11 Воропаев Е. Мединцев В. —  «Ценностные ориентации» Шварца и «цветовые предпочтения» Люшера возможности соотнесения

Воропаев Е.П., Мединцев В.А.

«Ценностные ориентации» Шварца и «цветовые предпочтения» Люшера: возможности соотнесения.

Опубликовано: Журнал практикующего психолога. 2011 / 18. С. 102−117.//www.twirpx.com/file/1 453 655/

Voropayev E.P., Medintsev V.A. Schwartz’s «value priorities» and Lüscher's «color preferences»: possible comparisons.

Харьковский национальный университет искусств им. И.П. Котляревского, Харьков, Украина.

Институт психологии им. Г.С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины, Киев, Украина.

Настоящее теоретическое исследование построено на сравнении содержательных описаний, с одной стороны, объективных и субъективных психологических значений цветов (по М. Люшеру), с другой — ценностных ориентаций (по Ш. Шварцу).

По результатам анализа проведено цветовое индексирование полюсов и доменов типов ценностных ориентаций - каждому из последних поставлено в соответствие значение определѐнного цвета. Таким образом ценностные ориентации соотнесены с цветовыми предпочтениями. Показано, что есть основания полагать: ценностные типы при их круговом расположении, по схеме Шварца, своими цветовыми индексами в основном соответствуют цветовому кругу. Предложены объяснения моментов несоответствий.

Ключевые слова: ценностный тип, полюс, домен, структура цвета, цветовые предпочтения

Макс Люшер, автор известного цветового теста, развивая идеи Гѐте и Кандинского,

сформулировал понятие «структура цвета», под которым он подразумевал устойчивое,

общее для всех людей, независимо от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста, значение этого цвета [Полный цветопсихологический тест …, 1995; Руководство по использованию …, 2008].Функция цвета, по Люшеру, отражает субъективное отношение человека к цвету, она определяется и свойствами самого человека. Автор полагал, что,

23 стр., 11232 слов

Взаимосвязь ценностных ориентаций и репродуктивных установок

... прерывания беременности. Текст анкеты представлен в приложении. Методика изучения ценностных ориентаций Автор: М. Рокич Цель: выявление рангов инструментальных и терминальных ... надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство ...

установив взаимосвязи цвета и психики, можно обосновать цветовые методы психодиагностики. Отметим, что научный дискурс Люшера и его тест с самого начала критиковали представители различных психологических школ — в частности, за произвольное использование понятийных средств, — однако у его сторонников также есть

убедительные аргументы; в наши дни метод Люшера по-прежнемувостребован. В более традиционном направлении психометрии разрабатывал свой метод Шалом Шварц.

Совместно с У. Билски [W.Bilsky], развивая идеи М. Рокича [M.Rokeach], он пришѐл к пониманию того, что всем людям присущи одни и те же ценности, хотя имеют для разных людей различный «вес» [Карандашев, 2004; Лихтарников, б.г.]. Шварц и Билски разработали систему ценностных типов (илидоменов), расположенных по кругу, и предложили тестовую методику определения ценностных предпочтений респондентов.

В настоящем исследовании мы поставили задачу установить соответствия между характеристиками ценностных типов (по Шварцу) и психологическими интерпретациями цветовых приоритетов (по Люшеру).

Выводы психологов, которые уже пытались соотнести данные, полученные на одной и той же выборке с помощью методики Люшера, а также при помощи других измерительных инструментов, нередко расходятся. Так, Л. Собчик получила убедительные, по еѐ словам, данные, подтверждающие «феноменологическую близость» показателей метода цветовых выборов со шкаламииндивидуально-типологическогоопросника [Собчик, 2007]. В то же время она признаѐт, что некоторые психологи не относят метод Люшера к тестовымиз-заневозможности его жесткой стандартизации. Острые споры вокруг цветовой психодиагностики продолжаются (см., например, [Базыма, 2001]).

9 стр., 4144 слов

Типы темпераментов, их психологическая характеристика

... и можно оценивать в ценностных терминах типа: «хорошо - плохо», «морально - аморально», «порядочно - непорядочно». Такие оценки не подходят для характеристики темперамента, они касаются других ... описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с ...

Текст настоящей статьи построен таким образом: в последующих параграфах кратко изложены характеристики структур, функций цветов иценностных типов. Эти характеристики размещены попарно:ценностный тип — егоцветовой индекс (т.е.

соответствующий по структуре и функции цвет).

