Т. АДОРНО ТИПЫ И СИНДРОМЫ

Т. АДОРНО

ТИПЫ И СИНДРОМЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Конструирование психологических типов не просто предполагает про-

извольную, навязчивую попытку внести некоторый «порядок» в сумбур-

ность человеческой личности. Это конструирование являет собой средство

«концептуализации» многообразия в соответствии с его собственной струк-

турой, средство достижения более точного понимания. Доведенное до край-

ности пренебрежение всеми генерализациями, если не считать самых оче-

видных результатов, привело бы не к истинному проникновению в сущность

человеческих индивидов, а, скорее, к темному и неясному описанию психо-

логических «фактов». Любой шаг, направленный за пределы фактического

смысла к психологическому, — Фрейд определил его следующим образом:

любой наш субъективный опыт осмыслен — неизбежно влечет за собой

обобщения, выходящие за рамки якобы «уникального случая», и мы видим,

что эти обобщения, как правило, предполагают существование определен-

ных, регулярно воспроизводящихся «nuclei» или синдромов, которые оказы-

ваются очень близкими к идее типов. Такие идеи, как, например, ораль-

ность, или компульсивный характер, хотя, на первый взгляд, кажутся поя-

вившимися благодаря анализу особых случаев, имеют смысл лишь тогда,

когда сопровождаются неявным допущением, что структуры, подобным об-

разом поименованные и обнаруженные внутри индивидуальной динамики

личности, входят в некие базовые констелляции, которые, как мы полагаем,

репрезентативны. И не имеет значения, так ли уж «уникальны» наблюдения,

лежащие в их основе. Поскольку существует типологический элемент, внут-

реннее присущий психологической теории, было

бы передержкой исключать типологию per se. Методологическая «чистота»

в этом случае была бы равносильна отказу от концептуальных средств или

всякого теоретического проникновения в материал и привела бы к иррацио-

нальности, столь глубокой, как и та, что воспроизводится в произвольном

«классификаторстве этикеточных школ».

В контексте нашего исследования размышления совершенно иной при-

роды ведут в том же направлении. Это прагматические мысли: не-

обходимость, чтобы наука создавала оружие против потенциальной угрозы

фашистского мышления. Остается открытым вопрос, до какой степени и

5 стр., 2488 слов

Типы конфликтных личностей 3

... конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности. Типы конфликтных личностей Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, ... Симоненко, Н.М. Коряк). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей: 1. Демонстративный тип: Всегда и во всем хочет быть самым-самым. Любит находиться ...

может ли вообще фашистской угрозе противостоять психологическое ору-

жие. Психологическое «лечение» предубежденных личностей проблематич-

но как из-за их большого количества, так и потому, что они, конечно, не

«больны» в обычном смысле и, как мы видим, по крайней мере на поверхно-

стном уровне часто лучше «приспособлены», чем личности без предрассуд-

ков. Поскольку, однако, современный фашизм немыслим без массовой ос-

новы, внутреннее строение его предполагаемых последователей все еще со-

храняет свое решающее значение, и ни одна защита, которая не принимает в

расчет субъективную сторону проблемы, не будет действительно «реали-

стичной». Очевидно, что психологические контрмеры ввиду распространен-

ности фашистского потенциала среди масс являются эффективными, только

если они дифференцированы таким образом, что адаптированы для опреде-

ленных групп. Всеохватывающая защита вышла бы на уровень столь ши-

роких обобщений, что, по всей вероятности, потеряла бы смысл. Можно

указать как на один из практических результатов нашего исследования, что

такая дифференциация должна по крайней мере заодно соответствовать

психологическим направлениям, так как определенные базовые переменные

фашистского характера присутствуют вне зависимости от отмеченных соци-

альных различий. Не существует психологической защиты от предубежде-

ний, которая бы не была ориентирована на определенные психологические

«типы». Мы создадим фетиш из методологической критики типологии и

провалим любую попытку прийти к психологическому пониманию преду-

бежденной личности, если большое количество весьма серьезных и разно-

образных различий (таких, например, как между психологическим устрой-

ством обычного антисемита и садомазохистского «крутого» парня) исклю-

чалось бы просто потому, что ни один из этих типов не представлен в клас-

сической чистоте ни в одной личности.

