Философия сестринского дела»

Тема № 1 «История сестринского дела в России.

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией.

В мировой практике ухода описаны три образа медсестры:

— «Сестра — мать»: мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи.

— «Сестра – божий работник»: монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы.

— «Сестра – служанка врача и больного»: врачи считали медсестер девушками для приготовления пищи и наведения порядка.

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Смоленске, Чернигове, Новгороде, Пскове и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали бани, огороды, кладбища.

В 1545 году на Стоглавом соборе было сказано: «Всех больных и престарелых описать по всем городам, и в каждом городе устроить богадельни мужские и женские».

В 1612 году в период «смутного времени» был создан первый временный госпиталь на территории Троице-Сергиевского монастыря, он и стал первым и настоящим больничным учреждением с приемным отделением для раненых. Патриарх Филарет основал в Москве больничный монастырь Святого Феодора. В середине 17 века помощь больным и бедным была приведена в систему Федором Михайловичем Ртищевым. Он занимался организацией медицинской помощи во время эпидемий и затяжной войны с Польшей, лично содержал больницы для неизлечимых больных, стариков и слепых, получивших название «больниц Федора Ртищева».

Одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными, был Федор Петрович Гааз – «святой доктор» Москвы. Им впервые в штатное расписание был включен женский обслуживающий персонал.

Сестринское дело оформилось в России в 1813 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин. Первая община сестер милосердия возникла в Петербурге в 1844 году.

Большое влияние на развитие сестринского дела в России, оказала английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910).

5 стр., 2412 слов

Применение психодиагностики в оценке служащих органов внутренних дел России

... при поступлении в Тульский филиал Московского университета МВД России. Этап достаточно сложный и загадочный. О чем ... пределах значительного отрезка времени (не меньше одного года). 3. Комплексный. Ориентирован на создание разноуровневой концепции, ... аналогичный «презумпции невиновности», используемой в юридической практике. Дело профессиональной чести психолога препятствовать попыткам некорректного и ...

Вся ее жизнь была посвящена развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными. Дело сестры милосердия – спасать не только физически, но и духовно.

24 июня 1860 года в больнице Сен-Томас была открыта школа сестер милосердия под руководством Ф. Найтингейл. Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, оформится сестринскому делу в качестве самостоятельной профессии.

Великая княгиня Елена Павловна основала в 1854 году Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия – первый союз русских женщин, объединившихся для ухода за пострадавшими на полях сражений.

Анри Жан Дюнан (1828 — 1910 г), швейцарский общественный деятель и писатель, основатель международного общества «Красного Креста».

В 1859 организовал оказание помощи раненым в сражении при Сольферино (австро-итало-французская война 1859); в 1862. выдвинул идею организации международного общества помощи раненым на войне. По инициативе Дюнана в 1863 в Женеве была созвана конференция, положившая начало международному обществу Красного Креста. Присуждена Нобелевская премия Мира (1901).

В 1862 году создан международный союз защиты раненых и больных на войне. Был установлен опознавательный знак – белый крест на красном поле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. Само общество стало называться международный Красный Крест. По предложению Красного Креста разные государства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запрещающую применять оружие против раненых.

К 1892 году насчитывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпидемиями и стихийными бедствиями.

Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878 г.), русско-японской (1904-1905 г.), Первой мировой (1914-1918 г.) войн. К 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер.

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская.

Среди блистательных имен русских сестер милосердия видное место занимает Екатерина Михайловна Бакунина.

В годы русско-турецкой войны Екатерина Михайловна возглавила отряд сестер милосердия, отправляющийся на Кавказ.

Вначале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель. К 1911 году Марфо-Мариинская обитель становится центром милосердия в Москве: организуются бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер милосердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь.

В 1917 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Первые медицинские школы появились в нашей стране в 1920 году по инициативе Н.А.Семашко. В 1927 году издано Положение о медицинских сестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными.