Там же приведена аргументация в пользу избранного нами попарного соответствия. Необходимо уточнить, что 10 ценностных типов,

по Шварцу, образуют 4 «полюса»; для некоторых цветов нами были установлены соответствия не с одним, а с группой ценностных типов, образующих тот или иной полюс.

Ценностные типы выражены именами существительными и прилагательными.

Существительные относятся к терминальным ценностям: убеждениям в том, что данные цели заслуживают того, чтобы к ним стремиться [Карандашев, 2004]. Имена прилагательные характеризуютинструментальные ценности, присутствующие вдомене (убеждения в том,

что определѐнный образ действий предпочтителен в любых ситуациях). Однако,

представляется, сам автор не был последовательным в различении этих аспектов. Поэтому,

излагая ниже идеи Шварца, мы не ставили задачу обеспечить баланс терминальных и инструментальных ценностей, характеризуя каждый ценностный тип. Кроме того, по установившейся в цветовой психодиагностике традиции, названия цветов приводят с

уточнением: «люшеровский», так как автор методики в своих исследованиях использовал не основные цвета, а их оттенки. Для стилистического упрощения мы будем использовать названия основных цветов, подразумевая люшеровские.

Ценностные типы полюса «самовозвышение» / красный

13 стр., 6038 слов

Для достижения поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:

... достижения поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач: определить понятие и сущность здорового образа жизни. изучить основы формирования у ребенка осознанного ценностного ... когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. При этом очень беспокоит ... 15 Глава 2 условия формирования ценностного отношения к здоровью в младшем ...

Характеристики ценностных типов (в терминах Шварца):

Власть (Power): социальная сила, богатство, авторитет, защита собственного «лица». Цель — достижение социального статуса или престижа, контроль или доминирование над людьми и ресурсами. Ценностивласти подчѐркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках социальной системы.

Достижение (Achievement): целеустремлѐнный (трудолюбивый, вдохновенный),

влиятельный, способный (компетентный, действующий эффективно), успешный

(достигающий цели).

Определяющая цель — личный успех через проявление компетентности в непосредственном взаимодействии с другими лицами, что влечѐт за собой социальное одобрение.

Структура ифункции красного цвета (в терминах Люшера):

Красный цвет вызывает возбуждение, означает силу воли. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению,

стремление к соревнованию, подвижность. Его структурные значения: эксцентричный,

автономный, наступление, волевой импульс, возбуждение, желание, завоевание,

переживание, действие, успех, активность, генитальный. Его психологические проявления:

жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность. Самооценка:

уверенность в себе (метафора «Робинзон»); готовность к действию: приложение своих сил и способностей. Самовосприятие: самоуверенность (уверенность в собственных силах).

Поведение: активность.

Рассмотрим сходные пары для характеристик ценностных типов «власть», «достижение» и

значений красного цвета:

власть — стремление к господству;

достижение — успех, стремление к соревнованию;

трудолюбивый, вдохновенный — действие, активность, подвижность;

28 стр., 13537 слов

Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

... исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., ... Самостоятельность 6 5 Стимуляция 9 9 Гедонизм 8 7 Достижения 5 1 Власть 10 10 Безопасность ... уважении, достижении доминантной позиции в рамках целой социальной системы. Достижение. Определяющая цель этого типа заключается в достижении личного успеха ...

влиятельность — наступление;

сохранение доминантной позиции — агрессивный;

целеустремлѐнный — желание, волевой импульс, доминирование;

личный успех — автономный (что в контексте представлений Люшера означает независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние), и т. д.

Следует отметить, что у стремления к власти, господству есть и обратная сторона,

замеченная Э. Фроммом. Он полагал, что авторитарность (лат. autoritas — власть, влияние)

является ведущим свойством садомазохистской личности [Фромм, 1989]. Подобные идеи развивал и Люшер, отмечая, что у «красного поведения» есть «обратная сторона», то есть,

некая оборонительная тактика, которую учѐный раскрывал через метафору «несчастный страдалец». Поведением последнего движет отчаяние. От активного и удачливого

«красного» остается стремление привлечь к себе внимание, но другим способом — «пусть они увидят, как мне плохо, как я страдаю». Чтобы этого достичь, используются слезы, истерики и суициды. Он обижен на весь мир, жалеет себя и по-детскиотворачивается лицом к стенке,

уткнувшись в подушку. От великодушия победителя не остается и следа, на первом плане — раздражительная слабость и быстрая утомляемость [Полный цветопсихологический, 1995].