Возможность конструировать весьма различающиеся наборы пси-

хологических типов общепризнана. В результате предыдущего обсуж-

дения мы основываем собственную попытку на трех следующих основных

критериях:

а) мы не хотим классифицировать человеческие существа ни по типам,

которые разделяют их строго статистически, ни по идеальным типам в

обычном смысле, которые должны будут дополняться «смешениями». Наши

типы справедливы, только если мы смогли найти для каждого типа опреде-

ленное число черт и характеров и поместили их в контекст, который пока-

зывает некоторую общность значения этих черт. Мы относимся к этим ти-

пам как к наиболее продуктивным с научной точки зрения, которые обоб-

щают черты, в иных случаях распыленные, в многозначные целостности, и

выдвигают на первый план внутренние связи элементов, которые принадле-

жат друг другу в соответствии с их неотъемлемой «логикой» при психоло-

гическом понимании лежащей в основе динамики. Это означает не просто

аддитивное, или механическое сложение черт в одном и том же типе. Ос-

12 стр., 5783 слов

Теория типов личности Ганса Айзенка 2

... основных типов личности с позиций Г. Айзенка 3) Выявление нейрофизиологических оснований теории черт личности Г. Айзенка 4) Определение черт и типов личности посредством методики EPI в аспекте теории типов личности ... основного параметра в структуре личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней мере 16 основных черт. Айзенек соглашается с Кеттелом, ...

новным критерием для этого постулата должно быть то, что противопостав-

ленные «истинным» типам Даже так называемые отклонения не могут более

казаться случайными, но должны пониматься как многозначные в структур-

ном смысле. Генетически последовательность значений каждого типа требу-

ет предположения, что большинство черт может быть выведено из опреде-

ленных базовых форм глубинных психологических конфликтов и их разре-

шений;

б) наша типология должна быть критической в том смысле, что она по-

нимает типизацию людей саму по себе как социальную функцию. Чем более

строг тип, тем более глубоко демонстрирует он отпечатки социальных

штампов. Это согласуется с такими характерными чертами наших «высоко-

балльных» респондентов, как жестокость и стереотипность мышления.

Здесь заложен конечный принцип всей типологии. Ее главная дихотомия

заключается в вопросе: стандартизована ли личность сама по себе, или она

действительно «индивидуализована» и противостоит стандартизации в сфе-

ре человеческого опыта? Индивидуальные типы будут специфическими

конфигурациями внутри общего разделения.

Последнее различает prima facie «низкобалльных» и «высокобалльных»

субъектов. Однако при ближайшем рассмотрении это разделение может

быть применено к «низкобалльным»: чем больше они «типизируют» себя,

тем сильнее, сами того не замечая, выражают фашистский потенциал;

в) типы должны быть сконструированы так, чтобы их можно было ис-

пользовать прагматически, т.е. преобразовать в сравнительно жесткие защитные «паттерны», организованные таким образом, что различия ин-

дивидуального характера играют несущественную роль. Это способствует

определенной «поверхности» классификации, сравнимой с ситуацией в са-

натории, где нельзя было бы начать никакого лечения, не разделив пациен-

тов на маниакально-депрессивных, шизофреников, параноиков и т.п., хотя

всем понятно, что эти различия исчезнут по мере продвижения вглубь. В

данной связи можно принять гипотезу: если кому-либо удастся заглянуть

достаточно глубоко, в результате дифференциации вновь возникает такая

же «грубая» структура, но только более универсальная, а именно: некоторые

фундаментальные либидозные констелляции. Позволительна аналогия из

истории искусств. Традиционно грубое различение романского и готическо-

го стилей было основано на круглых и стельчатых сводах. Обнаружилась

недостаточность такого разделения: обе черты в некоторых случаях неотли-

чимы, и существуют более глубокие контрасты между архитектурными сти-

лями. Это, однако, привело к столь усложненным дефинициям, что при их

применении почти невозможно указать, является ли данное здание ро-

манским или готическим, хотя структурная целостность почти не оставляла

сомнений насчет его принадлежности к той или иной эпохе. Так, в конечном

счете, пришлось использовать примитивные и наивные классификации. Не-

что подобное пригодится и при рассмотрении нашей проблемы. Поверхно-

стный, на первый взгляд, вопрос «Какие люди встречаются среди тех, кто

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо ... и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно ... позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? ...

