МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ «СЕВЕРО — КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Дошкольная логопсихология»
на тему: «Игровая деятельность дошкольников с нарушениями речи»
Выполнила:
Газгиреева Мадина Якубовна
студент 3 курса группы СДО-б-о-15-2
Ставрополь, 2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования игровой деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………………..6
1.1 Представление об игровой деятельности детей дошкольного возраста в
трудах отечественных ученых…………………………………………………6
1.2 Особенности игровой деятельности детей с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….9
Глава 2.Изучение игровой деятельности детей с речевыми нарушениями…………………………………………………………………..15
2.1 Обобщение опыта деятельности МБОУ № 27 «Белочка» по преодолению общего недоразвития речи в игровой деятельности …………………………15 Заключение…………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………..28
Введение
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Игра одно из замечательных явлений жизни человека, действий, как будто бесполезных и одновременно необходимых. Непреднамеренно, как о жизненно важном явлении, об игре появляются очень серьезные и актуальные проблемы для научной мысли.[2]
Актуальность. Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекла к себе внимание философов и исследователей всех времен. Уже Платон рассмотрел игру как одно из самых полезных развлечений, Аристотель видел в ней источник самообладания и гармонии души и организации. Им было отмечено преимущество словесных игр для улучшения умственных способностей. Эти возможности игры для обучения и развития были известны давно.[2]
Много выдающихся педагогов и психологов справедливо обратили внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. В частности А. С. Макаренко полагал, что «хорошая игра» обеспечивает высокую производительность любого действия и одновременно способствует гармоничной разработке индивидуальности, поскольку, включает усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), дает радость (удовольствие от креативности, победы), но также дает определенную ответственность ее участникам.
Игровая деятельность дошкольников с нарушением речи
... -рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко ...
В игре проявляются особенно полно персональные качества ребенка. Кроме того, игра для ребенка является мощной сферой так называемого «эгоизма» самовыражение, самоопределение, самопроверка, самовосстановление.
Что касается детей с речевыми нарушениями, вместе с общим влиянием игры на весь курс его умственного развития, она оказывает определенное влияние на исправление его основных и вторичных недостатков.
Игра оказывает большое влияние на развитие речи, так как любая игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, использованию средств родного языка. Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно в дошкольном возрасте, когда она выступает ведущим видом деятельности. В процессе игры дошкольники приобретают знания и навыки необходимые для дальнейшего школьного обучения. Однако, игровое действие первоначально требует от ребенка определенного уровня разработки познавательных возможностей, коммуникативных навыков, возможности к определенным решительным усилиям, которые у детей с речевыми нарушениями часто повреждаются. Своевременно для исправления недостатков игры у дошкольников этой категории у педагога должны быть идеи ее развития.
Некоторые стороны игрового действия дошкольников с нарушениями
речи рассмотрены в работах таких исследователей как Г. А Волкова [4], В.П. Глухов [8], Т.Б. Филичева [35], В.И. Селиверстов [13] и другие. Возможность исправления и развития речи, познавательной, эмоциональной и волевой сфер таких детей посредством игры доказано в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А., Бочкарёвой [7], Е. Смирновой, Л. Галиузовой, С. Мещеряковой [29], О.А. Козыревой [15] и у многих других ученых. Однако, у большинства современных исследователей данная проблема рассмотрена эпизодически.
Все это обусловило выбор темы нашего исследования: «Исследование игровой деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Цель нашего исследования: провести анализ особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи и раскрыть специфические условия ее организации в ДОУ.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: выявить особенности организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ. Гипотеза исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями требует создания специальных условий оборудования, руководства, специального содержания.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие «игры» и игровой деятельности в трудах отечественных и зарубежных ученых?
2. изучить данные отечественных дефектологов, описать некоторые особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи?
3. провести анализ теоретического источника и представить его в виде курсового исследования.
Методы исследования: абстрагирование, идеализация, формализация, аксиматика и т.д.
Научная новизна исследования состоит в определении основных организационных условий игровой деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
... названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей - дети не имеют реальных представлений о предметах и ... и играли с кошкой, кормили ее. 1. Возрастные особенности развития моторики Возраст Навыки поведения Развитие общей моторики Развитие тонкой моторики 3-6 ... ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игру
Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании игровой деятельности детей дошкольного возраста в трудах отечественных ученых? описание особенностей игры детей с речевыми нарушениями.
Практическая значимость исследовании состоит в обобщении опыта организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
1. Теоретические основы исследования игровой деятельности детей
дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
1.1 Представление об игровой деятельности детей дошкольного возраста в трудах отечественных ученых.
Попытка систематического изучения игры первым была предпринята в конце 19-го века немецким ученым K. Гроссом. Он считал игру как важное средство формирования и развития навыков необходимых для психофизического и индивидуального развития как основы социализации в обществе. [24] т.е. согласно K. Гросса в игре осуществляется пропедевтическая работа относительно инстинктов к будущим условиям жизни в обществе.[26]
Основное преимущество теории К. Гросса, по мнению С.Л. Рубинштейна, то, что игра связана с развитием и ищет смысл этой связи в той роли, которую она выполняет»? недостаток этой теории заключается в том, что она «указывает только смысл» игры, но не ее источник, не раскрывает причины, вызывающие игру, побуждения для игры». [28]. В теории игры, сформулированного Г. Спенсором, который, в свою очередь, разработал идею В. Шиллера, замечен источник игры: избыточные силы, которые не растрачены в жизни в работе, находят себе выход в игре.
Огромный интерес к игре детей дошкольного возраста проявляется вследствие функций возраста, который еще не вовлечен ни в работу, ни в образование[16]. Но как С.Л. Рубинштейн справедливо отмечает, «наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направление, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность? к тому же играет и утомлённый человек, переходя к игре как к отдыху»[28].
Много исследователей (У. Магдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх и др.), выдвигают тезис, что игра является определенным «социальным инстинктом», свойственным каждому человеку.
Тем не менее, теория игры как самовыражение, обладает широкой популярностью (Ж. Пиаже и др.).
Представители культороведческого подхода (например, И. Хейдинге), полагают, что игра украшает жизнь, дополняет ее вследствие того, что жизненно важно для каждого человека [24].
Немецкий психолог К. Бюллер определил игру как действие, выполняемое ради получения «функционального удовольствия». В. Штерн признавал социальную обусловленность сюжетной игры, однако считал природу игры явлением биологическим. Он полагал, что внутренние законы развития используют силы таким образом, что дети разных стран и времен, несмотря на все контрасты в окружающих условиях, всегда будут на определенных возрастных этапах обращаться к игре как инстинкту. Так, игры, Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну, выходят за рамки времен и пространства, социальной группы, расовой принадлежности, прогресса культуры. [36]
Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта
... Днас Гонсалес, У.В. Ульенкова. Цель исследования: изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта. Объект исследования: игровая деятельность дошкольников. Предмет исследования: особенности игровой деятельности дошкольников с умеренной степенью умственной отсталости. Гипотезы ...
Представители фрейдизма видят в игре выражение глубоких инстинктов или наклонностей, вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто переживается то, что человеку по каким либо причинам не удаётся реализовать в жизни….
Заключение
Анализ результатов нашего проведенного исследования особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушением речи позволил заключить, что игровая деятельность детей с нарушениями речи имеет особенности в своей организации. То есть задачи курсовой работы были решены. Были сделаны следующие выводы. Анализ психологической, педагогической, дефектологической литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
? Единого определения игры в науке на сегодняшний день не сложилось. Тем не менее, в отечественной психологии под игрой традиционно понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
? Вопрос о природе игры является в психологии дискуссионным. Так, К. Грос видел в игре предупреждение инстинктов, связанных с борьбой за существование? Г. Спенсор видел источник игры в избытке сил? З. Фрейд в вытесненных инстинктах и влечениях? А. Адлер в комплексе неполноценности и т.д. В отечественной психологии признается социальная природа игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
? Игра (а именно сюжетно-ролевая игра) является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.
? Игровая деятельность совершенствуется на протяжении дошкольного возраста по нескольким направлениям: от «игры рядом» до коллективной игры? от игр с простейшим бытовым сюжетом до отображения в них событий общественной жизни, обыгрывания произведений культуры? от обыгрывания всех элементов сюжета до перехода к игре фантазированию в мысленном плане (сворачивание игровых действий).
? У детей с выраженными нарушениями речи игровая деятельность затруднена. Это проявляется, по данным многочисленных исследований, в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой тематикой, в недостатке творческого подхода таких дошкольников к игре, повышенной отвлекаемости и т.п. Однако, как отмечают дефектологи, в условиях специального обучения возможно некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
Экспериментальное исследование проводилось нами на базе МБДОУ
детский сад комбинированного вида № 27 «Белочка» г Ставрополя. Исследование осуществлялось средствами теоретических методов путем изучения нормативно-правовых документов регламентирующих образовательную деятельность.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие
выводы:
? Дети требуют специально организованной игровой среды,которая позволяет инициировать игровую деятельность.
? Дети с речевыми нарушениями осваивают все виды игр. Анализ игровой среды позволяет заключить, что эти дети в целом способны включаться в такого рода деятельность, но зачастую не проявляют инициативы, речевой активности и это может вызвать затруднение и помощь со стороны взрослого.
? С целью освоения ролевых сюжетов посредством игры требовалось зонирование игровых территорий. Так в каждой возрастной группе оборудован уголок «Парикмахера», «Магазин», «Семья», «Библиотека» и т.д.
Организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе начальной школы
... детей. Важность и необходимость использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе, и особенно в младших ... к числу самых трудных для детей. Кроме того, учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, ... дисциплинированность, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Многие игры помогают педагогу совершенствовать у детей эстетические чувства, ...
