- Маржинализм и его школы: Англо-американская, Лозанская, Австрийская
Маржинализм — теория, сформировавшаяся в конце XIX-начале XX вв., его основными представителями являются У. С. Джевонс, А. Маршалл, Дж Хикс (Англия), Л. Вальрас (Франция), К. Менгер, Е. Бем-Беверк, Ф. Визер (Австрия).
Маржинальная революция — переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).
Основные положения маржинализма следующие: — использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений; — основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя; — исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; — предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне; — широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач; — гедонизм, то есть жизнь ради счастья.
Англо-американская школа:
Представлена Джевонсом и Эджуортом. Субъективизм маржинальных идей в трудах Джевонса:
- максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является сугубо экономической задачей. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса.
- рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а она — от товарных цен, обусловленных издержками производства. Он не придавал самостоятельного значения издержкам и предельной полезности.
- разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («законов Госсена»).
- полагал, что убеждение об исчислении наслаждений и страданий, возможно, приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения: «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды».
- сформулировал закон убывающей предельной полезности и пришел к уравнению обмена: в состоянии равновесия отношения приращений потребляемых товаров должны равняться соответствующим соотношениям интенсивности потребностей, удовлетворяемых в последнюю очередь.
- разработал теорию предложения труда: тягость труда с увеличением его предложения сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность продукта, производимого трудом, монотонно убывает.
Френсис Эджуорт развивал идеи Джевонса. Его основной труд «Математическая психика» (1881), в которой сосредоточено внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия. Равновесие рассматривается на основе сопоставления полезностей благ и тягостей труда.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...
Эджуорт установил закон роста производства фирмы: этот рост выгодно продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Также он ввел понятие кривых безразличия.
Лозанская школа:
Леон Вальрас — швейцарский экономист, основатель лозаннской школы, которая является ветвью математической школы, основная работа называется «Элементы чистой политической экономии» (1874 г.).
Л. Вальрас — создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия. Модель общего экономического равновесия, разработанная Л. Вальрасом, свидетельствует о существовании единственного равновесия множества рынков (готовой продукции и факторов производства) в условиях действия рыночного механизма и совершенной конкуренции. Равновесие на определенной части рынков не гарантирует общего равновесия экономики с данным количеством рынков. В 50 — 60-е годы модель Вальраса преобразована средствами линейного программирования. Цель модели — вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Государство, по мнению Л, Вальраса, должно осуществлять следующие функции: — контролировать стабильность денег; — обеспечивать безопасность граждан; — сдерживать спекулятивные процессы; — поддерживать всеобщее образование граждан; — гарантировать социальную защиту рабочим; — способствовать функционированию эффективной конкуренции; — поощрять производство и потребление полезных вещей. В государстве должен действовать принцип равенства возможностей при неравенстве фактического положения.
1 Методологические принципы маржинализма
... основоположников лозанской школы маржинализма. Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов ... категорий “частная собственность” и “частная организация хозяйства”. Визер приходит к заключению, что смысл частной ... может быть достигнут, если совокупность предельных издержек на факторы производства будет равна предельной ...
Австрийская школа:
Австрийская школа, основателем которой явился Карл Менгер (1840-1921), далее представлена его учениками Визером и Бём-Баверком.
Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма:
а) Больший акцент — по сравнению с другими школами маржинализма — на субъективизме и психологизме.
б) Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства — по сравнению с другими школами маржинализма.
в) Следование «принципу исходной категории», характерному для классической политической экономии.
г) Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.
д) Качественный характер экономического анализа. При этом представители австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа.
е) Трактовка экономических феноменов как результатов спонтанных процессов (это характерно для К. Менгера).
ж) Отказ от трактовки рыночного хозяйства как равновесной системы.
Герман Генрих Госсен — немецкий экономист, предшественник математической и австрийской школ в экономике.
Человек, по его мнению, стремится к получению максимальной полезности, поэтому его учение состоит в разработке основных математических принципов теории предельной полезности. В 1854 году Г. Госсен опубликовал свою книгу «Эволюция законов человеческого взаимодействия», в которой были сформулированы законы, широко применяемые и сегодня: — первый закон — желаемость данного блага убывает по мере увеличения наличия данного блага; — второй закон — рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ. — Исходя из последнего закона — объем потребления зависит от цены товара и платежеспособного спроса. По результатам этих законов формируется «принцип равенства предельной нормы замещения» — при существовании альтернатив распределения чего-либо имеется «эффективное распределение», отклонение от которого равно потерям от выбора другого способа. Этот принцип широко распространен в неоклассической теории.
- Фридрих фон Визер
Работы: «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Теория общественного хозяйства»(1914) – наиболее всеобъемлющее изложение теорий австрийской школы, «Социология и закон власти»(1926).
— ввел термин: предельная полезность.
— разработал такое понятие, которое стало одним из краеугольных в неоклассической экономической науке, можно встретить четыре варианта этого термина:
1) издержки альтернативных возможностей;
2) издержки упущенных возможностей;
3) альтернативная стоимость;
Сравнительный анализ социально-экономических и психологических ...
... успешное экономическое развитие США, можно условно назвать историческими. Положительное влияние оказало, например, отсутствие пережитков феодальной системы, большая социально-политическая ... развития производительных сил, многоукладность (натуральное, мелкотоварное, частнокапиталистическое, государственное хозяйство); товарообмен на мировом рынке сельскохозяйственным сырьем и минеральными ...
4) альтернативные издержки.
Закона издержек (закона Визера): действительная ценность какой-либо вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью русурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи.
Концепция издержек Визера:
Издержки состоят из неполученной субъективной полезности, не содержат никаких реальных затрат факторов производства. Такие издержки непосредственно соизмеримы с полезностью продукта, так что любой экономический субъект без труда осознанно или неосознанно произведет необходимый расчет затрат и результатов.
4. Историческое направление в экономике
Историческая школа— направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование индуктивного метода.
В отличие от классиков, считали, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность.
Немецкая историческая школа — наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь действовали старая, новая и юная исторические школы.
Предшественниками германского историцизма в экономической науке считаются немецкие националисты и романтики XIX века: Гегель, Фридрих Карл Савиньи (основатель исторической школы права, от которой и пошло название всего направления), Адам Мюллер и Фридрих Лист.
Основными представителями старой Исторической школы являются В. Рошер, К. Книс и Б. Гильдебранд.
Крупнейшие экономисты новой Исторической школы: Г. фон Шмоллер, А. Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г. Ф. Кнапп, Э. Энгель и Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано.
Среди ученых юной исторической школы выделяются: В. Зомбарт, А. Шпитгофф , К. Поланьи, М. Вебер и его брат А. Вебер.
Между представителями юной исторической школы и Густавом фон Шмоллером с одной стороны и австрийской школой маржинализма с другой развернулась дискуссия, получившая название «спор о методах». В дальнейшем немецкая историческая школа стала основой для развития институционализма.
5. Фридрих Лист
Немецкий экономист, представитель вульгарной политической экономии, выразитель интересов германской промышленной буржуазии. Один из организаторов «Всеобщей ассоциации германских промышленников и купцов». Основная работа — «Национальная система политической экономии» (1841), в которой политическая экономия как наука была подменена «национальной экономией» — системой рекомендаций по экономической политике для развивающейся германской буржуазии. Он развил идею «воспитательного протекционизма», требующую активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Стремился разработать теорию производительных сил, основной составной частью которых он считал «умственный капитал» (научные открытия, успехи в искусстве и т. д.), определяемый им как главный источник богатства нации. Защищал шовинистическую идею господства Германии в Европе, рассматривая войну как «благословение нации». Некоторые его идеи были использованы нацистской геополитикой.
Методы изучения исторического процесса
... ей шкалу измерения. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация — это установление хронологически последовательных этапов ... разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период "взлета" или ...
6. Бюхер
Немецкий экономист, историк народного хозяйства и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы в политической экономии. В главном труде «Возникновение народного хозяйства» предложил трёхступенчатую схему развития хозяйства («домашнее хозяйство», «городское хозяйство», «народное хозяйство»).