В контексте проводимых параллелей особый интерес представляет основанная на мифологических персонажах система ценностных предпочтений, предложенная Ю.Козелецким. В их системе проведена аналогия между рассматриваемыми психологическими свойствами и «геркулесовским» типом ценностных ориентаций в рамках упомянутой типологии. «Геркулесы» на первое место ставят господство над другими,

13 стр., 6255 слов

Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов

... Мужчины существенно выше, чем женщины, ценят познание, самостоятельность, свободу, ответственность и самоконтроль и ниже - счастливую семейную ... рамках малых социальных групп, нежели под влиянием макросоциальных стереотипов. Примечательно, что в групповой иерархии ценностных ... ценности группы или общества, выделим такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по ...

приобретение власти. Удобство и комфорт не имеют для них особого значения, им важен контроль над окружением, социальными группами, а, следовательно, прежде всего средства принуждения и поощрения, позволяющие навязать свою волю [Козелецкий, 1991].

Ценностные типы полюса «открытость изменениям» / жѐлтый

Характеристики ценностных типов:

Гедонизм (Hedonism): удовлетворение желаний, наслаждение едой, сексом, развлечениями,

потворствование своим желаниям. Мотивационная цель определяется как наслаждение или чувственное удовольствие от жизни.

Стимуляция (Stimulation): жизнь, полная впечатлений; изменчивая жизнь; смелый (ищущий приключения, риск, волнение).

Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

Структура ифункции жѐлтого цвета:

Жѐлтый цвет вызывает предприимчивость, означает самопроизвольность и непосредственность. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, активность,

прожектѐрство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Его структурные значения: эксцентричный, гетерономный, проекция, живость чувств, перемена, раскрытие,

надежда, поиск, новизна, счастье, движение, визуальный. Психологические проявления:

непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура. Самооценка: свобода использовать имеющиеся возможности (метафора «Ганс в счастье»).

Самовосприятие:

свобода, самовыражение. Поведение: изменчивость.

16 стр., 7970 слов

ВОСЬМИЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

... Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру. Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, ... чувство соперничества, соревновательность, аккуратность или даже педантизм. Подчинение для них неприятно, отсюда стремление к лидированию или, по крайней мере, к самостоятельности ... и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для ...

Рассмотрим сходные пары для характеристик ценностных типов гедонизм, стимуляция и

значений жѐлтого цвета:

гедонизм, удовлетворение желаний — счастье, оптимизм, прожектѐрство;

потворствующий своим желаниям — свобода, самовыражение, непосредственность;

стимуляция — интерес к окружающему миру, любознательность;

изменчивая жизнь — стремление к изменениям;

стремление к новизне — перемена, надежда, поиск, эксцентричность;

смелый — экспансия;

ищущий волнение — неудовлетворѐнность настоящим, живость чувств.

Может вызвать недоумение связь «гедонизма» (по Шварцу) — и активности, прожектѐрства,

целеустремлѐнности (по Люшеру).

Как правило, к проявлениям гедонизма относят пассивность и лень. Здесь возможны такие объяснения. Напомним, что термин «гедонизм»

был введѐн в употребление для обозначения направления в этике, в рамках которого было принято сводить «всѐ содержание разнообразных моральных требований… к общей цели — к

получению наслаждения и избеганию страдания" [Кон, 1981, с. 51]. В рамках этого учения мыслители так или иначе опирались на психологические представления о ценностно-

мотивационных ориентациях поведения человека. Так, Паскаль высказался на этот счет следующим образом: «Все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений;

способы у них разные, но цель одна… Счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься" [Ларошфуко, 2000, с. 180].

Гедонизм также трактуют — в частности, Б. Додонов — как склонность к активным действиям.

Его идея состоит в том, что первоначально двигательные реакции любого живого организма,

оказавшегося в проблемной ситуации, носят хаотический характер и если и приводят к успеху, то случайно. При этом удовольствие, «награждающее» удачный поведенческий акт,

воздействует на структуры мозга так, что повторение его при сходных условиях становится более вероятным, чем раньше [Додонов, 1978]. В рамках «гедонизма настоящего»

(акцентирующего связь поведения животных и человека с действием непосредственно испытываемого страдания и наслаждения) либо «гедонизма будущего» (предвкушением предстоящих удовольствий) исследователь усматривает мотивирующие аспекты. Страданию и наслаждению придаѐтся значение «кнута и пряника», с помощью которых природа

стимулирует организм и побуждает его оберегать себя от гибели. Как на один из источников своих взглядов Б. Додонов ссылается на мнение американского теоретика И. Хендрика,

который утверждал, что ядро теории Фрейда составляет «гедонизм настоящего», но она также ассимилирует и «гедонизм будущего» [Hendrick, 1934]. Уточним: речь идѐт о фрейдовском «принципе удовольствия»: «Ощущения, сопровождающиеся чувством удовольствия, не содержат в себе ничего побуждающего к действию, наоборот, ощущения неудовольствия обладают этим свойством в высокой степени. Они побуждают к изменению,

к совершенствованию «движений» [Додонов, 1978, с. 4].

