5. Общие характерные признаки и этапы классической школы политэкономии

  1. Предмет, метод и функции экономических учений.

Наличие различных школ и направлений в эконом. науке объясняется не только различием позиций представителей этих школ. Неоднозначность взглядов связана с различием в понимании предмета эконом. науки и ее задач, а также с разными подходами к анализу аналитической действительности. В основу деления экономистов по направлениям и школам кладутся различия в методах анализа, понимания предмета и задач исследования, подходах к изучению эконом. проблем. Следует уяснить, что определение предмета истории эконом. учений отражают классово-идеологический подход к эконом. науке в целом: «История эконом. учений изучает исторический процесс возникновения, развития и смены эконом. воззрений разных классов в конкретно-исторических условиях развития и смены общественно–эконом. формаций. Основным результатом классово-идеологической науки явилось доктринерство, схематическое понимание реальных процессов эконом. Действитель-ти. Методология исследования, которая сформировалась в рамках офици-альной идеологии, основывалась на отрицании результатов западной эконом. науки и трактовки ее положений в отрицательном аспекте.

Только в последние годы приходит понимание необходимости коренного пересмотра теоретических и методологических подходов в исследовании истории эконом. мысли. В настоящее время многие авторы-экономисты считают, что в основе классификации эконом. теорий должен быть комплексный подход, включающий в себя многие признаки. Эконом. школы порой представляют свое наименование по географическому признаку. Широко известна, например, лондонская, кембриджская и др.школы. Появление тех или иных концепций связано с объективными условиями, потребностями и интересами реальной эконом. практики. Например, меркантилизм подчеркивал исключи-тельную роль торговли в период становления капитализма; классическая политэкономия – обосновывала законы развития рыночных отношений периода свободной кон-ии. Все последующие школы и концепции эконом. науки связаны с изменениями в хоз-ной жизни, с потребностями эконом. практики. Появлению новых работ предшествует накопление эконом. материала, проведение исследований и обобщений. Новые концепции в той или иной мере опираются на труды предшественников, на разработанную терминологию, систематизируют ранее накопленные теоретические знания.

  1. Экономические мысли древнего мира.

Экономическую мысль древности условно можно разделить на эконом. взгляды знаменитых философов и политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима. Кризис рабовладельческого способа пр-ства обусловил в значительной мере реакционность эконом. мысли Древней Греции: ориентацию на натуральное хозяйство латифундий, защиту аристократичных форм госуд-ного строя. Основные представители экономической мысли древности: Ксенофонт, Платон и Аристотель.

6 стр., 2832 слов

История и предыстория психологической науки, Основная психологическая ...

... произошло в эпоху средневековья, которая оказала отрицательное влияние на развитие научной мысли, в том числе психологической. Принятый в учении Аристотеля анимизм под влиянием общей атмосферы, характерной для ... отчетливо проявился уже тогда, когда интегрированная (не разделенная еще на отдельные науки) философская мысль пыталась проникнуть в тайны мироздания. В древние времена считалось, что душа ...

Рассматривая основные положения их концепций, можно прийти к выводу о том, что Ксенофонт осуждал социально-экономический строй Афин и идеализировал порядки аграрной Спарты. Ксенофонт одним из первых экономистов Древности изучал разделение труда, ценность благ, сущность денег и их функции. Платон в истории эконом. мысли знаменит тем, что предложил натурально-хозяйственную концепцию идеального государства. Первым в истории античной эконом. мысли представил структуру хозяйственных отношений, возможности их госуд-го регулирования. В свою очередь Аристотель как принципиальный сторонник рабовладения составил проект идеального государства со средним, высшим и низшим классами. Он ввел понятие экономики. Анализ формы стоимости у Аристотеля: взгляд на вещи как на средства для удовлетворения потребностей людей и как на средства обмена. Впервые в истории экономической мысли Аристотель проследил эволюцию торговли от простейшей до развитых форм. Эконом. мысль Древнего Рима описывает ускоренное развитие рабовладельческих производ-ых отношений на основе территориальной экспансии Рима и создания империи. Идеологами рабовладения в Римской империи выступили Катон, Варрон, Колумелла. Катон первым обосновал значимость сельскохозяйственного производства крупных латифундий в экономике страны, предложил методы интенсификации труда рабов. Проблемы региональной ориентации рабовладельческого хозяйства нашли также свое отражение в работах римских агрономов Варрона и Колумеллы. Ими предлагалась система самоокупаемого сельскохозяйст-венного производства (скотоводство и земледелие – основные отрасли).

В целом эволюция социально-эконом. взглядов мыслителей Древности этапы развития хозяйства античных обществ рабовладельческого строя.

  1. Экономические взгляды средневековья.