Эта схема, в основу которой Б. положил «длину пути» продукта от производителя к потребителю, представляет собой приложение буржуазной меновой концепции к истории хозяйства. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Б. подчёркивал её натурально-хозяйственную основу; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и др. Классификацию Б. капиталистических форм промышленности (смешение мануфактуры с фабрикой и выделение работы на скупщика в особую форму промышленности) подверг критике В. И. Ленин.
7. Густав Шмоллер
Немецкий экономист, ведущий представитель т. н. новой (молодой) исторической школы в политической экономии.
Главная теоретическая работа Ш. — «Основы общего учения о народном хозяйстве». Основываясь на идеях исторической школы, Ш. выступил с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Ш., созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, т.к. только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Ш., есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия. Ш. полагал, что политэкономия как основная обществ. наука включает в себя психологию, социологию, географию и т.п., поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практической рекомендации. Критикуя марксизм с позиций катедер-социализма, Ш. защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Ш. связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Ш. видел не в революционные преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих для них этических норм. Ш. принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической истории стран Западной Европы.
8. Вернер Зомбарт
Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, Зомбарт испытывает влияние марксизма, примыкает к «катедер-социализму». Работа Современный капитализм (1902) приносит Зомбарту широкую известность. Как в ней, так и в последующих работах о возникновении капитализма, Зомбарт показывает связь экономики с многообразными социальными институтами и историческими обстоятельствами. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, З. разработал понятие «экономической системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни специфической для неё экономические институты и представляющей собой выражение «духа» общества (при этом З. отождествляет понятия духа и общества).
5. Общие характерные признаки и этапы классической школы политэкономии
... Древности этапы развития хозяйства античных обществ рабовладельческого строя. Экономические взгляды средневековья. Феодальный способ производства ... (1806-1873). Генезис классической школы политэкономии Франции проходил в других исторических условиях, чем в Англии. ... исключи-тельную роль торговли в период становления капитализма; классическая политэкономия – обосновывала законы развития рыночных ...
З. попытался создать свою теорию первоначального накопления, выдвинув в качестве основного источника накопления капитала аккумуляцию феодальной земельной ренты. Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции», в начале 30-х развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует свой главный философский труд О человеке, в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В.Дильтея и всей «исторической школы» на человека, как творца и творения культуры. Публикация этой книги, в которой Зомбарт возвращается от национализма к идеалам гуманизма приводит к конфликту с идеологами национал-социализма.
9. Макс Вебер
Свои методологические принципы В. применил в теории происхождения «современного западноевропейского капитализма». На основе сравнительного анализа в ряде работ («Протестантская этика и дух капитализма», 1904, и др.) «хозяйств, этики» различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др.) В. утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, «хозяйственная этика» которого, по В., наиболее соответствовала «духу капитализма». Решая вопрос о взаимодействии религиозной идеологии и социально-экономической структуры общества, В. пытался «преодолеть» марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоятельной активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры В. наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением которых он считал политические партии. По В., статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. В. принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. В. оказал значительное влияние на развитие современной буржуазной социологии.
10. Шпитгоф Артур
Теория кризисов Туган-Барановского произвела сильное впечатление на самого молодого из представителей исторической школы — Артура Шпитгофа , который дополнил модель Туган-Барановского понятием «ведра капиталообразования», расширяющегося вследствие новых изобретений и новых рынков (например, в отсталых странах).
«Ведро» заполняется в период процветания инвестициями в новые элементы основного капитала, однако затем происходит перенасыщение, и так как спрос на капитальные блага и на материалы, служащие для производства товаров длительного пользования, неэластичен, происходит перепроизводство промышленного оборудования.
Шпитгоф подчеркивал важность психологических факторов в циклическом процессе капиталистического производства и обращал особое внимание на ожидания прибылей от капиталовложений, ориентиром для которых является норма процента. Шпитгоф обобщил материал о движении процентной ставки за много лет для подтверждения вывода о том, что движение средств между рынком капиталов и денежным рынком заслоняет диспропорциональность в отраслевом развитии, приводящую к кризисам перепроизводства.