Обратим внимание на некоторые аналогии между стимуляцией (поиском новизны и впечатлений по Шварцу), потворством своим желаниям и «дионисийским» типом ценностных ориентаций в рамках типологии мифологических героев, предложенной Ю. Козелецким [Козелецкий, 1991]. Приведѐм его характеристики: во главу угла ставятся такие блага, как удобная жизнь, комфорт и потребление. Человек с такой ценностной ориентацией стремится к жизни, полной радости, он убеждѐн, что необходимо брать от мира

как можно больше и использовать всѐ в своѐ удовольствие. Жить — значит иметь и пользоваться.

Говоря о стимуляции, нельзя не упомянуть, что стимул — это и физический агент

(раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).

Это позволяет нам подтвердить параллель, которая кажется не такой очевидной: мощной мотивацией к действию, поисковой активности является тяга к удовольствию, а также потребность в разнообразии и глубоких переживаниях.

Ценностный тип «самостоятельность» / зелѐный

Самостоятельность (Self-Direction):свобода; креативность (уникальное, богатое воображение); самодостаточность, надежда на себя; выбирающий собственные цели;

любознательность, пытливость. Определяющая цель для этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действий, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономии и независимости.

Структура и функциизелѐного цвета:

Зелѐный цвет вызывает твѐрдость, означает гибкость ума. Он олицетворяет:

сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, умение защищаться, цепкость,

независимость, оригинальность суждений. Структурные значения: концентричный,

автономный, оборона, волевое напряжение, настойчивость, утверждение, владение, гарантия,

власть, уважение, сокращение. Его психологические проявления: упорство, самоуверенность,

упрямство, самоуважение. Самовосприятие: самоуважение, идентичность. Самооценка:

естественность, верность убеждениям, т. е. поведение соответствует убеждениям (метафора

«благородный человек»).

Поведение: устойчивость.

Рассмотрим сходные пары для характеристик ценностного типа «самостоятельность» и

значений зелѐного цвета:

свобода — независимость;

креативность — гибкость ума, оригинальность суждений;

самодостаточность — концентричность (по Люшеру — «центростремительность», то есть сосредоточенность на внутренних проблемах, означает покой, удовлетворение,

пассивность);

выбирать собственные цели — верность убеждениям, поведение соответствует убеждениям;

любознательность — цепкость, владение;

самостоятельность, самоконтроль, самоуправление — сосредоточенное внимание к своим делам, устойчивость, умение защищаться;

автономия — автономность (по Люшеру, независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние. Также автономность трактуется им как самоопределение, произвольность, самостоятельность).

Основатель гештальттерапии Ф. Перлз использовал понятие «аутентичная личность», при описании которой он делал акцент на личной автономии, свободе, погружѐнности в процесс жизнедеятельности («здесь и теперь») самодостаточности, аутентичности, ответственности за свои чувства, потребности и стремлению к личностному росту. Видимо, имея в виду

«аутентичную личность», П. Гудмен писал о том, что самое худшее, что можно сделать для человека, — это ему помогать [Перлз, 1995].

Представители гуманистической психологии (К.Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу)

связывают направленность на творчество с самоактуализацией, то есть наиболее полной и свободной реализацией человеком своих возможностей. Испытуемые, имеющие высокие показатели по тестам Е. Торренса [E.Torrance] и Дж. Гилфорда [J.Guilford], отличаются уверенностью в себе, повышенным вниманием к своему «Я». Они лучше переносят состояние неопределѐнности и способны отстаивать своѐ мнение при недостатке информации. У этой категории лиц отмечается также любовь к приключениям, желание выделиться, соперничество, энергичность [Либин, 1999; Торшина, 1998].

Структуре и функции зелѐного цвета можно сопоставить «аполлоническую иерархию»,

выделенную Ю.Козелецким. Наибольшее значение в ней приобретают ценности, связанные с творчеством, познанием окружающего мира, развитием искусства и науки.

Ценностный тип универсализм / синий

Универсализм (Universalism): равенство, мир во всѐм мире, единство с природой, мудрость,

мир красоты, социальная справедливость, открытость к чужим мнениям, защита окружающей среды. Мотивационная цель данного типа личностей — понимание, терпимость,

защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма

производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-товне своей среды или при расширении первичной группы.

Синий цвет вызывает успокоенность, означает глубину чувства. Он олицетворяет:

сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, вовлеченность, чувствительность,

восприимчивость, стремление достичь цельности. Структурные значения: концентричный,

гетерономный, глубина чувств, покой, удовлетворенность, чувство, единение, связь, любовь,

расширение. Его психологические проявления: спокойствие, удовлетворенность, нежность,

любовь и привязанность. Самооценка: готовность к самоотречению (метафора «Диоген», по Люшеру).

Самовосприятие: удовлетворение, интеграция. Поведение: расслабленность.

Рассмотрим сходные пары для характеристик ценностного типа универсализм и значений синего цвета:

универсализм, равенство — связь, любовь;

защита окружающей среды — единение, расширение;

мир, социальная справедливость — готовность от некоторого блага и отдать другому;

открытость к чужим мнениям — восприимчивость, гетерономность, то есть, по Люшеру,

уступчивость, склонность к компромиссам, покорность;

понимание, терпимость — концентричность (у Люшера, убеждение в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-тоновое) ;

мир красоты — удовлетворение, интеграция, расслабленность;

мудрость — метафора «Диоген», успокоенность, стремление достичь цельности;

единство с природой — спокойствие, нежность, глубина чувств, пассивность;

Мы отмечаем близость рассматриваемых свойств личности с «сократической иерархией» (из типов ценностных ориентаций, предложенных Ю. Козелецким).

Наибольшая ценность — познание и понимание самого себя, своего интеллекта и характера, самосовершенствования и саморазвития. Человек, еѐ принимающий, стремится сформировать свою личность в соответствии с собственными идеалами [Козелецкий, 1991].

Ценностный тип доброта / фиолетовый

Доброта (у Шварцаbenevolence): верный, преданный группе, друзьям; честный; полезный,

работающий на благо других; ответственный; склонный прощать. Это более узкий

«просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в еѐ основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии сблизкими людьми. Этот тип ценности считается производным от потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Мотивационная цель — сохранение благополучия людей,

с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность,

снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь, глубокая эмоциональная и духовная близость).

Люшер полагает, что светло-фиолетовыйцвет является «дополнительным», то есть, он не отражает основных потребностей человека. Егоструктура ифункции разработаны у психолога не так тщательно, как для «основных» цветов. Поэтому ниже просто перечислены личностные свойства тех, кто предпочитает фиолетовый цвет — в нѐм, по Люшеру, выражена идея отождествления, понимаемая как объединение импульсивной победоносности красного и мягкой уступчивости синего. Это отождествление — своего рода мистическое единение,

высокая степень чувственной интимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходе которого всѐ, о чем мечтают и чего желают, должно стать реальностью. В известной степени это очарование, мечта, ставшая фактом, волшебное состояние, когда все желания сбываются. Поэтому человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет «волшебных отношений». Он не только хочет приукрасить себя,

но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг. Люди,

незрелые интеллектуально или эмоционально, предпочитают фиолетовый цвет. Так, дети отдают предпочтение фиолетовому цвету, и это показывает, что для них мир — это всѐ ещѐ волшебный край, и им достаточно потереть лампу Алладина, чтобы раб принес им все, что они пожелают. Гормональная активность и деятельность желез внутренней секреции во время беременности отражается в предпочтении фиолетовому. То же случается и во время нарушений функций щитовидной железы. Последнее, если вызвано психосоматическими причинами, происходит в результате продолжительного стресса, шока или условий,

породивших чрезмерные страхи у больных. В этих случаях они с трудом контролируют свои эмоции. Такие больные нуждаются в особом понимании, мягком обращении и нежности, что

11 Воропаев Е. Мединцев В. — «Ценностные ориентации» Шварца и «цветовые предпочтения» Люшера возможности соотнесения — Стр 2

поможет успокоить их страхи. Гомосексуалисты и лесбиянки часто проявляют свою эмоциональную неуравновешенность, предпочитая фиолетовый цвет в качестве компенсации. В данном случае мы имеем дело с людьми, эмоциональные страхи которых заставляют их пытаться создать вокруг себя сказочную страну, в которой они могут забыть об остальном мире, пока они заняты друг другом [Руководство по использованию …, 2008].

