Флерина Евгения Александровна

Флерина Евгения Александровна (18.12.1889 — 10.11.1952)

2 слайд. Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина, которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

3 слайд. Главной областью исследований Е.А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое воспитание дошкольников. В 20-х гг. на основе анализа около 500 тыс. детских рисунков и 15 тыс. образцов детской лепки Флерина разрабатывала критерии изучения душевного мира ребенка, отображенного в его изобразительной деятельности. В 20-30-х гг. изучала проблемы детской книги и восприятия дошкольниками художественного чтения. Ею разработаны методики развития речи и художественного слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию.

4 слайд. Е.А. Флерина была выдающимся педагогом, тонким знатоком психологии ребенка и в то же время талантливым художником. Это помогло ей глубоко и разносторонне подойти к изучению детской игры, руководить художниками, работающими над созданием игрушек для наших детей. Е.А. Флерина большое внимание уделяла созданию новой отечественной игрушки. Ею были разработаны педагогические требования к игрушке, которые она всячески пропагандировала и с позиции этих требований направляла творческую работу Научно-исследовательского института игрушки. Е.А. Флерина создала собственную классификацию игрушек, а также образцы строительного материала для дошкольников, в которых стремилась реализовать принципы развивающего обучения. Также, она уделяла большое внимание подготовке педагогических кадров для дошкольных учреждений. Под ее редакцией в 1946 вышел первый советский учебник «Дошкольная педагогика».

5 слайд. Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства; художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. Е.А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению. И хотя исследование проводилось с целью «уяснения своеобразных черт психологии детского рисунка и его эстетических тенденций», значение его гораздо шире. Оно помогает пониманию общепсихологических и эстетических особенностей восприятия ребенка, дает много материала для психологов, педагогов, художников — иллюстраторов детской книги.

3 стр., 1462 слов

Рекомендации педагогам и родителям по сопровождению ребенка с ...

... уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. Для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску ... аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он ...

6 слайд. Многие работы Е.А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии для учащихся педагогических училищ и вузов «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) Флериной выделены задачи развития речи на научной основе. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. Ценно, что Е.А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требование бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов при передаче его детям (например, беседы по прочитанному).

7 слайд. Большой интерес представляют мысли Флериной об обучении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.

8 слайд. Наиболее полно раскрыта Е.А. Флериной проблема использования художественного слова. Уже в первых ее работах на эту тему говорится о значении живого слова в воспитании детей дошкольного возраста, об особенностях развития детской речи. Интерес Флериной к разработке методики художественного чтения и рассказывания и успех этой методики, как свидетельствуют ее ученики, во многом определялись индивидуальными данными: она любила и понимала художественную литературу, обладала прекрасным голосом и творческим воображением, была замечательной рассказчицей. Флерина вела длительную исследовательскую работу в области детской книги, начав ее еще в комиссии по детской книге при Наркомпросе. Задачей работы было установление требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. И хотя в тот период Флерина высказывала и ошибочные взгляды (народную сказку признавала возможным давать детям только с 6-7 лет), в целом в ее работах много интересного, и это многое прочно вошло в методику развития речи, например классификация тематики книг для детей (производственная, героическая, дидактическая, веселая книга).

10 стр., 4842 слов

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи

... нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задерж­кой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ран­ним детским аутизмом и др.[3] Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические ...

Она считала, что живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и технике подачи. «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи».

9 слайд. Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовке студентов в педагогических училищах и ВУЗах, создание первых учебных программ и учебных пособий по курсу методики развития речи дошкольников. Вопросы речевого развития детей и использование художественной литературы в дошкольном учреждении изучались ее в контексте эстетического воспитания. Родной язык выступает средством приобщения детей к сокровищнице отечественной и мировой культуры.

10 слайд. Значительное место в трудах Е.А. Флериной занимали методические аспекты речевого развития детей. Ею определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приемы развития речи в целостном педагогическом процессе. Исследования в области художественного слова, деятельность в качестве руководителя Комиссии по детской книге при Наркомпросе, научно-методическая работа с педагогами г. Москвы позволила Е.А. Флериной создать систему использования художественного чтения и рассказывания в детском саду. Рассматривая художественное слово, как средство эстетического воспитания и развития творческих способностей детей, определила требования к содержанию и форме детской книги, принципы, методы и приемы работы с ней с учетом особенностей восприятия детьми литературных произведений. 11 слайд. Большой интерес представляют взгляды Е.А. Флериной на обучение в детском саду. Употребляя термин «обучение дошкольников», Флерина подчеркивала его специфику и отрицательно относилась к заимствованию школьных программ и школьных методов. Успешная подготовка ребенка к школе заключается вовсе не в том, чтобы еще в детском саду приучить детей к школьной системе обучения. Наоборот, «детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями детей. Наша задача — всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ему в школе успешное систематическое обучение».

12 слайд. Актуальны мысли Флериной о формах обучения дошкольников, в том числе и родному языку. Она рассматривала обучение в широком смысле слова. На первом месте должна стоять учебно-воспитательная работа в повседневной жизни, в разнообразной деятельности ребенка. При этом важно определить два вопроса: чему учить? и как учить? Вторая форма обучения — организованные занятия, но по выбору детей, где ребенок может заниматься любым материалом, однако материалом специально подобранным и предоставленным ему педагогом для данного занятия. Здесь приоритет принадлежит индивидуальной работе с ребенком. Третья форма — так называемые обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой и определенный материал предлагается всей группе.

13 слайд. Е.А Флерина является основателем научно-педагогической школы МГПУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной и ее учеников во многом определили принципы задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников. Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е.А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

5 стр., 2269 слов

Организация и развитие коммуникативного речевого акта.

... в потребности совершения речевого действия. [3]     Организация и развитие коммуникативного речевого акта.   Для ... различных людей, неформально заботящийся об окружающих; • «капризный ребенок», способный нарушить любые запреты, выплеснуться с независимыми суждениями; ... это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята ...