Философия средствами свободного размышления формирует в человеке полное и упорядоченное мировоззрение. Мировоззрение – это система целей, убеждений, которой человек пользуется в своей жизни для принятия решений.
Полнота мировоззрения.
У каждого человека своё мировоззрение, которым он руководствуется в различных сферах жизни. Однако философия рассматривает только наиболее общие вопросы, которые придают мировоззрению окончательную полноту (# какова сущность человека? в чем смысл жизни? каково происхождение мира? и т.д.)
Упорядоченность мировоззрения.
Мировоззрение может быть беспорядочным: к одним и тем же событиям разные люди по-разному относятся, и у каждого будут свои принципы оценки данных событий, при чем человек может осознавать, что его действия основаны на его принципах, или делать это бессознательно. Изучение и освоение такой науки как философия позволит нам сформулировать для себя систему принципов, которыми мы будем руководствоваться в нашем дальнейшем опыте.
2. Философия и другие формы духовной деятельности человека (наука и религия).
Для того, чтобы прояснить данный принцип обратимся к соотношению философии с другими формами духовной деятельности, формирующих мировоззрение:
1) Наука;
2) Религия.
Наука всегда руководствуется принципами свободного размышления, т.е. наука не опирается на какие-либо иррациональные авторитеты или идеологии. Сформировать систему знаний о мире и о человеке наука старается только формами человеческого разума. Что бы то или иное суждение было признано истинным, оно должно быть рациональным.
Обоснование истинности знаний науки на практическом уровне выступают данные наблюдений и экспериментов, а на теоретическом уровне- объективные логические законы рационального мышления, которыми ученый должен руководствоваться в своих рассуждениях.
Строгость и доказательность любых научных положений является достоинством научного мышления. Однако, научное мировоззрение имеет также и недостатки:
1) Наука не может сформулировать цельного взгляда на мир: каждая научная дисциплина рассматривает свой сегмент бытия. Ученый может компетентно обсуждать узкий круг вопросов. Поэтому наука является фрагментарной, без целостности.
2) Предъявляя требования строгой доказуемости тех или иных положений, ученый решается отвечать только на те вопросы, которые предполагают однозначный обоснованный ответы. Это обстоятельство говорит об узости научного мировоззрения. Вопросы, которые не предполагают однозначного ответа сразу же объявляются ненаучными и наука не рассматривает их. Философия стремится преодолеть узость научного мировоззрения.
Психофизическая проблема в науке и философии
... другими людьми навыками предметных действий. [9, c. 136] Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос ... 3, c. 53] 1.2 Сознание как форма жизнедеятельности человека Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым ... отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, ...
Религиозное мировоззрение обладает абсолютной полнотой. Это значит, что религиозный человек имеет ответы на все важнейшие вопросы, формирующие мировоззренческую полноту.
Недостатки, несмотря на преимущества, также присутствуют в религиозном мировоззрении: в религии полностью отсутствует свобода мысли и рациональное обоснование тех или иных религиозных утверждений. Здесь имеется опора на иррациональные авторитеты: священные книги, пророки и т.д.
Философия берет от религии стремление к мировоззренческой полноте. Однако ярко-выраженный иррационалистический способ мышления религии не устраивает философию.
Таким образом можно утверждать, что философия занимает определенное промежуточное положение между наукой и религией. С наукой философию роднит рациональная обоснованность выводов, а с религией – стремление к мировоззренческой полноте, т.е. философия стремится на религиозный вопрос дать научный ответ.
3. Структура философского знания
Философское знание содержит в себе несколько разделов, каждый из которых рассматривает различные мировоззренческие вопросы.
1) Онтология (онтос — бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира.
2) Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.)
3) Антропология (антропос — человек).
В рамках этого раздела раскрываются вопросы о сущности человека, о его цели в жизни и вопросы о его происхождении. В данном разделе выделяют несколько подразделов: учения о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека.
4) Этика (этос – место, где живет человек).
В рамках этого раздела раскрываются вопросы нравственности (что есть добро? что есть долг?)
5) Логика (логос – мышление) В рамках этого раздела поднимаются и выявляются принципы мышления.
6) Социальная философия. В рамках этого раздела исследуются принципы развития общества как такового.
7) Философия науки. В данном разделе философия обсуждает вопросы методологии научного исследования.
4. Онтология. Категория “материальное” и материализм в онтологии.
Онтология (онтос — бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира.
Существует категориальная позиция «материальное — идеальное». Теория, которая придерживается категории материального, называется материализм.
Материализм утверждает, что основой всех вещей и явлений выступает материальная субстанция, а духовная субстанция является вторичной, т.е. производной от материальной.
ТЕОРИИ МЕТАФОРЫ ХХ ВЕКА в философии
... подмечать сходства”. ТЕОРИИ МЕТАФОРЫ ХХ ВЕКА Осуществившиеся в ХХ веке изменения в философии, состоящие в ... Блэк трактует и метафору. Он задает вопрос: “Нельзя ли считать метафору таким ... на сознание, разрушению сложившихся стереотипов. В рамках новой модели метафора преимущественно понимается ... учений (философия жизни, экзистенциализм), исходящие из признания в качестве основы мира начал, неподвластных ...
