18. Проблема возрастной периодизации психического развития в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Все теории можно поделить на несколько типов:
- Биогенетические теории. Холл, Бюллер, Фрейд и др.
- Социогенетические теории. Штерн, др.
- Теория Выготского.
Теории и периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
Название теории |
Основные положения теории, понятие развития, факторы и условия развития |
Переодизация |
Примечания |
||||||
Г.С. Холл (1844 — 1924) |
Труд «Юность» — первая в истории психологии монография, посвященная психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте. В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Формирование детской психики трактовалось им как фатальный переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. |
Данная теория послужила толчком для создания периодизации Гетчинсона. |
Он считал, что детям следует предоставить возможность беспрепятственно проходить «примитивные» стадии своего развития. Холл был также основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов |
||||||
Гетчинсон |
На основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является ведущим не только для биологического, но и для психического развития. |
От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания. От 5 до 11 лет — стадия охоты и захвата. От 8 до 12 лет — пастушеская стадия. От 11 до 15 лет — земледель. От 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. |
|||||||
Э. Клапаре, (1873-1940) Закон осознаняКлапареа |
Закон осознания Клапареда — отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Этот закон был сформулирован на материале изучения детской интроспекции: для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, а не то, что они имеют общего. |
0-2 лет – интерес к внешнему виду вещей, развитие восприятия. 2-3 года – развитие речи, появление знаков и значений. 3-7 лет – развитие мышления 7-12 лет –развитие индивидуальных особенностей. |
Сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с ними, а их различия вызывают нарушение привычного хода действий и ведут за собой особую (ориентировочную) реакцию. |
||||||
Д.М.Болдуин (1861-1934) |
Болдуин отмечал, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды. |
Стадии познавательного развития детей:
|
Он был одним из немногих ученых рубежа XIX-XX веков, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него. |
||||||
У.Л. Штерн (1871 — 1938) Персоналистическая психология. |
В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личн. и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личн. и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. До 5-6 лет на развитие влияет наследственность, после – соц.факторы. Развитие – это рост, дифференциация и преобразование психических структур.Интроцепция – соединение своих целей и внешних . |
Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде (ForensischePsychologie). Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма. |
|||||||
К.Л. Бюлер (1879-1963) Теория речевого такта. |
Писхическое развитие повторяет путь развития психики высших антропоидов. К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону, см. след.абзац): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресанте»), апелляции (конативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности). |
Три основных стадии психического развития. 1.Инстинкт. 2.Дрессура (образование условных рефлексов). 3.Интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации). |
Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал со-роль именно в формировании эмоций. Он вводит понятие функционального удовольствия, объясняя, что в игре нет продукта не потому, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а потому, что игра и не нуждается в продукте, ее цель сам процесс игровой деятельности (игра, по его мнению, находится на стадии дрессуры). Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации. |
||||||
А.Л.Геззел (1880-1961) — Американский психолог. |
В центре научных интересов — природа младенчества и раннего детства. Развивал идеи биологизаторского подхода в психологии, поскольку возрастные изменения детей объяснял наследственным фактором. Солидарен с положением о том, что ребенок в первые годы жизни как бы повторяет историю развития человеческого рода. В то же время детство — это и продукт эволюции. У человека в сравнении с животными детство самое длинное и качественно иное. Функция психики — адаптация к среде. Главную роль в развитии психики играет созревание нервной системы. Показатель развития — его темп. Закон развития: снижение темпа развития с возрастом, на начальных этапах развития темп максимальный, на конечных — минимальный. |
Темп развития. 0-1 год — темп развития максимальный 1-3 года — темп средний. 3-18 лет — темп низкий. |
Положил начало нормативного подхода в психологии, ориентированного на описание достижений ребенка в процессе развития, на построение норм развития. Ввел в детскую психологию лонгитюдный метод исследования. Одним из первых использовал метод близнецов. Вместе с тем, ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, Отожествление развития и роста. |
||||||
З.Фрейд |
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. |
Стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отраженоразвитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними. 1) Оральная стадия (0-1 год). 2) Анальная стадия (1-3 года). 3)Фаллическая стадия (3-5 лет). 4) Латентная стадия (5-12 лет). 5) Генитальная стадия (12- I8 лет). |
В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. |
||||||
Эрик Хомбургер Эриксон (1902- 1994, Эпигенетическая теория развития личности |
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап. |