подвержен предрассудкам?» может оказаться вполне оправданным с точки

зрения типологических требований, нежели попытка определить типы с по-

мощью фиксаций прегенитальных или генитальных фаз развития и тому по-

добное. Существенного упрощения можно достигнуть путем интеграции со-

циологических критериев в психологические конструкты. Такие социологи-

ческие критерии могут относиться к членству в группе или идентификациям

наших субъектов, равно как и к социальным целям, установкам и образцам

поведения. Задача соотнесения критериев психологического типа с со-

циологическими критериями выполнима в той степени, в какой нашим ис-

следованием выявлено, что многие «клинические» категории (например,

стремление угодить грозному отцу) интимно связаны с социальными уста-

новками (например, верой в авторитет ради авторитета).

Таким образом, для

гипотетических целей вполне можно «перевести» многие основные психо-

логические концепты в близкие им социологические понятия…

Детализированное описание некоторых типов можно предварить общей

характеристикой. «Поверхностную зависть» (Surface Resentment) легко рас-

познать через обоснованные, либо необоснованные ощущения социальной

тревожности; наш конструкт ничего не говорит о психологических фикса-

циях или защитных механизмах, обусловливающих типичные мнения.

«Конформист» — это, конечно, прежде всего принятие общих шаб-

лонных ценностей. Super-ego так и не установилось достаточно прочно, и

личность находится в целом под влиянием его внешних представлений.

Наиболее очевидным механизмом, лежащим в основе этого синдрома, явля-

ется боязнь «выделиться», быть не таким как все. «Авторитарный» тип

управляется super-ego и постоянно должен бороться с сильными и весьма

противоречивыми стремлениями. Его влечет страх оказаться слабым. В слу-

чае «крутого» парня преобладают подавленные стремления «Id» в затормо-

женном и деструктивном состоянии. Как «чудак», так и «функционер-

манипулятор», видимо, разрешили свой Эдипов комплекс через нарциссиче-

ский уход в свою внутреннюю сущность. Их отношение к внешнему миру,

однако, отличается. Чудаки в целом заменяют внешнюю реальность вооб-

ражаемым внутренним миром, этому сопутствует в качестве главной харак-

теристики проективность, и основной страх заключается в том, что их внут-

ренний мир будет «осквернен» контактом с опасной и отвратительной ре-

альностью: их одолевают тяжелые табу, в формулировке Фрейда — delire de

toucher. Манипулятивная личность избегает опасности психоза, сводя внеш-

нюю реальность к простому объекту действия: таким образом, она не спо-

собна к какому-либо позитивному катексису1. Этот тип склонен к принуж-

дению даже более, чем авторитарный, и его принудительность видится пол-

ностью отчужденной от super-ego: он не достигает трансформации внешней

принудительной силы super-ego. Наиболее выдающейся защитой является

его полное отрицание любых пробуждений к любви.

В нашем случае «конформист» и «авторитарный» тип будут, видимо,

7 стр., 3075 слов

Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных ...

... или иным сторонам жизни человека и общества и соотносится с базовыми синдромами авторитарной личности (конвенционализм, авторитарные подчинение и агрессия, антвиитроцептивность, мистическая предрасположенность и др.). Шкала предъявлялась ... высшее образование, по сравнению с теми, кто его не имеет, различия весьма существенны и касаются отношения к целям и методам воспитания, астрологии, терпимости ...

наиболее частными.

