Философия о сущности сознания

Соотношение материи и сознания

 

Сознание наряду с философией изучают многие науки. Это, с одной стороны, облегчает философское рассмотрение проблемы, а с другой – сложно дифференцировать философское понимание сознания.

Вопрос об отношении материи и сознания по-разному решается в материализме и идеализме. В субъективном идеализме, как известно, сознание выступает как единственная реальность. Так, например, считал Д. Беркли. В объективном идеализме (у Платона и Гегеля) материя подчинена сознанию. Интересный вариант предложен в дуализме. Первым о равноправии материи и сознания заявил Декарт. Декарт как естествоиспытатель исходил из причастности мозга к мышлению. Но идеологическая обстановка тех времен и недостаточность научных данных помешали сделать более прогрессивные выводы. Другое дело – дуализм современный. Это уже существенный шаг назад, к идеализму.

 

Происхождение сознания.

Чтобы доказать, как сознание человека связано с его мозгом, необходимо понять, каким образом возникло сознание. Научное решение этого вопроса было достигнуто не сразу. Для этого понадобился долгий и трудный путь развития обществознания и философии.

Первые греческие материалисты, Спиноза, французские материалисты 18-ого века считали, что чувствительность, способность ощущать и даже мыслить, свойственна всему живому в природе, «каждому камню». В действительности ощущение — это свойство только высокоразвитой материи. Сознание – продукт длительного биологического и социального развития. Научное решение вопроса о происхождении сознания стало возможно только во второй половине 19-ого века, после появления теории Дарвина. Решающую роль в происхождении сознания играет труд. Сознание человека отличается от отражения окружающей среды высшими животными по следующим моментам:

1. Способность к абстрактному мышлению.

2. Наличие языка и второй сигнальной системы.

3. Символизм сознания человека.

4. Наличие самосознания.

5. Творческий характер познания.

Философия о сущности сознания

Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительно­сти.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных ру­ками предков, и формируется как таковой лишь в процессе об­учения по их использованию. Способ отношения человека к дей­ствительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людь­ми навыками предметных действий. Овладевая исторически вы­работанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предме­тов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объектив­ной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представле­ниями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно по­тому, что человек относится к объектам с пониманием, со знани­ем, способ его отношения к миру и называется сознанием.

23 стр., 11269 слов

ОБЪЕКТОМ исследование является внимание и сознание человека

... Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя - объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не ... природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, ...

Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощуще­ние или представление постольку являются частью сознания, по­скольку они обладают определенным смыслом в системе при­обретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства че­ловека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политиче­ские и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание обще­ства в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с ло­гическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не суще­ствует. Если бы человек только производил одну за другой логи­ческие операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Од­нако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каж­дый данный момент включены в сознание. Ряд психических пе­реживаний может находиться определенное время как бы за по­рогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей ис­торией, осваивает действительность идеально, ставя при этом но­вые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека

3 стр., 1237 слов

Что такое сознание? Сознательное и бессознательное

Личность и я В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека. Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, ...

Сознание — это совокупность психических процессов, актив­но участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудо­вой, общественно-производственной деятельности людей и не­разрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

 

Сознательное и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда

 

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939).

Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
Фрейдом выделяются две схемы психики:

• топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

7 стр., 3134 слов

Человек как субъект, индивидуальность, личность

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права Юридический факультет Дисциплина: Психология и педагогика КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Человек как субъект, индивидуальность, личность» студентки 2 курса заочной формы обучения по специальности "Юриспруденция" Смотровой Оксаны Владимировны Проверил преподаватель Карпова Елена Алексеевна, к.псх.н., доцент Санкт-Петербург 2009 ...

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев — Оно, Я, Сверх-Я.

• «Оно» — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• «Я» — сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• «Сверх-Я» — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь («Оно») — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также «Сверх-Я» — нормы и запреты — часто подчиняет «Я».

Таким образом, «Я» человека (по Фрейду — «несчастное человеческое Я») испытывает мощное давление с трех сторон:

• бессознательного — «Оно»;

• внешнего мира;

• норм, запретов — «Сверх-Я»;

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества.

4 стр., 1691 слов

Стадии социализация личности

Виды и агенты социализации. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть ...

Что является «ядром» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую «первую психоаналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — «вторую психоаналитическую систему».

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

• в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

• «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.

Согласно Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов этого развития характеризуется определенным способом проявления (или непроявлением) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.

В детстве удовлетворение либидо связано (в хронологическом порядке) с оральной зоной, анальной зоной и областью половых органов

На оральной стадии (от 0 до 1 года) удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких «невинных пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность и т.п., а иногда и к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.

На анальной стадии (от 1 года до 2 лет) приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктерами, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребенка и в то же самое время выражающих свое отвращение к его экскрементам, или слишком суровым воспитанием. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «все» этом испытывает, имеет, согласно Фрейду, большое значение для формирования личности сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать все грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие).

10 стр., 4628 слов

Психодинамическая теория и структура личности по З. Фрейду

... теория З.Фрейда» Этапы развития личности в теории З. Фрейда Две предпосылки психоаналитической теории Зигмунда Фрейда: генетическая и гипотеза о "либидо". Четыре стадии развития личности по Фрейду: оральная ... . Либидо и агрессивная энергия. Катексис ИНСТИНКТЫ – это те же напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Этот термин во фрейдовском употреблении касается людей ...

На фаллической стадии (с 2 до 5 лет) ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и половыми органами других детей, В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками

После некоторого латентного периода, продолжающегося с 5 или 6 лет до полового созревания, половое «пробуждение» заставляет подростка искать удовлетворения либидо с партнером. Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом человек рискует остановиться на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

Одна из проблем психоанализа — эдипов комплекс, бессозна­тельное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.

Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.
Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии — ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество — религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

2 стр., 941 слов

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности: · доминантность — умение влиять на подчиненных; · уверенность в себе; · эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять ...

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.