1) От рождения до года — конфликт между доверием и недоверием. 2) От года до двух — конфликт между автономией и сомнением. 3) От трёх до шести лет — конфликт между предприимчивостью и неадекватностью. 4) Соответствует фрейдовскому «латентному периоду» — конфликт между творчеством и комплексом неполноценности. 5) Юность — идентификация личности и путаница ролей. 6) Ранний взрослый период — конфликт между близостью и одиночеством. 7) Поздний взрослый период — конфликт производительности и застоя. 8) Конфликт цельности и безнадежности. |
Оценивая осуществленную работу, Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности. По его мнению, это лишь ключ к построению такой теории. |
||||||
Беррес ФредерикСкиннер (1904 — 1990) бихевиоризм |
Люди не заслуживают ни похвалы, ни упрека за все, что они делают или не делают. Окружающая среда контролирует поведение таким образом, что и добро, и зло, если они существуют, живут в ней, а не в человеке. |
Скиннер считал, что урок, преподанный бессознательным, заключается в том, что психические процессы просто не имеют отношения к поведению. |
|||||||
А. Бандура род. 1925г. Теория социального обучения (или социального когнитивизма). |
Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками (особенно важную роль здесь играет мышление — cognition) и влиянием окружающей среды и что все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает вознаграждение. |
Поведение человека формируется действиями трех переменных величин. 1.Окружающая среда. 2. Само поведение. 3.Личностные особенности. |
Социально-когнитивная теория Бандуры придерживается точки зрения, что деятельность человека есть продукт множественного действия событий окружающей среды, поведения человека и свойств его личности, особенно мышления. |
||||||
Ж. Пиаже (1896-1980) теория когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии. Теория интелекта. |
Когнитивное развитие (от англ. Cognitivedevelopment) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Интеллект – это общая способность к адаптации. Ассимиляция – процесс усвоения новых знаний без изменения интеллектуальной схемы. Аккомодация – процесс изменения интеллектуальной схемы под влиянием новых знаний. Интеллектуальные схемы могут быть сенсомоторные, допонятийные и понятийные. Главная характеристика интеллектуальной схемы – способность объяснять мир. |
Сенсо-моторный интеллект (0-2 года). Мир воспринимается с помощью движений. Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет). Подпериоддооперациональных представлений (2—7 лет).формирование образного мышления. Подпериод конкретных операций (7—11 лет). Формальные операции (11—15 лет). Формирование абстрактных представлений |
Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде. |
||||||
А. Маслоу (1908-1970) Гуманистическая психология. |
Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию — не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Яконцепцию» личности. |
Иерархия потребностей человека. Физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба; потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей. |
Считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. |
||||||
К.Р. Роджерс. |
Внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я». У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду — интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно на основе самооценки, оно выражает истинную суть личности, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. |
В своей теории личности Роджерс выделил определенную систему понятий, которые характеризуют представления людей о себе, и своих близких. Эта же система используется и в терапии, помогающей человеку изменить себя и свои отношения с другими. |
|||||||
П.П. Блонский (1884 — 1941) |
Формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы. Процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка. Личность определяется телосложением. Темп умственного развития пропорционален физическому развитию. |
|
Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он, однако, пришёл к механистическим выводам, согласно которым изменения в поведении ребёнка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п.. Предложил генетическую теорию памяти, сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти. |
||||||
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (1896-1934). |
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим — глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития. Психика –это вся совокупность реакций на стимулы. Сознание – форма отражения. Развитие психики – это развитие ВПФ, они осознанные, контролируемые, опосредованные, прижизненно формирующиеся. Сознание развивается в ходе совместной деятельности со взрослым.До 1.5 лет функция речи коммуникативная, после – ещё и назывательная.Эгоцентрическая речь появилась как форма сотрудничества. Закон возраста – каждый возраст имеет свои особенностями, которые характеризуются особенностями социальной ситуации развития. Закон метаморфоз – развитие представляет собй цепь качественных изменений. Закон неравомерности психического развития – каждая сторона психики ребёнка имеет свой оптимальный уровень и время развития. |
Чередование стабильных периодов развития и кризис. 1) Кризис новорожденности (0-2 месяца). 2) Младенчество (2 месяца — 1 год). 3) Кризис одного года. 4) Раннее детство (1—3 года). 5) Кризис трех лет. 6) Дошкольный возраст (3—7 лет). 7) Кризис семи лет. 8) Школьный возраст (8—12 лет). 9) Кризис тринадцати лет. 10) Подростковый (пубертатный) период (14—17 лет). 18) Кризис семнадцати лет. 19) Юношеский период (17—21 год). |
Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии. По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира. |
||||||
Д.Б. Эльконин (1904-1984) Теория деятельности |
Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотиванионно-потребностной сферы личности. |
Чередование стабильных периодов развития и кризиса. Кризис новорожденности. Кризис 1 года. Кризис 3 лет. Кризис 7 лет. Кризис 11-12лет. Кризис 15 лет. Во время кризиса 3 лет и подросткового умственное развитие опережает личностное.
