Введение …………………………………………………………..
- Методы экспресс-диагностики личностных особенностей ………………………………………………….
- Психологическая характеристика личности…………………
- Психологический анализ урока………………………………
- Определение способа личностного и профессионального развития ………………………………
- Приложение ……………………………………………………
- Литература……………………………………………………..
ОТЧЕТ по педагогической практике
Самоанализ педагогической деятельности
Выполнен студентом _______________ группы факультета __________________________________________________ __________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
проходившим практику в школе № __________________________ ___________________________________________________
с « ___ » ____________ по « ___ » ____________ 200 ___ года
|
Введение
Поворот современной системы образования к человеческой индивидуальности, внутренним (собственно психологическим) свойствам человека становится все более очевидным и проявляется в особом интересе психологической науки к личности педагога.
Как отмечалось Е.А. Климовым, перед практическим педагогом стоит задача не столько «применять» психологическое знание, сколько порождать это знание о фактах, явлениях, состояниях. Оперативная ориентировка в психологических составляющих ситуации – это производство психологического знания, обслуживающего и регулирующего решение педагогической ситуации «здесь и безотлагательно».
Навыки такой оперативной ориентировки можно приобрести только в реальной педагогической деятельности. Педагогическая практика с этой точки зрения – не завершающий этап обучения, после которого студент может считать себя профессионалом, а скорее переход на более высокий уровень обучения – самообучение.
В профессиональной педагогической деятельности столкновение с психологическими трудностями неизбежно. Очень важно, чтобы они стимулировали развитие.
Психологическое задание в рамках педагогической практики «Элементы самоанализа в педагогической деятельности» нацелено на осознание собственных профессионально значимых качеств, развитие рефлексивных навыков, потребности в актуализации своих потребностей.
Программа психологической части педагогической практики на пятом курсе включает в себя три основных этапа:
- Изучение своих личностных особенностей (составление психологической характеристики личности)
- Анализ их проявлений в поведении и деятельности (психологический анализ урока)
Рекомендуемая литература
- Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. – СПб.: Питер Пресс, 1995. – 256 с.
- Литвак М.Е. Как стать счастливым.
- Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.
- Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 3. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Программа педагогической практики по психологии: Методические рекомендации / Сост. Н.Е.Варшавская, Н.А.Кочергина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1998. – 63 с.
- Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. – М.: Соборь, 1997. – 506 с.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация.
– М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997. – 320 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997. – 288 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерсто, межличностные отношения. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997. – 304 с.
В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности.
Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живому контакту сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим поведением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
7 – 10 баллов – очень низкая оценка.
Всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по модели дикторского стиля. Оно обезличено по психологическому содержанию, анонимно и практически ничем не отличается от лекции по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
- Определение способов личностного и профессиолнального развития (составление программы личностного и профессионального развития)
Синтетическая работа должна вестись одновременно по всеми направлениям. Для выполнения заданий предлагаются развернутые программы такой работы, тестовые материалы и пояснения.
Методы экспресс-диагностики личностных особенностей
Критерии оценки экспериментальных данных изложены в приложении. Сначала необходимо выполнить задания, а затем оценивать и интерпретировать полученные результаты.
1 Задание Субъективная минута
Инструкция:
Засеките время на часах с секундной стрелкой и отведите взгляд от часов. Мысленно фиксируйте течение времени. Как только пройдет минута, посмотрите на часы.
2 Задание
Инструкция:
На представленных шкалах попробуйте определить свое собственное положение и поставьте на каждой из них точку. Соедините точки линией.
самые умные |
самые здоровые |
с идеальным характером |
самые счастливые |
||||
самые глупые |
самые больные |
со скверным характером |
самые несчастные |
3 Задание
Инструкция:
Дайте как можно больше (но не менее 10) ответов на вопрос «Кто я?». Сделайте это быстро, не раздумывая. Запишите ответы в той форме, в которой они приходят в голову.
12 Задание
Содержательное описание своих сильных и слабых сторон
13 Задание
Подсчитываем усредненную оценку:
45 – 49 баллов – очень высокая оценка.
Коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин мастерства и прекрасно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.
35 – 44 балла – высокая оценка.
Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.
20 – 34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания.