Поверхностная зависть. Феномен, обсуждаемый здесь, находится не на

том же логическом уровне, что и различные «типы» с высоким или низким

количеством баллов, которые мы охарактеризуем далее. В самом деле, он не

заключен внутри и не является сам по себе психоло-

______________

1 Катексис — психоаналитический термин, означающий привязанность к объекту, «заряжение» объекта либидозной энергией.

гическим «типом», но, скорее, представляет конденсацию более раци-

ональных, как сознательных, так и подсознательных проявлений пред-

рассудков, поскольку они могут быть различимы на более глубоких, бессоз-

нательных уровнях.

Мы можем сказать, что существует достаточное количество людей, ко-

торые «подходят друг другу», гармонируют в терминах более или менее ра-

циональной мотивации, в то время как остальные из наших «вы-

сокобалльных» синдромов характеризуются относительным отсутствием

или лживостью рациональных мотиваций, которые, в данном случае, долж-

ны определяться как простая «рационализация». Это не означает, однако,

что лица с высокими баллами, чьи предрассудочные высказывания прояв-

ляют определенную рациональность, сами по себе изъяты из психологиче-

ского механизма фашистского характера. Поэтому в предлагаемом ниже

примере баллы высоки не только по Ф-шкале1, но и по всем шкалам: имеет-

ся всеобщность предрассудочных взглядов, что мы рассматриваем как несо-

мненный признак того, что лежащие в основе личности тенденции являются

конечными детерминантами. И все-таки мы чувствуем, что феномен «по-

верхностной зависти» хотя и питается более глубокими инстинктивными

источниками, не должен быть полностью отвергнут в нашем обсуждении,

поскольку представляет социологический аспект проблемы, важность кото-

рой может быть недооценена для выявления фашистского потенциала, если

мы сосредоточимся целиком лишь на ее психологическом описании и этио-

логии.

Мы рассмотрим здесь людей, которые воспринимают стереотипные

предрассудки извне как готовые формулы, для того чтобы рационали-

зировать и — психологически или фактически — преодолеть явные трудно-

сти в своем собственном существовании. В то время как сами респонденты,

без сомнения, принадлежит к «высокобалльным», стереотипы их предрас-

судков, видимо, не слишком либидизированы и в целом поддерживаются на

определенном рациональном или псевдорациональном уровне. Не сущест-

вует полного разрыва между опытом людей и их предрассудками: часто они

достаточно явственно соотнесены друг с другом. Эти субъекты способны

представить относительно разумные доводы для своих предрассудков и спо-

собны к рациональной аргументации. К ним принадлежит недовольный,

13 стр., 6151 слов

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...

... агрессивного народа он приводит племя индейцев Юта. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует ... агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном ...

ворчащий отец семей-

ства, который счастлив, если кого-то можно обвинить в собственных эконо-

мических неудачах, и еще счастливее, если он может извлечь экономические

выгоды из дискриминации меньшинства, реальных или потенциальных «по-

коренных соперников». Таковы мелкие лавочники, которым угрожают разо-

рением фирменные магазины, последними, по их мнению, владеют евреи.

Мы также можем вспомнить негров-антисемитов в Гарлеме, обреченных на

чрезмерную квартплату еврейскими сборщиками. Такие люди есть во всех

секторах экономики, где чувствуется давление процесса концентрации, но

не видно его механизма, в то время как им приходится ухитряться поддер-

живать свое экономическое функционирование.

Респондент 5043 — домохозяйка, с крайне высоким количеством баллов

по шкалам, которую «часто слушали обсуждающей соседей-евреев», но

«очень дружелюбная пожилая женщина», которая «любит безобидные

сплетни», выражает большое уважение к науке и проявляется серьезный,

хотя и в некотором роде подавленный интерес к живописи. Она «боится

экономической конкуренции со стороны модных портных»; «интервью по-

казало такое же избирательное отношение к неграм». Она «испытала весьма

суровое ухудшение в смысле статуса и экономической обеспеченности со

времен юности. Ее отец был весьма богатым владельцем ранчо…».

