Формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Социально-психологический климат и проблемы его формирования 6

1.2. Психологический микроклимат в коллективе младших школьников 11

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20

2.1. Диагностика психологического климата в коллективе младших школьников 20

2.2 Использование комплекса занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников 32

2.3. Обобщение результатов исследовательской работы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Обучение занимает существенный период жизни человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности младших школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.

Для создания благоприятного климата в коллективе задача творческого руководителя заключается в том, чтобы помочь детям осознать свои нравственные ценности и установить свои коллективные и личностные приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Чтобы в коллективе сложился благоприятный климат, необходимо научить детей сотрудничать.

Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет к психологическому климату в коллективах младших школьников становится направленность внимания на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме ………………………………………………………………..

Разработанность проблемы. Проблемы психологического микроклимата привлекали внимание представителей ряда социальных наук еще в 50-60-х годах XX века, но систематическое изучение относится лишь к ………………………………………………

9 стр., 4351 слов

Внеклассная работа как условие формирования классного коллектива ...

... коллектива младших школьников, если она направлена на достижение социально значимой цели, объединение и сплочение усилий школьников для решения поставленных задач на основе детского самоуправления при условии создания благоприятного психологического климата ... сформированности коллектива: сплоченность и единство в достижении общественно значимых целей, благоприятный психологический климат, наличие ...

Цель работы состоит в выявлении форм работы, способствующих формированию благоприятного психологического микроклимата в коллективе младших школьников.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты формирования благоприятного …………………………………………….

Объект исследования – процесс формирования психологического …………………………

Предмет исследования – формы работы по формированию ……………………………………………..

Гипотеза: Использование разнообразных форм работы таких как: ………………………..

При организации и проведении исследования применялись следующие методы: анализ научных источников, эксперимент. Выбор комплекса ………………………………….

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ …………………………….

Практическая значимость: проведенный анализ формирования …………………………………..

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа ……………………….

1. Теоретические основы формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

1.1. Социально-психологический климат и проблемы его формирования

Понимая особенности в поведении младших школьников, характере отдельных детей, появляется возможность спрогнозировать направленность их поведения в необходимом для коллектива русле. Это основано на том, что для каждой из детских групп является свойственным определенный психологический климат.

Социально-психологический климат представляет из себя качественную сторону межличностного отношения, проявляющегося в форме совокупности психологических условий, которые способствуют либо препятствуют продуктивности совместного дела и всесторонним развитиям личностей младших школьников в группах [31, с.209].

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата выступают:

– степень доверия и проявления высокой требовательности участников коллектива по отношению друг к другу;

– доброжелательность в критике;

– свобода в выражении собственных мнений в процессе обсуждений вопроса, который касается коллектива в целом;

– достаточность в информированности участников коллективов о их задаче и состояния дел в процессе их выполнения;

6 стр., 2646 слов

Игровая технология как средство формирования у младших школьников ...

... потребность в формировании у младших школьников психологической готовности к усвоению учебного ... пункте 1.6.4 отмечается: «Cоздание благоприятных условий развития детей в ... исследования: теоретический анализ литературы, беседа. ТЕЗАУРУС Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе ...

– удовлетворение принадлежностью к коллективам;

– высокий уровень эмоционального включения и взаимопомощи в ситуации, вызывающей состояния фрустрации у любого из участников коллективов;

– степень принятия на себя ответственностей за состояния дел в коллективе каждого из его участников.

Состояние психологического микроклимата развитых коллективов и эффективность совместных деятельностей их участников положительным образом взаимосвязаны.

…………………………………………………………………

1.2. Психологический микроклимат в коллективе младших школьников

Коллектив является объединением воспитанников, отличающихся несколькими важными признаками:

— общей социально значимой целью,

— общей совместной деятельностью для достижений поставленных целей,

— общей организацией данной деятельности, отношением ответственных зависимостей,

— общим выборным руководящим органом,

— благоприятным психологическим климатом.

Данными признаками возможно охарактеризовать детский коллектив.

Отличием детского коллектива от обычных является наличие двойственной структуры:

-в первую очередь он представляет из себя объект и результат сознательного и целенаправленного воздействия педагога, который определяет большинство его особенностей (вид и характер деятельностей, численность участников, организационная структура и т.д.);

-вторым является тот факт, что учебный коллектив представляется достаточно самостоятельным развивающимся явлением, починяющимся особенным социально- психологическим закономерностям [7; 48].

Для педагога детские интересы представляют из себя одну из целей их деятельности, являются объектами их заботы и инструментами организаций и совершенствований воспитательного процесса, направленного на личностное развитие каждого ребенка, входящего в коллектив. Для ребенка ………………………………………………………………………………..

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика психологического климата в коллективе младших школьников

Цель исследования состоит в изучении психологического микроклимата в коллективе младших школьников.

Задачи исследования:

1. выявить:

— особенности работы творческого руководителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников;

— особенности межличностных отношений младших школьников:

— уровень коммуникативных способностей;

— уровень эмпатии;

2. подобрать комплекс занятий для творческого руководителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников с использованием интерактивных игр;

3. осуществить оценку эффективности подобранного комплекса проведенных занятий и изучение особенностей работы творческого руководителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

5 стр., 2243 слов

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности спортсменов

... упражнений на социально-психологический климат, сплоченность спортивной команды и на эффективность спортивной деятельности. Объектом исследования являлась ... отношений, складывающихся в спортивных коллективах. Тренерам необходимо раскрывать особенности психологической совместимости хоккеистов, комплектования «пятерок» ... штабом. При этом, если мы берем младшие возрастные группы, то к этому добавляется ...

База исследования.

Исследование проводится с 26 учащимися младшего школьного возраста на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Канаш».

1) Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ребенку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

…………………………………………………………………

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой.

Таблица 1

Результаты исследования по методике

“Психологическая атмосфера в коллективе”………………………………………….

Проведенная диагностика показала, что большинство детей оценивают атмосферу в коллективе ………………………………………..

2) Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

1. Наш коллектив очень дружный и сплочённый.

2. Наш коллектив дружный.

………………………………………..

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ребенке, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Таблица 3

Результаты исследования по методике

“Какой у нас коллектив”

………………………………………

2.2 Использование комплекса занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Одной из особенностей работы педагога дополнительного образования является то, что он строит общение с детьми в широком контексте. Это обусловлено особенностями организации и проведения им игровой, учебной, художественной и других видов деятельности в условиях занятий, проходящих в неформальном режиме.

Специфика учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования и особенности взаимодействия педагога с учащимися позволяют определить в качестве предмета совместной деятельности игру, беседу, выполнение коллективного творческого продукта в разновозрастной группе и т.д.

Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе можно широко использовать интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети учатся осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысления общепринятых отношений.

12 стр., 5844 слов

Организация и проведение психологического исследования

... инструментом отдельного исследователя и научного коллектива. 1. Фазы Научное исследование представляет собой познавательный процесс, имеющий свою логику и структуру деятельности. Однако это лишь самая общая ... использованы, он определяет область сбора материала и планирует срок проведения исследования. Срок зависит от предмета исследования и его цели. Наиболее точная формулировка задач работы и ...

На основе констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников, описание которых представлено в Приложении 1.

Цель формирующего этапа эксперимента: способствовать формированию коллектива младших школьников посредством комплекса упражнений, включенных в занятия творческой деятельности.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1) обеспечить положительный эмоциональный настрой детей к активной деятельности группы;

2) создать психолого–педагогические условия для общения и коллективной деятельности;

3) создать психолого–педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого ребенка;

4) воспитывать коммуникативную культуру детей, а также доброжелательное отношение к сверстникам.

Для эффективной деятельности педагога дополнительного образования оказывается недостаточно психолого-педагогических и предметных знаний, в этом случае требуется широкий спектр психолого-педагогических умений, навыков, технологий, самостоятельности в решении педагогических ………………………………………………………………………………..

В нашем случае, удовлетворяя потребность в общении и игре детей, мы способствуем наиболее тесным взаимоотношениям коллектива учащихся, тем самым позволяя каждому участнику осознать важность нахождения в коллективе. Помогаем найти каждому своё место в группе и чувствовать себя нужным, а также понимать, как нужны ему другие члены группы.