Основные тезисы для материализма достаточно просты и понятны с точки зрения здравого смысла и повседневного познания. Не случайно первые философские концепции
в ранней греческой философии были именно материалистическими. В частности можно сослаться на греч. мыслителя, основоположника Фалес Милетский (7 в.до н.э.)
Наиболее развитые материалистические теории в греческой философии разработали Демокрит (4 в.до н.э) и Эпикур (2 в. до н.э.)
В частности Демокрит создал учение о мельчайшей материальной частице, которую он назвали греческим словом атом – наименьшая из возможных частиц, поэтому учение еще называют атомизм.
В Средние века материалистические теории практически не развивались. Это было связано с тем, что огромную роль играла в жизни средневекового человека христианская религия.
В эпоху Возрождения и в Новое время материалистическое учение начинает развиваться с новой силой. Ученые: Г.Гоббе, Р.Декарт, Ф.Бэкон – в 17в были выдающимися представителями естественных наук. Основатели классической физики – И.Ньютон, Г. Галилео в 18 веке.
В 19 веке одну из самых знаменитых и влиятельных теорий разработал К.Маркс.
Каждая современная естественно-научная теория придерживается материалистического мировоззрения. В заключение можно сказать, что, как бы ни развивалась физика или любая другая естественная наука, сколько бы открытий ни было совершено, стоит помнить, что основой является философское убеждение о первичности материи.
5. Онтология. Категория “идеальное” и идеализм в онтологии
Онтология (онтос — бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира.
Предпосылки идеализма зародились в Древней Греции в ранней греческой философии. Представители: Пифагор, Парменид. Однако классическими идеалистами были такие греческие философы, как Платон, Сократ и Аристотель.
Платон создал учение об идеальном мире, который получил название метафизического (т.е. сверхприродного).
Наиболее очевидные примеры существования метафизического мира, по мнению Платона, даст математика.
Платон считал, что реальность, в которой существует человек, не огранивается математическими вещами, существует также большое количество абстрактных объектов, которые имеют идеальное бытие. Абстрактные объекты имеют следующие характеристики:
1) Внепространственность – это означает, что об абстрактных объектах невозможно говорить с точки зрения пространственных категорий, т.е они не локализованы в какой-либо точке пространства.
2) Вневременность – абстрактные объекты невозможно описать с категории времени. Это означает, что они не подвержены никакому изменению с течением времени.
С точки зрения Платона математика является только первым слогом в понимании особого, идеального метафизического мира. На самом деле, считает Платон, все вещи физического мира, имеют свои идеальные прообразы в мире метафизическом, причем метафизический мир имеет приоритет. Это означает, что мы можем распознать и классифицировать вещи физического мира в том случае, если мы познаем их идеальные прообразы.
Теории познания деятельности человека
... психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, объект социально - исторического познания не только ... «Я», именно самосознание Человека. Основным содержанием сознания человека является знание. Знание результат познавательной деятельности. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода ...
Философы – идеалисты:
— Платон (2 в.до н.э);
— Св. Августин Блаженный (4 в. н.э);
— Св. Фома Аквинский (12 в.н.э.);
— Г.Лейбниц;
— Б.Спиноза;
— Г.Гегель;
— М.Хайдепер;
— М.Шелер.
Убежденными сторонниками идеализма были известные русские философы В.Соловьев, И.Ильин.
6. Гносеология. Основные понятия, методы и проблемы гносеологии.
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
Гносеология рассматривает особенности познания человеком окружающего мира. Она отвечает на следующие вопросы:
Как человек познает окружающий мир?
Каковы этапы (ступени) познания?
Каковы критерии истинности и обоснованности наших убеждений о мире и т.д.?
Основные позиции гносеологии:
Оптимизм-пессимизм;
Эмпириализм;
Рационализм;
Скептицизм.
Гносеология – теория познания. Познание – процесс получения нового знания. Познание является одной из базовых потребностей человека. Человек всегда нацелен на получение нового знания. Ключевой целью познания является знание (Я познаю, чтобы знать!).
Знание является ключевым ресурсом, особенно в современном мире.
Познание – активное творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Познание – активное состояние сознание. Ключевая цель познавательного процесса – достижение истинного знания.
Познание бывает разным. Выделяют этапы (уровни) познавательной деятельности – механизмы, с помощью которых осуществляется познание.
1 этап. Чувственное (эмпирическое) познание. Основными методами осуществления чувственного познания являются:
1) Ощущение;
2) Восприятие;
3) Представление.
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета или явления. Ощущения складываются исключительно с помощью 5 чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, звук)
Восприятие. Оно дает целостный образ предмета, отражающий совокупность свойств. Воспринимать – иметь целостную картинку предмета.
Представление – образ предмета, запечатленный в памяти.
2 Этап. Рациональное познание
«Рацио» – разум. Этап основан на способностях разума. Выделяют 3 формы:
1) Понятие;
2) Суждение;
3) Умозаключение.
Рациональное познание оперирует понятиями. Понятие – мысль, отражающая общие и существенные стороны процессов, явлений, предметов действительности.
Суждение – мысль, утверждающая что-либо о предмете или явлении
Умозаключение – результат мыслительного процесса. В упрощенном варианте мы это называем выводом. Умозаключения бывают 2х видов:
1) Индуктивные;
2) Дедуктивные;
3) Умозаключение по аналогии.
Индуктивное умозаключение – движение мысли от факта к теории, от частного к общему. Это процесс обобщения. В эпоху нового времени был очень распространен индуктивный метод.
Принцип системности, его значение в познании мира
... – чувство, ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности – ощущению и восприятию. Действительно, познание человеком внешнего мира осуществляется посредством ощущений. В соответствии с ... для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание ...
Пример: Сократ умер. Платон умер. Они люди. Все люди смертны.
Дедуктивное умозаключение – движение мысли от теории к опыту, от общего к частному.
Пример: Все люди смертны. Сократ человек. Он смертен.
Умозаключение по аналогии. Аналогия – на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.
Пример рационального познания – математика. Для математики не важен опыт, важна теория.
7. Гносеология. Категория «объективное» и объективизм в гносеологии.
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.)
Теория, которая выбирает «объективное» в качестве основы, называется объективизм. Он утверждает, что человек в своем сознании способен воспринимать все вещи и явления так, как они существуют на самом деле, а человек проникает в этот мир. При этом различают:
1) Наивный объективизм;
2) Рефлексивный объективизм.
Наивный объективизм характерен для обыденного сознания. Любой человек на уровне повседневной жизни занимает объективистскую позицию, т.е. он предполагает существование объективного мира и возможность его адекватного познания. Специфика этой теории в том, что все принимается как само собой разумеющееся, здесь не возникает никаких гносеологических проблем. Человек не задумывается, а принимает все как есть.
Рефлексивный объективизм характерен для научного и философского мышления. Он утверждает возможность адекватного познания окружающего мира, однако в данном случае наука и философия всегда стараются обосновать выбор данной гносеологической концепции.
В частности обоснованием объективности познания в науке на практическом уровне выступают данные наблюдений, экспериментов, имеющие многократное повторение в различных лабораториях различными учеными. На теоретическом уровне науки обоснованием объективности является следование логическим законам и правилам рационального мышления.
Объективизм характерен для большинства концепций греческой философии: Сократ, Платон, Аристотель – классики объективизма. Н-Р: для Платона объективистская позиция очень важна. Абстрактные математические объекты существют вне зависимости от
сознания и только в этом случае можно говорить о необходимости математических суждений, которые истинны.
Позицию объективизма разделяли и другие философы-идеалисты:
Л.Лейбниц (17в);
Б.Спиноза (18в);
Э.Гуссерев (20в).
Объективистскую позицию занимают практически все философы-материалисты (Демокрит, Галилей, Ньютон)
8. Гносеология. Категория «субъективное» и субъективизм в гносеологии
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...
... школьников на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, передаче внутреннего мира человека. Гипотеза исследования - развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного ... виде образа предмета, т. е. как целостные предметы или объекты познания. Необходимым компонентом любого творчества является воображение. Запас образов воображения облегчает ...
Теория, которая выбирает субъективное, называется субъективизм. Он утверждает, что ресурсы познавательного аппарата человека не позволяют ему иметь адекватное познание об окружающем объективном мире, т.е. познавательный аппарат человека всегда трансформирует, искажает информацию об окружающем мире. В своем познании человек имеет дело не с самим миром, а скорее с образом, картиной мира, который создает он сам. При этом философы-субъективисты называют различные факторы, которые не позволяют познавательному аппарату иметь объективные знания:
Устройство чувственного аппарата;
Структура мышления;
Культурная среда человека;
Язык.
Рассмотрим становление субъективных концепций в исторической перспективе.
Одним из наиболее ранних проявления субъективизма в Греции была школа софистов (Протагор – 4в до н.э), скептики (2в. до н.э.) – ( Эмпирик, Пиррон).
Также представителями этой теории являлся Декарт 17в., Кант. 18в.
Последователи субъективизма: Дж. Локк (конец 17-нач. 18) теория сенсуализма («сенса» – чувства) – гносеологическая теория, утверждающая, что чел. в своем познании имеет дело не с объект. миром, а лишь с объект. набором ощущений, которые он получает с помощью органов чувств от объектов реального мира. Локк концентрируется на исследовании внутреннего мира познающего субъекта, однако при этом он не отрицает объективное существование реальности, он считает, что объекты существуют и воздействуют на нас.
В дальнейшем концепцию сенсуализма развивали Д. Беркли 18в., Д.Юм конец 18 века.
