Б.Ломов (Борис Фёдорович Ломов — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов) выделяет в общении три функции:
- информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия
- аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.
Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.
При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.
8. Организация совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений и др.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в
которой наряду с перечисленными (вопрос №7) отдельно выделяются и другие функции:
- организация совместной деятельности;
- познание людьми друг друга;
- формирование и развитие межличностных отношений.
Такая классификация дана в монографии В. В. Знакова (Профессор , специалист по психологии мышления, понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия. Родился в 1950г).
Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
... психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди ... в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе ...
При организации совместной деятельности важно, чтобы субъекты знали права и обязанности друг друга, при этом знание, имеющееся у одного участника, не должно сильно отличаться от знаний других участников деятельности. В результате взаимодействия возникают отношения подчинения – сопротивления, солидарности – противодействия и другие.
Процесс восприятия, познания одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это не единственный путь, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится как попытка поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением — эмпатией. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем того, что случается при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на проблемы.
Логическая форма познания особенностей своей личности и личности другого человека — рефлексия. Это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на такое обобщение, сделать частные выводы относительно конкретных примеров взаимодействия.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).
На восприятие и построение межличностных отношений людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.
Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать людей.
9. Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера.
Психологические проявления лжи в общение людей
... между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и ... учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза ... понижение тона, более громкая и быстрая речь, более медленная и тихая речь, учащенное или замедленное дыхание, потение, учащенное ...
Пример: Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Пример: Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации.
Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
10. Виды речи. Внутренняя и внешняя речь. Письменная, устная и аффективная речь. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь.
Внешняя речь включает в себя: устную (диалогическую, монологическую, полилогическую, аффективную).
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Под аффективной речью имеются в виду восклицания, междометия или привычные речения.Полилогическая речь (полилог) или групповая речь, представляет собой форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий.
Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.
В обыденной жизни преобладает устная речь, ее считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная. Письменная речь – речь подготовленная.Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
35. Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические ...
... сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы. К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие ... так называемой "вербальной сетью"."вербальная сеть" составляет статическую основу речевого общения людей, позволяя им передавать и воспринимать речевую информацию. Третий уровень. ...
Внутренняя форма речи
Выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
11. Невербальные средства общения. Паралингвистическая система знаков.
Невербальная коммуникация включает: Визуальные виды общения — это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
К паралингвистической системе знаков («пара» — находящийся рядом, возле) относятся диапазон, тональность, тембр голоса.
Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства выражаются независимо от значения слов. Энтузиазм, радость, недоверие обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и. высоты звуков. Печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
12. Экстралингвистическая система знаков
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приёмами.
Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.
Невербальная коммуникация это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (например, дарение женщине букета цветов, преподнесение неудачливому жениху «гарбуза»).
Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т. п
Оптика-кинетическая система знаков-жесты, мимика, пантомимы.
... системы знаков в коммуникации настолько велика, что выделилась особая область исследований - кинесика, которая изучает эти проблемы. Большое значение в невербальной коммуникации ... выражением лица. Этапы общения Каждый акт общения опытный менеджер обязательно готовится. ... выражением симпатии. Паралингвистическая система– это система вокализации речи, характеризу- ется качеством ...
4