Причина, по которой она была выбрана как представитель синдрома

«поверхностной зависти», — ее отношение к расовым вопросам. Она «вы-

ражает весьма сильные предрассудки по отношению ко всем мень-

шинствам» и «относится к евреям как к проблеме», причем ее стереотипы

следует «во многом традиционным представлениям», которые она механи-

чески переняла извне. Но «она не считает, что все евреи неизбежно имеют

все эти характеристики. Также она не считает, что они могут быть опреде-

лены по виду или по каким-либо особым чертам, кроме того, что они шумны

и агрессивны».

Последняя цитата показывает, что она не считает черты, приписы-

ваемые ею евреям, врожденными и естественными. Здесь нет ни жесткой

проекции, ни деструктивного стремления карать. «Что касается евреев, она

чувствует, что их ассимиляция и образование, вполне возможно, решат про-

блему».

Ее агрессивность направлена явно против тех, кто может, как она опаса-

ется, «забрать у нее что-либо», как в экономическом, так и в статусном

смысле…

Можно добавить, что если и есть доля правды в популярном мнении,

что антисемитизм — «теория козла отпущения», то это применимо к людям

ее сорта. Их «слепые пятна», по крайней мере, частично принадлежат к уз-

ким «мелкобуржуазным» ограничениям опыта и объяснениям, за которые

4 стр., 1955 слов

Смысл кризиса по Выготскому. Роль практики в развитии психологии.

... объективной; некаузальная Ψ не играет никакой роли для психотехники. Она – сознательно – односторонняя. Только она есть эмпирическая наука в полном смысле слова.(идея плохая, но порождает методологию) ПРАКТИЧЕСКАЯ ... за употребление психологических терминов в лаборатории («собака почувствовала»). Психологи, которые понимают смысл новых слов, распадаются на две группы: • Чистые эклектики, они с ...

они вынуждены цепляться. Они видят в евреях выразителей тех тенденций,

которые в действительности присущи всеобщему экономическому процессу,

и обвиняют в этом их одних. Этот постулат необходим им для уравновеши-

вания собственного ego в поисках некоей «вины», ответственности за нена-

дежное социальное положение: в противном случае нарушился бы справед-

ливый порядок мира. По всей вероятности, они в первую очередь ищут эту

вину в себе и подсознательно относят себя к «неудачниками». Евреи дают

способ внешнего освобождения этого чувства вины. Антисемитизм связан у

них с удовлетворительным ощущением, что они «хорошие» и невинные, и

возлагает бремя ответственности на некоторый видимый и высоко персона-

лизированный объект. Этот механизм институализируется. Личности, напо-

добие нашей 5043, возможно, никогда не имели неприятностей с евреями, а

просто восприняли провозглашаемое вовне суждение, поскольку им это вы-

годно.

Синдром конформиста. Представляет стереотипы, приходящие извне,

но интегрированные внутри личности в общую согласованную структуру. У

женщин особо проявляются изящество и женственность, у мужчин —

стремление быть «настоящим» мужчиной. Восприятие превалирующих

стандартов более важно, чем недовольство ими. Преобладает мышление во

внутри- и внешнегрупповых терминах. Предрассудки, очевидно, не выпол-

няют решающей функции во внутрипсихологическом устройстве индиви-

дов, а являются лишь средствами внешней идентификации с группой, к ко-

торой они принадлежат или хотели бы принадлежать. Предрассудки у них

проявляются в особом смысле: они перенимают ходячие суждения от дру-

гих, не затрудняясь самостоятельно вникнуть в суть дела. Их предрассудки

«разумеются сами собой», возможно «подсознательны» и даже неизвестны

самим субъектам. Они артикулируются лишь при определенных условиях.

Существует антагонизм между предрассудками и опытом; их предрассудок

«нерационален», равно как и слабо связан с их собственными тревогами, но

в то же время, по крайней мере внешне, он не выражен подробно, по причи-

не характерного отсутствия сильных импульсов, благодаря полному воспри-

ятию ценностей цивилизации и «благопристойности».

