Формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Социально-психологический климат и проблемы его формирования 6

1.2. Психологический микроклимат в коллективе младших школьников 11

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20

2.1. Диагностика психологического климата в коллективе младших школьников 20

2.2 Использование комплекса занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников 32

2.3. Обобщение результатов исследовательской работы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Обучение занимает существенный период жизни человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности младших школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.

Для создания благоприятного климата в коллективе задача творческого руководителя заключается в том, чтобы помочь детям осознать свои нравственные ценности и установить свои коллективные и личностные приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Чтобы в коллективе сложился благоприятный климат, необходимо научить детей сотрудничать.

Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет к психологическому климату в коллективах младших школьников становится направленность внимания на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме ………………………………………………………………..

Разработанность проблемы. Проблемы психологического микроклимата привлекали внимание представителей ряда социальных наук еще в 50-60-х годах XX века, но систематическое изучение относится лишь к ………………………………………………

16 стр., 7568 слов

Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников

... этой деятельности Коммуникативная функция: Содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе ... : деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников. Объектом курсовой работы стало: формирование коллектива детей младшего школьного возраста. Предметом курсовой работы является ...

Цель работы состоит в выявлении форм работы, способствующих формированию благоприятного психологического микроклимата в коллективе младших школьников.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты формирования благоприятного …………………………………………….

Объект исследования – процесс формирования психологического …………………………

Предмет исследования – формы работы по формированию ……………………………………………..

Гипотеза: Использование разнообразных форм работы таких как: ………………………..

При организации и проведении исследования применялись следующие методы: анализ научных источников, эксперимент. Выбор комплекса ………………………………….

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ …………………………….

Практическая значимость: проведенный анализ формирования …………………………………..

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа ……………………….

1. Теоретические основы формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

1.1. Социально-психологический климат и проблемы его формирования

18 стр., 8730 слов

Психологический портрет младших школьников с различным статусом в социометрической иерархии

... исследования данной работы. Объект: Индивидуально- психологические особенности детей младшего школьного возраста. Предмет: Взаимосвязь личностных качеств младших школьников ... последовательность развития содержания мотивов от стадии формирования коллектива: начальная стадия характеризуется преимущественно ... и окружения. Подгруппы словно обмениваются своими участниками, т.е. товарищи, с которыми ...

Понимая особенности в поведении младших школьников, характере отдельных детей, появляется возможность спрогнозировать направленность их поведения в необходимом для коллектива русле. Это основано на том, что для каждой из детских групп является свойственным определенный психологический климат.

Социально-психологический климат представляет из себя качественную сторону межличностного отношения, проявляющегося в форме совокупности психологических условий, которые способствуют либо препятствуют продуктивности совместного дела и всесторонним развитиям личностей младших школьников в группах [31, с.209].

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата выступают:

– степень доверия и проявления высокой требовательности участников коллектива по отношению друг к другу;

– доброжелательность в критике;

– свобода в выражении собственных мнений в процессе обсуждений вопроса, который касается коллектива в целом;

– достаточность в информированности участников коллективов о их задаче и состояния дел в процессе их выполнения;

– удовлетворение принадлежностью к коллективам;

– высокий уровень эмоционального включения и взаимопомощи в ситуации, вызывающей состояния фрустрации у любого из участников коллективов;

– степень принятия на себя ответственностей за состояния дел в коллективе каждого из его участников.

Состояние психологического микроклимата развитых коллективов и эффективность совместных деятельностей их участников положительным образом взаимосвязаны.

…………………………………………………………………

1.2. Психологический микроклимат в коллективе младших школьников

Коллектив является объединением воспитанников, отличающихся несколькими важными признаками:

— общей социально значимой целью,

— общей совместной деятельностью для достижений поставленных целей,

— общей организацией данной деятельности, отношением ответственных зависимостей,

— общим выборным руководящим органом,

— благоприятным психологическим климатом.

Данными признаками возможно охарактеризовать детский коллектив.

9 стр., 4351 слов

Внеклассная работа как условие формирования классного коллектива младших школьников

... признаков сформированности коллектива: сплоченность и единство в достижении общественно значимых целей, благоприятный психологический климат, наличие органов ... коллектива младших школьников. Предмет исследования: внеклассная работа как условие формирования коллектива младших школьников. Гипотеза исследования: внеклассная работа будет способствовать формированию классного коллектива младших школьников ...

