Герой нашего времени М.Ю.ЛермонтоваНравственно-психологочески йроман его художественные особенности . Геройнашего времени — первый в русской прозе лирико-психологическийроман. Лирический потому, что у автора и героя одна душа, одни и те жемуки . Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются несобытия, а личность человека, его духовная жизнь.Поэтому психологическоебогатство романа заключено прежде всего в образе героя времени .Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том,что нельзя до конца все объяснить в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.Отсюда однойиз особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны.
Лермонтов ведетчитателя от поступков Печерина в первых трех повестях к их мотивам в 4 и 5 повестях , то есть от загадки кразгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а еговнутренний мир, психология.Автор использует принцып хронологическойинверсии отказ от последовательного изображения . Такая разочарованнаяпозиция в точности соответствует разачарованной , противоречивойличности человека.Впервых трех повестях Бэла , Максим Максимыч , Тамань представленны лишь поступки героя.
Лермонтов демонстрирует примеры печеринскогоравнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы егострастей Бэла , либо как жертвы его холодного расчета бедные контабандисты . Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина являетсявласть и эгаизм какое дело мне странсвующему офицеру, до радостей ибедствий человеческих ? Ноне все так просто.
Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременносовестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В Княжне Мери звучит трезвый отчет Печерина.Он понимает скрытый механизм своей психологии Во мне два человека один живет в полном смысле этого слова, другоймыслит и судит его. А позже Григорий Александрович открыто формулируетсвое жизненное кредо Я смотрю на страдания к радости других только вотношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы Наосновании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья Быть длякого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительногоправа не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ?Насыщенная гордость.
Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоитсчастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытаетсянасытить свою гордость.Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление искука Почему же судьба героя так трагична ?Ответомна этот вопрос является последняя повесть Фаталист . Здесь решаютсяуже проблемы нестолько психологические, сколько философские и нравственные.Повестьначинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределениичеловеческой жизни.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Вулич — сторонник фатализма.Печерин же задается вопросом Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок? Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками ссудьбой.
Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийсянеудачей во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком в-третьих, отважный бросок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идеюфатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, бытьпокорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман отмрачного финала.Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в серединеповествования, в этой последней повести не только спасается от казалось быверной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям.
Ивместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью офицеры меняпоздравляли — и точно было с чем .Геройотносится к фатализму предков двойственно с одной стороны он иронизирует надих наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидуетих вере, так как понимает, что любая вера — благо.Но отвергая прежнюю наивнуюверу, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы.Несчастье Печерина в том, что он сомневается не только в необходимости добравообще для него не только не существует святынь, он сме тся над всем насвете А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,которые являются пыткой для умного и энергичного человека.Показываямужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы засвободу личности.
Григорий Александрович очень дорожит своей свободой Яготов на все жертвы, кроме этой двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, носвободы своей не продам . Но такая свобода без гуманистических идеаловсвязанна с тем, что Печерин постоянно пытается подавить голос своего сердца я давно уже живу не сердцем, а головой .ОднакоПечерин не самодовольный циник.
Выполняя роль палача или топора в рукахсудьбы , он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман -это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременнореквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог угадать своего высокого назначения.