Еще одна версия субъективизма была разработана в современных философских теориях «герменевтика» и аналитическая философия (20в.).
9. Гносеология. Теория Декарта.
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
В своей концепции Декарт поставил перед собой цель сформулировать такие суждения, которые были бы необходимо истинны, и на которых могло быть основано рациональное познание в целом.
Для того, чтобы достичь этой цели Декарт разрабатывает метод универсального сомнения. В соответствии с данным методом необходимо поставить под сомнение все суждения, а в первую очередь те, которые представляются наиболее очевидными.
К наиболее несомненным Декарт отнес суждения об объективном внешнем мире и суждения математиков. В результате Декарт приходит к выводу, что не существует необходимых критериев различия между восприятием объективных вещей и явления и фантазией. Кроме того, Декарт считает, что и математические суждения не являются безусловно истинными.
Однако в итоге своих исследований Декарт приходит к позитивным суждениям: он формулирует такое суждение, в котором невозможно усомниться: «Я мыслю, значит существую»
Сомнение – мыслительный процесс. Мы можем высказывать сомнение по поводу любых вещей и явлений, но мы не можем усомниться в факте собственного мышления, т.к. если мы сомневаемся, то мы уже мыслим.
Таким образом, Декарт утверждал, что единственным источником знаний является сфера субъективности, т.е. сфера мышления самого субъекта познания.
Теория познания У. Оккама
... «мост» к истине напрямую от самой сущности человека. Сегодня теория познания существует в самых различных парадигмах. В самых ... разума. Например, касаясь догмата о всемогуществе божием: «Утверждаю невозможность доказательства того, что бог всемогущ: это ... познания. Если говорить о мистике в современном мире, то в магии данный принцип (элиминации «лишних» принципов) помогает интересующимся людям ...
10. Гносеология. Теория британского сенсуализма (Локк, Беркли, Юм)
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
Идеи Декарта получили свое развитие в британской философии Нового Времени. Представители: Дж.Локк (17в).
Он разработал концепцию сенсуализма (sense – чувство).
Сенсуализм – гносеологическая теория, которая утверждает, что человек осуществляет свое познание внешнего мира только посредством внешних органов чувств. Сенсуализм противостоит рационализму Платона.
С точки зрения Локка, человек представляется как «чистая доска», на которую постоянно что-то наносится. Тем самым Д.Локк утверждает, что в человеческом теле нет врожденных идей: все дано посредством опытного постижения идей.
Д.Локк различает первичные и вторичные качества объекта. Первичные качества – качества, присущие объекту самому по себе. Вторичные – такие качества, которые характеризуют не объект, а скорее восприятие объекта.
Д.Локк стал автором книги «Естественной теории абстракции». Данная теория утверждает, что в объективном мире существуют только конкретные предметы. Взаимодействуя с человеком, они порождают ощущения человека. Абстрактные предметы порождают человеческий разум, когда относят те или иные ощущения.
Другой представитель британской философии – Дж.Беркли (18в).
Для философии Беркли характерен рациональные субъективизм. Он утверждает, что последовательный сенсуалист должен исследовать только субъективные ощущения в качестве непосредственных данных познания. Это означает, что понятие материи, как объективной станции является пустым, бессмысленным.
Несмотря на то, что Дж.Беркли был последователем Локка, тем не менее он критикует Локка в некоторых важных идеях. В частности, Беркли не признает различия в первичных
и вторичных качествах объекта. Он утверждает, что все качества объектов являются вторичными. Беркли также критикует «Естественную теорию абстракции» Локка. Он утверждает, что данная теория не может объяснить как следует воспринимать абстрактные объекты.
Развивая свою критику, Беркли создает новую теорию, которую называет номинализм («именно»).
Номинализм утверждает, что абстрактные объекты не существуют ни в объективном, ни в субъективном мире. Беркли утверждает, что иллюзию существования абстрактных объектов создает язык, на котором говорит человек. Дело в том, что слов языка меньше, чем объектов, которые окружают человека. В этой ситуации человек использует одно слово для обозначения множества объектов. Таким образом, постепенно возникает ощущение, что это слово обозначает уже не конкретный объект, а какую-то общую идею. Однако, по мнению Беркли, это впечатление обманчиво. Слово, в качестве своего значения, всегда имеют только конкретный объект.
Д.Юм – шотландский философ (18в).
Он развивает идею Д.Локка о человеческом сознании как «чистая доска». Он утверждает, что если мы допускаем, что человек все свои познания получает из внешнего мира, то мы должны признать, что человек не может изобрести ни одной самостоятельной идеи: все творчество человека представляет собой только различные комбинации тех ощущений, которые человек получает из внешнего мира.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... тонкого тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник ... том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая ...
Д.Юм также высказал критику в адрес концепции Декарта о мыслящей субстанции ego cogito. Юм считал, что с точки зрения сенсуализма не корректно говорить о существовании мыслящей субстанции, т.к. данная субстанция не представлена восприятием.