Пары для ценностного типа доброта и «фиолетовых», на наш взгляд, менее убедительны,

чем для предыдущих четырѐх основных цветов Тем ни менее, хочется отметить содержательную близость многих определений:

верный, преданный — мистическое единение, высокая степень чувственной интимности;

работающий на благо других — уступчивость;

глубокая эмоциональная и духовная близость — отождествление;

обеспечение процветания группы — мечта, ставшая фактом, волшебное состояние, когда все желания сбываются;

доброжелательность, сфокусированная на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми, — быть занятым друг другом;

потребность в позитивном взаимодействии — попытка создать вокруг себя сказочную страну, в которой можно забыть об остальном мире аффилиация — отождествление, мягкое отношение, нежность.

Аффилиацию как стремление заводить дружбу, радоваться другим людям, любить их,

сотрудничать и общаться с ними описывает, в частности, Г. Меррей [G.Murray]. Он полагает,

что цель аффилиации — взаимная доверительная связь, где каждый из партнѐров, даже если не симпатизирует другому, относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает, симпатизирует ему [Хекхаузен, 2003]. Фрейд считал идентификацию одним из важнейших бессознательных процессов, благодаря которому происходит саморазвитие

«Я» субъекта, и выделял еѐ типы: 1) первичный — примитивная форма эмоциональной привязанности к матери; 2) вторичный — защитная, заключающаяся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу [Фрейд, 1998]. Тогда можно предположить, что рассматриваемая Люшером и Шварцем группа личностных свойств относится скорее к первичному типу. Интересно, что способность к эмпатии, как отмечают многие, возрастает с накоплением жизненного опыта. Так, согласно Дж. Миду [J.Mead],

эмпатия, рассматриваемая в социально-психологическомконтексте, является основным

навыком, приобретаемым в процессе социализации и предполагающим способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции [Психология личности …, 2001]).

В этой связи можно усмотреть натяжку в нашем сопоставлении: «фиолетовые» инфантильны, «добрые» по Шварцу — ответственны и способны к «зрелой любви». Впрочем, мы не настаиваем на полноте соответствия этого ценностного типа со структурой и функцией фиолетового цвета,

но частичное соответствие нам представляется очевидным.

Ценностные типы полюса «консерватизм» / коричневый

Традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи: сохранение признанных обычаев, сдержанный (избегающий крайностей в чувствах и действиях); скромный (не стремящийся привлечь к себе внимание); принимающий жизнь

(подчиняющийся обстоятельствам); благочестивый (придерживающийся религиозной веры и убеждений).

Конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям: вежливость

(предупредительность, хорошие манеры); самодисциплина (устойчивость к соблазнам);

уважение родителей и старших; послушание (исполнительность, подчинение правилам).

Безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и собственная безопасность; социальный порядок; национальная безопасность; уважение мнения других

(учѐт интересов других людей, избегание конфронтации); безопасность семьи и близких,

чистоплотный (опрятный, аккуратный).

Коричневый Люшер отнѐс к дополнительным цветам — он отмечает, что этот цвет лишен экспансивного творческого импульса и показывает, что для человека особенно важным является «ощущение своих корней» — очага, дома, людей своего рода и племени. Это цвет

«стадного чувства», семейного уюта и безопасности, тяги к взаимозависимости. Лишенные крова и средств к существованию, изгнанные и не имеющие перспектив обеспечить свою безопасность и физические потребности обычно ставят коричневый цвет в начале ряда.

Такой выбор был типичен для так называемых «перемещѐнных лиц» после второй мировой войны. Жизненное начало для таких людей не является действенной силой, а лишь пассивно

воспринимаемой на уровне ощущений. Коричневый цвет чувственен и имеет отношение к физическому восприятию организма, сигнализирует о нуждах организма. Коричневый, по Люшеру, — это затемнѐнный жѐлто-красный(чѐрный назван им цветом темным и безжизненным, «бесцветным»).

Если предпочтение отдается коричневому — или другим

«бесцветным» цветам (черному, серому), — это означает отрицательное отношение человека к жизни [Руководство по использованию …, 2008].

На основе приведѐнных описаний ценностных типов домена «консерватизм» и значений коричневого цвета мы находим соответствие между следующими их характеристиками:

сохранение признанных обычаев — «ощущение своих корней»;

послушание — отсутствие экспансивного творческого импульса;

безопасность и стабильность — семейный уют и безопасность, тяга к взаимозависимости.

В данном случае мы отмечаем менее полное соответствие, чем по предыдущим позициям сравнения, — возможное тому объяснение мы дадим в выводах, а пока прокомментируем приведѐнные пары. По утверждению Шварца, реципиенты, предпочитающие ценности одного полюса его круговой системы (в данном случае — полюса «консерватизм»), отвергают ценности противоположного полюса («открытость изменениям»).

Похожей позиции придерживался Фромм, утверждая, что люди в поисках безопасности порой добровольно жертвуют своей свободой. В работе «Бегство от свободы» он выделил своеобразные тактики такого «бегства»: 1) авторитаризм — тенденция отказаться от независимости своей личности,

слить своѐ «Я» с кем-нибудьиличем-нибудьвнешним для обретения силы, недостающей самому индивиду; 2) разрушительность, как попытка преодолеть чувство неполноценности,

уничтожая или покоряя других, как средство избавления от невыносимого чувства бессилия,

реакция на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам; 3)

автоматизирующий конформизм — стремление перестать быть собой, следуя которому человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном.

При этом исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, а вместе с тем — и осознанный страх перед одиночеством и бессилием [Фромм, 1989]. Отметим, что ценностные ориентиры, разработанные Шварцем, и его формулировки не вызывают ассоциаций с невротичностью и мазохизмом, — думается, можно говорить о разном уровне проявления одних и тех же психологических свойств. Содержание и схематизм «бегства от свободы», пожалуй, до некоторой степени может послужить обоснованием предлагаемого

нами соотнесения описанного Люшером психологического типа конформных, надломленных невзгодами людей (коричневый «безжизненный» цвет) и ценностных ориентаций приверженцев безопасности и конформизма, по Шварцу.

Такого рода соотнесение, полагаем, не противоречит духу и принципам гуманистической психологии. Так, в «пирамиде потребностей» Маслоу поместил потребности в безопасности,

надѐжности и защите в основание пирамиды, подчѐркивая их близость к физиологическим потребностям, то есть к нуждам запросов тела [Балл, 2006] (ср. похожую формулировку у Люшера, приведѐнную выше).

Потребности в безопасности граничат в «пирамиде» Маслоу — как и у Шварца, и у Люшера — с потребностями в сопричастности: принадлежности к семье,

общине, кругу друзей, любимых.

Говоря о конформизме, можно сослаться также и на подход Г. Олпорта, который выделял семь аспектов самости, называя их проприатическими функциями. Проприум у него — это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой — формирование уникальности человеческой жизни. Шестой аспект самости — это рациональное управление самим собой, являющееся стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребѐнок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы. Этот аспект предвосхищает последний, седьмой, где личность ставит перспективные жизненные цели, человек ощущает,

что жизнь имеет смысл [Психология личности …, 2001]. Как видим, в конформизме можно усмотреть не только негативные, но и позитивные стороны — полагаем, в том же русле рассуждали Люшер и Шварц.

Обратимся теперь к характеристикам ценностного типа традиции и их соотношению с функциям коричневого цвета. Если положение коричневой карточки в ряду показывает состояние сенсорного механизма ([Руководство по использованию …, 2008]), то логично предположить теснейшую взаимосвязь «коричневых» функций с активностью глубинных пластов психики. По утверждению К. Юнга, в различных продуктах символической активности (ритуалах, мифах, религии, в которых и проявлена традиция) гармонизуются отношения сознания и бессознательного: культура воздвигла стену символа против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души [Юнг, 1991]. Отметим, что при такой трактовке психологических особенностей приверженцев традиционных ценностей, безопасности,

конформизма, с одной стороны, и структуры коричневого цвета, с другой, в неожиданном

ракурсе выглядит содержание метафоры «коричневая чума», а также цветовые предпочтения

(коричневые рубашки) идеологов германского фашизма.

На этом мы завершаем сравнительный анализ. Результаты проведѐнного сопоставления таковы (в порядке расположения ценностных типов, по Шварцу):

Полюс «самовозвышение»

Красный / власть, достижение

Полюс «открытость изменениям»

Жѐлтый / гедонизм, стимуляция

Зелѐный / самостоятельность

Полюс «самотрансцендентность»

Синий / универсализм

Фиолетовый / доброта

Полюс «консерватизм»

Коричневый / конформность, традиции, безопасность

Выводы

В своѐм исследовании мы попробовали — ориентируясь на цветовую индексацию личностных типов, разработанную Люшером, — применить еѐ к типологии ценностных ориентаций (ценностных типов), по Шварцу (то есть сопоставить последние с четырьмя основными и двумя дополнительными цветами).