о различной или одинаковой эффективности (преобладании или равновесии) различных типов памяти. Дополнительные сведения о приемах запоминания можно получить в ходе беседы по полученным результатам.
№ ряда |
Тип памяти |
Количество воспроизведений |
Слуховая |
|
|
|
Зрительная |
|
|
Моторно-слуховая |
|
|
Комбинированная |
|
11 Задание
Все высказывания условно можно разделить на 3 группы по 9 в каждой.
Первая группасодержит авторитарные высказывания эпохи «массовой, единой, трудовой, политехнической школы с директивной педагогикой и принципом субъект-объектного отношения как ведущего ценностного отношения в ней». Номера высказываний: 1. 4, 7, 10, 13. 16, 19, 22, 25.
Вторая группасодержит информацию, которая имеет вечный педагогический смысл и соответствует любой системе ценностей в образовании. Она скорее индифферентна и может повлиять на постановку задачи, но в меньшей степени на ее решение. Их номера: 2, 5, 8, 11 14, 17, 20, 23. 26.
Третья группавысказываний имеет отношение к субъект-субъектной парадигме в образовании, педагогике недирективного типа (педагогике сотрудничества).
Номера высказываний: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27.
На основании преобладающего типа делается вывод о педагогической позиции в отношении учеников, доминирующих установках – авторитарных или демократичных.
4 Задание
Инструкция:
Нарисуйте автопортрет. Техника рисования и сходство не имеют значения. Использовать можно только простой карандаш.
5 Задание
Инструкция:
Перед Вами список целей, к которым могут стремиться люди. Оцените их по степени важности с Вашей точки зрения и проранжируйте. Слева от самой важной поставьте цифру 1, вторую по значимости отметьте цифрой 2 и т.д. Наименее важная получит оценку 18. Затем оцените в процентах (от 100 для каждой ценности), насколько в вашей жизни эти ценности реализованы.
1. Терминальные ценности (цели)
Активная деятельная жизнь |
||
Жизненная мудрость |
||
Психическое и физическое здоровье |
||
Интересная работа |
||
Красота природы и искусства |
||
Любовь |
||
Материально обеспеченная жизнь |
||
Наличие хороших и верных друзей |
||
Общественное признание |
||
Познание |
||
Продуктивная жизнь |
||
Развитие, самосовершенствование |
||
Развлечения |
||
Свобода, независимость |
||
Счастливая семейная жизнь |
||
Счастье других |
||
Творчество |
||
Уверенность в себе |
Инструкция: Описанную выше процедуру проведите со списком некоторых положительных черт, проявляющихся в поведении людей.
Значения показателей, полученных по шкале «эмоциональная неустойчивость»
0 – 7 – выраженная эмоциональная стабильность
8 – 13 – средние показатели эмоциональной устойчивости
14 – 18 – эмоциональная неустойчивость
18 – 24 – значительно выраженная эмоциональная неустойчивость
8 Задание
Преобладающий тип мышления – образное или логическое (в типологии И.П. Павлова «художники»и «мыслители») можно выявить при помощи экспресс-анализа по ряду биологических признаков.
Сочетание ЛЛЛЛ – в максимальной степени соответствует художественному типу, ПППП – мыслительному. В чистом виде эти типы встречаются нечасто, поэтому скорее можно говорить об относительном преобладании какого-то типа мышления или же их равновесии.
9 задание
Интеллектуальные свойства описываются содержательно. Особое внимание уделяется тем качествам, которые оказались на полюсах, предлагаемой шкалы оценок, т.е. получили оценки 1, 2 или 4, 5. Именно им и дается характеристика с точки зрения уровня их развития и связи с успешностью педагогической деятельности.
10 задание
Тип памяти
Обработка данных: результаты оформляются в виде таблицы и затем содержательно описываются в виде выводов
7 задание
Определение типа темперамента
(опросник Айзенка, модификация Т.Н. Курбатовой)
Для получения информации о степени откровенности испытуемого, а также выраженности экстра- или интроверсии и эмоциональной устойчивости-неустойчивости, т.е. характеристик, которые служат показателями определенного типа темперамента, необходимо подсчитать баллы, полученные по этим шкалам. Окончательный балл складывается из суммы совпадающих с ключом ответов «да» и «нет». Каждое совпадение оценивается в один балл.