15. Гносеология. Теория Канта
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
Кант известен его книгой «Критика чистого разума». Кант назвал свою систему трансцендентной философией. Кант предполагал существование 2х сфер бытия:
1. Сфера трансцендентного бытия (выходящий за пределы, находящиеся по ту сторону опыта. В этой сфере находятся вещи в себе – это недоступный для познания субъекта объективный внешний мир
2. Имманентное бытие (внутренние, присущие самому субъекту) В этой сфере находятся познавательный аппарат субъекта. Этот аппарат устроен таким, образом, что он всегда трансформирует мнение об объектах внешнего мира в соответствии со своей собственной структурой.
Кант утверждал, что познавательный аппарат человека имеет 2 источника познания:
1) Органы чувств. Предметы внешнего мира воздействуют на органы чувств человека и результатом такого воздействия является субъективное ощущение.
2) Рассудок состоит из понятий и категорий. С помощью понятий рассудка познавательный аппарат классифицирует и систематизирует ощущения.
Ощущения с точки зрения Канта даны нам в процессе опыта. Понятие рассудка содержится в познавательном аппарате человека до опыта.
Вывод – трансцендентная философия Канта предполагает, что человек изначально не является «чистой доской». Это означает, что следующие знания в нем заложены изначально, т.е. до обращения к восприятию внешнего мира.
16. Гносеология. Герменевтика и аналитическая философия.
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
В современной философии гносеологический субъективизм проявляет себя в таких направлениях, как герменевтика и аналитическая философия.
Если в сенсуализме важнейшим элементом познания выступали ощущения, в трансцендентной философии Канта таким важнейшим элементом познания выступали понятия рассудка, то в герменевтике и аналитической философии этим является язык, на котором говорит человек. Именно с помощью языка мы говорим о наших ощущениях, о понятиях нашего рассудка. Именно с помощью языка мы строим гносеологические теории о нашем познавательном аппарате.
В современной философии, которая делает предметом исследований язык, выделяют 2 главные проблемы:
1) Семантическая;
2) Синтаксическая
В рамках семантической проблемы философы ставят вопрос: влияют ли на наше познание объектов внешнего мира значение слов того языка, на котором говорит человек. Представители герменевтики утвердительно отвечают на данный вопрос. Они утверждают, что познание оказывается зависимым от того конкретного языка, на котором говорит человек.
Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...
... в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание). 5) Вместе ... и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. 2) Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной ... сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, ...
В рамках синтаксической проблемы современные философы ставят вопрос о том, влияют ли на познание объектов внешнего мира синтаксическая структура языка, на котором говорит человек. Представители аналитической философии утвердительно отвечают на этот вопрос. Они говорят о том, что познание внешнего мира становится зависимой от той структуры языка, на котором говорит человек. Н-р: Б.Гассел: « S (субъект суждений, т.е. то, о чем говорится в суждении) есть P (предмет суждения, т.е. то, что говорится о субъекте суждения)).
Гассел утверждал, что данная формула суждения определяет наше восприятие внешнего мира. Мы воспринимаем внешний мир, как состоящий из дискретных объектов, которым присущи определенные свойства из-за синтаксиса нашего языка.
У.Куайн предположил существование гипотетического языка с иной синтаксической структурой, которая отлична от индоевропейских языков и показал, что люди, использующие давний язык, будут иметь иное восприятие объектов внешней действительности. Его книга «Слово и объект» это раскрывает подробнее. Изменяя структуру языка, изменяется восприятие мира.
На самом деле Куайн все выдумал. Теоретические идеи Куайна нашли практические подтверждения в конкретных лингвистических исследованиях. Э.Сеппир, Б. Уорр изучали языки племени коренного населения Америки – индейцев. Они подтвердили, изучая языки племени копи они обнаружили, что копи не оперируют существительными.
В итоге своих исследований Сеппир и Уорр разработали теорию онтологической относительности. Главное в данной теории – не существует какого-то единственно-
правильного восприятия объективной реальности. Любое восприятие оказывается зависимым от структуры того конкретного языка, на котором говорит человек.
13. Гносеология. Категория «абсолютное» и абсолютизм в гносеологии
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
Теория, выбирающая категорию «абсолютное» в качестве основы, называется абсолютизм. Она утверждает, что человек в своем познании способен достичь абсолютного знания. Это означает, что его суждения обладают характеристиками всеобщности и необходимости.
Характеристика всеобщности означает, что суждения распространяются на всю исследуемую предметную область.
Характеристика необходимости означает, что в истинности данного суждения невозможно усомниться.
Чаще всего в качестве примера той области познания, в которой достижимо абсолютное знание, абсолютисты приводят математику.
14. Гносеология. Категория «относительное» и релятивизм в гносеологии.
Теория, которая выбирает в качестве основы категорию относительное называется в философии релятивизм. Он утверждает, что все знания, которые получает человек относительны. Это означает, что их истинность зависит от субъекта познания. Н-р: Протагор (4в до н.э.) представил впервые данную теорию. Известно его изречение „Человек есть мера всех вещей». Он имел ввиду то, что само познание зависит от субъекта познания.