Синтез основных положений классической и субъективно — ...
... направления, в частности австрийской школы. А. Маршалл в своих учениях сочетал теории издержек производства, спроса и предложения, “производительности капитала” с теориями “предельной ... капитализма он сконструировал другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на еденицу товара. Для товаров, в производстве ...
В традициях реформизма исторической школы Шпитгоф полагал, что со временем «упорядочивание» капиталистического производства позволит умерить промышленные катастрофы, смягчить переходы от процветания к депрессии. Другим его предположением стало понятие о двух типах длительных периодов экономической динамики, охватывающих несколько циклов: один характеризуется общей повышательной тенденцией, другой — общей понижательной тенденцией. Однако попытки какого-либо теоретического объяснения этой тенденции Шпитгоф не сделал.
11. Стадии развитии экономики на основе капитализма
Предпосылки возникновения капиталистического общества:
1. Разложение феодализма, так как феодальные производственные отношения тормозили развитие производительных сил:
• преобладание натурального хозяйства ограничивало емкость внутреннего рынка;
• отношения личной зависимости препятствовали притоку рабочей силы в городах;
• организация ремесленнического производства имела вид цеховой монополии;
• мелкие землепользователи-товаропроизводители были раздроблены.
2. Первоначальное накопление капитала великие географические откры-тия привели к формированию мирового рынка (16-18 вв.), что обусловило накопление денежного купеческого капитала.
3. Развитие научно-технического прогресса. Первая промышленная революция.
Капитализм утвердился как всеобщая форма хозяйствования, когда ма-шинное производство проникло во все сферы хозяйствования.
Основные этапы развития капитализма:
— чистый капитализм;
— монополистический капитализм;
— государственно-монополистический капитализм.
Развитие капитализма связано с развитием форм и видов рыночной конкуренции.
12. Джон Коммонс
Во главе социально-правового направления в институционализме в конце XIX в. стоял Дж. Р. Коммонс (1862—1945), основными трудами которого являются «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934), «Экономическая теория трудовых действий» (1950).
Для методологии Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной учеными новой исторической школы в Германии.
Системе экономических взглядов Джона Коммонса присущи две особенности:
1) считал основой экономического развития общества юридические отношения, правовые нормы. Следовательно, экономические институты (по Коммонсу) — это категории юридического порядка;
2) выражал интересы рабочей аристократии, т. е. только части «среднего класса».
Объектом исследования Коммонса являлись институты. К ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, тред-юнионы (профсоюзы), государство. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения.
Идеальные типы хозяйств и роль протестанской этики в развитии ...
... Протестантская этика и дух капитализма", в которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и ... современного западного капитализма обусловлены идеологией протестантизма. Этот тезис он подтверждал статистическими данными, в частности, фактом преобладания протестантов среди владельцев капиталов и ...
В своих исследованиях Коммонс соединял теорию предельной полезности с юридической концепцией в экономике. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Это несовершенство приводит к нечестной конкуренции. Решение этой проблемы он видел в использовании юридических законодательных органов госу-дарства.
Коммонс вводит в научный оборот категорию «титул собственности». Он делит собственность на три вида:
• вещественную,
• невещественную (долги и долговые обязательства),
• неосязаемую (ценные бумаги).
13. Уэсли Митчелл
Ученик и последователь Т. Веблена, автор конъюнктурно-статистического (эмпирико-прогностического) течения институционализма, американский экономист и статистик, представитель гарвардской школы. Сделал попытку использовать статистику для доказательства положений институционализма. Для него характерны описательно-статистический метод, эмпирический подход к экономическим процессам, игнорирование объективных экономических законов капитализма. М. известен исследованиями экономических циклов. Пытался доказать возможность бескризисного развития капиталистической экономики. После экономического кризиса 1929—33 М. стал одним из теоретиков «регулируемого капитализма»
Основная работа «Лекции о типах экономической теории» (1935).