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... активную социальную жизнь. Первоначальная типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную физкультуру, диетическое питание, ... по трудоустройству молодых людей с шизофренией был инициирован в 2002 году организацией Новые возможности. Этот проект работает самостоятельно и продолжает помогать ...

В Великую отечественную войну только в армии находилось 200 тысяч врачей и 500 тысяч средних медицинских работников. Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи.

С 1988 года в России начинается реформа сестринского дела, изменяется роль сестринского персонала в здравоохранении, создаются новые лечебные учреждения, больницы сестринского ухода.

В 1988 году в Зеленограде на учредительной конференции решается вопрос об образовании Ассоциации медицинских сестер России.

Основные ее цели:

· повышение профессионализма медицинских сестер,

· разработка должностных обязанностей и стандартов деятельности,

· участие в разработке принципов аттестации, тарифной сетке оплаты,

· материальная и моральная поддержка медицинских сестер, защита их прав,

· связь с международными организациями, обмен опытом.

В 1989 году в Туле прошел 1-й съезд медицинских сестер России.

В августе 1993 года в подмосковном поселке Голицыно был проведен Российско-американский семинар по реформе сестринского образования и практики под девизом: «Новые сестры – новой России!»

Основные направления реформы сестринского дела в России:

· создание философии сестринского дела;

· создание нормативно-правовой базы сестринского дела;

· внедрение понятия «сестринский процесс» в сестринское образование и сестринскую практику;

· создание многоуровневой системы подготовки медицинских сестер;

· создание Ассоциации российских медицинских сестер.

В 1994 году была образована Ассоциация медсестер России.

Задачи Международного Совета медсестер:

· содействие сестринскому образованию и сестринской практике;

· совершенствование профессиональных стандартов;

· развитие национальных ассоциаций;

· улучшение социального статуса медицинской сестры.

Философия сестринского дела». Философия сестринского дела – система идей, взглядов на профессию медсестры, она направлена на формирование профессионального мировоззрения медсестер

Философия сестринского дела – система идей, взглядов на профессию медсестры, она направлена на формирование профессионального мировоззрения медсестер, осмысление идеалов, этических норм и ценностей этой профессии и определяет содержание сестринского дела, его цели и задачи, место в современном обществе и в системе здравоохранения.

Философия сестринского дела рассматривает вопросы профессиональной этики.

Философия сестринского дела – это теоретическое обоснование сестринской профессии. Она описывает сестринское дело таким, каким оно должно быть в идеале с точки зрения медсестер, как профессиональной группы.

На 1-ой Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела в 1993 году были сформулированы принципы философии сестринского дела в России. «Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек».

Философия сестринского дела – это фундамент для решения вопросов о содержании сестринского, требованиях к специалисту.

8 стр., 3916 слов

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОДЕЛЯХ И СИСТЕМАХ ЦЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

... Вирджинии Хендерсон, модель Доротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой из этих моделей авторы по-разному видят 6 основных характеристик ...

Она отвечает на вопросы:

— миссия, цели и задачи сестринского дела,

— что такое сестринское дело?

— соотношение сестринского дела и медицины,

— профессиональная этика,

— соотношение сестринского дела и общества.

Смысл профессии – понятие, присущее любой профессиональной группе. Оно оправдывает и истолковывает свойственные для данной профессии моральные нормы, показывает, ради чего необходима приписываемая должность, определяет ценности.

Ценности – это те нравственные характеристики, в которых находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости.

Философия сестринского дела выдвигает в качестве своих ценностей здоровье, сохранение достоинства, заботу, высокий профессионализм, она, как и всякая теория, оперирует определенными понятиями:

«Сестринское дело» — часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды, т.е. сестринское дело предусматривает наличие трех основных компонентов – медсестры, пациента, окружающей среды.

«Человек» — это единство физического, духовного, психосоциального начал, он находится под постоянным воздействие факторов окружающей среды.

«Пациент» — объект сестринского ухода. Причем пациент это как больной, так и здоровый человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его.

«Медсестра» — это специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и допущенный к сестринской практике.