На относительность познания влияют следующие факторы:
1) специфика органов чувств человека, связанная с биологической организацией его организма
2) различия в понятий содержании рассудка познающих субъектов.
3) влияние окружающей среды, культуры, воспитания, образования, в которой формируется человек.
15. Гносеология. Теории истины в гносеологии.
Гносеология (гносес – познание).
Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).
Важнейшим понятием гносеологии является понятие истина. Как сформулировать истинные суждения, каковы критерии истинности. Однако при этом встает и более общий вопрос: «Как определить понятие истины?»
В современной философии существует несколько теорий истины, которое по-разному определяют данное понятие.
1. Корреспондентная теория истины. Данная теория истины является классической. Впервые тезис корреспондетной теории сформулировал еще Аристотель (4 в до н.э.): «Говорить о существующем, что оно существует и о несуществующем, что его нет – значит говорить истину». Дальше Аристотель продолжает: «Говорить о существующем,
что оно не существует и о несуществующем, что оно существует – значит говорить ложь». Позднее в Средневековой философии было сформулировано более лаконичное определение истины в рамках данной теории: «Истина есть соответствие разума вещей».
С точки зрения данной теории суждение является истинным тогда, когда оно называет существующим то, что происходит на самом деле.
2. Когерентная теория истины («согласованность»).
Существуют такие области научного знания, которые вообще не обращаются к исследованию объективной реальности (н-р: теоретическая математика полностью абстрактна: в ней нет наблюдений, эксперимента).
По отношению к теоретической математике, не применима корреспондентная теория истины.
С т.зрения данной теории суждение является истинным тогда и только тогда, когда оно согласуется с другими суждениями в рамках определенной системы знаний (замкнутой).
Н-р: в математике теорема будет признана истинной тогда, когда она выводится из первоначальных аксиом и не противоречит другим теоремам данной теоремы.
3. Прагматическая теория истины. С т.зрения данной теории суждения следуют признавать истинными в том случае, если выраженное в них знание приносит пользу в практической жизни человека. Философы ( У.Джеймс, Д.Дьюи, Ч.Пирс)
У.Джеймс был недоволен развитием теоретической философии и науки. Он считал, что они слишком абстрактны от реалий человеческой жизни. Ученый, с т.зрения Джеймса, не должен стремиться к идеалу объективной истины, которая не имеет никакого значения для жизни человека. Он должен стараться получить такие знания, которые приносят человеку реальную пользу.
17. Антропология. Человек как биологическое существо
В настоящее время существует множество теорий происхождения человека. У каждой теории свои тезисы и положения.
Рассмотрим основные положения теорий, считающих, что человек является биологическим существом. В рамках этой теории человек считается животным, отличающимся от других уровнем приспособленности к изменениям окружающего мира.
Человек уступает многим животным по своим телесным проявлениям. Однако, в процессе эволюции у человека начали развиваться интеллект. способности, которые позволили ему выделиться из мира природы. Философы выделяют две важнейшие хар-ки интеллекта:
Интеллект способен прогнозировать возможное развитие событий. Интеллект человека способен представить различные способы своих действий и выбрать при этом наилучший. Т.О. чел. совершает только одно единств. действие — сразу вносит в окр.среду изменения, кот. наиб. благоприятны для него.
Интеллект позволяет человеку создавать орудие труда. За счет этого человек общается с природой не непосредственно через свое тело, как это делают животные, а посредственно с помощью различных приспособлений. Возможности орудий труда во многом превышают возможности жив-ых.
Данная теория признает, что интеллектуальные способности выделяют человека из всего живого.
Интеллект- это св-во, которое возникает в процессе деят-ти особой формы биолог-кой организации материи, т.е. головного мозга человека.
Ярким представителем данной теории является Ч.Дарвин и его учение о естественном отборе.
18. Антропология. Человек как психическое существо.
Теория, относящаяся к данному типу утверждает, что фундаментальной для человека явл-ся его психическая составляющая. Наиболее известной теорией, относящейся к данному типу, в современности явл-ся психоанализ.
Психоанализ разработал З. Фрейд. Заслуга Фрейда в том, что он впервые заговорил о «бессознательном». До появления психоанализа под психикой понималась лишь совокупность наших сознательных внутренних впечатлений, т.е. поддающихся самоанализу (эмоции, впечатления, цели и ценности), которые человек открывает в себе по средствам работы своего собственного сознания.
Один из главных тезисов теории Фрейда состоял в том, что сознательные переживания – это лишь малая часть нашей психики. Значительно большая часть скрыта от нас самих. Она находится вне нашего сознания.
Именно сферу бессознательного Фрейд признает в качестве сущности человека. Вся жизнь человека, его поступки, настроение, убеждения зависят от бессознательного.