Исходя из идей Т. Веблена, доказывал взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими — в области социологии, культуры и др. обуславливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе. Его личный вклад в институциональную теорию заключается:
• в выявлении влияния на экономические факторы (денежное обращение, кредит, финансы и др.) неэкономических факторов (психологии, поведения и пр.) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки;
• в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.
14. Физиократы
Центральные идеи теории физиократии таковы:
1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;
2) источником богатства является сфера производства материальных благ — земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;
Теории денег. Понятие деньги. Функции денег.
... эволюции денег, о том, откуда и куда «идут» и как «изменяются» деньги как экономическая категория, остается открытым также для современной науки. Появление денег было объективным ... дискуссий между различными школами и направлениями экономической мысли. Большинство исследователей выводят сущность денег из выполняемых деньгами функций и констатируют, что деньги – это товар, выполняющий роль всеобщего ...
3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) — уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;
4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) — оборотному капиталу;
5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег — как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции — служить обмену товаров.
Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:
— во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов; — во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,
— в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.
15. Анн роббер Жак Тюрго
Анн Робер Жак Тюрго(1727-1781) был радикальным буржуазным министром. Для него характерно наличие элементов более глубокого анализа капиталистических отношений. Свои экономические идеи он изложил в работе “Размышление о создании и распределении богатств” (написана в 1766 г.) Внутри промышленного и земледельческого классов Тюрго различает предпринимателей-капиталистов и наемных рабочих. Первые из них – это обладатели “больших капиталов”, а вторые “не имеют ничего, кроме своих рук”. Анализируя заработную плату, Тюрго указывает на ее тяготение к физическому минимуму получаемых рабочим жизненных средств. По сравнению с Кене Тюрго выделял прибыль как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем-капиталистом, хотя и трактовал ее как часть чистого продукта, т.е. ренты. Тюрго выводил прибыль из процента, связанного с рентой. Необходимость дохода ссудного капиталиста в виде процента он объяснял тем, что тот на свои деньги всегда может приобрести землю и стать получателем ренты. Тюрго также выдвинул идею сравнительной доходности денег, затраченных на покупку земли, на ведение промышленного производства или отданных в ссуду. Он говорил, что различные виды доходов имеют тяготение к равновесию. Основной формой капитала у Тюрго является земледельческий капитал, а основной формой прибавочной стоимости – земельная рента. Тюрго закладывает основы теории полезности. Деньги он рассматривал как техническое средство, облегчающее обмен.
17. Джевонс
В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии, выход которой в 1871 одновременно с основными трудами австрийских экономистов К. Менгера и Л. Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции. В этой работе, а также в вышедшей в 1874 книге «Принципы науки — трактат о логике и научном методе» Джевонс сформулировал свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами». Хотя экономические зависимости можно описать и словами, но математический язык, по его мнению, более точен и легче воспринимается. Чтобы экономическая наука действительно стала точной, она нуждается в расширении и совершенствовании статистических данных, которые позволят дать формулам количественную определенность. Свою теорию Джевонс характеризовал как соединение «механики полезности и собственного интереса».
Джевонс был в принципе сторонник невмешательства государства в экономику, он считал, что если участвующие в экономическом торге стороны имеют равные позиции, одинаковый доступ к информации, государство обязано обеспечить лишь правила и способы выполнения контрактов. Но ни в коем случае не вмешиваться в процесс торга. Однако при нарушении этих условий вмешательство государства, по его мнению, обязательно. В частности, он выступил в защиту «фабричных законов», ограничивающих продолжительность рабочего времени, регулирующих условия труда, причем не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, и в торговле. Он считал возможным предоставление государством некоторых видов общественных услуг (безопасность, выполнение законов, образование, культура и т. п.).
Однако полагал, что государственные формы предпринимательства всегда обходятся дороже, чем частные, вследствие бюрократического регулирования и отсутствия конкуренции. И только практика, по его словам, могла «в большинстве случаев определять, что выгоднее обществу: доверить выполнение определенных услуг коллективным действиям государства или частному интересу».