Феодальный способ производства охватывает период от падения Римской империи до буржуазных революций XVII – XVIII вв. Он основывается на частной земельной ответственности и внеэкономическом принуждении непоср-едственных произ-лей. Феодальное хоз-во характеризова-лось иерархичностью социальных групп, многообразием социально-экономических форм пр-тва. Значительную роль в жизни общества играли традиции, религия. Эконом. мысль средневековья развивалась в двух основных направлениях. Это прежде всего религиозно-этическое направление, в котором обычно выделяют католицизм. Эконом. мысль Западной Европы развивалась под влиянием католической доктрины, которая провозгласила частную собственность идеалом феодализма. Эконом. идеи католического права получили систематическое изложение и развитие в учении Ф. Аквинского. Он обосновывал необходимость крепостничества, рассматривал проблемы «справедливой цены» и денег. Как и Аристотель, Ф. Аквинский считал, что деньги должны быть средством обмена. Он также обосновывал справедливость получения феодалами земельной ренты, и другие идеи. Другим направлением эконом. мысли периода Средневе-ковья были эконом. взгляды, которые нашли свое отображение в ересях. Еретики выступали против богатства церкви и за раздел церковных и общинных земель между крестьянами. Особой революц-тью отличались русские ереси. Кроме этого необходимо выделить «правовое» направление эконом-ой мысли средневековья в виде целой серии «Правд». Среди них выделяют «Русскую правду», «Саллическую правду». Это сборники юридических законов, которые касаются имущественных отношений и их эволюции.

9 стр., 4132 слов

Классическая немецкая философия. Гегель

... с задачами сиюминутной практики. Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, ... необходимым выводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически переработаны основоположниками марксизма. Маркс никогда не ...

  1. Экономические учения меркантилизма.

На основе обобщения эконом. процессов ПНК (первоначального накопления капитала) в различных странах в начале XV века возникло эконом. учение меркантилизма. Изучая учебный материал данной темы, нужно прийти к выводу о том, что в своем эволюционном развитии меркантилизм прошел несколько этапов: ранний меркантилизм, или теория денежного баланса; зрелый меркантилизм, или теория торгового баланса; кризис меркантилизма и зарождение идей классической школы.

Главные постулаты меркантилизма – это не результат теоретического анализа, а описание явлений экономической жизни. Меркантилизм эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, представляя собой теоретическое обоснование экономической политики протекционизма. В целом меркантилизм можно охарактеризовать следующими чертами: предмет исследований – сфера обращения; деньги считаются основной формой богатства; накопление денежного богатства может быть только в условиях прибыльности внешней торговли. Отождествление богатства с деньгами в наибольшей мере проявилось в экономических воззрениях итальянского банкира Б. Даванзатти. Его работы посвящены раскрытию основных положений раннего меркантилизма. В начале XVII века практически во всех странах Западной Европы проблема недостаточного количества денег отошла в прошлое. Конец XVI – начало XVII веков – время быстрого развития внешнеторговых монополий передовых, по тем временам, Англии и Голландии. Эти особенности хозяйственной жизни стали причиной перехода в теории от раннего к развитому меркантилизму. Классиком зрелого меркантилизма был один из руководителей Ост-Индской торговой компании – Т. Мен. Он доказывал идею о выгодности соблюдения денежного баланса не только для торговых компаний, но и для государства в целом. Одним из способов обогащения торгового капитала в XV – XVII веках была госуд. политика протекционизма. В передовых странах Европы, торговый капитал, объединенный в монопольные компании, не нуждался в госуд. поддержке. Во Франции госуд. власть была вынуждена разработать целую систему протекции-онистских способов обеспечения активного торгового баланса. В целом экономическое учение позднего меркантилизма отражало процессы первоначального накопления капитала и перерастания торгового капитала, занятого во внешней торговле, в промышленный капитал ведущих отраслей национальной экономики.

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука. Первым представителем классической школы следует считать английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687).

6 стр., 2920 слов

7.Что нового в науку управления внесла административная школа?в ...

... тем, чтобы вышеперечисленные пункты выполнялись. Зачем управлять орг? Цель управления производством потребительной стоимости – увеличение объёма продукции, работ и услуг высокого качества ради ... маркетинг, НИОКР, финансы, производство, кадры, основные фонды). Управление ( менеджмент ) опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием так как представляет ...

Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных пошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, что сближает его с авторами трудовой теории стоимости. Классическая школа представлена несколькими основоположниками и рядом талантливых их популяризаторов и толкователей. может быть представлена по крайней мере четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Генезис классической школы политэкономии Франции проходил в других исторических условиях, чем в Англии. До конца XVIII века Франция оставалась феодальным государством с кризисным характером сельского хозяйства и слабым развитием промышленности, находящейся на мануфактурной стадии. В этих условиях возникла и развивалась физиократическая школа классической политэкономии. Основателем физиократизма был Ф. Кенэ. Он изложил основы физиократической школы и сформировал ее теоретическую и политическую программы.

6. Зарождение идеи классической школы в работах в. Петти.