Сущностью бессознательного Фрейд называет либидо («любить», в психоанализе – сексуальная энергия).
Многие психоаналитики в дальнейшем не соглашались с Фрейдом относительно такой трактовки сущности бессознательного. Приводились др.основания (# боязнь одиночества, страх смерти, желание господства, власти).
Все эти хар-ки тоже могут выступать основанием бессознательного. Однако главная заслуга Фрейда в том, что он впервые начал говорить о бессознательном и предложил новую терминологию и методы описания психики.
Техника психоанализа по Фрейду.
В человеке всегда присутствуют желания либидо, которые стремятся к реализации, однако этого не происходит, и Фрейд предлагал следующее объяснение этому.
В человеке существует 3 сферы.
«ОНО» – это сфера бессоз-го, сфера нереал-ных желаний.
«Я» – сфера созн-го, того, что человек может проконтролировать, сфера осознаваемых переживаний и эмоций.
«СВЕРХ-Я» – это социум, в котором
человек живет, откуда он перенимает традиции и культуру.
«Сверх-я» ограничивает проявления либидо в человеке и сохраняет стабильность в обществе (это различные нормы морали, нравственные приоритеты, прописные истины, традиции, а также законы).
Если «Оно» начинает пробиваться в «Я», человек осознает, какие желания он испытывает на самом деле. Эти желания оторваны от норм морали и поэтому, осознавать их человеку стыдно. «Сверх-я» ограничивает «Я». Здесь работает механизм сублимации (вытесненное желание переносится обратно в сферу «Оно»).
Тем не менее, желание стремится выйти наружу, и тогда в сфере «Я» появляется как бы заменитель этого желания, исполнение которого сымитирует исполнение желания сферы «Оно».
22. Человек как социальное существо
Теория, относящаяся к данному типу утверждает, что основой является его социальная составляющая. Философы, которые разделяют данные взгляды утверждают, что человек становится человеком только в социуме.
Начиная с первобытных времен, человек, чтобы противостоять силам природы, объединялся в группы. В этих группах постепенно формировалась социальная стратификация и возникали гендорные отношения ( по функциям, которые мужчина и женщина разделяют).
Постепенно в данных группах людей выделялись лидеры, которые формировали охрану, аппарат управления и т.д.).
Таким образом, постепенно возникали властные отношения и формировались зачатки государства.
При обсуждении социальной характеристики человека можно поставить один важный философский вопрос. Дело в том, что проявление социальной жизни мы можем обнаружить и в животном мире у других живых существ. Многие живые существа так же объединяются в группы, в которых также присутствует социальная стратификация и выделяются властные отношения. Более тог, иногда сообщество животных оказывается очень сложным и вместе с тем очень стабильным, чем человеческое общество.
Встает вопрос: в чем состоят характерные черты именно человеческого общества, имеет ли человеческая социализация над биологические черты или жизнь человека в обществе аналогична тому, как ведут себя животные в природной среде. Выделяют 2 важнейшие характеристики, которые определяют именно человеческий способ социализации:
1. Мир культуры. В отличии от животного человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры, т.е. в мире вещей, созданных руками человека (артефакты).
Поэтому человеческая социализация оказывается более глубокой и интенсивной: на мировоззрение человека влияют не только окружающие люди в реальной жизни, но и многие века той культуры, в которую погружен человек.
2. Произвольность норм в обществе. Социализация в животном мире задается генетически, т.е. животные вступают в определенные социальные отношения, следуя инстинктам, которые выработались у них в процессе эволюции.
В человеческом обществе моральные, юридические, экономические и иные социальные нормы задаются произвольно, т.е. человек сам решает, каких норм он будет придерживаться в обществе.
20. Человек как духовное существо.
Большую часть своей жизни человек проводит в материальном мире, стремясь удовлетворить свои базовые биологические инстинкты. И в этом отношении человек ничем не отличается от животных. В соответствии с базовыми инстинктами человек фиксирует только те вещи и явления в мире, которые могу представлять для него интерес. Разница между человеком и животными на этом уровне только количественная: человек может сформировать более функциональный и разнообразный спектр. Однако даже этот спектр касается удовлетворения базовых вещей.
Все достижения научно-технического прогресса, которых достигло человечество, начиная с 17в. также служили для удовлетворения в первую очередь биологических потребностей, а именно подчинению окружающей среды и повышения степени комфортной жизни.
М. Шелер (20в.) развивал теорию, в которой человека делает человеком его духовная составляющая. Философы, которые развивали данное направление, выделяют 3 характеристики духовной жизни:
1. Экзистациональный смысл вещей и явлений. Кроме функционального смысла, который удовлетворяет базовые инстинкты, человек способен фиксировать также экзистациональный смысл вещей и явления. В данном случае человек, как единственное существо, демонстрирует бескорыстный незаинтересованный взгляд на вещи.