Цветовое индексирование ценностных типов было нами проведено путѐм анализа описаний психологических значений цветов:

выделения в этих описаниях таких составляющих, которые отражают ценностные

ориентации индивидов. Поскольку в методе Шварца ценностные типы графически представлены в виде разделѐнного на секторы (домены и полюсы) круга, то и полученные нами цветовые индексы ценностных типов также расположены в круговой последовательности. Порядок расположения цветовых индексов ценностных типов соответствует порядку цветов цветового круга. Цветовой круг, введение в научную практику которого связывают с Ньютоном, образован семью основными цветами и одним искусственным — пурпурным, — который необходим для замыкания круга: перехода от фиолетового к красному. В полученном намиценностно-цветовомкруге эту дополнительную позицию занял коричневый.

Отметим, что полученный результат — это не первый случай обнаружения сопряжѐнности психологической характеристики и цветового круга. Так, в частности, что Ч. Осгуд, изучая с помощью семантического дифференциала роль цвета в эмоциональном воздействии произведений искусства и рекламной продукции, установил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов по фактору «А», практически совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки отмечены у цветов красно-желтойчасти спектра, а наименьшие — усине-зеленой[Осгуд, 1972]).

На данном этапе исследования мы не готовы аргументировано интерпретировать полученный результат, предложить ответ на закономерный вопрос: какими психологическими закономерностями обусловлена выявленная нами связь между такой сложной, культуросообразной психологической характеристикой как система ценностных ориентиров, с одной стороны, и цветовыми предпочтениями — с другой (тем более что последние, по Люшеру, никак не связаны с особенностями этнических и исторических культур).

Полученный результат мы рассматриваем как обоснование проведения более строгих исследований психологических закономерностей, связывающих цветовые предпочтения и личность.

Литература

Базыма Б.А. Цвет и психика: монография. Харьков:Изд-воХГАК, 2001.

Балл Г. А. Психология в рациогуманистической перспективе: избранные работы. Киев.:

Основа, 2006.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Наука, 1978.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

Козелецкий Ю. Человек многомерный: пер. с польск. Киев.: Либідь, 1991.

Кон И.С. Словарь по этике / Асмус К.Ф., Гусейнов А. А, Адо А.В. М.: Политиздат, 1981.

Ларошфуко Ф. [La Rochefoucauld F.] Максимы: пер. с фр. М.: Амфора, 2000.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

Лихтарников А.Л. Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца и духовное развитие личности:

нормальное и патологическое. URL: (дата обращения

05.01.2011).

Полный цветопсихологический тест Макса Люшера / Сост. В.Драгунский. — М.: Асток Пресс, 1995.

Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф.Дубровская. -

М.: Когито-Центр,2008.

Осгуд Ч., Суси Дж., Таннебаум П. [Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P.] Приложение методики «СД» к исследованиям по эстетике и смежным проблемам; пер. с англ. //

Семиотика и искусствометрия. М. 1972. С. 278−298.

Перлз Ф.С. [Perls F.S.] Практикум по гештальттерапии: пер. с англ. СПб.:Петербург-ХХIвек,

1995.

Психология личности: Словарь справочник / Под ред. П.П.Горностая и Т.М.Титаренко. Киев:

Рута, 2001.

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2007.

Торшина В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С.14−16.

Фрейд З. [Freud S.] Основные принципы психоанализа: пер. с нем., англ. М.:REFL-book;

Киев: Ваклер, 1998.

Фромм Э. [Fromm E.S.] Бегство от свободы: пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

Хекхаузен Х. [Heckhausen H.] Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003.

Юнг К.Г. [Jung C.G.] Архетип и символ: пер. с англ. и нем. М.: Ренессанс, 1991.

Hendrick, Ives. Facts and Theories of Psychoanalysis. New York: Alfred A. Knopf, 1934.

Воропаев Евгений Павлович. Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальных наук Харьковского национального университета искусств им. И.П.Котляревского, пл. Конституции, 11/13, 61 003, Харьков, Украина. E-mail:voropayev@inbox.ru Тел.: +38(066) 073 16 42

Мединцев Владислав Александрович. Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории методологии и теории психологии, Институт психологии им. Г.С. Костюка Национальной академии педагогических наук, ул. Паньковская, 2, 1 033, Киев, Украина. E- mail: vladislav-medintsev@yandex.ru Тел: +38 (050) 706 31 37.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector