Младенчество
Л. С. Выготский выделяет две стадии младенческого периода, граница между которыми устанавливается между 5-м и 6-м мес. К важнейшим изменениям он относит появление собственной активности ребенка (на смену предшествовавшей реактивности) и подражания. Причем начало «кризиса одного года», который, по мнению Л. С. Выготского, образует стык между младенчеством и ранним детством, относится к 10-му мес. «Знаменательным поворотным пунктом является 10-й мес, когда по исчезновению ‘бесцельных движений наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание» (там же, с. 284).
Ко второму полугодию Л. С. Выготский относит и развитие специфической потребности в общении, выражающееся в активном поиске социального контакта.
Признавая роль возникающей в младенчестве потребности в общении со взрослым.
Для Д. Б. Эльконина решающим является интенсивное развитие функциональных действий с предметами, образующих противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями со взрослыми, когда деятельность ребенка прямо опосредствовалась деятельностью взрослых и неспецифическими, неречевыми формами общения. Отсюда и появление речевого общения в конце первого — начале второго года жизни принимается за начало нового периода. Для М. И. Лисиной же решающим оказывается появление предметного взаимодействия и элементарных форм сотрудничества ребенка со взрослым, обнаруживаемых уже в начале второго полугодия. «Возникновение хватания — первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца — приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и -со второго полугодия жизни предметные действия-манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению к взрослому. Место ситуативно-личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно-деловым общением».
на 6 — 7-м мес появляется дифференцированное отношение ребенка к знакомым и незнакомым людям (Д. Б. Эльконин, 1960; Н. Shaffer, 1958).
Д. Б. Эльконин ссылается на данные Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, свидетельствующие о том, что дифференциация появляется уже с 4 — 5-го мес, но сначала носит неустойчивый характер «узнавания» матери.
Трудные дети кто они причины появления
... Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми. Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, ... Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко ... детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность ...
Раннее детство
Ориентация на взрослого, стремление к контакту с ним здесь уже из самоцели превращается в звено предметно-манипулятивной активности. Таким образом, мы уже более конкретно сталкиваемся с принципом социального опосредствования*, введенным Л. С. Выготским и реально претендующим на самую существенную роль в периодизации формирования личности. «Первый закон развития и построения высших психических функций, являющихся основным ядром слагающейся личности, можно назвать законом перехода от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредствованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психическим функциям».
Появляющееся во втором полугодии социальное опосредствование в виде дифференцированного набора невербальных экспрессивных средств общения не только кладет начало личности, но и обеспечивает известную интеграцию .всего того обилия психических проявлений, которое было так тщательно описано еще В. Прейером.
Таким образом, только на втором году появляется собственно социальное опосредствование — орудийное. Именно появление орудийных действий* свидетельствует об усвоении общественно-исторического опыта. Усвоение социальных эталонов речевых и внешнепредметных действий не только делает ребенка умелым и ориентированным в микросреде, но и создает специфическую речевую способность представителя данной культурной общности, отличающую ребенка уже в двухлетнем возрасте от представителя любой другой культуры.
Конечно, освоение и усвоение орудийных действий происходит лишь во взаимодействии ребенка со взрослым посредством подражания. Но хотя в раннем детстве ребенок подражает неосознанно, тем не менее в результате многократного воспроизведения имеющегося образа формируются как внешнепредметные, орудийные, так и речевые действия. Правда, в раннем детстве лишь первые становятся реальным средством активности по мере своего становления. Первые слова и словосочетания, как известно, носят «автономный» характер в силу, прежде всего, отсутствия для ребенка связи между речевой и внешне-предметной сторонами деятельности. В период раннего детства и происходит установление этих связей. Это позволяет нам рассматривать речь в качестве важнейшего психического новообразования раннего детства (Л. С. Выготский, 1984).
Развитие сотрудничества, опосредствованного использованием предметов в раннем детстве, вовсе не предполагает, как это считает М. И. Лисина, потребности в активной деятельности. Для описания ‘мотивационной основы активности ребенка в раннем детстве вполне достаточно учета витальной потребности в новых впечатлениях и возникающей на первом году жизни потребности в общении.
Дошкольное детство
На четвертом году жизни ребенка (а иногда и во второй половине третьего года) появляется новый уровень социального опосредствования, связанный с осознанием орудийного характера действий.
В дошкольном возрасте опосредствующее звено уже не обязательно представляет вещь или действие с «ею, все чаще появляются действия во внутреннем плане, т. е. умственные действия. Д. Б. Эльконин пишет: «На первых этапах развития игры опосредствующий образ, существуя объективно, может не сознаваться ребенком в его функциональном значении. Лишь постепенно он начинает выделяться самим ребенком, осознаваться, и ребенок начинает сознательно руководствоваться в своем поведении определенными правилами и нормами» (1960, с. 179).
Влияние взрослых на развитие личности дошкольника
... которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка авторитетная. Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, обучают ребенка правилам поведения, ... бабушкой, нередко - с дальними родственниками. Влияние взрослого на формирование личности ребенка Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте принадлежит ...
Особенное значение приобретают речевые действия, которые не только приобретают все большую самостоятельность, но и опережают внешнепредметные действия. Ребенок уже зачастую не показывает, а лишь рассказывает. Словесно формулируемая норма (эталон) становится основным средством развития как в становлении первичной рефлексии, так и в идентификации. В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных желаний*. Именно такие социальные средства, позволяющие ребенку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.
Новая позиция и тип самосознания «Я и мир» характеризуются выделением во взаимоотношениях со взрослыми норм и эталонов социального общежития. Взрослый, так же как и партнер-сверстник, начинает уже выступать безлично — как носитель социальной функции. Эта новая социальная ситуация реализуется в ведущей деятельности данного периода — в ролевой игре.
Появление полимотивации и усиление роли оценки взрослого (по модусам «хороший — плохой», «добрый — злой», «правильный — неправильный») отражают, на наш взгляд, не только возникновение потребности в социальном соответствии, но и приобретение ею ведущего положения в дошкольном детстве.
Таким образом, уже в игре закладываются основы учебной деятельности как в мотивационном, так и в операциональном плане. Важным фактором органичного вхождения ребенка в школьную жизнь является сходство ценностных ориентации игровой и учебной деятельностей — в обоих случаях ребенок стремится к правильному освоению (воспроизведению) должных социальных эталонов.
Глава 5
Изучение нормального и отклоняющегося
формирования личности дошкольника
§ 1. Формирование личности в младенчестве
В результате С. С. Харин выделил три этапа формирования комплекса оживления. На I этапе (1,5 — 3 мес) сначала последовательно возникают отдельные элементы реагирования, а затем появляется их сочетание как форма ответа на обращение взрослого. На II этапе (3 — 3,5 мес) младенец начинает реагировать и на дистантные формы обращения взрослого, причем различные обращения вызывают и различные сочетания реакций ребенка — наблюдается соответствие между инициативными действиями взрослого и характером ответов детей. На III этапе одно повторное появление взрослого без всякого обращения вызывает у ребенка улыбку и, как правило, двигательное оживление. На этом этапе поворот взрослого спиной вызывает сначала сосредоточение, а затем громкую и призывную вокализацию, переходящую в улыбку и оживление при поворачивании взрослого лицом к ребенку. Здесь уже отдельные элементы комплекса оживления выступают как инициативные действия в ситуации общения. С. С. Харин считает, что на III этапе младенец уже предвосхищает обращение взрослого, и эта радость также закрепляется соответствующим поведением взрослого. «Фактически определяющую роль в оформлении комплекса оживления у ребенка играет не обращение, открывающее общение, а обращение, завершающее его и соотносящееся с действия ми младенца» (С. С. Харин, 1986, с. 38).
Копия 2 распр.нарушения у детей
... эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. ... группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999). ... 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в ...
Таким образом, аномальным в формировании личности на первом году жизни можно считать отсутствие выраженной эмоциональной реакции на эмоционально-положительное обращение взрослого в I полугодии жизни и отсутствие эмоционально окрашенной активности, направленной на вызов и поддержание общения со взрослыми, во II полугодии жизни.
И наконец, в основу диагностики отклонения может быть положен и факт возникновения с 5 — 6-го мес дифференцировки реакции ребенка на «своих» и «чужих». В то время как «свои» вызывают полноценный комплекс оживления, а затем и синтонию, «чужие» вызывают реакцию торможения и избегания (при этом, конечно, возможно принятие незнакомого человека как «своего» уже на начальной стадии общения).
При этом можно говорить о симптоме отклонения в том случае, если у ребенка до конца первого года жизни отсутствует избирательное реагирование на разных взрослых*.
Последствия отклонения широко представлены в хорошо описанном в литературе феномене «госпитализма» (Возрастные особенности…, 1982; И. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984; R. A. Spitz, 1945).
Многочисленные симптомы пассивности, вялости, заторможенности и т. п., нарастающие с каждым месяцем, резко контрастируют с возрастающей коммуникативной активностью ребенка в норме.
Формирование личности в раннем детстве
Полевой» характер поведения ребенка в этом возрасте, описанный в работах К. Левина, сопровождается «случайной», с точки зрения внешнего наблюдателя, эмоциональной окраской и интенсивностью. С одной стороны, ребенок становится еще большим «рабом» внешней ситуации (при этом он гораздо менее, чем в младенчестве, зависим от состояния организма), с другой стороны, зависимость эта весьма кратковременная, легко снимаемая переключением на другой объект. Соответственно и эмоциональный процесс характеризуется быстрым и интенсивным возбуждением, таким же быстрым затуханием, а также парадоксальным характером реакции на воздействующие факторы (В. Штерн, 1922).
Следует рассматривать наличие привязанности ребенка к определенному взрослому (у ребенка, воспитывающегося в семье, прежде всего, к матери), проявляющейся не только в положительном эмоциональном реагировании, но и в устойчивом предпочтении общения с ним, как показатель нормального формирования личности в раннем детстве.
Еще более аномальным можно считать привязанность лишь к неодушевленным предметам (L. Eisenberg, L. Kanner, 1956), при том что наличие устойчиво предпочитаемых игрушек является вполне нормальным явлением. Более того, характер ведущей деятельности указывает на высокую эмоциональную насыщенность орудийных действий и овладения предметом, когда, например, новые игрушки приобретают для ребенка эмоциональную привлекательность и притягательность сверхценного предмета и перевешивают субъективную ценность «своего» взрослого.
Методика исследования эмоциональной направленности личности
... 30)2 40)0 50)2 4 Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.
Важное значение имеют нарушения динамического аспекта эмоциональной регуляции. Следует подчеркнуть аффектообразный характер нормальной эмоциональной регуляции в данный период: незначительность повода и неожиданность возникновения, очень быстрое нарастание интенсивности, довольно быстрое «снятие» возбуждения, полная амнезия как повода, так и самого периода «эмоционального» поведения.
Кризис трех лет
Л. С. Выготский выделяет в развернутой форме этого кризиса 4 основных симптома: 1) негативизм; 2) строптивость; 3) упрямство; 4) своеволие. Среди них особо выделяется первый симптом, ибо он не только аккумулирует направленность кризиса на борьбу за «личную независимость», но и в известной мере интегрирует все остальные симптомы кризиса.
«Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили» (Л. С. Выготский, 1984, с. 368 — 369).
Л. С. Выготский подчеркивает, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку, во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.
С негативизмом тесно взаимосвязаны и другие симптомы. «Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением» (там же, с. 370).
Нарушения предметности нетрудно увидеть в явлениях смещенной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу (чаще всего к ближайшему ребенку).
Нарушения избирательности могут проявляться в генерализации негативизма или в пассивном «уходе» от всех форм общения.
Формирование личности в дошкольном детстве
В качестве специфического феномена эмоциональной регуляции в дошкольном периоде можно отметить «чувство вины», связанное с новым типом самосознания («это Я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
Следует отметить, что появление полимотивации еще не вызывает у ребенка нравственных конфликтов. Собственно волевой поступок еще недоступен ему, ибо конфликт «хочу» и «надо» в сознании ребенка еще не представлен. Актуально несовместимые мотивы осознаются ребенком не одновременно, а последовательно. Это можно видеть и в феномене «горькой конфеты» и в других экспериментальных данных (А. Н. Леонтьев, 1975; Е. В. Субботский, 1977).
Дошкольник, таким образом, еще лишен эмоционально мучительного выбора и принятия решения, хотя реально выбор им, конечно же, совершается.
В соответствии с вышеизложенным можно предположить, что именно эмоциональная децентрация является важнейшим показателем нормального хода формирования личности в дошкольном возрасте.
Л. А. Абрамян указывает на два типа источника происхождения эмоционально неблагополучных детей: 1) межличностные конфликты; 2) вну-триличностные конфликты. В свою очередь, первый тип конфликтов порождает два типа детей: а) неуравновешенные, легко возбудимые, быстро «взрывающиеся» и быстро остывающие; б) легкотормозимые, избегающие общения, с часто выраженной тревожностью. Нарушения ролевой игры отмечаются в основном лишь у представителей второго типа, у которых негативные эмоции в общении явно преобладают над позитивными (Развитие социальных эмоций…, 1986).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по курсу ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
... тревогой; г) интересом. ДЕ-3 Волевые процессы и качества в структуре регуляции личности 39. К структурным элементам волевого действия относятся: а) желание, решение б) избирательность ... уровня бодрствования; в) анализа полученных сведений; г) восприятия данной обстановки. 38. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия называется: а) рефлексией; б) ...
Таким образом, можно говорить о том, что нормальный ход формирования личности предполагает положительную эмоциональную окраску не только протекающей игры (и других приятных для ребенка видов деятельности), но и деятельностей, прошедших или предстоящих в диапазоне около суток (для детей пятилетнего и шестилетнего возраста — не менее суток).
Еще более важным представляется наличие у дошкольников эмоциональной децентрации, что уже на пятом году жизни становится реальным механизмом развития соучастия в деятельности других детей на уровне высших социальных чувств (Г. М. Бреслав, 1986а).
В заключение еще раз отметим, что реализация специфической для дошкольника позиции самостоятельного освоения норм социальных взаимоотношений и правил общежития происходит прежде всего в ролевой игре, где наиболее эффективно удовлетворяется потребность в общении и социальной компетентности, а также создаются наиболее адекватные условия для становления эмоциональной децентрации, произвольной регуляции (подчинение непосредственного желания правилу) и новых свойств эмоциональной регуляции. Возникая в ролевой игре, этот «ансамбль» новообразований включается во все другие виды деятельности, более жестко социально регламентированные и образующие «переход» к последующим этапам онтогенеза.
Глава 7
Психологические основы диагностики и коррекции
отклонений в формировании личности ребенка
§ 1. Диагностика отклонений в формировании личности
Отсутствие в I полугодии жизни «комплекса оживления» у младенца (улыбка, гуление, двигательное оживление) на ласково обращающегося к нему взрослого может рассматриваться как показатель ОФЛ. Затем эта радость ребенка может уже переключаться на предметы, включенные взрослым в процесс общения. Другим необходимым признаком нормального хода развития является общий положительный фон общения со взрослым (при наличии эмоционального комфорта) у младенца и возникающая в начале II полугодия привязанность к конкретному взрослому (возникновение положительного эмоционального тонуса при появлении этого человека и его смена на отрицательную окраску при его уходе, несмотря на присутствие других людей).
Отсутствие избирательного эмоционального отношения к взрослым до конца первого года жизни может рассматриваться как показатель ОФЛ. Во II полугодии возникающая потребность в общении презентируется эмоциональным предвосхищением предстоящего общения (инициативные акты, направленные на взрослого, сопровождаются радостью еще до контакта), а сам контакт сопровождается синтонией (т. е. у ребенка появляется соответствующий эмоциональный отклик на эмоциональное состояние близкого человека).