Экзистациональный смысл фиксирует само присутствие вещей и радость бытия. Проявление данной характеристики встречается в науке:
А) Классическая наука руководствуется идеалом истины: важна в первую очередь не полезность знаний, а объективная истинность знания (эпистама – чистое знание)
Б) Искусство. Обычно сущность искусства понимается как демонстрация эстетических ценностей, удовлетворяющие эстетическую потребность в эстетике. Некоторые современные философы (М.Хайдаггер) считает, что сущность искусства глубже. Задачи искусства – фиксация присутствия вещей (экзистенционального смысла)
В) Социальная жизнь. Во многих случаях социальной жизни человек также фиксирует прежде всего социальный смысл явлений. Он оценивает свое отношение с другими людьми по мере их полезности для своей жизни. Однако в своих социальных отношениях человек способен и на иные способы фиксации смысла социальных явлений. Человек может выстраивать социальные отношения бескорыстно, не преследуя особых корыстных целей и какой-то выгоды. Это проявляется в таких отношениях как любовь, дружба.
2. Идеация. В чувственном восприятии человек фиксирует отдельные индивидуальные вещи и явления окружающего мира. Однако, помимо этого человек имеет способность фиксировать сущность вещей, проникать в их глубинный смысл. Эта способность называется идеацией.
Нередко идеация осуществляется как момент, как прозрение. Иллюстрируя данную способность, М.Шелер обращается к легенде о Будде.
3. Рефлексия. В процессе осуществления духовных актов человек оказывается способным посмотреть на себя со стороны. В начале предметом рассмотрения он делает вещи и явления внешнего мира, затем собственное тело и затем свой внутренний психический мир. В этот момент человек престает быть частью мира: его духовные акты познания позволяют фиксировать все существующие вещи и явления в мире. Они позволяют вещам присутствовать в качестве осознанных феноменов.
Смысл жизни по мнению М.Хайдаггера – участвовать в событии явленности мира в присутствие.
21. Логика. Понятия логической формы
Логос – мышление. Этот раздел философского знания рассматривает основные законы и принципы правильного мышления.
Софисты (5 – 4й в до н.э.)
Софизм – рассуждение, в котором содержится намеренная логическая ошибка с целью ввести собеседника в заблуждение.
Понятие логической формы.
«Если на улице идет дождь, то асфальт мокрый. Пока не заметно, чтобы шел дождь. Следовательно, асфальт еще сухой».
Логическая форма – способ связи между содержательными частями мысли.
Логика полностью отвлекается от содержания и изучает только форму рассуждения , используя правильные формы и отличая их от неправильных.
Данные обстоятельства делают логику универсальной по отношению ко всем сферам научного знания.
Любая наука, чтобы быть последовательной, должна соблюдать основные принципы и законы.
22. Логика. Основные логические законы.
Логос – мышление.Этот раздел философского знания рассматривает основные законы и принципы правильного мышления.
Софисты (5 – 4й в до н.э.)
Софизм – рассуждение, в котором содержится намеренная логическая ошибка с целью ввести собеседника в заблуждение.
Основные логические законы
1. Закон тождества.
Любая мысль должна быть тождественной себе самой на протяжении всего рассуждения. При несоблюдении данного закона возникает логическая ошибка, которая получила название – амфиболия (двусмысленность).
При возникновении амфиболии, в процессе рассуждения одному и тому же термину присваиваются разные значения.
В результате возникает «спор о словах» , т.е люди, вступающие в дискуссию, спорят не потому что имеют различные точки зрения, а лишь потому что под одними и теми же словами подразумевают различный смысл.
2. Закон недопущения противоречия.
2 суждения, в одном из которых определяется признак приписывается определенному предмету, а в другом этот же признак отрицается относительно этого же предмета – не может быть одновременно истинным.
Противоречие будет исчезать, если рассматриваются различия в интервалах времени.
«Иван Васильев имеет диплом ТГУ в возрасте 30 лет»
«И. Васильев не имеет диплом ТГУ в возрасте 18 лет»
Противоречие так же будет исчезать в том случае, когда предмет рассматривается в различных отношениях.
«В. Иванов хорошо знает английский язык для 11 класса»
«В. Иванов недостаточно хорошо знает англ яз для работы послом в Англии.
Они противоречат друг другу.
3. Закон исключаемого третьего.
2 суждения, в одном из которых определенный признак приписывается определенному предмету, а в другом этот же признак определяется относительно этого же предмета не могут быть одновременно ложными.
Одно из них обязательно истинно.
Т.е мир черно-белый без промежуточных состояний.
Прокурор: Джанс был на месте преступлении и являлся соучастником убийства
Адвокат: во время совершения преступления Джанс крепко спал у себя дома и соучастником не являлся.
4. Закон достаточного основания.
Любое суждение для того чтобы считаться истинным должно иметь достаточное основание.
В науке ими являются достоверные факты действительности , научные определения, аксиомы науки.
Д. Уильямс обязан явиться в суд и дать правдивые показания поскольку он вызван в качестве свидетеля.
Данное основание является достаточным, поскольку в юридической науке существует определение свидетеля