окружающих, все принимает на веру, не умеет хитрить и ловчить. Нуждается в поддержке и ищет ее у людей. Склонен ориентироваться на групповые нормы.
«Профиль личности» Анна Д. — технический
Испытуемая интеллектуально развита, имеет разнообразие интеллектуальных интересов, склонна к экспериментированию, спокойно воспринимает неустоявшиеся взгляды и новые идеи. Свойственна практичность, добросовестность, честность. Эмоционально неустойчива, не способна контролировать эмоции и импульсивные влечения. Склонна к непостоянству, подвержена влиянию случая и обстоятельств. Испытуемая имеет низкий самоконтроль, не обеспокоена выполнением социальных требований. Свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Испытуемая импульсивна, беспечна, социальные контакты для нее эмоционально значимы, эмоциональна и динамична в общении. В эмоциональном отношении к людям свойственна подозрительность, ревность, зависть. В поведении характеризуется бестактностью, прямолинейностью, наивностью. Испытуемая зависима от группы, следует за общественным мнением, предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение.
«Профиль личности» Юлии О. — гуманитарный
Испытуемая характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям; с сомнением относится к новым идеям, склонна к морализации и нравоучениям. Противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями. Испытуемая практична, добросовестна, ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам. Наблюдается хрупкая эмоциональность, мягкость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму; развита способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Испытуемая общительна, добродушна. По натуре она интроверт: свойственна робость, застенчивость, предпочитает находиться в тени, пессимистична в восприятии действительности.
Заключение
личность мировоззрение молодой специалист
Значение исследования ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Это является важным не только в период становления личности, но и на последующих этапах ее жизни. Причем на этих этапах, особенно в начале профессионально-трудовой деятельности, существенно уменьшается роль педагогики и возрастает значение объективных обстоятельств, влияющих на сознание людей, в частности взаимодействия между ценностными ориентациями и различными формами социальной практики. Такое взаимодействие имеет существенные аспекты в плане социальной психологии и психологии личности. Взаимодействие общества и личности выражается не только в общественной обусловленности социального качества последней, но и в характере включения личности в общественные связи, число и роль которых возрастает по мере взросления индивида.
До сих пор такого рода включение описывается при помощи терминов «адаптация» или «интеграция», причем в первом из них преобладают социально-психологические моменты, а во втором — чисто социологические. В.Г.Алексеева отмечает, что под интеграцией, в отличие от адаптации, следует понимать активное взаимодействие с данной средой, предполагающее сознательный выбор альтернатив и готовность изменить ситуацию, если в том есть необходимость, и в этом плане в данном понятии усиливаются социально-психологические аспекты. Условием успешной интеграции является адекватное понимание индивидом общественной необходимости и соответственно целесообразности определенных действий. Следовательно, собственно личностью, т.е. устойчивой системой «социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества или общности», является не просто адаптировавшаяся личность, а интегрировавшаяся личность.
В результате проведенного исследования было выделено четыре типа ценностных ориентации, отличающихся стабильностью компонентов, характеризующих различную направленность социальной активности студентов-первокурсников ЛГПУ. Из них два ориентированы на ценности самореализации в социальной сфере (социального взаимодействия — I тип и социальной успешности — IV тип), и два — на ценности личностного индивидуального существования (ценности индивидуальной самореализации — II тип и ценности личного счастья — III тип).
У представителей различных типов ценностных ориентации отмечается ярко выраженное своеобразие, во-первых, в абсолютных значениях показателей индивидуальных свойств, во-вторых, в содержательности комплексов, характеризующих мировоззренческие установки представителей различных типов ценностных ориентаций.
Выявленные мировоззренческие установки у студентов с различными типами ценностных ориентации имеют свою специфику, что обусловлено своеобразным влиянием типа ценностных ориентаций.
Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей на фоне достаточно высокого общего уровня развития.
Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и самой себе. Такой человек является непосредственно нравственной личностью.
Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.
Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей; доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов и ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов через интересы близких людей, коллектива, общества — до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, т.к. сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость. Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями низлежащими: например, каково соотношением сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.
Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность личности, придающую смысл всей его жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.
Таким образом, проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтверждает гипотезу, — индивидуальные и личностные свойства зависят в большой степени от вида профиля — технического или гуманитарного.
Библиографический список
1. Беседин А. Н., Липатов И. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Книга практического психолога. — Харьков, 1996.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
3. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1991.
4. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. — СПб.: СПбГУ, 1993.
5. Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций. — Л.: Наука, 1983.
6. Горбатков А.А. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентации личности. — М.: Знание, 1977.
7. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. — М.: Наука, 1975.
8. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности. // Вопросы психологии. 2000. №4.
9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: Просвещение, 1992.
10. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Знание, 1986.
11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М.: Логос, 1995.
12. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Под ред. Е.В. Шороховой. — М.: Просвещение, 1987.
Приложение
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
? терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
? инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Бланк тестируемого Фамилия, Имя _________________________________________ Возраст ______________________ Список А (терминальные ценности): — активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); -жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); — здоровье (физическое и психическое); — интересная работа; — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); — наличие хороших и верных друзей; — общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); — развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); — счастливая семейная жизнь; — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); — творчество (возможность творческой деятельности); — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности): — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; — воспитанность (хорошие манеры); — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); — жизнерадостность (чувство юмора); — исполнительность (дисциплинированность); — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); — непримиримость к недостаткам в себе и других; — образованность (широта знаний, высокая общая культура); — ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); — смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); — честность (правдивость, искренность); — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); — чуткость (заботливость).
Методика многофакторного исследования личности Р.Кэттела Для диагностики использовалась методика многофакторного исследования личности Р.Кэттела. Впервые данная методика была опубликована Р.Кэттелом в 1950 году, последнее переработанное руководство вышло в 1970 году. Предназначена для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Разработаны две эквивалентные формы опросника А и В по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов).
В обоих формах опросника по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Испытуемому предлагается следующая инструкция: Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых — выяснить особенности вашего характера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильные» или «неправильные» ответы, т.к. они отражают лишь особенности, присущие разным людям. Старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов: «а», «в», «с». Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Обработка полученных данных производится с помощью «ключа». Совпадение ответов испытуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение отве5тов с «ключом» дает один балл. Полученное значение каждого фактора переводится в стэны («стандартная десятка») Стэны распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов, средним — в 5,5 баллов. Первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) — знак «+». Нормой является ±2, т.е. интервал от 3,5 до 7,5 баллов. Из имеющихся показателей по всем факторам строится «профиль личности». Размещено на