Хотя этот синдром и включает «вскормленных антисемитов», он присущ,

несомненно, высшим социальным слоям…

Авторитарный синдром. Он ближе всего подходит к общей картине

лиц с высокими баллами, поскольку проявляется во всем нашем иссле-

довании. Синдром следует «классической» психоаналитической картине,

включающей садомазохистское разрешение Эдипова комплекса, и был пока-

зан Эрихом Фроммом под названием «садомазохистский» характер. Соглас-

но теории Макса Хоркхаймера, в коллективной работе, где он писал социоп-

сихологическую часть, внешнее социальное подавление сопутствует внут-

реннему подавлению импульсов. Чтобы достичь «интернализации» соци-

ального управления, которое никогда не дает личности столько, сколько

6 стр., 2950 слов

Нейропсихологические синдромы артериовенозных мальформаций поясной ...

... У 5 мнести-ческие расстройства приближались к таковым при корсаковском синдроме: больные были дезориенти- рованы во времени, не полностью критичны, име­лись расстройства памяти на текущие события; ... они прогрессировали. Расстройства памяти при повреждении поясной извилины и гиппокампа не были полностью идентичными: при повреждении поясной извилины мнестические нарушения по характеру были сходны с ...

требует отношение последней к авторитету и его психологической силе, su-

per-ego, приобретает иррациональный аспект. Субъект достигает собствен-

ной социальной приспособленности, только получая удовольствие от под-

чинения субординации. Это включает в игру импульсы садомазохистской

структуры, равно как условие и результат социальной приспособленности. В

обществе нашего типа садистские, также как и мазохистские тенденции на-

ходят подкрепление в действительности. Картиной трансляции таких под-

креплений в черты характера является особое разрешение Эдипова комплек-

са, определяющее формирование синдрома, о котором здесь идет речь. Лю-

бовь к матери в ее первичной форме подлежит строгому табу. Итоговая не-

нависть к отцу трансформируется формированием реакций в любовь. Эта

трансформация ведет к особому виду super-ego. Трансформация ненависти в

любовь — наиболее трудная задача, которую личность должна проделать на

раннем этапе развития, никогда не завершается полностью успешно. В пси-

ходинамике «авторитарного характера» часть предыдущей агрессивности

впитывается и превращается в мазохизм, в то время как другая часть соотне-

сена с садизмом, который ищет выхода в том, с чем субъект себя не иденти-

фицирует, т.е. во внешних группах. Еврей часто становится заменителем не-

навидимого отца, приобретая на уровне фантазии те же самые черты, кото-

рые были отвратительны для субъекта в отце, такие, как практичность, хо-

лодность, доминирование, даже сексуальное соперничество. Эта двоякость

всепроникающа, причем явственно сопровождается слепой верой в автори-

тет и готовностью атаковать тех, кто проявляет слабость и социально под-

ходит в качестве «жертвы». Стереотипы в этом синдроме служат не только

средствам социальной идентификации, но и выполняют истинно «экономи-

ческую» функцию в собственной психологии субъекта: они

Глава 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ 597

помогают направить энергию либидо в соответствии с требованиями слиш-

ком строгого super-ego. Таким образом, сами стереотипы могут быть крайне

либидизированными и играть большую роль во внутреннем устройстве

субъекта. Он воссоздает глубоко «принудительные» черты характера, час-

тично с помощью регресса к анально-садистской фазе развития. Социологи-

чески, такой синдром особенно характерен для средних классов Европы. В

этой стране (США. — А.Д.) мы можем ожидать его среди людей, чей дейст-

вительный статус отличается от того, которого они домогаются…

Бунтовщик и психопат. Разрешение Эдипова комплекса, характерное

для «авторитарного» синдрома, — не единственная составляющая типичной

структуры для «высокобалльных» лиц. Вместо идентификации с родитель-

ским авторитетом может появляться «бунт». Это, конечно, в определенных

случаях ликвидирует садомазохистские тенденции. Однако бунт может про-

явиться таким образом, что авторитарная структура личности в целом не бу-

дет затронута. Так, ненавистный родительский авторитет может исчезнуть

9 стр., 4070 слов

Идеальные типы хозяйств и роль протестанской этики в развитии ...

... вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению ... Вебера послужила… экономическая теория Маркса. По его мнению, эта теория дает идеальную картину процессов, происходящих на рынке в обществе товарно-денежного обмена, свободной конкуренции и строго ...

лишь для того, чтобы уступить место другому авторитету — процесс облег-

чается «воплощенной» структурой super-ego, совпадающей с всеобщей

практикой лица с высокими баллами. Иначе мазохистский переход к автори-

тету может быть скрыт на подсознательном уровне, в то время как на де-

монстрационном имеет место сопротивление. Это может привести к ирра-

циональной и слепой ненависти к любому авторитету, с мощным деструк-

тивным дополнением, сопровождаемой тайной готовностью «сдаться» и по-

дать руку «ненавистной» силе. На самом деле крайне сложно отличить такое

отношение от действительно неавторитарного, и почти невозможно достичь

такого отличия на чисто психологическом уровне: здесь, как и повсюду,

принимается в расчет социополитическое поведение, определяющее, правда

ли независима личность или просто замещает свою независимость негатив-

ным переносом.

В последнем случае, когда он сочетается со стремлением к псевдо-

революционным действиям против тех, кого индивид в конечном счете счи-

тает слабыми, получается «бунтовщик». Этот синдром играл большую роль

в нацистской Германии: покойный капитан Рем, называвший себя государ-

ственным изменником в своей автобиографии, послужил отличным приме-

ром. Здесь мы, видимо, находим и «кондотьера», который был включен в

типологию, разработанную Институтом социальных исследований в 1939 г.,

и который описывается следующим образом:

Этот тип возник вместе с возрастающей неуверенностью после-

военного существования. Он убежден, что важна не жизнь, а удача. Он ни-

гилистичен, но не из «побуждения к разрушению», а поскольку безразличен

к индивидуальному существованию. Одним из источников возникновения

этого типа является современный безработный. Он отличается от прежних

безработных тем, что его контакты со сферой производства спорадические,

если они вообще существуют. Нельзя более ожидать, что индивиды, при-

надлежащие к этой категории, будут исчезать с вовлечением в процесс тру-

да. Они готовы ненавидеть евреев отчасти за их осторожность и физическую

хрупкость, отчасти за то, что, будучи сами безработными, не имеют эконо-

мических корней, необычайно подвержены любой пропаганде и готовы по-

следовать за любым лидером. Другим источником, на противоположном по-

люсе общества, является группа, принадлежащая к опасным профессиям —

бродягам-колонистам, гонщикам, воздушным асам. Они рождены лидерами

предыдущей группы. Их идеал, действительно героический, тем более чув-

ствителен к «разрушительному» критическому интеллекту евреев, потому

что они в глубине души сами не верят в свой идеал, а выработали его как

рационализацию своего опасного образа жизни».

Симптоматично, что этот синдром характеризуется сверх того склонно-

стью к «допустимым эксцессам» всех видов — от глубокого запоя и скры-

той гомосексуальности под маской восхищения «молодежью» до склонно-

сти к актам насилия в смысле «путча». У субъектов этого типа нет такой

жестокости, как у проявляющих ортодоксальный «авторитарный» синдром.