Она должна обладать определенными свойствами души или добродетелями, а также овладеть профессиональными навыками для выполнения своих обязанностей.

Этической основой профессиональной деятельности медсестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический Кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медсестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Этическими элементами философии сестринского дела являются: этические обязанности, ценности, добродетели.

Этические обязанности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность.

Этические ценности: профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Добродетели:это понятия нравственности, служащие обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. Добродетели определяют личные качества, которыми должна обладать медсестра: знание, умение, сострадание, милосердие, терпение, целеустремленность.

Развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним.

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы ...

... и более людьми; 3) общественный - общение с большой аудиторией. Важнейшая цель и итог общения - удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей. Явления общения: А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу ...

Сестра действует независимо и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.

Окружающая среда – это совокупность природных, социальных и духовных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность конкретного человека и человеческих сообществ.

Здоровье– динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Выполнение обязанностей по уходу за больными, участие в мероприятиях по реабилитации больных и профилактике заболеваний – неотъемлемая часть сестринского дела.

Таким образом, если человек выбирает профессию медсестры, он принимает на себя моральное обязательство придерживаться тех обязанностей, ценностей, добродетелей, на которых основана философия сестринского дела.

 

Обучение в сестринском деле»

Значение психотерапевтического воздействия хорошо известно, — его ценность превосходит многие другие методы лечения. Поэтому общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности сестры.

Общение – непрестанные, динамические серии событий, включающие передачу информации от отправителя к получателю. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение может бытьвербальное (словестное, речевое) – процесс передачи информации при общении от одной личности другой. Оно должно быть ясным и кратким. Вербальное общение эффективно, если: говорить медленно, не злоупотреблять специальной терминологией, выбирать скорость и темп речи, правильно выбирать время для общения, следить за интонацией своего голоса, выбирать нужную громкость, убедиться в том, что вас поняли.

Невербальное (бессловестное) общение – общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов. Письменное общение является исключительным для сестры. Оно может быть эффективным, если учесть следующие рекомендации: пишите аккуратно или печатными буквами, выбирайте правильный размер и цвет букв, в записку должна быть включена вся необходимая информация, пишите грамотно, выбирайте понятные и простые слова, обязательно подписывайте ваше сообщение.

Эффективность письменного общения зависит от: умения человека читать, понимания написанного, видит ли написанное, знает ли язык, на котором написано сообщение.

Для эффективного письменного общения следует придерживаться следующих правил: человеку, не умеющему читать, рисуйте картинки, будьте точны, называя время (утро, вечер), будьте внимательны.

Бессловестное общение осуществляется и с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения.

Внешний вид сестры – один из важных аспектов невербального общения, он отражает некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Если она одета профессионально пациент ей будет больше доверять.

Выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).

Мимика сообщает совсем не то, что говорит человек, этот канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл. Тело человека, походка – это тоже способ передачи сообщения и самовыражения. Выражение лица значительно влияет на общение с пациентом, т.к. лицо проявляет шесть основных чувств: удивление, страх, гнев, отвращение, счастье и печаль.

2 стр., 849 слов

Факторы, препятствующие общению психиатра и пациента

... в одежде, для представления своей авторитарности и внушения уважения со стороны пациента. Ясперс считает авторитарность врача необходимым для достижения комплаентности и исчезновения ... предложениями. Использовать специфический жаргонные выражения, медицинские термины. На вопрос испытывает ли пациент галлюцинации, он может ответить отрицательно, что не всегда соответствует действительности. ...

 

Выделяют три уровня общения:

· внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой,

· межличностное – общение между двумя или более людьми,

· общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

Эффективное общение состоит из пяти элементов:

· отправитель – кто передает информацию,

· сообщение – посылаемая информация,

· канал – форма отправки сообщения (устная речь, мимика, жесты, поза, письменная речь),

· получатель – кому посылается сообщение,

· подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям.

Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и невербальным способом.

Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения – примеры вербальнойсоциальной поддержки.

Положение тела пациента свидетельствует как о физическом, так и об эмоциональном его состоянии. Сестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой:

— интимная зона 15-46 см,

— личная зона 46 см – 1,2 м,

— социальная зона 1,2 – 3,6 м,

— общественная зона больше 3,6 м.

Сестринскому персоналу часто приходиться вторгаться в интимную и в сверх интимную зону комфорта пациента, выполняя те или иные манипуляции. Сестре нужно быть очень внимательной к проявлению дискомфорта у пациента, связанного с вторжением в зону комфорта. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

Пациент не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

Например: если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально оказывает ему необходимую помощь.

В процессе общения очень важен стиль общения.

Различают 5 стилей общения:

— давления (авторитарный),

— уступки,

— компромисса,

— сотрудничества,

— избегания.

Эффективность общения определяется двумя критериями:

— деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... же партнер не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями. Потребность– это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для ... или отсутствии таковых и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно ...

— межличностный, то есть эмоционально окрашенный.

В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают два вида общения:

— терапевтическое, эффективное

— нетерапевтическое, неэффективное.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

· Пристальное внимание,

· Терапевтическое прикосновение,

· Контакт глаз

Например: Ребенок упал, расшибся, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль? Можно применить местную анестезию, дать обезболивающие средства. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов! Уместно вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

Запомните! Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношени

Медсестра ставит цели терапевтического общения:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Главная цель общения в сестринском деле – помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Нетерапевтические:

· Избирательное или невнимательное выслушивание

· Констатированное заключение,

· Безличное отношение

· Неоправданное доверие

· Стойкое или испуганное молчание

· Фальшивое успокоение

· Морализирование

· Критика, насмешка, угроза.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, сон, движение, прикосновение, секс

 

Первая ступень пирамиды Маслоу описывает потребности в выживании, без удовлетворения которых невозможна жизнь в биологическом смысле. Если потребности в выживании удовлетворяются, человек начинает думать о своей безопасности в окружающем мире (вторая ступень), возникает потребность защитить себя от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач.

Третья и четвертая ступени описывают потребности в достижении успеха: общаться, иметь жизненные ценности. Когда все эти потребности удовлетворяются, обнаруживает новый, высочайший уровень потребностей – творческие устремления, так называемые духовные потребности в самореализации личности: играть, учиться, работать.

Классификация Маслоу демонстрирует целостный подход к человеку, объединяет его физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы.

В сестринской практике используется эта классификация в интерпретации В. Хендерсон, которая все многообразие потребностей предложенных Маслоу, свела к 14 наиболее важным:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности.

4 стр., 1595 слов

Потребности как источник активности человека

... и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего ... ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ     Потребности как источник активности человека Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что необходимо для его нормального ...

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Для достижения состояния комфорта и благополучия каждый человек постоянно, на протяжении всей жизни, должен удовлетворять свои потребности.

Человек удовлетворяет свои потребности через свой образ жизни, повседневную деятельность.

С точки зрения сестры, проблемы появляются тогда, когда пациент, в силу определенных причин, (болезнь, травма, возраст):

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей, или у него возникают трудности в их удовлетворении (не может принимать пищу из-за болей при глотании).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует поддержанию жизнедеятельности на уровне максимально возможного для этого человека здоровья. Например: пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы. При этом ущерб для здоровья может пациентом осознаваться либо не осознаваться, сестринское вмешательство все равно необходимо.

Сестра обеспечивает качественную, максимально полноценную жизнь в болезни, оказывая помощь пациенту в восстановлении независимости при удовлетворении фундаментальных потребностей («восполняя недостающее»).

Сестра должна оказать помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с нарушением удовлетворения потребностей вследствие заболевания или травмы.

Но медицинская сестра работает не только с больными людьми, но и здоровыми. Уход за здоровыми людьми определялся ею, как поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней.