В раннем детстве положительно эмоционально окрашиваются манипуляции с предметами (особенно с новыми или обнаруживающими новые свойства), двигательная и речевая активность — ребенок начинает получать удовольствие от самой возможности активности, от решения сенсомоторной или речевой задачи. Ребенок радуется, когда ему удается самостоятельно или с помощью другого взобраться на высокую площадку, снять крышку с коробки или сказать что-то и быть понятым. Соответственно эти действия уже протекают на положительном фоне даже без непосредственного соучастия других людей, хотя их присутствие усиливает эмоциональную окраску. Привязанности ребенка на данном этапе носят уже разнообразный и избирательный характер, опосредствованный совместной деятельностью с предметом привязанности. Чем лучше обеспечивается комфорт в совместной деятельности, тем более сильную привязанность мы вправе ожидать. Синтония на данном этапе стабилизируется и приобретает дистантный характер. Ребенок может откликнуться на плач или смех из соседнего помещения и даже проявить элементарное сопереживание. Самой простой .пробой адекватности эмоциональной регуляции может служить спокойно, но уверенно выраженный запрет на желаемые предметы. В норме недовольство носит кратковременный характер, и ребенок в считанные минуты переключается на другой объект. Показателем отклонения здесь будет фиксированность на недоступном предмете, приводящая к безудержным крикам и плачу. Еще более существенным показателем отклонения является пассивность и равнодушие в освоении окружающего мира, а также предпочтение статических положений на руках или на коленях взрослого (если, конечно, ребенок не болеет и не ослаблен физически).
56. Эмоционально-волевая сфера личности
... при преодолении препятствий в достижении поставленных целей. В волевой деятельности формируются качества личности. Наиболее существенными являются следующие: самостоятельность, т.е. способность определять свои ... каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Настроения - самые длительные эмоциональные состояния, окрашивающие поведение человека. Настроение тесно связано с соотношением между ...
Итак, норму в раннем детстве можно фиксировать по следующим показателям: 1) радость освоения окружающего мира, сенсомоторных и речевых «достижений»; 2) эмоциональное дифференцирование «своих» (как предметов привязанностей) и «чужих», 3) высокая эмоциональная лабильность, т. е. кратковременность эмоционального процесса.
В дошкольном возрасте ребенок начинает получать удовольствие от освоения игровых действий, от своего активного участия в групповой игре в соответствии с принятой ролью. Подвижные (а на пятом году жизни преимущественно ролевые) игры вытесняют на периферию интересов ребенка все остальные виды деятельности, хотя он может с удовольствием включаться и в них. У дошкольника уже появляется сопереживание, которое с четырех лет начинает активно участвовать в регуляции просоциального поведения, переходя в сочувствие и соучастие (Развитие социальных эмоций…, 1986).
Основой всех этих явлений выступает эмоциональная децентрация, которая обнаруживается как путем наблюдения, так и с помощью проективного интервью. Для дошкольников интервью может ограничиваться двумя вариантами ситуации появления волшебника (или волшебного предмета), с чьей помощью можно исполнить три самых сильных желания: 1) «для себя» и 2) «для другого». Наличие эмоциональной децентрации проявляется в способности адекватно представить желания другого человека. Достоверными результаты интервью можно считать только в том случае, если такое же понимание желаний других людей дошкольник проявляет и в реальной жизни. У дошкольника сопереживание и сочувствие могут уже проявляться не только по отношению к близким людям, но и к незнакомым, маленьким детям, животным и даже растениям.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и ... категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В ...
Таким образом, в качестве основных показателей нормального хода формирования личности дошкольника можно выделить следующие: 1) явно положительная окраска участия ребенка в ролевых играх, где возникает необходимость подчинять свои непосредственные желания требованиям роли; 2) появление эмоциональной децентрации; 3) наличие выраженного эмоционального смещения (не менее суток); 4) радость от правильного (т. е. положительно оцененного взрослым) воспроизведения социального эталона поведения.
Как уже отмечалось, дошкольник, освоивший высшую форму игры — игру по правилам, личностно готов к школе. Нормальный ход формирования личности в младшем школьном возрасте можно констатировать по следующим показателям: 1) желание идти в школу и быть школьником; 2) безусловно уважительное отношение к учителю; 3) яркая эмоциональная окраска школьных оценок (сильные переживания по этому поводу); 4) удовольствие от овладения социальными способами деятельности («это я умею»); 5) наличие эмоционального смещения (не менее недели).
Необходимо подчеркнуть, что эта последняя способность ярко переживать события, непосредственно не представленные, должна сочетаться с дальнейшим развитием эмоциональной децентрации, обеспечивающей проявления сочувствия и соучастия. При этом у школьника мы уже вправе ожидать появления соучастия по отношению не только к неудачам и горю одноклассников, но и к действиям членов семьи и даже незнакомых взрослых и детей.