Ключ к методике:
Лживость – ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36
– ответы «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48
Сумма превышающая 5 баллов свидетельствует о том, что данным нельзя доверять.
Экстраверсия– ответы «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 43, 46, 49, 53, 56
– ответы «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51
Значение показателей, полученных по шкале «экстраверсия»
0 – 5 баллов – глубокая интроверсия
5 – 9 баллов – умеренно выраженная интроверсия
11 – 14 баллов – равновесие экстраинтроверсии
15 – 24 баллов – ярко выраженная экстраверсия
14 – 15 баллов – умеренно выраженная экстраверсия
16 – 24 баллов – ярко выраженная экстраверсия
Эмоциональная неустойчивость
Ответы «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 47, 50, 52, 55, 57.
2. Инструментальные ценности (средства)
Аккуратность |
||
Воспитанность (хорошие манеры) |
||
Высокие запросы |
||
Жизнерадостность |
||
Исполнительность |
||
Независимость |
||
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
||
Образованность |
||
Ответственность |
||
Рационализм |
||
Самоконтроль |
||
Отстаивание своего мнения, твердая воля |
||
Терпимость |
||
Честность |
||
Чуткость |
||
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения) |
6 Задание
Инструкция:
Отвечайте на вопросы «да» или «нет» в прилагаемом ниже бланке, отмечая ответы знаками «+» или «-». «Правильных» или «неправильных» ответов нет. Изучается лишь проявление ваших индивидуальных особенностей в определенной сфере.
- Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
- Часто ли вам удается склонить большинство ваших товарищей к принятию вашего мнения?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
- Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с новыми людьми?
- Нравится ли вам заниматься общественной работой?
- Верно ли, что вам проще и приятнее проводить время с книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
- Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
- Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами игры и развлечения?
- Трудно ли вам входить в новые компании?
- Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было сделать сегодня?
- Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
- Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств?
- Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
- Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
При анализе нужно выявить индивидуальную закономерность. Если это не удается сделать, можно предполагать неискренность отвечающего или несформированность системы ценностей.
6 Задание Коммуникативные и организаторские склонности
(Л.А. Головей)
Склонности |
Ответы |
|
положительные «+» |
отрицательные «-» |
|
Коммуникатив-ные |
Вопросы первого столбца |
Вопросы третьего столбца |
Организаторские |
Вопросы второго столбца |
Вопросы четвертого столбца |
Вычисление коэффициентов коммуникативных (К-ком) и организаторских (К-орг) склонностей.
Сумма «+» 1-го и 3-го столб.
К-ком = 20
Сумма «+» 2-го и 4-го столб.
К-орг = 20
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
К-ком |
К-орг |
Шкальная оценка |
0, 10 – 0, 45 |
0, 20 – 0, 55 |
1 – низкий уровень |
0, 46 – 0, 55 |
0, 56 – 0, 65 |
2 – ниже среднего |
0, 56 – 0, 65 |
0, 66 – 0, 70 |
3 средний уровень |
0, 66 – 0, 75 |
0, 71 – 0, 80 |
4 – высокий уровень |
0, 76 – 1, 00 |
0, 81 – 1, 00 |
5 – очень высокий уровень |
- руки – символизируют контакт личности с окружающими, открытые ладони – открытость для общения, поднятые, со сжатыми кулаками – агрессия, спрятанные за спину – проблемы в общении
- ноги: длинные – потребность в независимости, отсутствие ног – нестабильность, отсутствие опоры
Кроме того, размеры рисунка имеют прямую связь с самооценкой личности. О завышении свидетельствует расположение в верхней части листа, о занижении – расположение в нижней части.
Рисунок со спины характеризует нежелание раскрывать свой внутренний мир.
5 Задание Ценностные ориентации
(М. Рокич)
При анализе терминальных ценностей (целей) имеют особое значение первые и последние места. Кроме того, можно выделить определенные блоки доминирующих и игнорируемых ценностей.
Можно в частности выделить ценности конкретные и абстрактные, ценности самореализации и личной жизни и т.д.