Крайним представителем этого синдрома является «крутой» парень, или

«психопат» в терминах психиатрии. Здесь super-ego кажется полностью ис-

калеченным, не найдя выход из Эдипова комплекса, поскольку этим выхо-

дом оказывается регресс к всеобъемлющей фантазии самого раннего детст-

ва. Эти индивиды наиболее «инфантильны» из всех: им так и не удалось

«развиться», испытать формирующее влияние цивилизации. Они «асоциаль-

ны». Деструктивные стремления проявляются в скрытом нерациональном

виде. Телесная сила и крепость — также в смысле способности «взять пре-

пятствие» играют решающую роль. Граница между ними и преступниками

зыбка. Их удовольствие от преследования грубо садистское, направленное

Т. АДОРНО ТИПЫ И СИНДРОМЫ — Стр 2

против любой беспомощной жертвы, оно неспецифично и едва ли окрашено

«предрассудками». Сюда входят различного вида хулиганы, дебоширы, па-

лачи и все, кто выполняет «грязную» работу фашистского движения…

Чудак. Поскольку интроекция родительской дисциплины в «автори-

тарном» синдроме означает постоянное подавление «Id», этот синдром мо-

жет быть охарактеризован как фрустрация или расстройство в этом самом

широком смысле этого слова. Однако, видимо, есть картина, в которой фру-

страция играет более специфичную роль. Эта картина обнаруживается у тех

людей, которые не смогли приспособиться к миру, воспринять «принцип

реальности», которые не сумели найти равновесие между отречением и

удовлетворенностью, и чья внутренняя жизнь полностью определяется от-

рицаниями, накладываемыми на них извне, не только в течение детства, но

также и в течение взрослой жизни. Эти люди ввергаются в изоляцию. Они

должны построить ложный внутренний мир, часто близкий к иллюзии, на-

стойчиво противопоставляя его внешней реальности. Они могут существо-

вать только благодаря самовозвеличиванию, в сочетании с мощным отрица-

нием внешнего мира. Их «душа» становится их самым дорогим достоянием.

В то же время они высокопроективны и подозрительны. Нельзя пропустить

склонность к психозам: они «параноидальны». Для них предрассудки явля-

ются наиважнейшими: это средство избегнуть острого умственного за-

болевания через коллективизацию и через построение псевдореальности,

против которой их агрессивность может быть направлена без какого-либо

скрытого вторжения в «принцип реальности». Стереотипность является ре-

шающей: она работает как форма социального подтверждения их проектив-

ных формул и, следовательно, институализируется часто до степени, близ-

кой к религиозным представлениям. Эта картина обнаруживается у женщин

и пожилых мужчин, чья изоляция социально усиливается их действитель-

ным исключением из экономического производства…

Функционер-манипулятор. Этот синдром, потенциально наиболее

опасный, определяется стереотипами в крайней степени: жесткие пред-

ставления — скорее, цель, чем средства, и весь мир разделяется на пустые,

схематичные, административные поля. Практически полностью отсутствуют

объективный катексис и эмоциональные связи. Если в синдроме «чудака»

проявлялось, что-то параноидальное, то в «манипуляторе» есть что-то ши-

зофреническое. Однако разрыв между внешним и внутренним миром в этом

случае не выливается во что-то типа обычной интроверсии, а, скорее, наобо-

рот: в некий тип принудительного сверхреализма, который берется для соб-

ственных теоретических и практических целей. Технические аспекты жизни,

вещи как «инструменты» переполнены либидо. Особо проявляется любовь к

«исполне-

нию» при глубоком безразличии к содержанию выполняемой работы. Эта

картина обнаруживается у многих бизнесменов, а также, во все возрастаю-

щем количестве, среди появившихся менеджеров и инженеров, которые

осуществляют в процессе производства промежуточную функцию между

старым типом владельца и рабочей аристократией. Многие фашистские по-

литические антисемиты в Германии проявляют этот синдром. Гиммлер мо-

жет служить их .примером. Трезвый ум, наряду с почти полным отсутствием

каких-либо привязанностей, делает их самыми безжалостными из всех. Ор-

ганизационный подход к вещам предполагает принятие тоталитарных реше-

ний. Их цель, скорее, конструирование газовых камер, чем погромы. Они

даже не испытывают ненависти к евреям, они попросту «справляются» с

ними при помощи административных мер, без всякого личного контакта с

жертвами. Антисемитизм материализуется под девизом: «он должен функ-

ционировать». Их цинизм почти совершенен. «Еврейский вопрос должен

быть решен строго легально», — так они говоря о хладнокровно спла-

нированном погроме…

Сокращено по источнику: Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социол. исслед. 1993, № 3.с.75-85.