Выполняя данный комплекс упражнений, включенный в занятия творческой деятельностью, мы способствуем повышению уровня …………………………………………….

2.3. Обобщение результатов исследовательской работы

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Данная диагностика было проведена с целью выявления психологической атмосферы в коллективе.

Таблица 7

Результаты исследования по методике

“Психологическая атмосфера в коллективе” после проведения занятий

№ Фамилия, имя ученика Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Успешность

Занимательность

Скука

1. Кира + + + + + + + + +

2. Анастасия + + + + + + + + —

3. Ангелина — + + + + + + + —

4. Максим + + + + + + + + —

5. Андрей + + + + + + + + —

6. Степан + + + + + + + + —

7. Аделина + + + + + + + — —

8. Александр + + + — — + + + —

23 стр., 11145 слов

Организация исследовательской деятельности младших школьников

... исследовательской деятельности младших школьников». Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников. Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников. Изучение психолого ...

9. Александра + + + + + + + + —

10. Анна + + + + + + + + —

11. Виктория + + + + + + + + +

12. София + — + — — — + + —

13. Роман + + + + + + + + +

14. Камилла + + + + — + + — —

15. Елизавета + + + + + + + + —

16. Софья + + + + + + + + —

17. Наталия + + — + + + + + +

18. Антон + + + + + + + + —

19. Карина + + + + + + + + —

20. Валерия + + — + + + + + —

21. Анатолий + + + + + + + +

22. Камилла + + — + + — + + —

23. Мария + + + + + + — + —

24. Родион + + + + + + + + —

25. Егор + + + + + + + + —

26. Рустем + + + + + — + — —

Таблица 8

Обработка результатов исследования по методике

“Психологическая атмосфера в коллективе” после проведения занятий

…………………………………………………………………………..

Радует оценка фактора «взаимная поддержка», которую стали ощущать в 5 раз больше детей.

Также в несколько раз возросли показатели дружелюбия, удовлетворенности, теплоты взаимоотношений, успешности, занимательности.

Таблица 9

Результаты исследования по методике

“Какой у нас коллектив” после проведения занятий

Данная диагностика была проведена с целью выявить отношение детей к коллективу, в котором они занимается …………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологический климат является микроклиматом, имеющим зону воздействия более локальной моральной и социальной направленности. Постоянной практической задачей творческого руководителя и психологов выступает сформированность и совершенствование психологического климата. Деятельность по созданию благоприятного микроклимата является не только чрезвычайно важной деятельностью, но и ответственной, творческой, требующей знания их природы и методов по регулированию, умению предвидения вероятных ситуаций во взаимоотношении участников детских коллективов.

Для формирования благоприятного психологического климата требуется понимание психологии школьников и их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнения, отношения между собой.

Помимо знания моральных и психологических особенностей отдельного исполнителя, социально…………………………………………………………

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) ГОСТ Р 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – введ. 2009-01-01. – М. : Стандарт-информ, 2008. – III, 19 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

2) Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г. М. Андреева Изд. 3. М.: Наука, 2014.- 325 с.

3) Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. С. Белкин . — М.: Издательский центр «Академия», 2012.-192с.

3 стр., 1228 слов

Проблема психологического климата коллектива в современной научной ...

... социального управления / Под ред.В.Н. Иванова. - М., 2001 44.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. – СПб., 2006 45.Персикова Т. Н. Международная коммуникация ... Андреевой Г.М., Бодалева А.А., Леонтьева А.А., Каспаряна В.Н., Коломинского Я.Л., Дейка Т.А., Майерса Д., Лассуэла Г. и др. Современный подход к изучению личности специалиста и психологических ...

4) Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у младших школьников // Вопросы психологии. / Н. Вересов Н. П. Хаккарайнен.,2016. -№1.С. 22-34.

5) Галунчикова, А. В. Психологический климат в семье / А.В. Галунчикова / Школьный психолог. – 2013. – № 9. – С. 36-39.

6) Дусавицкий, А. К. Активность личности и коллектив как развивающая система // Психологический журн./А. К. Дусавицкий. — 2016. Т.4.- № 6.- С.75-83.

7) Дьяченко, О. М. Пути активизации …………………………………….