В анализе инструментальных ценностей (средств) также можно выделить блоки ценностей общения, ценностей дела, альтруистических или конформистских, самоутверждения или принятия других и т.д.
Особый интерес для построения программы саморазвития представляет сопоставление ценностей-целей и ценностей-средств. Суть сопоставления – определение соответствия целей-ценностей и целей-средств. Например, сочетание доминирующей цели «наличие хороших и верных друзей» и цели-средства «непримиримость к недостаткам в себе и других» заведомо содержит в себе конфликт.
- Испытываете ли вы чувство раздражения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?
- Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
- Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
- Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
- Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
- Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
- Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
- Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
- Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Бланк ответов к заданию 6
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
7 Задание
Инструкция:
На вопросы нужно отвечать «да» или «нет». В случае сомнений указывайте, как это бывает чаще. «Правильных» или «неправильных» ответов нет. Изучается лишь проявление ваших индивидуальных особенностей в определенной сфере.
- Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям?
- Часто ли вы нуждаетесь в поддержке и одобрении друзей?
- Вы человек беспечный?
- Трудно ли вам отвечать людям «нет»?
- Задумываетесь ли вы перед тек, как что-то предпринять?
- Всегда ли вы выполняете свои обещания?
- Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
- Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
- Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком?
- Сделали бы вы что угодно на спор?
- Возникает ли у вас чувство робости, когда вы заговариваете с незнакомым человеком?
- Выходите ли вы иногда из себя?
Другой вариант деления – по эмоциональной окраске
Позитивные |
Нейтральные |
Негативные |
|
|
|
Затем можно высчитать в процентном соотношении, какие именно стороны вашего «Я», находятся в поле внимания, а какие игнорируются. Значительный дисбаланс в отношении категорий «социальные роли» и «психологические свойства», а также негативная окраска свидетельствуют о наличии затруднений или в социальных контактах (если не представлена или слабо представлена эта категория) или же в рефлексии (осознании собственных индивидуально-психологических особенностей) в случае отсутствия психологических характеристик.
Преобладание категории «физические качества» характеризует личностную незрелость и, возможно, проблемы со здоровьем.
4 Задание
Автопортрет (Р. Бернс)
Поверхностный анализ наиболее ярко представленных показателей:
- чрезмерно увеличенная голова, голова без тела – большие интеллектуальные претензии, недовольство своим интеллектом
- большие глаза, тщательно прорисованные – тревожность, проявление озабоченности по отношению к общественному мнению
- большие уши – чувствительность к критике
- отсутствие рта – депрессивность, замкнутость
- приоткрытый рот – вербальная активность
ПРИЛОЖЕНИЕ
(ключи к методикам)
1 задание
Субъективная минута (М.Е. Литвак)
- 65 секунд – норма
- 55 – 64 – легкая тревожность
- 45 – 54 – тревожность средней выраженности
- меньше 45 секунд – тревога выражена настолько значительно, что мешает профессиональной деятельности
2 задание
Самооценка
(С.Л. Рубинштейн – М. Дембо)
- расположение линии немного выше середины листа свидетельствует о психологическом благополучии и адекватной самооценке;
- приближение линии к верхней части листа характеризует завышение самооценки;
- значительное смещение линии к нижней части листа свидетельствует о заниженной самооценке;
- скачкообразная линия (подъемы и падения) характеризует неустойчивость самооценки.
3 задание
«Кто я?»
Те ответы, которые были Вами даны на вопрос «Кто я?», нужно расклассифицировать натри категории:
Физические качества |
Социальные роли |
Психологические свойства |
|
|
|
- Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
- Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали?
- Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
- Легко ли вас обидеть?
- Любите ли вы часто бывать в компании?
- Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
- Верно ли, что вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда вялы и пассивны?
- Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато близких?
- Часто ли вы мечтаете?
- Когда на вас кричат, вы тоже кричите в ответ?
- Часто ли вас беспокоит чувство вины?
- Все ли ваши привычки хороши?
- Способны ли вы дать волю чувствам и от души повеселиться?
- Считаете ли вы себя человеком чувствительным?
- Считают ли вас человеком живым и веселым?
- Сделав важное дело, испытываете ли вы чувство, что могли бы сделать его лучше?
- Вы больше молчите в обществе других людей?
- Вы иногда сплетничаете?
