11. Д. Гласс – исследование социальной мобильности

В конце 1940-х гг. по инициативе Т. Маршалла Отделение социальных исследований Лондонской школы экономики предложило долгосрочную программу исследований социального отбора и дифференциации в послевоенной Великобритании. В рамках этой программы под руководством крупного демографа и социолога Д. Гласса было проведено исследование «Социальная мобильность в Великобритании»; оно началось в 1949 г., а основные его результаты опубликованы в 1954 г. [22]. Оно существенно повлияло на развитие исследований английских социологов в данной области.

Это масштабное исследование, охватившее основные регионы Великобритании: Англию, Уэльс и Шотландию. В него было вовлечено большое число исследователей (в том числе Т. Боттомор, К. Мо-зер), а также специалистов из нескольких государственных служб. Исследование поддержано фантами фондов Наффилда и Рокфеллера.

8. Классические эмпирические исследования после Второй мировой войны

Во введении Д. Гласе подчеркнул, что исследование направлено на анализ социального статуса или социального престижа, а не социального класса в классическом понимании данного термина. В центре — социальная мобильность, процессы саморекрутирования индивидов в определенные социальные группы, особенно в группы «среднего класса» — «беловоротничковых» специалистов и высокопоставленных чиновников. Особое внимание уделено образованию как каналу мобильности; подчеркивается роль

Первым этапом решения поставленных задач стало эмпирическое исследование состояния социального ранжирования профессий (авторы К.А. Мозер и Дж. Холл).

Предстояло выяснить, как соотносятся социальный статус профессий и их престиж в глазах населения.

Учебный курс

На втором этапе по репрезентативной выборке, с помощью Правительственного агенства социальных обследований, были получены биографии 10 тыс. человек, содержащие информацию об их социальном происхождении, образовании, профессии, семейном положении, количестве детей. Данные о профессиях накладывались на шкалу престижа, что позволяло распределять профессии по категориям социального статуса.

12. Э. Трист – социотехнический подход к анализу организации.

Эрик Трист — директор Тавистокского института человеческих отношений, ру­ководитель социотехнического эксперимента в угольной промышленности Англии.

14 стр., 6822 слов

Социальный работник: личность и профессия

... науки нами была поставлена проблема исследования: социальный работник: личность и профессия. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования и позволило решить следующие ... др. Рассматривая личностные образования, свойства социального работника, следует подчеркнуть концептуальную идею исследования, которая заключается в следующем: профессия, деятельность, ее специфика и особенности ...

После войны обострился кризис в угольной промышленности Англии. Эксплуатация низких угольных пластов требовала изме­нения технических и организационных методов добычи угля. К решению этой задачи и подключились с 1940-х гг. специалисты Тавистокского института человеческих отношений. Директор этого Института Э. Трист вместе со своими коллегами (это прежде всего А. Райе, а также К. Бамфорд, Э. Миллер, Ф. Эмери и др.) уже в начале 1950-х гг. выдвинул социотехнический подход к анализу организаций, в том числе к организации труда в длинном забое [24]. В решении сложной практической задачи он видел возмож­ность экспериментально реализовать конструктивный потенциал своего подхода.

Производственную организацию Трист и Райе рассматривают как социотехническую систему. Она, по характеристике Раиса, «име­ет социальное, технологическое и экономическое измерения, каж­дое из которых зависит от другого, но при этом имеет и собствен­ные независимые ценности» (цит. по: [18, р. 6]).

В описываемом исследовании акцент делался на изучении социо-психологической системы, ее влияния на различные способы организации труда.

Основным методом исследования было: наблюдения, интервью — в забое, дома, в пивных (все записи делались сразу после наблюдений и бесед, а не на глазах у информанта).

Непростой была фаза вхождения в доверие к рабочим. Исследователи проводили в забое до шести часов в день, часто находясь в ожидании подходящих обстоятельств и все­гда наготове к неожиданным возможностям. Руководство и проф­союз шахты проявили полную готовность к сотрудничеству, пре­доставляли запрашиваемые документы.

Общие выводы исследователей: «Чтобы в полной мере реали­зовать потенциал высокомеханизированных методов непрерыв­ной угледобычи, требуется радикальное изменение практик и ценностей т.е. к высокой ценности рабочего времени, к необходимости перемен в организации труда, к обеспечению ключевых рабочих мест лучшими работниками. «Прежде чем сложится подобная новая культура, требуется своего рода «размораживание» существующей ситуации». Это требует «социального обучения посредством деятельного эк­сперимента».

13. Франкфуртская школа в социологии

Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и «Журнала социальных исследований». И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895—1973), стоявший у истоков школы (сам

Франкфуртская школа известна тем, что утвердилась как леворадикальная (критическая) социология.

Особое место в жизни Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены сто социализмом, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в появлении неомарксизма — центральной категории — отчуждения, трактуемого исключительно в социально-экономическом смысле.

12 стр., 5763 слов

Питирим Сорокин как историк социологии

... социальных катастроф и кризисов. В разделе по социологии религии он критически разобрал идеи М. Вебера. До сих пор поражает, как один даже такой талантливый человек, как Сорокин ... очередь анализировать не сочинения индивидуальных социологов, а фундаментальные теоретико-методологические принципы “школ”, представленные “наиболее типичными работами”. Этот типологический подход, полагал он, является ...

Франкфуртскую школу справедливо называют критической, потому что основной идейный пафос ее представителей, причем как в довоенный, начальный период существования, так и в послевоенный, был связан с критикой не только капиталистического и социалистического (в СССР) обществ, но и теорий, в которых содержалась их апологетика.

Основными проблемами и темами Франкфуртской школы были: социологический анализ капитализма, предпринятый сквозь призму проблемы отчуждения; критика современного общества за его антигуманный, антиличностный характер

Однако среди названных тем и проблем особое место занимает отношение к творчеству Маркса и марксизму как теоретическому направлению и революционной практике. Основной задачей многие представители школы считали возвращение к гуманистическим идеям и ценностям «раннего», молодого Маркса, взгляды которого противопоставлялись позиции зрелого и «антигуманного» Маркса. Критическому анализу подвергались идеи руководящей роли рабочего класса, социалистической революции и устройства будущего общества.

14. П. Сорокин – русский период социологического воззрения.

Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин

Система социологии П.Сорокина

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

1) «… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «

2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:

…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…

2 часть… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

3)… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений»

Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями,

Научные концепции П.Сорокина

Этапы научной деятельности П.А. Сорокина:

— Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества.

— Теория истории и социокультурной динамики.

— Интегрализм — парадигмальная основа мировоззрения ученого.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... Бруни) характерен процесс к процессуальным процессам -айофская(Партлэн) характере Личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Гумманистическая психология (Олпорт, Маслоу, ... явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ...

— Теория социальной любви и творческого альтруизма.

В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений:

политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;

социоэкономические нарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;

национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;

религиозные нарушения – дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т.п.;

«смешанный тип» нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации».

Первым критерием дифференциации Сорокин определяет социумный уровень и выделяет в этом отношении нарушения, могущие иметь место на персональном, групповом (институциональном) уровнях и на уровне суперсистемы.

Вторым критерием является степень опасности нарушений для целостности социального порядка.

Третьим критерием дифференциации Сорокин определяет историческое время существования групп и институтов.

15. П. Сорокин о типах культуры

Питирим Сорокин (1889 —1968)

В основе каждой культуры, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный — когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины: чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.  В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека: идеационалъного и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеационалъной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).  И наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.  16. Система категорий в истории социологии.

Категория – это отражение наиболее общих и существенных свойств природы, мышления и любых явлений, социальных в том числе.

Понятие – это форма обобщения предметов и явлений. Именно понятия лежат в основе классификаций.

  1. Социальное. Употребляется в широком и узком смысле слова. В широком употребляется как общественное. Это то, что отличает от природы. В узком – социальное это часть общественной жизни.
  2. Социальное – это процессы, характерные для всего общества. В настоящее время Осипов Г. В. Определяет социальное как результат совместной деятельности, проявляющейся в общении и во взаимодействии индивидов.
  3. Социальная общность – это взаимосвязь людей, которая обусловлена общими интересами и сходством условий деятельности. Под общностями понимаются формы семейной организации, население, социальные классы, этносоциальные группы, территории, города, любой населенный пункт и человечество в целом, государство.

Временные общности – это зрители, толпа, аудитория (повышенной квалификации).

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, ...

Социальная общность выступает как единица измерения.

  1. Система – это совокупность элементов, характеризующих целое и функционирующих по определению принципам.

Все эти системы являются общенаучными категориями.

17. П. Сорокин – теория стратификации.

По определению П. Сорокина, социальная стратификация — это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге. Ее основа и сущность состоят в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии определенных социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества . Три основным формы стратификации: экономическая, политическая и профессиональная стратификация.

Социальная стратификация, согласно П. Сорокину, является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Однако она отличается качественно и количественно. Количественный аспект социальной стратификации в ее основных формах предполагает высоту и профиль «социального здания» (расстояние от его основания до вершины, крутизна и пологость склонов социальной пирамиды и т. д.).

Предметом качественного анализа являются внутренняя структура социального конуса, его цельность, внутренняя организация.

Экономическая стратификация

Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа: первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй — к росту или сокращению стратификации внутри группы.

Политическая стратификация

Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию: размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. При этом П. Сорокин выявил следующие закономерности.

1. При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество ее членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот.

2. Когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот, поскольку увеличение неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства..

3. Когда оба приведенных фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба фактора возрастают внезапно (например, в случае военного завоевания или добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций), то политическая стратификация существенно усиливается. При повышении роли одного фактора и уменьшении роли другого они сдерживают взаимное влияние на флуктуацию политической стратификации.

12 стр., 5690 слов

Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, ...

... четырем направлениям. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, ... (рыцарство). Теория стратификации П. Сорокина. Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) ... действий). Измерение интересов – измерение, касающееся различных интересов (или, в веберовской трактовке, – жизненных возможностей) в доступе к общественным благам: власти, престижу, знаниям и т. п. Каждая социальная ...

4. Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как и в экономической стратификации).

5. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, и наоборот.

18. П. Сорокин об этапах культурного развития общества

Культура, по Сорокину, и есть ценностная система.

Культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеациональную и чувственную (или — сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная система — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Идеациональная культура

В первой, «идеациональной» культура формируется под определяющим влиянием религии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношении оказывается несущественной. Такая культура развивает и совершенствует те «органы», которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека.

Чувственная культура

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т.е. зрителю, слушателю, читателю).

Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Его цель — доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение… Оно свободно от религии, морали и других ценностей, а его стиль «искусство ради искусства».

Идеалистическая культура

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

19. М. Вебер «Основные социологические понятия».

 Понятие социологии и «смысла» социального действия.

1.1. Методологические основы.

В своем исследовании Вебер выделяет два значения слова «смысл»:

— «смысл, действительно субъективно предполагаемый действующим лицом в данной исторической ситуации, или приближенным, средним смыслом, субъективно предполагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций»

9 стр., 4014 слов

Понятие и структура социального действия. Социальное взаимодействие (36)

... За создание в социологии всеохватывающей теории, опирающиеся на теории социального действия и структурно-функциональный метод ратовал … Толкотт Парсонс Герберт Спенсер Макс Вебер Питирим Сорокин   ... 6. Непредвиденные или непреднамеренные последствия социальных действий Роберт Мертон определяет как функции… Явные Видимые ...

— «теоретически конструированным чистым типом смысла, субъективно предполагаемым гипотетическим действующим лицом или лицами в данной ситуации»

Вебер выделяет следующие виды очевидности понимания:

1.     Рациональная (логическая или математическая) «присуща тому действию, которое может быть полностью доступно интеллектуальному пониманию в своих преднамеренных смысловых связях»

2.     Эмоционально и художественно рецептивная «сопереживание того, что пережито субъектом, а определенных эмоциональных связях»

В своем исследовании Вебер выделяет несколько видов понимания:

— непосредственное (рациональное непосредственное понимание действий)

— объясняющее

По Веберу «социологическими закономерностями» является «статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно понятному смыслу социального действия»

Вебер дает определение положениям понимающей социологии — социальные законы, которые «являют собой подтвержденную наблюдением типическую вероятность того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которыми руководствуется действующий индивид.»[стр.466]

Вебер дает определение этому понятию. «Идеальный тип – определенные аспекты поведения, которые доступны для наблюдения в реальном мире и гипертрофируют их.

1.2. Понятие социального действия

Вебер считает, что «Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других»[стр.469] Вебер говорит о том, что социальное действие ориентировано на кого-то, ориентировано на «другого». Под «другим» он понимает «отдельные лица, знакомые или неопределенное множество совершенно незнакомых людей.»[стр.469]

Вебер утверждает, что не все действия являются «социальными». Несоциальным может быть действие, как внешнее, так и внутренние. Что касается внешнего действия, то оно не будет являться «социальным» в том случае «если оно ориентировано только на поведение внешних объектов.»[стр.469]В свою очередь внутреннее действие будет «социальным» в том случае «если оно ориентировано на поведение других»[стр.469]

В качестве примера несоциального действия Вебер приводит действия религиозного характера «если они не выходят за пределы созерцания, прочитанной в одиночестве молитвы»[стр.469]

2.Мотивы социального действия.

Вебер выделяют следующие типы социального действия:

1.Целерационнальный тип, «в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве “условий” или “средств” для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели»[стр.471]

2. Ценностно-рациональный тип, «основан на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет

3. Аффективный, «прежде всего эмоциональный, т. е. обусловлен аффектами или эмоциональным состоянием индивида

8 стр., 3679 слов

М. Вебер: концепция социального действия и его типов

... Выбирая целерациональное действие в качестве методологической основы для социологии, Вебер тем самым отмежевывается от тех социологических теорий, которые в качестве исходной реальности берут социальные «тотальности», как ... -185 Проблема общезначимости наук о культуре стала центральной в исследованиях Вебера. В одном вопросе он согласен с Дильтеем: разделяет его антинатурализм и убежден, что, ...

4.Традиционный, «т.е основанный на длительной привычке

3.Социальное отношение.

Вебер дал следующее определение социальному отношению «поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это» «социальное отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что социальное поведение будет носить доступный (осмысленному) определению характер»[стр.473]

Вебер выделяет «одностороннее» и «двустороннее» социальное отношение. Если индивиды «связывают со своим поведением различный смысл, социальное отношение является объективно “односторонним” для каждого из его участников.»[стр.474]

Объективно “двусторонним” отношение это когда «его содержание соотнесено таким образом, что оно соответствует ожиданиям партнеров»

20 Вопрос. П. Сорокин социокультурная динамика.

Теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что «основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения»

Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами.

 В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности.

Сорокин рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенная целостность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса. 

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов

Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина — ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них — истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная — красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта-добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза).

21 Вопрос. П. Сорокин американский период творчества

23 сентября 1922 года тридцатитрехлетний Сорокин и его жена навеки покидают страну.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции). В узком смысле под предметом социологии понимают: 1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования ... и роли в нем. В трудах Маркса и Энгельса понятие социальное нередко отождествляется с понятием «гражданское», ...

После продолжительного пребывания в Берлине чета Сорокиных по приглашению президента Чехословакии Б. Массарика, с которым они познакомились в Петербурге во время своего бракосочетания, отправляется в Прагу. Там Сорокин очень активно работает: участвует в организации журналов «Деревня» и «Крестьянская Россия», читает лекции в сельскохозяйственном институте, подготавливает к печати часть книг чисто академического содержания, а также книгу «Современное состояние России», где дан социологический анализ изменений, которые претерпела Россия в 1917- 1922 годах. Из Праги по приглашению Эдварда Хейеса и Э.А. Росса он осенью 1923 года приехал в США для чтения лекций о русской революции

Опубликования ряда фундаментальных работ: «Социологияреволюции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии» «Социальная и культурная динамика» (в соавторстве с К. Циммерманом, 1929), трехтомная«Систематическая антология сельской социологии (1930—1932). Эти труды принесли Сорокину мировуюизвестность. 

В 1931 годуосновал социологический факультет вГарвардском университетеи руководил им до1942 года. В 1931-1959 годах— профессор Гарвардского университета. В1965 году— президент Американской социологической ассоциации.

В 1950х гг. в творчестве Сорокинадоминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса»«Альтруистическая любовь»(1950),«Изыскания в области альтруистической любви и поведения»(1950),«Пути и власть любви»(1954),«Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959).

22 Вопрос. М. Вебер Понятие социологии и смысла социального действия.

Действие— это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Социальное действие по М. Веберу

Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие

Субъект социального действияобозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. акторы — это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами. Они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

23 Вопрос. Чикагская школа в американской социолгии

Центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии». Именно здесь в 1892 г. был открыт первый в мире факультет социологии, возглавляемый А. Смоллом. В Чикаго же был основан и первый социологический журнал (1895), а в 1905 г. — Американское социологическое общество.

Основные отличительные черты Чикагской школы следующие: а) органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; б) выдвижение гипотез в рамках единой организованной программы, направленной на конкретные практические цели; в) это не «научная школа» в ее классическом понимании. а своеобразная хартия единомышленников, поддерживавших друг друга и опиравшихся на общие достижения.

Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк(1864-1944).

Весомым вкладом в науку стали его работы по проблемам социальной эволюции (конкуренция — конфликт — приспособление — ассимиляция); о выходе рас и народов из различных видов изоляции; о культурных процессах и культурной адаптации и др.

Второй крупнейший представитель Чикагской школы — Эрнст Берджесс(1886-1966) — учился и преподавал в Чикагском университете. Основными его заслугами признаются: придание общеметодическим идеям Парка конкрегной формы; разработка оригинального прикладною варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и т.д.

24 Вопрос. Р. Парк – экологическое направление в социологии.

Р.Парк в полной мере восприняв идею всеобъемлющего единства природы и общества, заявил об актуальности построения особой дисциплины — социальной экологии. По его мнению этимология термина “экология” (от греч. — жилище, убежище) адекватна объекту науки, а именно рассмотрению животных, растительных и человеческих сообществ в природной среде обитания. Экосистема обрела в своем развитии важный элемент — человеческую популяцию, организованную в саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся подсистему — общество. Общество как элемент экосистемы повело ее к кризису. Логика развития экологии неизбежно должна привести к появлению особой отрасли знания, обращенной к исследованию общества в среде. И можно было заранее предположить ее наименование: социальная экология.

Утверждая экологический подход в социологии, Р.Парк предлагал следующую схему анализа иерархии общественных отношений:

социальный порядок,

политический порядок,

экономический порядок,

экологический порядок.

Экологический порядок выступает естественной базой всех общественных отношений, исходным условием функционирования и развития общества, условием его выживания.

Наиболее популярная из работ Р.Парка “Город”,которая отразила становление экологического мышления в социологии.

Говоря о значимости вклада в развитие научного знания Р.Парком, достаточно констатировать факт приобретения статуса мировой проблемы экологической ситуации. В настоящее время вопрос меры и достаточности потребления человечеством природных ресурсов является одним из краеугольных. Социальная экология, необходимость которой доказывал Р.Парк в начале XX века, как отрасль научного знания занимает все более прочные позиции.

25 Вопрос. М. Хальбвакс – характеристика средних классов

«Под средним классом следует понимать устойчивую категорию людей, взятых вместе с семьей, имеющих доходы, а часто и земельное владение среднего уровня, группу, занимающую промежуточное положение между высшим социальным классом и классом рабочих и служащих. Эта категория скорее относится к населению городов, в особенности малых. Данная группа включает высшие слои ремесленников, малых и средних коммерсантов и промышленников, часть представителей либеральных профессий и средних чиновников»1.

Возьмем для начала ремесленников, высших, средних и мелких коммерсантов. Они, безусловно, относятся к среднему классу. Что их характеризует? В противоположность служащим и чиновникам они являются самостоятельно работающими людьми, т.е. по отношению к другим они — независимые экономические агенты <…>

Перейдем теперь к обширной и сложной категории служащих. Десяток лет назад в Германии проводились исследования по среднему классу, который во многих странах, в частности, там, значительно вырос, но в связи с экономическими трудностями оказался под угрозой.

Теперь давайте поднимемся на верхнюю ступеньку лестницы. Здесь не только инженеры, но и заместители директоров, старшие служащие, наделенные определенными полномочиями, и торговые директора, старшие продавцы в магазинах, торговые агенты, а также высший персонал банков. У них довольно широкая техническая компетентность, и они могли бы легко заменить руководителей предприятия.

Чиновники: в этой категории выделяются высшие, средние и мелкие. Средние и мелкие чиновники относятся к среднему классу.

К трем выделенным в средних классах категориям можно было бы добавить категории менее важные, поскольку в свободных профессиях нижней части лестницы обнаруживаются элементы, позволяющие также относить их к среднему классу. Можно сказать, что к среднему классу относятся и врачи, имеющие небольшую практику, работники здравоохранения, «офицеры здоровья», как их называли раньше; в юридическом или финансовом мире это мелкие предприниматели, которых на бирже называют «мелкие сошки».

26 Вопрос. А. Турен и его исследование технической трансформации.

Автор четко ограничил предмет исследования: трансформация качества профессионального труда рабочих и места этого труда в социальной организации предприятия, т.е. ситуация вокруг человека, а не установки самого человека на труд.

Проблема исследования поставлена так: проследить влияние технических трансформаций на профессиональную структуру рабочей силы.

Объектом эмпирического исследования были выбраны заводы Рено — крупнейшее промышленное предприятие страны.

Не сразу, а в процессе наблюдений многочисленных фактов и их осмысления Турен пришел к схеме из трех фаз профессиональной эволюции [Ibid, p. 174]. Эта схема вводит в одну из главных проблем индустриальной социологии — проблему структуры труда в промышленности. Под структурой труда понимается взаимоотношение различных аспектов: технических, профессиональных, психологических, физиологических, экономических, социальных.

Такую типологию в какой-то степени можно применить к отраслям промышленности. Автомобильная промышленность относится главным образом к фазе В. Производство электроэнергии — к фазе С. Добыча угля — к фазе А.

Эту схему Турен рассматривал как вывод из фактов частного исследования и одновременно как общую гипотезу, которая требует проверки в более широких исследованиях.

Если полученная гипотеза окажется верной, то из нее вытекают несколько следствий:

1) рушатся технократические иллюзии, производительность труда все больше будет зависеть от социальных факторов («климата» на предприятиях, отношения рабочих к труду);

2) повышается роль новых принципов профессионального образования, ориентированного на получение рабочими общих знаний, которые позволяют адаптироваться к разнообразным работам и которые должны дополняться социальной подготовкой рабочих;

3) предприятие должно рассматриваться как социальная система, включающая формальную и неформальную организации;

4) открываются новые перспективы перед рабочим движением;

5) в целом не оправданы пессимистичные концепции.

Таким был первый, гипотетический ответ послевоенной эмпирической социологии на старую проблему, мучившую Дюрк-гейма и его последователей: как можно преодолеть затянувшийся кризис французского общества, переходящего от механической солидарности к органической. Этот ответ теперь связал надежды с автоматизацией производства, которая создает новую систему труда и новую социальную реальность, включающую рабочего в социальную организацию предприятия.

27 Вопрос. П. Навиль – исследование социальных последствий автоматизации

Развитие производственного потенциала стран Западной Европы уже в 1950-х гг. все в большей степени обеспечивалось автоматизацией трудовых процессов. Она сопровождалась тревожными социальными последствиями, прежде всего вытеснением значительной части рабочих с производства, ростом безработицы. Необходимо было объективно изучить возникшие проблемы, оценить их масштабы, предложить пути решения.

Предмет исследования был определен кратко: «социальные аспекты автоматизации»

Использовались два метода: анкетный опрос по почте и монографическое исследование, включающее детальное описание оборудования и средств автоматизации.

По результатам исследования авторы сделали ряд выводов относительно темпов автоматизации в промышленности Франции, ее неравномерности в разных отраслях, сосуществования на одном предприятии автоматизированных участков с рутинным производством и т.д. Из собственно социальных аспектов они отметили, что воздействие автоматизации на численность персонала связано прежде всего с местом предприятия на рынке.

Происходят трансформации в структуре рабочей силы, которые, впрочем, не влекут радикальных изменений в способностях рабочего и в оплате его труда. Исследователи уделили внимание необходимости изменения социального законодательства, регулирующего количество суточных смен, профессиональной занятости женщин и другим аспектам труда.

А в целом, как это нередко бывает в эмпирических исследованиях, авторы пришли к логичному выводу о необходимости разработать программу более широкого и комплексного исследования проблем автоматизации и ее социальных последствий.

28 Вопрос. М. Крозье – проблемы современной бюрократизации.

Мишель Крозье активно выступает с критикой жесткой административной модели управления, которая основана на том, чтобы «путем предписаний, запретов и правил «рационализировать» поведение индивидов и пресекает их вольные действия в организациях различного рода». Важное место в работах Крозье уделено проблеме бюрократического кризиса Во-первых, бюрократическая организация воплощает рациональность, а, во-вторых, ее успех связан с унификацией деятельности участников. В своих исследованиях Крозье ставит акцент на дисфункции(нарушение деятельности) бюрократии, так как это напрямую связано с проблемами управления.

В результате исследований Крозье выделяет «бюрократические порочные круги», образованные в ходе взаимопроникновения и взаимодействия централизации, безличности и стратификации.

Бюрократический кризис М.Крозье считает главным аспектом кризиса современного общества. По его мнению, “дисфункции” современного общества в конечном счете связаны с проблемами управления, т.е. с анахроничностью современных средств регуляции и контроля, с их неприспособленностью к изменившимся “условиям игры”. Главным элементом механизма управления является система принятия решений, но последняя в условиях современных западных обществ есть “продукт бюрократического процесса, развертывающегося в организациях и сложных системах” (100).