То есть гипотеза нашего исследования подтвердилась. Игровая деятельность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями требует создания специальных условий: оборудования, руководства, специального содержания.
В дальнейшем, для получения более полных и точных сведений об особенностях игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи мы планируем провести эмпирическое исследование игровой деятельности непосредственно самих дошкольников с речевыми нарушениями. То есть, несмотря на то, что цель курсовой работы достигнута исследования по проблеме необходимо продолжить.
Список литературы
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000?
2. Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Душенко. Изд. 7е
исправленное. М.: Изд-во Эксмо, 2002 -с. 10-56?
3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед.
институтов. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.? Под редакцией А.В. Петровского — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1979 -с.288?
4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников: Книга для логопеда. М.: просвещение. 1983- с.114?
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995?
6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1995, №1, — с.88-91?
7. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1- Саратов: слово, 2002- с.12-15?
8. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по
коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993, №4 с.-37-42?
9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» М. Владос — Пресс, 2005 — с. 264?
10. Диагностика умственной отсталости в дошкольном и младшем школьном возрасте: учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова: Саратов, 2005?
11. Дошкольная грамматика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистическоговоспитания в детском саду. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988- с.270?
12. Дьяченко М.И., Кандыдович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хелтон, 1998- с. 399?
13. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2е
изд. М.: просвещение. 1979- с.192?
14.Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной
деятельности // Проблемы способностей, М.,1962.
15.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка. – М., 1973
16.Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. – с.6567
17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозайко –
Дифференциальная психология Учебная программа для специальности:
... учебного материала Тема 1. Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии Предмет и задачи дифференциальной психологии. ... для приближения к христианскому идеалу. Эпоха Просвещения и поиск зависимости индивидуальных особенностей человека от ... дисциплине. Целью дисциплины является совершенствование понимания студентами процессов развития человека на основании приобретения ...
Синтез, 2006.
18.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и
творчество. – М.: Просвещение, 1990.
19.Косминская В.Б. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности
в детском саду» М., «Просвещение», 1977 г.
20. Козырева О.А. Лексико — грамматичесие игры // Логопед. 2004. №6. с.8993?
21. Кордуил М. Психология. АЯ. Словарь-справочник/ Пер. с английского
К.С. Ткаченко М.: Фаир- Пресс,2000- с.448?
22. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко. М.: Политизат,
1985 с.-431?
23.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. –
СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.? ил.
24.Логопедия / Ж.М.Флерова. – Ростов-на-Дону,Феникс, 2006.
25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. –
СПб: «Союз», 2005
26. Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под
редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002 — с.680?
27. Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие Саратов.
2000 — с.84?
28. Мухина В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е
изд., стереотип. М.,2000?
29. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975?
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под
редакцией Т.В. Власовец. М.:Академия, 2002 -с.200?
31. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних пед.
учеб. заведений / Под редакцией Л.В. Кузнецовой, М., 2002- с.235-240?
32. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. М., 1988?
33. Петричук И.И. Еще раз об игре [Педагогика. 2007. № 7. с.5561.]?
34. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в
коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, №2?
35. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Хрошевского, 2е
изд., испр. и доп., М.? Политиздат, 1990 с.494?
36.Психолого-педагогическая диагностика и консультирование:Учебное пособие. Под редакцией Л.В. Шиповой, Саратов, 2004- с.44?
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 — с.
720?
38. Смирнова Е., Галигузова Л., Мещерякова С. Делайте как я // Обруч, 2007,
№6- с.30-32?
39. Солнцева О.А. играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание. 2005.
№ 4.- с.33-37?
40. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед.
учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под
ред.Н.М. Назаровой, 2е
изд., стеретип. М.: Академия, 2001- с.400?
41. Специальная психология. Учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова
Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003- с.64?
42. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед.
учебных заведений [Под редакцией В.И. Лубовского — 3 изд., стер. М.:
Психологические особенности учебного стресса студентов
... и стресса у студентов Глава II. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов 2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов 2.2 Диагностика учебного стресса у студентов Заключение Библиография ... Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента 1.1 Сущность понятия "стресс" В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс ...
Академия, 2006- с.464]?
43. Трофимова Н.М. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы
специальной педагогики и психологии. СПб.: Питер, 2006 — с.304?
44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айриспресс,
2004 — с.224?
45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы
советских психологов периода 19461980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я.Ляудис М.: Изд-во Московского университета, 1981 — с.304?
46. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическому
исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис М.: Изд-во Московского университета,1981- с. 73-79?
47. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой
деятельности. Социальная природа речевой игры // Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии. Работы советский психологов
периода 1946-1980 гг. /Под. ред. ИИ. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.:
Изд-во Московского университета, 1981- с.61-65
48. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.