Эмоциональные состояния 2

До сих пор термины эмоции, чувства и аффекты применяются весьма нестрого. Но принято четко разделять различные виды эмоциональных состояний:

— эмоциональный тон ощущений

— эмоциональный эпизод

— состояние эмоциональной направленности

— чувства

— аффект

— эмоциональный фон (настроение)

1. Эмоциональный тон ощущений

Эмоциональный тон ощущений — отношение к качеству ощущений — возникновение приятных или неприятных ощущений под воздействием раздражителя. Часто источник неприятных или приятных ощущений может быть неясен, но возникает чувство дискомфорта или комфорта (запах).

ИДИОСИНКРАЗИЯ — болезненное (органическое) отвращение к опр. раздражителям.

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения.

Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения).

Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.

2. Чувства

Чувства — переживаемое в различных формах отношение Ч к определенному предмету или явлению. То есть имеют предметный характер. Их вызывают события, люди, информация и др.

Выделяют Практические — отношение к к-л деятельности,

Моральные — отношение к человеку, обществу, самому себе и др. в соответствии с собственными нормами и принципами

Например, + долг, любовь, патриотизм, доброжелательность,

— эгоизм, жестокость

Интеллектуальные — отношение к информации, процессу познания, его успешность

Например, любознательность, увлечение, скепсис, сомнения, безразличие

Эстетические — отношение к прекрасному в природе, искусстве,

7 стр., 3281 слов

Ощущение

... эмоциональный тон. Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения ... ) и центрального (мозгового). Например, зрение: клетки сетчатки глаза ... чувства голода. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения ... отношения, показывающего какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражителю, чтобы получить едва заметное различение в ощущениях ...

Например, гармония, восхищение, тоска, воодушевление, уныние.

эстетически чувства формируются главным образом средствами искусства.

3. Состояние эмоциональной направленности

Ряд эмоциональных состояний непосредственно связаны с удовлетворением потребностей.

Б. И. Додонов (1978) предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д.

По существу, основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

  1. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
  2. Глорические эмоции (от лат. gloria слава).

    2 стр., 801 слов

    Психология развития. Что такое психический процесс. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

    Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

    Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

  3. Праксические эмоции. Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или не успешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.
  4. Пугнические эмоции (от лат. pugna борьба).

    Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта,"спортивная злость", предельная мобилизация своих возможностей.

  5. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7'. Гностические эмоции (от греч. gnosis знание).

Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, возбуждающая эти эмоции, — это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

5 стр., 2009 слов

Эмоции и чувства человека

... связанные с удовлетворением потребностей человека, являются для него безразличными, не вызывающими эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного ... чувства человека могут классифицироваться также по силе, длительности, глубине, действенности и форме своего выражения. По данному основанию выделяют такие эмоциональные состояния человека как настроение ...

  1. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения. Первая: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции (Кубланов, 1966;Шингаров, 1971; Юлдашев, 1969).

    Вторая: эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты (Молчанова, 1966).

    По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»).

    Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

  2. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение).

Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д. Мне эта классификация представляется несколько надуманной. Смысл классификации эмоций должен быть не в том, чтобы соотнести их с конкретными видами потребностей (для этого нужно еще иметь обоснованную и непротиворечивую классификацию самих потребностей, чего до сих пор нет), а в том, чтобы выявить группы эмоций, различающиеся по качеству переживаний и их роли для человека и животных. Трудно согласиться, что удовольствие, получаемое от любимого дела, слушания музыки или поедания пищи будет качественно различным как отношение к воспринимаемому и ощущаемому. Другое дело, что к этому отношению примешиваются различные специфические ощущения, которые и могут создавать иллюзию различных испытываемых человеком эмоций.

6 стр., 2861 слов

Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг

... РЕАБИЛИТАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА ТЕМУ: «Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг» Выполнила: студ. Левицкая Екатерина Владимировна Специальность ... др.) 2.Эмоциональная переработка- способность пациента, проявляя личные эмоции, сравнить их с эмоциями других людей при коррекции со стороны врача (произведения А.Чехова ...

4. Аффект

Аффект — кратковременная, но бурно протекающая эмоциональная реакция, быстро овладевающая человеком. При этом снижается контроль за действиями, утрата самообладания. Требует огромной энергии и затрат сил.

— Гнев, Ярость, Ужас, Бурная радость, Глубокое горе, Отчаяние.

Несколько стадий:

1) Начальная

• Смещение сознания (снижается переключаемость внимания) человек не может думать ни о чем другом:

• отвлечен от всего другого, даже важного,

• сильное напряжение, мелкие движения,

• возбуждение все более охватывающее кору больших полушарий (КБП)  дезорганизация мышления,

• человек упорно поддается переживаемому чувству.

2) Активная

• Возбуждение КБП затрагивает двигательную сферу,

• утрачивается контроль над собой — обильные и беспорядочные движения. человек может осознавать свои действия, но не может овладеть своими мыслями и поступками.

• меняется характер процесса мышления — не может предвидеть результатов своих действий  невозможно целесообразное поведение.

3) Конечная

3 стр., 1331 слов

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей Вопросы: 1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация 2.Основные закономерности развития физических способностей 3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам Литература: 1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; ...

• упадок сил, неподвижность,

• безразличие ко всему,

• опустошенность.

Аффективные проявления положительных эмоций — это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а аффективные проявления отрицательных эмоций — это ярость, гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся нередко ступором (застыванием в неподвижной позе).

После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т. е. так называемый аффективный шок.

Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека (человек позволяет себе прийти в аффективное состояние), либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

5. Настроение

(эмоциональный фон)

Настроение — длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. В отличие от чувств оно < интенсивно и < предметно. В целом Настроение — это обобщенная оценка обстоятельств, отношение к обстоятельствам.

Причины — как внешние, так и внутренние. Устойчивость зависит от

• возраста,

• индивидуальных особенностей (характер, темперамент),

• силы воли,

• развития мотивов и др.

Настроение м.б. устойчивой чертой личности (оптимист, пессимист) и влияет на работоспособность, эффективность д-ти, самооценку, уровень притязаний.

Характеристики:

  • интенсивность (воодушевление, апатия — ровне  ак-ти),
  • выраженность,
  • напряженность,
  • устойчивость.

Термин «настроение» охватывает относительно длительные эмоциональные переживания, длящиеся несколько часов, дней или даже недель. Собственно, настроением создается фоновое состояние, которым задается повышенная вероятность вовлечения в тот или иной эмоциональный эпизод.

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

... эмоционально спокойном состоянии эти люди с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального ... частое) пребывание в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для ... отчета в возможных последствиях. Причины недовольства могут оказаться самыми разными ... реакциями в области тонких эмоций. В беседе с эмотивными ...

В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

  1. слабой интенсивностью;
  2. значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);

4) влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

6. Состояние тревоги

Тревога — состояние ожидания угрозы, опасности, проявляется в беспокойстве. Можем быть вызвано стрессом и зависит от отщей тревожности Ч.

Тревожность — показатель адаптивной реакции на угрожающий фактор, степени напряжения регуляторных психических механизмов.

Высокая тревожность в сочетании с частыми напряженными ситуациями в жизни может привести к состоянию невроза:

Невроз — группа нервно-психических расстройств, являющихся следствием длительного и чрезмерно сильного эмоционального напряжения. Он характеризуется:

1) повышенной чувствительностью к раздражителям — адаптивный признак, так как идет получение новой Информации с помощью которой можно разрешить ситуацию, но так как Ч становится более чувствительным и восприиимчивым к действию всех раздражителей это приводит к росту напряженности 

2) изменяется сон,

3) растет утомляемость, раздражительность, эмоциональная напряженность, неустойчивость

4) вегетативные дисфункции, головные боли, психосоматические жалобы,

5) чувство подавленности, ощущение тревоги.

Невротические состояния формируются постепенно и ограничены по длительности, по постепенно появляются чаще и в конце-концов доминируют.