2. Формула рэпт (а-в-с)

Рационально-эмоционально поведенческая терапия была создана Альбертом Эллисом в 1955 г. Название дословно выражает основную идею РЭПТ: источником болезненных эмоций и невротического поведения человека является нелогичное, нереалистичное, негибкое и незрелое мышление. «Невроз — это глупое поведение неглупого человека» — гласит парадоксальный афоризм А. Эллиса. А значит для того, чтобы изменить такое поведение, терапевтических средств, на которые обычно делают ставку — эмпатии, поддержки, принятия, — по меньшей мере, не достаточно. Любовь лечит не всегда и не всегда лечит+ «Беда большинства терапий в том, что они помогают Вам чувствовать себя лучше. Но дела Ваши лучше от этого не идут» — писал Эллис. Для того, чтобы преодолеть невроз, и предотвратить его возобновление необходимо научить человека думать по-другому — рационально, гибко, реалистично, а также применять новый стиль мышления в повседневной жизни. В этом и заключается терапевтическая стратегия РЭПТ.

В наши дни РЭПТ является одним из самых востребованных во всем мире направлений психотерапии. Согласно проведенному в США и Канаде опросу профессиональных психологов Альберт Эллис принадлежит к числу наиболее влиятельных психотерапевтов в истории человечества (первое место в рейтинге занимает К. Роджерс).

Популярность РЭПТ обусловлена ее высокой эффективностью, сравнительной краткосрочностью (в среднем продолжительность — не превышает 16 сессий), апелляцией к ресурсам человеческого разума и, конечно же, — широтой применения.

Сфера применения РЭПТ

Вот уже несколько десятилетий метод А. Эллиса с успехом используют в клинической, консультационной, педагогической практике, а также в целях личностного роста. РЭПТ применяют в терапии аффективных, тревожно-фобических, сексуальных, личностных расстройств, психозов, зависимостей, в семейной терапии, в работе с подростками, инвалидами и т.д. Терапевтические границы РЭПТ сам Эллис очертил так: «Рационализм хорош отнюдь не для ВСЕХ целей, но только для СПЕЦИФИЧЕСКИХ целей. Если, например, Вы хотите быть отчаянно несчастным, я настоятельно рекомендую Вам не пытаться быть рациональным». 1. Сущность терапевтической модели А. Эллиса

Первоначальный вариант её назывался рациональной терапией, но в 1961 году он переименовал её в РЭТ, считая, что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ — рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введён им для того, чтобы показать то большое значение, которое придаёт это направление работе с поведением.

2 стр., 593 слов

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса

Когнитивная терапия (А.Бек) Когнитивная психотерапия— одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии.Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением. Бек считает, что симптомы как депрессии, так и тревожности являются результатом представлений клиента о мире. В частности, мышление человека, страдающего депрессией, характеризуется ...

Терапевтическая модель Эллиса во многом определяется состоящим в её названии словом «рациональная». Эллис прослеживает в составе внутреннего опыта личности, рационально выделяемые очевидные образования, в которых усматриваются фундаментальные характеристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих «непреложных данностях». Можно сказать, что в когнитивной терапии максимально представлен и работает принцип, взятый из изречения Р. Декарта — «мыслю, следовательно, существую». Качество мышления определяет психологическую комфортность существования — психологические проблемы могут возникать, если человек неправильно представляет себе нечто, вплоть до самого себя (Я-концепции).

С 1989 г. Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ — это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приёмам самопомощи, используя методы РЭПТ [5; C.66].

А. Эллис выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчёркивает, что надо отличать описательные (дескриптивные) когниции, содержащие информацию о реальности, от оценочных, содержащих отношение к этой реальности. С точки зрения рационально-эмоциональной терапии, не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка.

Люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живёт в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей.

А. Эллис утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение он придаёт воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами [4; C.46].

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Однако, люди зачастую мыслят иррационально и дисфункционально. Люди могут превратно воспринимать действительность, и преобладание подобного мышления существует даже среди людей, которые воспитывались «рационально».

Поэтому, ложные выводы и жёсткие установки считаются нарушениями в когнитивной сфере и называются иррациональными установками. Возникновение психологических проблем Эллис связывает с функционированием иррациональных установок.

Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. Рационально-эмоциональная терапия в первую очередь показана тем клиентам, кто способен к интроспекции и самоанализу. Она предполагает активное участие клиента на всех этапах консультирования, установление с ним отношений партнёрского типа. Этому способствует совместное обсуждение возможных целей консультирования, проблем, которые бы хотел разрешить клиент.

Цель рационально-эмоциональной терапии — устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход [1; C. 136-137].

Эллис утверждает, что никого из клиентов, даже при эффективном использовании РЭПТ, не удавалось излечить полностью (хотя состояние многих существенно улучшалось), потому что люди склонны создавать свои эмоциональные нарушения и от этой склонности никогда не удаётся полностью и безвозвратно избавиться [8; С. 295].

Эллис также перечисляет некоторые факторы, ограничивающие эффективность РЭПТ. К ним относятся слишком ярко выраженные неадекватные чувства, которые люди ошибочно считают неизбежными, поэтому предпринимают лишь слабые попытки изменить их. Некоторые «вредные» чувства (чрезмерная тревога, ярость, чувство вины) иногда имеют положительный результат, люди начинают считать их всегда благоприятными и взращивать их в себе, вместо того, чтобы от них отказаться. Это также значительно снижает эффективность РЭПТ. Некоторые техники РЭПТ, например, принятие клиентом ответственности за неправильное поведение без обвинения себя, требуют от клиентов умения проводить весьма тонкие различия, но таким умением наделены не все. Ещё одним ограничением является критерий, определяющий возраст и интеллектуальные способности клиентов, а именно, им должно быть не меньше 8 лет и их интеллектуальный уровень должен быть не ниже среднего, для того, чтобы понять и научиться применять РЭПТ.

9 стр., 4402 слов

Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I. 1.1 История возникновения и основные понятия суицида .2 Причины и факторы суицидального поведения 1.3 Этапы суицидальных клиентов .4 Виды и профилактика суицидального поведения Выводы по I главе Глава II. Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов .1 Консультирование депрессивных клиентов, высказывающих суицидные намерения 2.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ...

На первом этапе разработки РЭПТ, для концептуализации психологических проблем клиента Эллис использовал простую оценочную структуру АВС. В этой схеме буква «А» обозначала «активирующее событие», «В» представляла собой «взгляд человека на данное событие», а «С» — «эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное следствие тех взглядов, которые содержались в «В». Главное достоинство формулы А-В-С заключалось в её простоте. Но простота являлась и его недостатком, поскольку из-за неё смазывались важные различия между типами когнитивной активности [5; C. 68].

Например, вы едете по шоссе и у вас спускает колесо — это «A» (активирующее событие).

В ответ на это событие вы можете подумать: «Этого НЕ ДОЛЖНО было случиться. Это УЖАСНО. Я этого не вынесу. Я не справлюсь». Эти мысли соответствуют части «B» (система убеждений) модели. Следовательно, учитывая свои мысли, вы можете встревожиться, разгневаться — эти чувства соответствуют части «C» (последствия) вашего проблемного мышления. Таким образом, «A» не является непосредственной причиной C, в чем вы убедились. Вместо этого последствия являются результатом системы убеждений, среднего компонента модели A-B-C [6; C. 259].

3. Особенности психологического консультирования в рамках модели А. Эллиса

рациональный эмоциональный терапия психологический

На первом этапе проводится кларификация, то есть прояснение параметров события, тех, которые клиента наиболее затронули или вызвали неадекватную реакцию. На этом этапе целью консультирования является не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его, а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка её и только после этого этапа — принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.

10 стр., 4635 слов

Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования

Задание: просмотрите текст, выберите прием, который вы хотели бы освоить. Прочтите внимательно его описание, продумайте, в каких случаях и для чего его можно было бы применить. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. Стр. 151-164. 6.7. Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования Распределение рассмотренных приемов по фазам работы с кли­ентом достаточно условно, и ...

Следующий этап консультирования — это идентификация следствий, выявление всех эмоциональных реакций на событие. Этот этап производится, чтобы распознать эмоции, не осознаваемые клиентом из-за включения той или иной психологической защиты. У некоторых клиентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены из-за словарного или поведенческого дефицита, а также «вторичного выигрыша». Консультант наблюдает за экспрессией и невербальным поведением клиента при рассказе его о событии, предоставляет обратную связь, говоря о своём восприятии характера эмоциональной реакции клиента, высказывает предположения о чувствах и мыслях обычного человека в похожей ситуации (что помогает клиенту осознать свои эмоции, прежде неосознаваемые) [2; C. 86-87].

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.

14 стр., 6959 слов

Особенности взаимодействия турагента с клиентами разных типов

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Кафедра теории и практики социальных коммуникаций Курсовая работа на тему Особенности взаимодействия турагента с клиентами разных типов.Выполнила Долгачева Е.И. гр. 37-21 СКСиТ Проверила Гай И.А. Ст. преподаватель Ижевск 2002г. СОДЕРЖАНИЕ. Введение 1. Модель потребительского поведения 1. ...

Третий этап консультирования — реконструкция иррациональных установок, которая может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, на уровне поведения. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки и необходимости её сохранения в данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательства клиент ещё более отчётливо видит негативные последствия сохранения своей установки. На уровне воображения клиент мысленно погружается в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении, например, он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить её уровень, осознав, за счёт каких новых установок ему этого удалось достичь. На уровне действия работает техника моделирования, демонстрация различных вариантов поведения в проблемной ситуации с целью модификации установок.

Четвертый этап — закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий [2; C. 88-89].

А. Эллис неоднократно определял роль консультанта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов. Терапевт стремиться к безусловному принятию своих клиентов как несовершенных человеческих существ, которые часто ведут себя саморазрушительно, но в своей сущности никогда не бывают плохими.

Консультанты обычно используют, где уместно, юмор в работе с большей частью своих клиентов, поскольку считают, что эмоциональные расстройства в основном проистекают из того факта, что люди воспринимают себя, свои проблемы, других людей и мир слишком серьёзно. Поэтому они стараются продемонстрировать клиенту преимущества серьёзного, но иронично-веселого подхода к жизни. Однако они избегают шуток в адрес личности клиента и его самоуничижительных мыслей, чувств и действий. Также они стараются быть неформальными и лёгкими в общении с большинством своих клиентов. Согласно А. Эллису терапевты должны проявлять к своим клиентам особый род эмпатии. Это не только «аффективная» эмпатия, но и философская эмпатия [1; C. 140-142].

11 стр., 5091 слов

Принципы клиентоориентированного подхода. Возражения и конфликты с клиентами

Контрольная работа Дисциплина: Управление продажами Тема: Принципы клиентоориентированного подхода. Возражения и конфликты с клиентами Содержание 1. На конкретных примерах покажите, как на практике реализуются принципы клиентоориентированного подхода в работе с потребителем услуг . Охарактеризуйте механизм возникновения конфликта согласно теории трансактного анализа Э.Берна. Приведите примеры . ...

Консультанты должны с осторожностью проявлять по отношению к клиенту безмерную теплоту. Если терапевт очень сблизится с клиентами, окружит вниманием, заботой и поддержкой, а также безусловным принятием, то рискует столкнуться с двумя основными проблемами. Первая заключается в том, что терапевт может подкрепить сильнейшую «потребность» клиента в любви и одобрении — две иррациональные идеи, которые стоят в центре многих психологических расстройств. Вторая проблема — терапевт может непреднамеренно закрепить у своего клиента философию низкой толерантности к фрустрации.

А. Эллис рекомендует придерживаться с большинством клиентов директивного стиля и его усиленной версии с некоторыми особо проблематичными и сопротивляющимися клиентами [1; C. 144].

4. Основные техники рэпт

В настоящее время существует огромное количество когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник, но они, по мнению Эллиса, не являются «чистыми». Это значит, что каждая содержит в себе и когнитивные, и эмоциональные, и поведенческие элементы, но один из них является преобладающим [4; C.211].

Рассмотрим основные техники РЭТ.

4.1 Когнитивные техники

Самой распространенной техникой является дискутирование (оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегории оспаривания: детекция, дебатирование и дискриминация.

Детекция включает в себя поиск дисфункциональных взглядов, которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. Когнитивно-иррациональные установки могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности «должен», «обязан», «надо». Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональных убеждений.

Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые консультант задаёт клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. Терапевт требует от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики: «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?».

Дискриминация обозначает помощь клиенту в определении чётких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование Иррациональных Взглядов).

ДИВ — это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.

Клиенты могут пользоваться аудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводу своих иррациональных идей.

Существует три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональной философии:

— библиотерапия, когда клиентам рекомендуются материалы для чтения и книги по самопомощи;

— прослушивание аудиокассет с записью РЭПТ — лекций на различные темы;

— проведение РЭПТ с другими, когда клиент использует РЭТ, чтобы помочь своим друзьям и родным решить их проблемы[5; С. 207].

4.2 Эмоциональные техники

РЭПТ-терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот.

РЭПТ-терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в широко распространённых РЭПТ-упражнениях атаки стыда. Эллис так описывает эти упражнения: клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда.

Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой [5; С. 209].

4.3 Поведенческие техники

Поведенческие методы, применяемые в РЭПТ, включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать всё на завтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭПТ прибегают к терапии, принятой Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменения возможны [5; C.211].