- Бывает ли, что вам не спится от назойливых мыслей?
- Если вам надо спросить о чем-то, предпочитаете ли вы найти это в книге, чем спросить?
- Бывают ли у вас сердцебиения?
- Нравится ли вам работа, требующая от вас напряжения?
- Бывают ли у вас приступы дрожи?
- Всегда ли вы платите в транспорте за проезд, даже если нет контроля?
- Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
- Раздражительны ли вы?
- Нравится ли вам работа, требующая быстроты действий?
- Волнуетесь ли вы по поводу неприятностей, которые могут случиться?
- Вы ходите медленно и неторопливо?
- Вы когда-нибудь опаздывали на работу или свидание?
- Часто вам снятся кошмары?
- Вы никогда не упускаете случай побеседовать хоть и с незнакомым человеком?
- Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
- Были бы вы несчастны, лишившись широкого круга общения?
- Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
- Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам сильно не нравятся?
- Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек?
- Легко ли вы обижаетесь на замечания?
- Считаете ли вы, что трудно получить удовольствие от вечеринки?
- Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
- Легко ли вам внести оживление в скучную компанию?
- Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
- Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
- Любите ли вы подшучивать над другими?
- Страдаете ли вы от бессонницы?
Особенности деятельности:
а) гностическая сторона
б) конструктивная сторона
в) организаторская сторона
г) коммуникативная сторона
|
|
|
Личностные качества и педагогические способности
|
|
|
Если такие средства Вы не можете отыскать, имеет смысл еще раз пересмотреть, достижимы ли Ваши «надо», не являются ли они ложными и несоответствующими реальной ситуации, действительно ли Вы чего-то хотите или это намерение вовсе не актуально и от него легко можно отказаться. Так за «хочу стать идеальным учителем» и «я должен всегда знать ответ на вопросы детей» стоит острая потребность в признании, неуверенность в своей профессиональной состоятельности и ложное категоричное представление о том, что можно действовать не допуская ошибок.
Вместе с тем, для зрелой личности характерны ответственность, терпимость, саморазвитие и положительное отношение к миру (к себе и другим).
В анализе стоит отметить, есть ли препятствия для проявления у Вас этих качеств, каким образом их можно устранить. Не стоит забывать о том, что Ваши слабые стороны могут оказать серьезное негативное влияние на личностное развитие школьников.
Основные направления |
Предлагаемые усовершенствования |
Педагогические приемы |
Взаимоотношения с коллегами
|
|
|
Взаимоотношения с учениками
|
|
|
Задание 8 Экспресс-анализ типа мышления
А. Переплетите пальцы рук. Запишите палец какой руки – левой (Л) или правой (П) – оказался сверху ___________________________________
Б. Сверните лист бумаги в трубку и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый (П) глаз или левый (Л).
Запишите
В. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Изобразите бурные аплодисменты. Какая ладонь оказалась сверху?
Задание 9
Инструкция:
На основе самонаблюдения по 5 балльной шкале поставьте оценку собственным интеллектуальным свойствам.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Скорость |
Медлительность |
|||||
Глубина |
Поверхностность |
|||||
Гибкость |
Ригидность |
|||||
Критичность |
Конформность |
|||||
Креативность |
Стереотипность |
|||||
Самостоятельность |
Зависимость |
Задание 10 Тип памяти
Для выполнения этого задания Вам понадобится помощник (экспериментатор).
Экспериментальный материал: 4 ряда слов.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
4 ряд |
дирижабль |
пароход |
самолет |
волк |
лампа |
чайник |
собака |
бочка |
яблоко |
бабочка |
парта |
коньки |
карандаш |
нож |
сапоги |
пила |
гроза |
хомут |
сковородка |
весло |
утка |
бревно |
калач |
загадка |
обруч |
свеча |
роща |
кафтан |
мельница |
тачка |
гриб |
прогулка |
попугай |
журнал |
шутка |
книга |
листок |
малина |
воротник |
самовар |
Ход работы:
- Экспериментатор зачитывает вслух первый ряд слов (интервал между словами 5 сек.).
Испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает.
- Испытуемому в течение 1 минуты предъявляют слова второго ряда, которые он должен записать по памяти.
- После отдыха экспериментатор читает вслух слова третьего ряда, а испытуемый как бы «записывает» их обратной стороной ручки. Затем следует отдых.
- Экспериментатор зачитывает вслух слова четвертого ряда, показывает их испытуемому, тот повторяет каждое слово шепотом, «записывает» их обратной стороной карандаша, затем воспроизводит.
При этом главной установкой, обеспечивающей продуктивность профессиональной деятельности является рассмотрение неудачи как источника нового и несомненно полезного опыта.
Первым шагом может стать несложное упражнение.
Определите для себя содержание трех понятий:
«хочу» |
«могу» |
«надо» |
|
|
|
Постарайтесь для каждого «надо» (требования профессионального долга) отыскать соответствующее «хочу» в собственной системе потребностей, мотивов, интересов и обеспечить это стремление необходимыми умениями и навыками. Собственно они и выступят как необходимые психологические средства для подъема на более высокую ступень личностной зрелости.
Оценка уровня развития компонентов структуры педагогической деятельности:
- Конструктивная сторона – работа с учебным материалом, его адаптация к работе на уроке
- Организаторская сторона – умение организовать работу учащихся, свою собственную
- Коммуникативная сторона – установление психологически целесообразных отношений, психологическая наблюдательность
Определение способов личностного и профессионального развития (составление программы личностного и профессионального развития)
Работа над программой саморазвития – творческое задание. Общепринятых алгоритмов одинаково подходящих для разных людей не существует. Те проблемы, с которыми Вы столкнулись в своей профессиональной роли, требуют обдумывания и апробации различных вариантов их решения.
Бланк для ответа:
1 ряд
2 ряд
3 ряд
4 ряд
Обработка данных: результаты оформляются в виде таблицы и затем содержательно описываются в виде выводов о различной или одинаковой эффективности (преобладания или равновесии) различных типов памяти. Дополнительные сведения о приемах запоминания можно получить в ходе беседы по полученным результатам.
№ ряда |
Тип памяти |
Количество воспроизведений |
1 |
Слуховая |
|
2 |
Зрительная |
|
3 |
Моторно-слуховая |
|
4 |
Комбинированная |
|
Задание 11
Инструкция:
Вам предлагаются высказывания известных педагогов и психологов. Мысли эти высказаны в разные годы. Они могут быть и очень современны и совсем несовременны, противоречивы и просто ошибочны. Обведите кружком те, которые Вы расцениваете как правильные.
- Объяснительно-иллюстративный метод демократичен, поскольку позволяет всем детям получить одинаковый объем знаний, умений и навыков.
- Ученик должен учиться победно.
- Чтобы помочь человеку раскрыть и реализовать свои возможности, надо знать человека и его возможности. Современная педагогика в этом знании пока не нуждается. А потому обходится без психологии.
- Совместная деятельность учителя и ученика не исключает насилия первого по отношению ко второму, но насилия не физического, а основанного на принципе сознательного подчинения, на чем вообще основывается дисциплина в обществе.
- Мы так много сил тратим на передачу ученику знаний, так тщательно проверяем их усвоение, что вскоре обучаемый начинает напоминать фаршированную рыбу – можно по разному относиться к ее содержанию, но ясно одно – плавать она не может.
- Научиться видеть в ученике человека – это, пожалуй, самая сложная педагогическая задача.
- организация внимания учащихся (приемы, применяемые педагогом для организации группового и индивидуального внимания на разных этапах урока. Учет педагогом индивидуальных и возрастных особенностей внимания)
- проверка знаний учащихся (методические приемы, используемые для проверки усвоения материала, убедительность мотивировки оценок)
- Выводы, предложения, оценка урока
(Обнаруженные недостатки и психологические затруднения, особенно удачные моменты урока, эмоциональное состояние на уроке и после него)
4. Приемы учителя в организации урока
- организация восприятия нового материала (средства и способы активизации восприятия – использование наглядных пособий, связь изучаемого материала с жизнью, варьирование приемов подачи материала)
- организация запоминания (каким способом достигалось прочное усвоение, был ли материал удобен для запоминания, как педагог учитывал индивидуальные и возрастные особенности памяти)
- организация мыслительной деятельности учащихся (какое место в познавательной деятельности учащихся занимали операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Чем стимулировался творческий характер мышления школьников. Имели ли место на уроке проблемные ситуации и как они влияли на процесс мышления. Как педагог учитывал индивидуальные и возрастные особенности мышления)
- Учитель, который заставил ученика учиться, каким бы способом он не добивался этого, всегда будет прощен благодарностью выученного им человека.
- Без встречной активности человека процесс восприятия и усвоения знаний невозможен.
- Школа – в полном значении этого слова – есть определенным образом организованное пространство для развития человека.
- Учитель всегда был и остается наставником, ведущим, примером для подражания, а значит идеалом, к которому должен стремиться ученик.
- То, что происходит в современной школе, есть самый настоящий кризис педагогической мысли и практики.
- Знания, которые ученик открыл самостоятельно имеют для него совсем другое значение, чем те, которые он просто выучил или усвоил.
- Самое главное и решающее в работе учителя заключается в том, чтобы объяснить как можно более понятно, найти примеры самые доступные, ставить на каждой фазе урока задачи самые необходимые и применять средства оптимальные по отношению к главной цели – глубокому и прочному усвоению знаний.
- Исследования показывают, что только 11% учащихся испытывают удовлетворение от учения. 34% испытывают хроническую неудовлетворенность. Эти цифры помогают понять основное направление перестройки школы.
- Со временем педагогика превратится в педагогическую психологию.
- Все дети воспринимают одно и то же содержание в одинаковом объеме, поскольку слушают одно и то же объяснение учителя.
- Потребности и интересы – основные источники активности и деятельности.
- Человек в поле ясного сознания отражает только то, что имеет для него смысл или ценность. Это закон восприятия.
- Воспитание в коллективе и через коллектив есть принцип воспитания коллективистов, единомышленников, а потому не противоречит принципу плюрализма – однообразие оценок компенсируется их правильностью.
- Из совместной деятельности с учителем ученик выносит прилив веселой энергии.
- Научить человека тому, в значимости чего он не убежден, можно только путем насилия над личностью, так или иначе деформируя саму личность.
- Учитель может вовсе не знать законов мышления для того, чтобы научить ученика мыслить. Соответственно он может не знать совершенно законов восприятия для того, чтобы уметь хорошо передавать знания. Учителем надо родиться, а затем в педагогическом труде стать им.
- Безделью ученик научается на уроке, когда класс замирает в дреме.
- Связь «учитель-ученик» постоянно меняется в своем качестве, поскольку меняются функции и цели этой связи.
- Учитель должен научить ученика, невзирая на его желание или нежелание, желание или нежелание его родителей.
- Невоспитанный ученик учиться не будет. Принцип единства обучения и воспитания у нас не реализуется.
- Интеллект человека проявляется в умении самостоятельно находить ставить и решать задачи.
Задание 12 Педагогические способности
(Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий)
Инструкция:Оцените представленность у Вас каждой из педагогических способностей в процентах.
- Дидактические способности – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать интерес к предмету, побуждать самостоятельную активную мысль.
- осуществление обратной связи
- индивидуальный стиль поведения: отношение к ученикам, педагогический такт, выдержка, умение выйти из трудной ситуации
- отношение учителя к своему учебному предмету. Проявление педагогического творчества учителя на данном уроке (оригинальные решения вопросов обучения и воспитания, педагогические находки)
3. Учебное взаимодействие в классе и особенности сотрудничества (позиция учителя)
— организация внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, использование игр, групповых и парных упражнений, коллективных форм деятельности
- использование обсуждения при решении проблемных вопросов
- создание ситуаций успеха
- Академические способности – способности к соответствующей области науки. Знание предмета шире и глубже школьной программы, слежение за открытиями, абсолютное владение материалом, ведение хотя бы скромной исследовательской работы.
- Перцептивные способности – умение проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика, его психических состояний.
- Речевые способности – умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
- Организаторские способности – это умение организовать ученический коллектив, его работу, а с другой стороны свою собственную работу.
- Авторитарные способности – способности непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
- Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения отношения, наличие педагогического такта.
- Педагогическое воображение (прогностические способности) – это умение предвидеть последствия своих действий, умение проектировать личность учащихся в процессе воспитания.
- Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Задание 13
Тестовая карта коммуникативной деятельности, разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева, позволяет количественно оценить стиль общения педагога.
Инструкция:
Оцените по предложенной ниже схеме свой стиль общения. Желательно собственную оценку дополнить оценками коллег.
|
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Доброжелатель-ность |
|
|
|
|
|
|
|
Недоброжелатель-ность |
Заинтересован-ность |
|
|
|
|
|
|
|
Безразличие |
Поощрение инициативы |
|
|
|
|
|
|
|
Подавление инициативы |
Открытость (отсутствие маски) |
|
|
|
|
|
|
|
Закрытость (стремление держаться за социальную роль) |
Активность (держит обучаемых в тонусе) |
|
|
|
|
|
|
|
Пассивность (не управляет процессом общения) |
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы) |
|
|
|
|
|
|
|
Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории) |
Дифференци-рованность (индивидуальный подход) |
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие дифференцирован-ности в общении |
P.S. Для самоанализа можно использовать дополнительные диагностические материалы, содержащиеся в рекомендуемой литературе.
- проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность и пр.) учащихся на уроке
- развитие познавательной деятельности: как расширяет и углубляет познавательные потребности данный урок, как развивает он интересы и вызывает интеллектуальное напряжение и интеллектуальные чувства, как создает стремление узнать новое, вызывает желание самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, как создает систему знаний (или хотя бы способствует этому)
- сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных способность к смене стратегии, выдвижению гипотез в процессе решения учебной задачи).
Психологическая характеристика личности
Анкетные данные
имя, фамилия, возраст
Цель психологического исследования
Методы исследования
Факторы развития и жизненные условия
- Семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей).
- Способ проведения свободного времени (хобби, культурные влияния, литература, искусство)
- Обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств
Внешняя картина личности
1. Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), мимика и пантомимика, особенности голоса и речи
2. Способы поведения:
- поведение по отношению к родителям
- преподавателям
- сверстникам
- Психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их возрастных и индивидуально-психологических особенностей
— отношение учащихся к учебному предмету и характер проявления этого отношения на уроке
- интеллектуальная активность учащихся на уроке (использование рациональных способов учебной деятельности, использование исследовательских методов, сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока)
индивидуально-психологические особенности учителя: темперамент, эмоциональность, тревожность, самооценка и т.п., их проявление на уроке
- детям
- в психологически значимых ситуациях
- в основной деятельности
3. Результативность (обзор успеваемости, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств)
Внутренняя картина личности
1. Познавательная деятельность и умственное развитие – особенности познавательных процессов и интеллекта:
- характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность)
- характеристика памяти (преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина)
- характеристика мышления (преобладающий тип, интеллектуальные свойства – скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.)
- уровень развития общих и специальных (педагогических способностей)
2. Индивидуально-психологические особенности – тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций)
Схема анализа урока
- Психологические особенности учителя в структуре педагогической деятельности
— общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя, ее проявление на уроке
- общепедагогические и специальные способности учителя и их проявление на уроке
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|
|
|
|
Р.S. Маленькая хитрость. Для качественного самоанализа очень полезно использовать чужие замечания – учителя, с которым Вы работаете, методиста, психолога, учеников, практикантов.
3. Направленность личности (направленность на себя, на других, на дело), самооценка и уровень притязаний, интересы, идеалы, ценности, моральные принципы, мотивы поведения и деятельности
Вывод
Общая оценка профессионально значимых личностных качеств
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|
|
|
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|
|
|
|
Психологический анализ урока
Программа психологического анализа урока выделяет собственно психологический аспект в анализе урока и относится к общей направленности обучения на развитие учеников. А именно развитие их потребностей и интересов, внимания, воли и мышления, воображения и чувств.
Другая сторона психологического анализа урока – это выделение психологических аспектов личности учителя, особенностей его индивидуального стиля деятельности.
Общие требования к оформлению отчета
К отчету прилагается полная запись урока
Схема записи:
Урок по
(название предмета)
в классе школы №
Дата проведения урока
Тема урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|
|
|
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|
|
|
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
|
|
|
|