Начало формир-ю классической школы политэконом. положил В. Петти. Его называют человеком, высказавшим ряд положений, создающих целостность экономической науки. У Петти он был врачом, придворным, писал научные трактаты, обладал склонностью к анализу. Все работы Петти были лаконичны и посвящены рассмотрению конкретных проблем. Петти интересовали не внешние проявления богатства, а сущность экономических процессов в условиях развивающегося капитализма. В. Петти не имел целостной системы экономических знаний, но у него глубокие теоретические обобщения. В частности, он считал, что основой любой формы хозяйства является производство. В. Петти также является основоположником трудовой теории стоимости, он первым в Европе обосновал положение о том, что источником стоимости товара является труд. Кроме того, он считал, что земля вместе с трудом выступает также источником стоимости. Теория прибыли Петти, как и теория стоимости отражала конкретно–исторические условия хозяйственного развития Англии XVII века. Прибыль Петти отождествляет с рентой, выводя ее не из самой земли, а из производительности труда на разных землях. В целом, следует отметить, что В. Петти заложил основы трудовой теории стоимости, ставшей главной теорией классического направления. Идеи Петти были оценены и развиты его последователями и заняли достойное место в истории экономической мысли.

10 стр., 4891 слов

Классические социологические теории

... концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы. В основе методологии Э.Дюркгейма лежит понятие о ... с третьей попытки поступил в Высшую Нормаль­ную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, ... ­ли его «метафизиком». Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных ...

7. Экономические учения физиократов. Ф. Кене

Генезис классической школы политэкономии Франции проходил в других исторических условиях, чем в Англии. До конца XVIII века Франция оставалась феодальным государством с кризисным характером сельского хозяйства и слабым развитием промышленности, находящейся на мануфактурной стадии. В этих условиях возникла и развивалась физиократическая школа классической политэкономии. Основателем физиократизма был Ф. Кенэ. Он изложил основы физиократической школы и сформировал ее теоретическую и полит-ую программы. Продол-жил его исследования пол-ский деятель того времени А. Тюрго.

В основу теоретических поисков физиократов была положена концепция «естественного порядка» общества, которая управляется «естественными» законами. В условиях естественного порядка особую роль играет земля. Используя это положение, физиократы оригинально решили вопрос о источниках богатства общества. По их мнению, таковым является сельскохозяйственный труд, создающий «чистый продукт», который затем перераспределяется между основными классами общества. Кенэ в своей знаменитой «Экономической таблице» первым в истории экономической мысли привел схему распределения общественного продукта и его составных элементов с позиций макроанализа. В дальнейшем идеи, заложенные в работах Ф. Кенэ, стали первоосновой будущего макроаналитического моделирования. Физиократическая система Тюрго не была простой пропагандой взглядов Кенэ, а давала более глубокий анализ формирующихся капиталистических отношений во Франции. Здесь, прежде всего, следует отметить, что Тюрго заложил основы теории полезности, уточнив характеристику стоимости товара. Эта концепция Тюрго значительно повлияла на дальнейшее формирование субъективистской теории полезности, занимающей основное место в современной экономической мысли.

8. Экономическая теория а.Смита.

Экономии. учение А. Смита – родоначальника классической политэконом стало обобщением мануфактурного периода развития капитализма. Во времена А. Смита Великобритания превратилась в эконом. развитую страну благодаря быстрому развитию промышленности, формированию капиталистических производ-ных отношений. Эти процессы дали возможность Смиту проанализировать новый капиталистический способ про-ства и присущие ему эконом. отношения. Трудом всей его жизни стала книга «Богатство народов». Смит пользовался методом логической абстракции, стремился исследовать внутренние связи капиталист-кой эконом. системы. У Смита все эконом. понятия, категории взаимосвязаны. В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства – труд в любой сфере деятельности. Самую важную роль в увеличении произв-ной силы труда и росте национального богатства играет разделение труда, с которым также связано представление об «экономическом человеке». Смит считал, что в основе хоз-ого механизма находится и действует «эконом-кий человек» В погоне за собственной выгодой человек направляется «невидимой рукой» рыночных законов к достижению такого результата, который не входил в его намерения.

2 стр., 978 слов

Теория функц. систем Анохина

Согласно ей, для сложных форм целенаправленного поведения характерно предварительное представление о цели, задачах и ожидаемом рез-те действия. Термин система применяется для того, чтобы отметить собранность, организованность группы элементов и отграниченность ее от другой какой-то группы элементов. П.К. Анохин (1975), проанализировал разные варианты системного подхода и предположил, что одного ...

Таким образом, преследуя собственный интерес, он способствует общей выгоде. Свободе эконом. деяте-льности субъектов государство не должно препятствовать. Не отвергая полностью участия государства в эконом. жизни и контроле, Смит отводит государству роль «ночного сторожа», а не регулятора эконом. процессов. Рассматривая проблему ценообра-зования и сущность цены, Смит определил, что цены товаров опред-ся затраченным на них трудом. В то же время, наряду с трудом в образовании сто-ти участвуют капитал и земля. Влияние Смита распростр-сь не на одну школу, а практически сказалось на нескольких направлениях: а) Рикардианская школа испытывала влияние Смита; б) школа Маршалла анализ-ая отношение спроса и предлож; в) австрийская школа теории потреб-ой полезности; г) французская школа теории факторов пр-тва.

9. Развитие идей классической школы в Англии (т. Мальтус, д. Риккардо)

Яркий, своеобразный вклад в экономическую науку внес представитель классической школы англичанин Т. Мальтус. Его трактат «Опыт о законе народонаселения». Т. Мальтус был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения численности населения. Что касается его системы доказательств и статистических иллюстраций, то к ним была предъявлена масса претензий. С точки зрения Т. Мальтуса: любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения. Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

Если А. Смита называют создателем системы классической политэкон., то Д. Рикардо является завершителем этой системы. Рикардо оставил наследство не менее значительное, чем Смит. Он фактически завершил формирование основополагающих принципов классической школы политэкономии и вместе со Смитом считается ее родоначальником. Основные положения своей теории Рикардо изложил в «Началах политэкономии». Если Смит не проводил строгого различия между стоимостью и богатством, то Рикардо считает неправильным их отождествление, выделяя материальные и стоимостные элементы богатства. Кроме того, Рикардо более последовательно проводит различие между потребительной стоимостью и стоимостью. Рикардо внес значительный вклад в разработку теории дифференциальной ренты. Именно в работах Рикардо данная теория получила законченное выражение. Рикардо приходит к выводу о том, что производители, находящиеся в лучших условиях, имеющие лучшие земли, получают дополнительных доход в виде дифференциальной ренты. В то же время нужно обратить внимание на тот факт, что у Рикардо, как и у Смита, главной проблемой эконом. исследований является распределение доходов. Возможно, что Рикардо так и не освободился от влияния так называемой «догмы Смита». Рикардо последовательно придерживался положения, согласно которому стоимость создается трудом рабочих. он исходит из того, что сам труд является товаром, продаваемым рабочими капиталистам. Прибыль капиталистов представляет собой вычет из труда рабочих. Таким образом, если Смит только наметил, то Рикардо сформулир. закон обратной зависимости прибыли и заработной платы.

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

... психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное ... уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является ...

10. Социально-эконом.Учение утопичного социализма.(перв.Пол. 19в.)

12. Экономические идеи исторической школы в Германии.

Представители исторической школы и Ф. Лист с его теорией «национальной системы». абсолютизировали идею отрицания общих экономических законов. Рассматривая экономическую концепцию Листа и представителей исторической школы, следует отметить, что в отличие о Англии и Франции, которые прошли этап классической политэкономии, политэкономия Германии с самого начала формировалась как вульгарная. Это объясняется тем, что капиталистические отношения в Германии начали быстро развиваться только во второй половине XIX века, и молодая национальная буржуазия Германии требовала активного вмешательства государства в экономику. Отражением этих особенностей экономического развития Германии стали работы Листа. Лист утверждал, что экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и потому для каждой страны характерна своя «национальная экономия», цель которой создать условия для развития нации. В достижении этой цели значительная роль отводится государству, которое с помощью протекционизма должно обеспечить индустриальное развитие страны. Наиболее полно особенности немецкой вульгарной политэкономии отражены в работах представителей исторической школы: В. Рошера, Б. Гильдебрандта и К. Книса. Все они отрицали общеэкономические законы и считали, что в каждой стране свои «исторические» законы, управляющие «национальной экономикой». Национальная экономика должна изучать народное хозяйство, развитие которого зависит от природных, демографических и прочих условий. При всей своей вульгарности взгляды исторической школы оказались «живучи» и проявились во многих последующих теориях и концепциях, а также в откровенно реакционных фашистских и шовинистских теориях.

13. Условия возникновения и идейные истоки марксизма

Марксизм возник как учение об общественно-экономических формациях и их смене. В формировании экономических условий марксизма главную роль сыграл промышленный переворот в Англии и других странах. Политические условия генезиса марксизма были созданы антифеодальными революциями эпохи возникновения капитализма. Социальной базой марксизма стало формирование пролетариата как класса, лишенного средств производства и испытывающего экономическое принуждение к труду. В экономическом учении К. Маркс развил теорию прибавочной стоимости, основы которой были изложены в работах А. Смита и Д. Рикардо. Решающим элементом взглядов К. Маркса было критическое отношение к предыдущим экономическим теориям и концепциям. Кроме этого определенное влияние на формирование идей марксизма имела мелкобуржуазная критика капитализма и утопического социализма. К. Маркс основные свои теоретические исследования проводил в середине XIX века, наблюдая современный ему капитализм и его противоречия.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой терминологии ... Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере ...

14. Основные экономические идеи и выводы марксистской теории.

В отличие от классической политэкономии Маркс впервые проследил категорию «прибавочная стоимость» отдельно, независимо от конкретных форм ее проявления (прибыли, процента, земельной ренты).

В основу категорий и законов капиталистического способа производства Маркс положил развитие противоположностей между потребительной стоимостью и стоимостью, а также внутренние противоречия самого труда, создающего товар. Кроме этого, следует отметить, что анализ прибавочной стоимости у Маркса состоит из исследований абсолютной и относительной прибавочной стоимости и их взаимодействия. Как известно, буржуазная политэкономия рассматривала оборот капитала только в особенных, конкретных формах торгового и ссудного капиталов. К. Маркс впервые осуществил попытку рассмотреть оборот капитала вообще, безотносительно к анализу его конкретных превращенных форм. Ученый поставил перед собой ряд проблем, которые были решены на основе трудовой теории стоимости: триединой формуле классиков, согласно которой капитал порождает прибыль, земля – земельную ренту, а труд – заработную плату. Маркс предложил свое объяснение источников доходов разных классов, определяя, что прибыль, процент и земельная рента являются превращенными формами прибавочной стоимости. Кроме того, используя ту же теорию прибавочной стоимости, Маркс объяснил особенности воспроизводства и оборота всего общественного капитала, и охарактеризовал условия реализации совокупного общественного продуктов. К. Маркс основные свои теоретические исследования проводил в середине XIX века, наблюдая современный ему капитализм и его противоречия. поэтому невозможно механически перенести марксистский анализ капиталистической действительности и его выводы на экономические системы развитых стран конца XX – начала XXI веков.

15. Истор-ие условия возникновения маржинализма и его методо-гия.

Маржинализм, состоящий из теории предельной полезности и теории предельной производительности, превратился в самостоятельное течение буржуазной политэкономии во второй половине XIX века. Возникнов-ение маржинализма было обусловлено объективными причинами: углублением разделения труда и ростом взаимосвязи и конкурентной борьбы между эконом. субъектами. Главная функция предприниматель-ства была связана с выбором правильного решения об объеме ресурсов и продаж, уровне рыночных цен. Теории маржинализма стали формой отражения первичных экономических потребностей и желаний частных предпринимателей. Для маржинализма характерна субъективно-психологическая методология и достаточно большое количество школ. Австрийская школа была первой школой маржинализма. В ее концепциях основную роль играет субъективно-психологический подход. Опираясь на него, австрийцы старались построить последовательную, свободную от внутренних противоречий эконом. теорию, направленную на изучение причинно-следственных взаимосвязей. Представителями этой школы были К. Менгер, Ф. Визер и Е. Бем-Баверк.

Основатель английской (кембриджской) школы теории предельной полезности известный экономист-математик У. Джевонс считал, что политэкономия должна быть математической наукой и заниматься обоснованием новых определений полезности. Дальнейшая разработка кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Основателем американской школы был Дж. Кларк, он внес идею о статике и динамике хоз-ной системы. Процессы производства и распред-еления Кларк рассматривал с позиций маржинализма, т.е. они выступали в виде сферы деятельности рациональных субъектов рынка. Главным отличием американской школы от разработок австрийской и кембрид-жской школ стал анализ проблем воспроизводства и распределения, который опирался на концепцию предельной производительности труда и капитала. Кларк стремился определить оптимальную пропорцию между затратами факторов производства, отвечающую состоянию равновесия. Математическая школа берет начало с работ французского экономиста А. Курно. он поставил в качестве главной, проблему цен, рассматривая ее со стороны спроса. Математическая школа в целом существенно повлияла на экономическую науку, заставила ее больше внимания уделять количественному анализу явлений хозяйственной жизни. Кроме этого, были заложены основы экономико-математического моделирования экономических явлений и процессов

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... слово, не предложение и не конкретный экземпляр символа, слова или предложения, а производство этого конкретного экземпляра в ходе совершения речевого акта, основанного на ассоциативных связях ...

16. Австрийская школа маржинализма: основная проблематика исследований.

Австрийская школа была первой школой маржинализма. В ее концепциях основную роль играет субъективно-психологический подход. Опираясь на него, австрийцы старались построить последовательную, свободную от внутренних противоречий экономическую теорию, направленную на изучение причинно-следственных взаимосвязей. Выдающимися представителями этого первого маржиналистского образования были К. Менгер, Ф. Визер и Е. Бем-Баверк. Теория стоимости трансформировалась в их исследованиях в теорию предельной полезности, обоснованию которой уделялось большое внимание: цены, по мнению маржиналистов, зависят не от стоимости, а от субъективных оценок полезности. Если К. Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал более развёрнутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента. Главным недостатком австрийской школы оказалось то, что при определении ценности она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданности уровня производства

Субъективно-психологическая теория австрийской школы не смогла достичь своей цели, которую перед собой ставила – найти конечную основу цены.

17. Кембриджская школа — учения а. Маршалла

Основатель английской (кембриджской) школы теории предельной полезности известный экономист-математик У. Джевонс считал, что политическая экономия должна быть математической наукой и заниматься обоснованием новых определений полезности. Дальнейшая разработка кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наибольший вклад в развитие концепции английского маржинализма сделал А. Маршалл. Он преодолел ограниченность маржиналистских концепций австрийской школы, объединив их с некоторыми положениями английской политэкономии и применив в исследованиях математический анализ. Это дает возможность считать Маршалла основателем нового направления экономической науки – неоклассического анализа, который означает компромиссное объединение разных теоретических концепций. Маршалл и представители кембриджской школы дали развернутое описание системы свободного предпринимательства и разработали подходы к решению проблем, с которыми сталкиваются на рынке реально действующие производители и потребители. Маршалл, придерживаясь в целом методологической системы маржинализма, обоснованно критиковал позицию австрийцев, признавл ее односторонней. Он провел реформу в самом маржиналистском подходе – предельные характеристики стали применяться не только при анализе спроса, но и предложения. С кембриджских реформ начался массовый переход буржуазных экономистов на путь изучения функциональных зависимостей между экономическими явлениями и исследования конкретных товарных рынков. Идеи кембриджской школы господствовали в буржуазной экономической науке до начала 30-х годов XX века. Последующие кризисные потрясения показали необоснованность расчетов Маршалла на высокую эффективность рыночного механизма и его способность обеспечить саморегулирование капиталистического хозяйства.

18. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка.

Главным отличием американской школы маржинализма от разработок австрийской и кембриджской школ стал анализ проблем воспроизводства и распределения, который опирался на концепцию предельной производительности труда и капитала. Основателем американской школы был Дж. Кларк, который внес новые моменты в методологию маржинализма, прежде всего идею о статике и динамике хозяйственной системы. Процессы производства и распределения Кларк рассматривал с позиций маржинализма, т.е. они выступали в виде сферы деятельности рациональных субъектов рынка. Лидер американской школы не ограничился новой интерпретацией теории факторов производства. Кларк стремился разрешить реальную проблему, которая имеет большое значение для отдельного производства – как определить оптимальную пропорцию между затратами факторов производства, отвечающую состоянию равновесия. Место американской школы маржинализма в современной экономической теории определяют те их положения, которые относятся к фактическому анализу затрат в границах отдельного производства. Имеются в виду производственные функции и подробные экономико-математические модели, с помощью которых рассчитываются количественные зависимости между затратами производства и объемом производимой продукции.

20. Исторические условия возникновения и методология принципов кейнсианства

Кейнсианство – одно из основных направлений эконом мысли современ-ности, которое получило свое название от автора этой концепции – Дж. Кейнса. Появление теории Кейнса было подготовлено рядом условий. Эконом. кризис 1929 – 1933 гг. выявил иллюзорность представлений о свободной конкуренции и сменил точку зрения политэкономов. Социальная опасность, которая вытекала из эконом. кризиса и массовой безработицы, заставила Кейнса заняться поисками выхода из этого положения. Кейнс заявил, что государство не может стоять в стороне от решения проблем воспроизводства общ-ного капитала, занятости… Он сформулировал новое направление полит-кой экономии – теорию госр-ия эконом. системы. Кейнс применяет макроэконом. анализ эконом. закономерностей. В отличие от австрийской школы, которая рассматривала индивидуальную психологию продавцов и покупателей, Кейнс берет за основу психологию масс, обосновывая склонность к потреблению, сбережению и инвестированию. Он пришел к выводу, что решение всех жизненно необходимых проблем необходимо искать на стороне спроса, а не на стороне предложения. Именно недостаточно «эффективный» спрос лежит в основе кризисных явлений – безработицы, недоиспользования производственных мощностей… Эффективный спрос возможен только тогда, когда сбережения и инвестиции находятся в определенном соотношении и достигают необходимого уровня. Кейнс считал, что потребление, в частности, личное задает темпы роста инвестиций, поэтому государство должно поддерживать рост потребит-го спроса. Госрег-ние должно придерживаться позиции замораживания зарплаты, так как ее рост только увеличивает сбережения, не способствуя росту потребления. Центральное место в эконом. теории Кейнса занимает концепция мультипликатора, которая направлена на поиски кол-ных параметров воспроизводства и обоснование концепции происхождения дохода от инвестиций. Кейнс в целом пессимистично оценивал возможности достигнуть постоянных, стабильно высоких темпов роста путем рыночного саморегулирования, а потому противопоставил рыночному механизму госрегулирование. Кейнс выделяет два способа регулирования спроса: денежно-кредитную и бюджетную политику. Первая имеет цель – стимулирование спроса, через воздействие на норму процента; вторая связана с организацией инвестиционного процесса. При этом даже не имеет значения, куда пойдут бюджетные средства, главное – чтобы они вызвали рост занятости и национального дохода.

21. Общая характеристика неокейнсианства. Теория несовершенной конкуренции.

Учение Кейнса имело много последователей, особенно в 50-е годы, когда на первый план выдвинулись проблемы экономического роста и сбалансированности. В настоящее время неокейнсианство не является однородным течением, в нем можно выделить два направления: левое кейнсианство (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор) и так называемый неоклассический синтез. Ортодоксальная теория неоклассического синтеза была представлена в работах Дж. Хикса, П. Самуэльсона и сторонниками теории экономического роста А. Хансеном, Е. Домаром и Р. Харродом. Особенно значительный вклад в неоклассический синтез внес П. Самуэльсон, в работах которого сделана попытка объединить, синтезировать вопросы микроанализа рынка, деятельности фирм и проблемы микроанализа, который охватывает государство и общество в целом. Следует отметить, что воздействие кейнсианства на современную экономическую мысль было настолько большим, что это учение рассматривается как кейнсианская революция в экономике. Возникновение теории Кейнса было выдающимся явлением в политической экономии эпохи перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический. Значение теории Кейнса также связано со сменой структуры преподавания экономической теории – появлением нового раздела макроэкономики. Кейнсианство и его разновидности (неокейнсианство и посткейнсианство) до сих пор огромное влияние оказывают на развитие мировой экономической мысли, однако в сфере экономической политики их господство значительно сократилось в 60–70-е годы XX века. Эти теории не получили таких долгосрочных перспектив, на которые надеялись. Стоит также напомнить, что кейнсианство было создано как теоретическое обоснование выхода из кризиса и, в частности поэтому, выявилось неспособным разрешить проблемы динамического роста.

23. Монетаристская концепция м.Фридмана

В основе монетаристской концепции лежит кол-ная теория денег, согласно которой уровень цен зависит от количества денег в обращении. Монетаризм, по мысли некоторых экономистов, значительно расширил возможности неоклассической теории, добавив к ней эмпирические исследования на основе экономико-статистических моделей. Новые монетаристские подходы сводятся к таким главным положениям: критика вмешательства государства в экономику; ставка на политику регулирования денежной массы как основной инструмент управления экономикой; провозглашение частного предпр-тва единственной двигательной силой эконом. развития. В сфере практической реализации монетаристских концепций также можно выделить несколько элементов, а именно: перестройку бюджетного механизма, отказ от бюджетного влияния на пр-тво, ослабление юрид-ой регламентации хоз-ной деятельности, приватизацию отдельных секторов экономики, сокращение социальных программ и т.д. М. Фридман – главный теоретик монетаризма и его сторонники исходили из допущения, согласно которому расширение капиталистического воспроизводства в долгосроч-ном периоде возможно только в условиях прироста денежной массы в обращении. Они считали, что спрос на деньги постоянно увелич-ся, а предложение их чрезвычайно нестабильно. Поэтому монетаристы выступают с идеей планомерн. регулир-я денежной массы. Базируясь на постулатах кол-ной теории денег, монета-ристы разработали однофакторную модель инфляции, которую считали только денежным феноменом. Основными элементами теории экономики предложения становится: ориентированность экономической политики на производство (предложение); сокращение налогов с целью освобождения части прибыли для инвестирования. монетаризм и теория экономики предложения взаимодополняют друг друга. Однако, если монетаристы главный акцент делают на регулировании количества денег, то сторонники теории экономики предложения особое значение придают использованию налоговых инструментов регулирования.

22. Экономическая теория неолиберализма.

Немецкий неолиберализм предложил свою версию сочетания свободного предпр-ства и госрегулирования экономики. В генезисе немецкого неолиберализма выразительно проявилась тенденция к созданию единой, общей теории трансформации тоталитарного строя с централизовано-регулируемой экономикой в демократиче-ский строй на основе свободного хозяйства, ориентирован-ного на решение социальных задач. Были разработаны прагматическая и идеологически привлекательная концеп-ция свободного рыночного хозяйства, наделенного социальными и антимонопольными стабилизаторами. Методолог-ой основой и важнейшими элементами концеп-ции социаль-ного рыночного хозяйства стали теория эволюции общественного строя В. Репке – А. Рюстова, идеальные типы хозяйства и принципы эконом. политики В. Ойкена – Ф. Бьома, идеи и комплекс конкретных экономико-политических способов адаптации рыночной экономики к решению социальных проблем Л. Эрхарда. Исходным пунктом неолиберальных исканий идеального эконом. строя стало учение В. Ойкена о двух типах эконом. систем: системы «центрально-управляемого хозяйства» и системы «менового хозяйства, или рыночной экономики, которая должна стать социально ориентированной». Целевой установкой соц-го рыночного хоз-ва выступает задача достижения высокого уровня благосостояния больш-ва членов общества в условиях эконом. свободы и на основе конкур-ого строя. С этой точки зрения конкуренция в социальном рыночном хозяйстве является наиболее научно обоснованным и доведенным до практики синтезом либерализма и госрегулирования в интересах субъектов и общества в целом.

24. Социально-институциональное направление в эконом.Ой мысли

История институционализма как течения буржуазной политической экономии достаточно долгая. Сущность институционализма опред-ся как неэкономическое, социальное трактование эконом-их явлений и процесс-сов. Институционализм прошел в своем эволюционном развитии три периода: возникновение институциональных теорий в 20 – 30-е г., период затишья в 40 – 50-е г. и новый подъем, который начался в 60-е г. XX века. Различают социально-психологический институционализм Т. Веблена, социально-правовой институционализм Дж. Коммонса и школу конъюнктуры У. Митчелла. Несмотря на неоднородность, представители институционализма имеют общие методологические принципы: критика классических и неоклассических теорий и школ; пропаганда динамического подхода вместо абстрактного метода анализа. Институциальные взгляды Т. Веблена носят название социально-психологических потому, что в основе развития общества и экономики им были положены психологические причины – обычаи, традиции и т.д. Кроме этого, учение Веблена отличалось особенным критицизмом – осуждалась и критиковалась не только апология капитализма, но и сам капиталист-й способ пр-тва. Главное противоречие при капитализме, по мнению Веблена – это противоречие между сферой пр-тва и сферой обращения, разрешением которого является формирование научно-технической интеллигенции в производстве. Позитивизм, практицизм и прагматизм – основные черты социально-правового институционализма Коммонса. Главная цель его учения – на основе примата права сделать всё для сохранения системы бизнеса и капиталистического строя в целом. Социальные конфликты, по мнению Коммонса, ликвидируются мирным путем, урегулирование достигается институционально, через принятие законодательных актов. Практическую ориентацию на конкретные варианты государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь общества имел институционализм Митчелла, получивший название эмпирического. Отстаивая позиции меновой концепции, Митчелл считал, что главным явлением экономической жизни есть денежное обращение, а современную капиталистическую систему представлял как «денежную цивилизацию». Митчелл определил постоянный характер циклических колебаний в экономике и выступил за активное государственное вмешательство в виде антициклических, антикризисных методов. Ранние институционалисты имели значительное влияние на развитие экономической мысли, особенно на формирование идеи либерального реформизма и кейнсианства.

21. Общая теория неокейнсианства. Теория несовершенной конкуренции.

Учение Кейнса имело много последователей, особенно в 50-е годы, когда на первый план выдвинулись проблемы эконом. роста и сбалансирован-ности. В настоящее время неокейнсианство не является однородным течением, в нем можно выделить два направления: левое кейнсианство (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) и так называемый неоклассический синтез. Ортодоксальная теория неоклассич-го синтеза была представлена в работах Дж. Хикса, П. Самуэльсона и сторонниками теории эконом. роста А. Хансеном, Е. Домаром и Р. Харродом. Особенно значительный вклад в неоклассический синтез внес П. Самуэльсон, в работах которого сделана попытка объединить, синтезировать вопросы микроанализа рынка, деятельности фирм и проблемы микроанализа, который охватывает государство и общество в целом. С теорией несовершенной конкур-и выступала Дж. Робинсон и Э. Чемберлин – предложил теорию монополис-кой конкуренции. Робинсон делает упор на монополию (или олигополию) пред-ия. Чемберлин же главное внимание уделяет монополии продукта (товара).

Оба автора приходят к мысли о том, что конк-ция неограничена и эффективна только в рамках свободного рынка, кот-го к 30-м годам XX века уже не было. Реальные процессы протекают между двумя полюсами – монополией и конк-цией. Считается, что совершенная кон-ция – своего рода идеал, при котором закон спроса и предложения действует в чистом виде. Практически не бывает чистой монополии, когда на рынке один продавец и нет заменителей товаров. Чемберлин обосновал идею о том, что конк-ция и монополия не альтернативные понятия, а существует «моноп-ская конкуренция», где сочетается монополия и конкуренция. По мнению Чемберлина, моноп-кая конкуренция возникает на основе дифференциации продукта. Помимо ценовой конк-ции получает распро-странение неценовая – повышение качества товаров соверш-ние системы сбыта. Робинсон использовала несколько иной поход к характ-ке монополии. По ее мнению предпосылкой монополии и возникновения несов-ой конкуренции кроме дифференциации продукта является концентрация пр-тва. В несовершенной кон-ции цены выше предельных затрат, следовательно монополии отрицательно влияют на эффективность экономики. Робинсон рассмотрела такие формы олигополии, как лидерство в ценах, «издержки плюс»; раскрыла особенности «ценовой дискриминации». При этом Робинсон отмечала, что профсоюзы являются фактором сдерживания монополий предпринимателей.

11. Мелкобуржуазная критика экономических основ капитализма

В начале XIX века началось формирование мелкобуржуазного направления в экономической мысли Западной Европы. Основателем этого направления стал С. Сисмонди, взгляды которого объединили идеи классической школы и мелкобуржуазного романтизма. С. Сисмонди критиковал капитализм с позиций мелкого буржуа и, впервые критикой капитализма и его социальных последствий существенно дополнил учение классиков. Главной причиной кризисов Сисмонди считал несоответствие между производством и потреблением при капитализме и призывал государство вернуться к мелкому хозяйству. К моделям кризисного развития капитализма можно также отнести экономическую систему П. Прудона, главным содержанием которой стала теория конституированной стоимости и безденежного обращения. Государство в таких условиях, по мнению Прудона, должно защищать мелкого собственника с помощью реформ. Выполнив эту функцию, государство как социально-правовой институт, должен отмереть. Оригинальность выводов Прудона позволяет назвать его основателем идей реформизма и анархизма.

Своеобразной реакцией на обострение противоречий буржуазного общества стало возникновение направления политической экономии, которую классики марксизма–ленинизма провозгласили ненаучной и вульгарной. Дело в том, что вульгарные экономисты отказались от трудовой теории стоимости, которая по мнению Маркса, была единственно правильной. Вместе с тем они остались сторонниками других идей классической школы. Основоположниками вульгарной политэкономии во Франции является Ж. Сэй; в Англии – Т. Мальтус.

Сэй считал, что в производстве взаимодействуют предприниматели, землевладельцы и рабочие. Участники производственного процесса обеспечивают друг другу получение доходов, а посему их экономические интересы не противоречивы.

Вульгарный экономист Мальтус, напротив, предложил модель кризисного развития капитализма. Причиной кризисов при капитализме Мальтус считал несоответствие между ростом населения и ростом средств существования. В своей теории недопроизводства Мальтус фактически выдвинул идею государственного регулирования уровня народонаселения.