1-3 г.–раннее детство (предметная деятельность, манипулирование) 3-7л. – дошкольный (сюжетно-ролевая игра) 7-10л. –младший школьный (учебная деятельность) 11-14л. –подростковый (общение со сверстниками) 15-18 л. – ранняя юность (учебно-профессиональная деятельность) |
Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. |
||||||
Л.И. Божович (1908-1981) теория формирования личности в онтогенезе |
Свой научный вклад Л.И.Божович видела в распространении идей Л.С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом. Она приходит к выводу, что «развитие этой сферы происходит принципиально по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов. Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредствуясьсоциально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования». Социальные потребности детерминируют развитие личности. |
Чередование стабильных периодов развития и кризис Кризис новорожденности (0-2 месяца). Младенчество (2 месяца — 1 год). Кризис одного года. Раннее детство (1-3 года). Кризис трех лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Кризис семи лет. Школьный возраст (8-12 лет). Кризис тринадцати лет. Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет). Кризис семнадцати лет. Юношеский период (17-21 год). При рождении у ребёнка есть потребности – биологические и социальные.новообразования первого года жизни – аффективно заряженные представления, затем ребёнок становится субъектом. Ко 2 году ребёнок осознаёт себя субъектом деятельности. Затем к 6 годам появляется самооценка, формируется социальное Я и нравственность. В подростковом возрасте развивается рефлексия, стремление понять себя. К 16 годам – кризис самоопределения. |
Важно отметить, что творчество Л.И. Божович — не простая проекция взглядов Л.С. Выготского на новую, сравнительно мало разработанную предметную область (психологию личности); это оригинальная, глубокая научная концепция, безусловно уходящая корнями в теорию Л.С. Выготского, но питаемая также многими другими источниками — психологическими, философскими, культурными, — концепция, созданная свободным человеком с неконформным, эвристичным мышлением. |
||||||
Лисина М.И. |
Общение – возможность стать представителем своего рода. Общение – согласованность действий с целью достижения результата. Предметом общения является другой человек. Мотивы общения могут быть познавательные, деловые и личностные. Средства могут быть: экспрессивно-мнемические, предметно-действенные и речевые. |
0-6мес. – ситуативно-личностное общение, реализуемое при помощи экспрессивно-мнемических средств при контакте ребёнка со взрослым (комплекс оживления).складывается образ –Я. 6 мес- 2 года – ситуативно-деловое общение, реализуемое не только эксперссивно-мнемическими средствами, но и при помощи делового общения. Сопровождает предметную деятельность. Стимулирует развитие речи., усвоение функций предметов. Формирует мышление, оценку своей деятельности, себя, усложняя образ-Я. 3-5 лет – внеситуативно-познавательное общение при помощи речи, сюжетно-ролевой игры. Это внеситуативная потребность, на фоне теоретического сотрудничества (дидактические игры) Развитие образного мышления, формирование картины мира. 6-7 лет – внеситуативно-личностное общение при помощи речи. Данное общение реализуется всегла и имеет целью постижение мира и людей. |