Отличием детского коллектива от обычных является наличие двойственной структуры:

-в первую очередь он представляет из себя объект и результат сознательного и целенаправленного воздействия педагога, который определяет большинство его особенностей (вид и характер деятельностей, численность участников, организационная структура и т.д.);

-вторым является тот факт, что учебный коллектив представляется достаточно самостоятельным развивающимся явлением, починяющимся особенным социально- психологическим закономерностям [7; 48].

Для педагога детские интересы представляют из себя одну из целей их деятельности, являются объектами их заботы и инструментами организаций и совершенствований воспитательного процесса, направленного на личностное развитие каждого ребенка, входящего в коллектив. Для ребенка ………………………………………………………………………………..

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика психологического климата в коллективе младших школьников

Цель исследования состоит в изучении психологического микроклимата в коллективе младших школьников.

Задачи исследования:

1. выявить:

— особенности работы творческого руководителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников;

— особенности межличностных отношений младших школьников:

— уровень коммуникативных способностей;

— уровень эмпатии;

2. подобрать комплекс занятий для творческого руководителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников с использованием интерактивных игр;

3. осуществить оценку эффективности подобранного комплекса проведенных занятий и изучение особенностей работы творческого руководителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

База исследования.

Исследование проводится с 26 учащимися младшего школьного возраста на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Канаш».

12 стр., 5969 слов

Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника

... формирование личности психологического климата является главным педагогическим условием развития личности в коллективе. От того, как влияет коллектив на ребенка, зависит формирование личности младшего школьника. Поэтому, ... показало наблюдение за организацией формирование коллектива в четвертом классе, проведение беседы с учителем и учащимися благоприятный психологический климат к 4-му году ...

1) Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ребенку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

…………………………………………………………………

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой.

Таблица 1

Результаты исследования по методике

“Психологическая атмосфера в коллективе”………………………………………….

Проведенная диагностика показала, что большинство детей оценивают атмосферу в коллективе ………………………………………..

2) Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

1. Наш коллектив очень дружный и сплочённый.

2. Наш коллектив дружный.

………………………………………..

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ребенке, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Таблица 3

Результаты исследования по методике

“Какой у нас коллектив”

………………………………………

2.2 Использование комплекса занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Одной из особенностей работы педагога дополнительного образования является то, что он строит общение с детьми в широком контексте. Это обусловлено особенностями организации и проведения им игровой, учебной, художественной и других видов деятельности в условиях занятий, проходящих в неформальном режиме.

3 стр., 1088 слов

влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую совместимость в группе

Содержание Введение……………………………………………………………………...3 1. Описание методов исследования………………………………………..7 2. Анализ полученных данных……………………………………………20 3. Заключение. Выводы и рекомендации……………………………......24 Литература……………………………………………………………….…26 Приложение………………………………………………………………...27 Введение Постановка проблемы: влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую ...

Специфика учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования и особенности взаимодействия педагога с учащимися позволяют определить в качестве предмета совместной деятельности игру, беседу, выполнение коллективного творческого продукта в разновозрастной группе и т.д.

Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе можно широко использовать интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети учатся осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысления общепринятых отношений.

На основе констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников, описание которых представлено в Приложении 1.

Цель формирующего этапа эксперимента: способствовать формированию коллектива младших школьников посредством комплекса упражнений, включенных в занятия творческой деятельности.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1) обеспечить положительный эмоциональный настрой детей к активной деятельности группы;

2) создать психолого–педагогические условия для общения и коллективной деятельности;

3) создать психолого–педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого ребенка;

4) воспитывать коммуникативную культуру детей, а также доброжелательное отношение к сверстникам.

3 стр., 1072 слов

Дипломная работа: ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗКУЛЬТ

Реферат……………………………………………………………………………….2 Введение 5 1. Исследование похода в рамках организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7 1.1 Понятие физ?ультурно-оздоровительной деятельности 7 1.2 Организация физ?ультурно-оздоро?ительной деятельности ? ш?оле 10 1.3 Поход ?ыходного дня ? системе физ?ультурно-оздоро?ительной ...

Для эффективной деятельности педагога дополнительного образования оказывается недостаточно психолого-педагогических и предметных знаний, в этом случае требуется широкий спектр психолого-педагогических умений, навыков, технологий, самостоятельности в решении педагогических ………………………………………………………………………………..

В нашем случае, удовлетворяя потребность в общении и игре детей, мы способствуем наиболее тесным взаимоотношениям коллектива учащихся, тем самым позволяя каждому участнику осознать важность нахождения в коллективе. Помогаем найти каждому своё место в группе и чувствовать себя нужным, а также понимать, как нужны ему другие члены группы.

Выполняя данный комплекс упражнений, включенный в занятия творческой деятельностью, мы способствуем повышению уровня …………………………………………….

2.3. Обобщение результатов исследовательской работы

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Данная диагностика было проведена с целью выявления психологической атмосферы в коллективе.

Таблица 7

Результаты исследования по методике

“Психологическая атмосфера в коллективе” после проведения занятий

№ Фамилия, имя ученика Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Успешность

Занимательность

Скука

1. Кира + + + + + + + + +

2. Анастасия + + + + + + + + —

3. Ангелина — + + + + + + + —

4. Максим + + + + + + + + —

5. Андрей + + + + + + + + —

6. Степан + + + + + + + + —

7. Аделина + + + + + + + — —

8. Александр + + + — — + + + —

9. Александра + + + + + + + + —

10. Анна + + + + + + + + —

11. Виктория + + + + + + + + +

12. София + — + — — — + + —

13. Роман + + + + + + + + +

14. Камилла + + + + — + + — —

15. Елизавета + + + + + + + + —

16. Софья + + + + + + + + —

17. Наталия + + — + + + + + +

18. Антон + + + + + + + + —

19. Карина + + + + + + + + —

20. Валерия + + — + + + + + —

21. Анатолий + + + + + + + +

22. Камилла + + — + + — + + —

23. Мария + + + + + + — + —

24. Родион + + + + + + + + —

25. Егор + + + + + + + + —

26. Рустем + + + + + — + — —

Таблица 8

Обработка результатов исследования по методике

“Психологическая атмосфера в коллективе” после проведения занятий

…………………………………………………………………………..

Радует оценка фактора «взаимная поддержка», которую стали ощущать в 5 раз больше детей.

Также в несколько раз возросли показатели дружелюбия, удовлетворенности, теплоты взаимоотношений, успешности, занимательности.

Таблица 9

Результаты исследования по методике

“Какой у нас коллектив” после проведения занятий

Данная диагностика была проведена с целью выявить отношение детей к коллективу, в котором они занимается …………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологический климат является микроклиматом, имеющим зону воздействия более локальной моральной и социальной направленности. Постоянной практической задачей творческого руководителя и психологов выступает сформированность и совершенствование психологического климата. Деятельность по созданию благоприятного микроклимата является не только чрезвычайно важной деятельностью, но и ответственной, творческой, требующей знания их природы и методов по регулированию, умению предвидения вероятных ситуаций во взаимоотношении участников детских коллективов.

Для формирования благоприятного психологического климата требуется понимание психологии школьников и их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнения, отношения между собой.

Помимо знания моральных и психологических особенностей отдельного исполнителя, социально…………………………………………………………

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) ГОСТ Р 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – введ. 2009-01-01. – М. : Стандарт-информ, 2008. – III, 19 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

2) Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г. М. Андреева Изд. 3. М.: Наука, 2014.- 325 с.

3) Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. С. Белкин . — М.: Издательский центр «Академия», 2012.-192с.

4) Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у младших школьников // Вопросы психологии. / Н. Вересов Н. П. Хаккарайнен.,2016. -№1.С. 22-34.

5) Галунчикова, А. В. Психологический климат в семье / А.В. Галунчикова / Школьный психолог. – 2013. – № 9. – С. 36-39.

6) Дусавицкий, А. К. Активность личности и коллектив как развивающая система // Психологический журн./А. К. Дусавицкий. — 2016. Т.4.- № 6.- С.75-83.

7) Дьяченко, О. М. Пути активизации …………………………………….