1. Формы и методы работы с родителями

Работа с родителями

Главными воспитателями своих детей являются родители.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать «семейное воспитание».

И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектив детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более пяти лет в детских садах используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

— наглядная пропаганда,

— посещение семей,

— родительские собрания,

— беседы и консультации,

— конференции родителей,

— устные журналы,

— анкетирование,

— дни открытых дверей,

— круглые столы,

— организация клубов,

— организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

13 стр., 6302 слов

Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

... родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги. Эффективность воспитания ... педагогического просвещения. Формы работы: Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями ...

1) Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2) Определение уровня педагогической культуры родителей.

3) Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4) Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5) Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др. К примеру, посещая малообеспеченную семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.).

Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы — различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

7 стр., 3179 слов

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия ...

... воспитательные воздействия с действиями родителей. Как изучать семью, воспитание ребенка в условиях семьи? Выделяется группа педагогически несостоятельных семей. В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и ...

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, «Чем занимались ваши дети сегодня», помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членовродительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... воспитании,определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, укладжизни семьи в це­лом. На раннихэтапах развития человеческого об­щества воспитание не было прерогативой обще­ственныхинститутов или ...

Для неполных семей можно оформить папку на тему «Воспитать ребенка полноценным»:

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной ситуации (рекомендации социального педагога).

Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему «Игра детей как средство воспитания»:

1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

В папке-передвижке на тему «Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию» можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей на определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

5) рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад педагога на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать другие учителя. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее — за одну-две недели до его проведения.

4 стр., 1771 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ...

... – педагогические условия взаимодействия учителя и родителей первоклассников по воспитанию у детей толерантности. Гипотеза исследования: процесс воспитания толерантности у первоклассников будет эффективным, если ... кропотливая ежедневная работа, формы и методы которой разнообразны: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, ...

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:

Уважаемые мамы и папы!

Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему «. . . . . . .» (указать тему родительского собрания).

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1. . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . .

3. . . . . . . . . . .

и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания).

Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.

Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:

1. «Наши успехи»: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.

2. «Наши задачи»: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.

3. «Консультации»: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.

4. «Литература по теме проведения мероприятия»: список литературы с краткими аннотациями.

5. «Детская художественная литература»: список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).

6. «Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.

Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Родительский ринг

Родительские ринги одна из дискуссионных форм объединения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

6 стр., 2993 слов

Темперамент ребенка и воспитание

... быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать ... суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются. Ошибки родителей: Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за ... сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении ...

Деловые игры.

Деловая игра — простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Встречи за «круглым столом»или «Родительский вечер».

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

2. Методика проведения родительских собраний

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

13 стр., 6259 слов

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе ...

... изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. И перед школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиваться того, ... эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, ...

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы (см. приложение 2).

Каков же результат многолетней работы в системе педагогического просвещения родителей? Анкетирование, которое неоднократно проводилось в экспериментальном детскому саду показало:

1. Прийти на собрание родителей побуждают следующие мотивы: интерес к теме, уважение к педагогам, текст приглашения или они при ходят для душевного успокоения.

2. Родители почти единогласно пришли к мнению, что подобные собрания нужно посещать всей семьей. Почему? Они сами и ответили для выработки единых требований в воспитании, для полного представления всех членов семьи о воспитательном процессе. Такие собрания помогают им разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.

Это и есть подтверждение тому, что данная методика себя полностью оправдывает и достойна более широкого применения.

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

Темы родительских собраний, где может быть использована нетрадиционная методика

Ясельная группа «О здоровье всерьез»

«Зачем детям нужна мама?»

«Об упрямстве и капризах».

«Игра не забава».

Младшая группа «Будем знакомы».

«О гигиене и правилах хорошего тона за столом».

«О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».

«Истоки доброты».

Средняя группа «Мужская рука» собрание отцов.

«Путь к здоровью, силе, бодрости».

«Пока не поздно» о воспитании любви к природе.

«О любви к живому».

Старшая группа «Труд лучший воспитатель».

«Семейные традиции».

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов ... включает учет компенсаторно замещающих настраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка» [18]. Впервые в дефектологической науке сущность дефекта была всесторонне проанализирована ...

«Азы воспитанности».

«О слове, о речи, о культуре общения».

Подготовительная группа «Помочь учиться».

«О воспитании интереса к чтению».

«Искусство хвалить».

Собрание бабушек и дедушек.

Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.

2.1 Основные этапы подготовки родительского собрания

I. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

Приглашения раздаются за неделю до собрания.

III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

IV Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

Педагог знакомит родителей с образцами работ.

Все работы выставляются до начала собрания.

Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

V Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

VI Приглашение сказочного героя на собрание.

VII Написание плакатов по теме собрания.

VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Распределение обязанностей по подготовке собрания: ответственный за музыкальное оформление,

ответственный за организацию конкурса,

ответственный за проведение рейдов проверки,

ответственный за оформление группы и столов.

Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также — карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

Время проведения собрания 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

2.2 Основные этапы проведения родительского собрания

I. Вступление.

Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.

Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

II. Дискуссия.

8 стр., 3848 слов

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с участием гувернера

... и воспитания. Однако ряд существенных вопросов, касающихся нравственного воспитания детей с участием гувернера, не нашел в науке должного освещения. Сопоставление теоретических ... воспитания на современном этапе вызвана различными факторами, среди которых неудовлетворенность родителей услугами, оказываемыми дошкольными образовательными учреждениями, наличие разного рода психотравмирующих факторов, ...

Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.

Не следует упрекать и поучать родителей.

Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.

Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

Беседу лучше вести при мягком освещении.

Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

III. Магнитофонные записи.

Включаются на разных этапах собрания.

IV. Самоанализ.

Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда — желтого, не выполняется — синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

V. Практическая часть.

Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.

VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.

VII. «Острое блюдо».

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты).

Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

VIII. Высказывания великих людей в теме собрания.

На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

IX. Работа с памятками.

Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

XI. Характеристика на детей «Ваши дети наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь выдержать доброжелательный тон беседы.

XII. Конкурс на лучшее название.

Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.

XIII. ОКНО очень короткие новости.

Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

XIV. Слово эстафета.

Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я+»).

Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

XV. Подведение итогов.

Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

XVI. Заключительный этап собрания.

Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.

Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собрании отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету (см. приложение 1).

Приложение 1

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть).

1. Ваша дисциплинированность.

2. Интерес к поднятой теме.

3. Просьба ребенка.

4. Уважение к воспитателям.

5. Текст приглашения.

6. Возможное душевное успокоение после собрания.

7. Любопытство.

8. Личное участие в подготовке к собранию.

9. Совместное с ребенком участие в конкурсе.

10. Настойчивые требования родственников.

11. Неоднократные приглашения воспитателей.

12. Не знаю.

II. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему?

III. Как по вашему был ли вызван интерес у детей к родительскому собранию в ходе его подготовки?

IV. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть).

1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых.

2. Дни открытых дверей.

3. Анкетирование по теме собрания.

V. Пожалуйста оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах:

довольны 3, частично довольны 2, не довольны 0.

1. Вступительная часть

2. Дискуссия

3. Магнитофонные записи с выступлениями детей

4. Музыкальное оформление

5. Работа с памяткой

6. Рубрика «Ваши дети — наше мнение»

7. Слово — эстафета

8. Конкурс на лучшее название

9. ОКНО — очень короткие новости

10. Работа с фишками

11. Участие детей в собрании

VI. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

VII. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь!

Приложение 2

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

11