Задача сестры – оценить образ жизни ее пациента с точки зрения влияния на здоровье и предложить необходимые коррективы. Образ жизни зависит от возраста и развития человека, его состояния здоровья, а также окружающей среды. Образ жизни может содержать факторы риска, негативно влияющие на удовлетворение потребностей человека, как генетические, так и выборочные.

Генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность.

Выборочные факторы риска: гиподинамия, избыточный вес, нерациональное питание, стрессы и т.д.

Сестра, работающая как с больными, так и со здоровыми пациентами, планируя, осуществляя и оценивая сестринский уход, предлагает три типа сестринской помощи:

Ø Полностью компенсирующий.

Ø Частичный.

Ø Консультативный.

Возьмем в качестве примера простейшую ситуацию: человек бежал за троллейбусом, упал и сломал ногу. Дискомфорт чрезвычайный: боль, страх, невозможность обслуживать себя, фактор внезапности, крушение жизненных планов.

11 стр., 5419 слов

Физиологические потребности

... признаки обезвоживания. От знаний и умений меди­цинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений. Потребность в физиологических отправлениях.Непереваренная часть пищи выводится из организма ... к защищённости. Медицинская сестра должна не толь­ко уметь обеспечить пациенту безопасность, но и знать его требова­ния к ней. Потребность во сне и ...

Задача врача: поставить диагноз (есть перелом или нет, закрытый или открытый, со смещением или без смещения) и назначить лечение (гипс, аппарат Илизарова, операция).

Задача сестры: помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с травмой. Ее позиция: «Потери в настроении и активности повседневной жизни неизбежны, но должны быть минимальными».

У пациента нарушено удовлетворение потребностей в движении, безопасности.

При первом типе сестра будет удовлетворять потребности пациента как бы «за него» (накормит и умоет в постели, отвезет в рентгенкабинет в кресле-каталке).

При втором типе она создаст пациенту условия для удовлетворения потребностей самостоятельно, обучая пользованию костылями и обеспечивая безопасную среду.

При третьем типе сестра порекомендует включить в рацион питания продукты, богатые кальцием, для укрепления костей.

Таким образом, учение об абсолютных потребностях человека важно для сестринского дела, так как оно тесно связано с конечными целями сестринской помощи. Цель сестринской работы – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей, т.е., сестринское дело есть способ удовлетворения основных жизненно важных потребностей пациента.

Модель Вирджинии Хендерсон

Модель была создана в 1953 году на основе учения А. Маслоу. Она самая простая и гибкая. Модель Хендерсон рекомендована ВОЗ как наиболее удачная для развивающихся стран. В модели Хендерсон источник проблем – дефицит самоухода. Эта модель акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических и социальных потребностях. Одно из условий модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Пациент. «Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений». В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей, она утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Фундаментальные потребности по В. Хендерсон:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество жидкости и пищи.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и дышать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнения.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность.

Источник проблем. Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств, не в состоянии осуществить уход за собой. Они могут возникнуть во время выздоровления или длительного умирания.

Направленность сестринского вмешательства. Несмотря на то, что Хендерсон не рекомендует использование сестринского процесса, она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи. «Только в состоянии комы или состоянии полной прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения, не обсуждая этого с пациентом».

Цель ухода. Сестра ставит только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении 14 потребностей, а краткосрочные и промежуточные существуют только при острых состояниях (шок, лихорадка, обезвоживание).

Хендерсон рекомендует составлять план сестринского вмешательства письменно, изменяя его после оценки результата.

Способ сестринского вмешательства. Сестринский уход связан с лекарственной терапией и с процедурами, назначенными врачом.

Роль сестры. Хендерсон представила ее двояко. С одной стороны — самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, а с другой – помощник врача, выполняющий его назначения.

Применение модели в сестринском процессе.

Ø На первом этапе следует установить какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь.

Ø Планирование ухода. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои потребности. Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы оценить успешность или не успешность сестринских вмешательств.

Ø Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья, полное решение задач, поставленных перед ним.

Ø Оценка результатов. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребностей.